Упражнения на формирование команды

Следующая группа упражнений посвящена развитию навыков командного взаимодействия. В них стимулируется творческая деятельность участников, которые начинают ощущать себя единой командой за счет совместного преодоления игровых препятствий или достижения общих целей. В этих упражнениях улучшаются отношения между участниками, они находят наиболее эффективные пути координации совместной деятельности. Эти упражнения могут быть использованы как сами по себе, в виде небольших командообразующих сессий, так и в полноценном тренинге командообразования, где их можно сопроводить теоретическими блоками.

Мост
Цели и возможности применения. В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.
Необходимые материалы. Скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.
Время. 10-30 минут.
Размер группы. 10-30 человек.
Процедура:
1. Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.
2. Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.
Обсуждение. То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди осту-пались.,

Башни
Цели и возможности применения. В упражнении тренируются навыки взаимодействия в команде.
Необходимые материалы. Детали для детского конструктора, карточки с инструкциями по количеству участников (одну и ту же инструкцию можно использовать для более чем одной кар-точки). Инструкции, которые следует написать на карточках:
1. Башня должна иметь высоту в 10 уровней.
2. Башня должна быть не меньше 8 уровней в высоту.
3. Башня должна быть не больше 15 уровней.
4. В строительстве можно использовать только белые, красные и желтые «кирпичики».
5. Башня должна быть построена только из белых и желтых «кирпичиков».
6. Каждый уровень должен быть единым по цвету.
7. Шестой уровень башни должен быть желтым.
8. Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.
Время. 30 минут.
Размер группы. 12-30 человек.
Процедура:
1. Участники делятся на группы по 5-8 человек, каждая группа получает некоторое количество деталей для конструктора.
2. Тренер объясняет участникам, что каждая команда должна построить башню, но во время работы нельзя разговаривать. Каждый участник получает дополнительные инструкции на карточках, которые нельзя показывать другим.
Обсуждение
1. Происходили ли в процессе совместной работы конфликты? Каким образом они разрешались?
2. Насколько быстро участники команды поняли, что для эффективного взаимодействия необходимо понять цели каждого?
3. Как в реальной деятельности команды возможно интегрировать интересы каждого?

Волшебная бутылка
Цели и возможности применения. Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Также это упражнение подходит для эффектного и теплого завершения тренинга.
Необходимые материалы. Бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.
Время. 10-30 минут в зависимости от размера команды и глубины обсуждений.
Размер группы. 10-20 человек.
Процедура:
1. Группа, сидящая в общем кругу, получает следующую инструкцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и — сюрприз! — из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабочей обстановке. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тетя, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы офисный стол стал больше, и т. д. Каждый может загадать свои три желания».
2. Каждый пишет свои три желаемых изменения, относящихся к командной работе.
3. Общегрупповой список фиксируется на доске.
Обсуждение. Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения ситуации?
Вариант. После того как каждый написал свои 3 желания, каждая мини-группа получает по листу бумаги формата A3, на котором им нужно отобразить в виде рисунков, диаграмм и т. д. те изменения, которые эти три участника хотели бы видеть в своей команде. Затем один представитель каждой мини-группы рассказывает о том, что было решено в его группе.

Да здравствует позитив!
Цели и возможности применения. Упражнение помогает подчеркнуть важность вклада каждого участника в совместную деятельность, также оно помогает создать позитивную атмосферу в конфликтной или негативно настроенной группе.
Необходимые материалы. Маленькие листочки бумаги для записей, карандаши.
Время. 10-2О минут в зависимости от количества участников.
Размер группы. 8-30 человек.
Процедура: -
1. Участники получают листочки бумаги по количеству членов группы.
2. Каждый пишет на листочке имя другого участника и то, чем он особенно восхищается в этом человеке. На следующем листочке — имя следующего и так далее для каждого.
3. Затем листочки складывают, сверху надписывают имя получателя (подписываться не нужно), сдают ведущему, который раздает их адресатам.
Обсуждение. Можно подчеркнуть важность поддержки и позитивной обратной связи для эффективной работы в команде.

Десять фактов о нас
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам ощутить себя единой командой, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.
Необходимые материалы. Листы формата А4, карандаши.
Время. 10-15 минут.
Размер группы. 12-30 человек.
Процедура:
1. Участники разбиваются на пары, тренер просит каждую пару найти и записать за 3 минуты 10 фактов, которые их объединяют. Например: «Мы оба из Воронежа», «Мы оба любим готовить» и т. д.
2. После этого пары объединяются в четверки, которым нужно найти 10 фактов, общих уже для всей четверки.
3. После того как эти факты записаны, вся команда объединяется вместе и находит 10 фактов, общих уже для всей команды.
Обсуждение. Можно подчеркнуть, как много в нас общего, подчеркнуть, что в команде собрались не случайные люди, и все мы оказались здесь потому, что нас что-то объединяет. После этого упражнения можно перейти к обсуждению совместных убеждений и ценностей команды или к формулированию ее миссии.

Воздушные замки
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также оно обычно проходит в веселой и дружественной атмосфере, что позволяет использовать его в конце тренинга для того, чтобы эффектно и позитивно его завершить.
Необходимые материалы. Пачка бумаги формата А4.
Время. 25 минут.
Размер группы. 12-30 человек.
Процедура:
1. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек
2. В центр комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего, кроме бумаги, использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает ко-манда, которая построит самую высокую башню».
Обсуждение. Если упражнение используется как завершающее тренинг командообразования, то обсуждения можно не проводить. Если упражнение используется для анализа навыков совместной деятельности, можно обсудить, что помогало, а что мешало всем работать в команде.

Вместе мы сильнее
Цели и возможности применения. Упражнение позволяет осознать, что возможности команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши.
Время. 15-20 минут.
Размер группы. 12-20 человек.
Процедура:
1. Каждый участник за 5 минут составляет список своих сильных и слабых сторон в своей сфере деятельности (как-то: продажи, подготовка семинаров, общение с клиентами по телефону и т. д.).
2. Далее в мини-группах (если группа больше 10-12 человек) или все участники тренинга составляют совместный список сильных и слабых сторон всей команды. При этом если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого человека, то этот недостаток можно вычеркнуть. (Например, в одной группе, где я проводила это упражнение, написала, что прямолинейность одной из участниц компенсируется тактичностью другой и, с другой стороны, первая помогает второй отстаивать свои права с конфликтными клиентами.) Также если команда формулирует новые общекомандные недостатки и достоинства, то их следует дописать.
3. После этого представитель от каждой команды рассказывает о том, что изменилось в списках достоинств и недостатков, после того как они были объединены.
Выводы. Возможности команды не равны простой сумме возможностей отдельных индивидуумов. Как правило, в командном взаимодействии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.

Мой вклад в команду
Цели и возможности применения. Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать раз-личные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 12-20 человек.
Процедура:
1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.
2. Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется в виду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой вклад.
3. Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-груплы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.
Выводы
1. Можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.
2. Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному — выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т. д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению темы ролей в команде.

Круг – треугольник – квадрат - спираль
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 12-20 человек.
Процедура:
1. Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
2. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
¦ Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы внутри команды всегда были хорошие отношения, чтобы эмоциональная атмосфера всегда было позитивной, а команда — сплоченной.
¦ Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
¦ Любители треугольников обычно люди, хорошо знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задач.
¦ Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.
Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:
¦ Квадрат — что помогает поддерживать порядок и структуру.
¦ Треугольник — что помогает достигать результатов.
¦ Круг — что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.
¦ Спираль — что помогает быть творческими и создавать новые идеи.

Остров
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также можно использовать его в конце тренинга командообразования для эффектного и позитивного его завершения.
Необходимые материалы. По листу бумаги формата A3 на, каждую подгруппу из 3-6 человек.
Время. 15-20 минут.
Размер группы. 12-20 человек.
Процедура:
1. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата A3.
2. Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Перед вами остров. Нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь — ваше дело! Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т. д.».
Обсуждение. Не требуется.

Плот
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности и работает на сплочение участников.
Время. 10~15 минут.
Размер группы. 10-20 человек.
Процедура:
1. В круг ставятся стулья по количеству участников, и участники встают на стулья. Эти стулья символизируют плот, на котором нужно удержаться всей команде. Тренер объясняет участникам, что, когда зазвучит музыка, им нужно будет по кругу двигаться по стульям и при этом им нельзя сходить со стульев на пол.
2. Тренер включает музыку с элементами звуков воды и объявляет, что плавание началось.
3. Во время движения участников тренер аккуратно изымает стулья из круга, объясняя, что плот ломается, но участникам все равно нужно удержаться и уместиться на оставшихся стульях.
4. Уменьшение количества стульев происходит до того момента, пока их не станет примерно в три раза меньше, чем в начале, и все участники не разместятся на оставшихся стульях.
Обсуждение. Не обязательно. В тренинге по командообразованию можно провести обсуждение того, как группа координировала свою деятельность.
Вариант. Можно завязать нескольким участникам глаза и объяснить команде, что им так следует координировать свои усилия, чтобы эти люди тоже участвовали в движении плота. В этом случае упражнение становится достаточно сложным и может использоваться как упражнение на формирование команды.

Переправа
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.
Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метров каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.
Время: от 20 минут до часа, в зависимости от того, насколько «сработана» и эффективна в совместной деятельности данная команда.
Размер группы. 12-20 человек.
Процедура:
1. Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4— 5 метров. Вся группа становится за одну из веревок (не между ними).
2. Группе дается следующая вводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками — безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками — опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель — всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет — вся команда
Упражнения на формирование команды
возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы и т. п.».
Вопросы для обсуждения
1. Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?
2. Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?
3. Лидерства и инициативы было слишком много (у всех была своя точка зрения на то, что следует делать, и много времени было потрачено на споры) или слишком мало (все стояли и не знали, что делать)?
4. Что помогало и что мешало эффективной деятельности команды?
5. Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?

Уменьшающаяся газета
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффектного и позитивного его завершения.
Необходимые материалы. По 1 газетному листу на каждую подгруппу.
Время. 10 минут.
Размер группы. 10-20 человек.
Процедура:
1. Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.
2. Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать "Мы — одна команда!"»
3. После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание.
4. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»
Обсуждение. Не требуется.

Шарики
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды, также его можно использовать в любом тренинге для того, чтобы активизировать и развеселить участников.
Необходимые материалы. Воздушные шарики (количество шариков примерно равно количеству членов команды).
Время. 10-12 минут.
Размер группы. 5-20 человек.
Процедура:
1. Все участники стоят в общем кругу. Тренер просит каждого надуть по шарику и отпустить в центр круга.
2. После того как это будет сделано, тренер просит всех взяться за руки и, не разжимая рук, лопнуть все шарики, не давая ни одному шарику выскользнуть из круга.
Вопросы для обсуждения
1. Как команде удалось справиться с заданием, что было сложно, а что легко?
2. Кто наиболее активно участвовал в лопании шариков, кто принимал на себя лидерскую роль, пытался организовать других?
3. Вся ли команда работала слаженно или иногда усилия участников мешали друг другу и шарики выскользали за круг?
Вариант. Можно лопать шарики в мини-группах по 3-4 человека на время, после чего провести обсуждение того, почему одни мини-группы были слаженнее и эффективнее других.

Издание анекдотов
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.
Необходимые материалы. Смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны и разложены по конвертам (по одной истории на конверт).
Время. 10-12 минут.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура:
1. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 8 человек, каждая группа получает один конверт.
2. Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда — это одна семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема — родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды — привести текст в порядок».
Вопросы для обсуждения
1. Как команда справилась с заданием?
2. Что было сложно?
3. Почему победители победили?
Варианты
1. Можно не делиться на команды, группа получает на всех один конверт, в котором полоски с кусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.
2. Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно таким образом собрать поздравления или пожелания.

Синергия
Цели и возможности применения. Упражнение помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных ее участников.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши.
Время. 15 минут на выполнение упражнения, от 5 до 15 минут на обсуждение в зависимости от глубины представляемого теоретического материала.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Тренер пишет на доске слово, имеющее отношение к теме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10 букв. (Например: покупатель, мерчендайзинг.)
2. Тренер раздает каждому по листу бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске.
3. После 5 минут индивидуальной работы тренер объединяет участников в мини-группы по 3-4 человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.
4. После 5 минут работы в мини-группах тренер объединяет всех участников в одну группу, выдает им лист и просит создать список, общий для всей группы.
Обсуждение
1. Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них почти всегда положительные.
2. Были ли во время группового обсуждения добавлены новые слова, которых не было ни у кого из индивидуальных участников — появились ли новые идеи во время составления общего списка?
3. В реальной жизни — когда командная деятельность приносит результат больший, чем просто сумма результатов работы всех ее участников?
Варианты
1. Можно использовать в упражнении само слово «Синергия» — название демонстрируемого эффекта от командной деятельности.
2. Вместо упражнения с буквами можно использовать задания для мозгового штурма, например придумать максимум способов того, как использовать скрепку. В таких задачках, как правило, тоже вариантов становится тем больше, чем больше участников в группе, что хорошо иллюстрирует необходимость помощи и вклада каждого.
3. Можно использовать задания, имеющие отношение к тематике тренинга, например для тренинга по продажам — перечислить все конкурентные преимущества продаваемого продукта.

Упражнения на коммуникативные навыки
В упражнениях этой группы отрабатываются навыки коммуникации — умение слушать, убеждать, выступать перед аудиторией и т. д. Эти упражнения и сами по себе принесут пользу участникам, желающим потренировать свое умение общаться, тем, кто теряется в общении и хотел бы приобрести «хорошо подвешенный язык». Но максимальная польза будет, если сопроводить их материалом о различных коммуникативных приемах и методах, которые могут быть полезны в конкретной рабочей или жизненной ситуации участников тренинга. Упражнения, построенные на историях и сказках, хорошо стимулируют творческую активность участников в ситуации переговоров, умение придумать что-то новое, что поможет усилить их позицию, умение преподнести аргументы партнеру по общению. Поэтому хорошо сопровождать эти упражнения ролевыми играми, построенными уже на реальном материале конкретной компании. Например, попросить участников придумать аргументы в пользу приобретения товара у их компании, сыграть уже не героев волшебной сказки, а клиента и поставщика и т. д.

Умение слушать
Цели и возможности применения. Упражнение помогает увидеть, умеют ли участники слушать друг друга, понять, что помогает, а что мешает этому процессу.
Время. 15 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Участники делятся на пары. •
2. В каждой паре участники должны за 5 минут рассказать другому о себе на заданную тренером тему (откуда родом, про свою семью, о своем хобби, о последнем просмотренном фильме, о последней прочитанной книге и т. д.).
3. (Об этом задании не говорится заранее.) Тренер объединяет пары в четверки и просит каждого участника рассказать о том, что он узнал о партнере, другой паре. При этом партнер молчит и никак не исправляет того, что о нем говорят.
4. Проводится обсуждение: всё ли рассказали или были потери информации?
Варианты. Можно представить группе техники активного слушания и обратить их внимание на то, как улучшается процесс слушания, если, использовать эти техники.

Расскажите историю
Цели и возможности применения. Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразования.
Время. 10-15 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Тренер или группа пишут на доске:
¦ Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.
¦ Название любого предмета, который можно подарить на день рождения маме.
¦ Любой вид спорта.
¦ Любую еду.
¦ Имя любой знаменитости.
¦ Любое преступление.
¦ Любую профессию.
2. Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь...» Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, написанные на доске.
Вывод. Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться. После этого упражнения можно обсудить, насколько эффективно происходит передача инициативы в данной команде.

Такси
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение убеждать, а также может использоваться для того, чтобы встряхнуть пассивную или уставшую группу.
Время. 10 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
Участники разбиваются на пары и получают следующую инструкцию: «Вы выходите поздно вечером из кинотеатра и вам абсолютно необходимо как можно быстрее уехать. Вы видите, как в нескольких метрах от вас останавливается такси и водитель приоткрывает дверцу, чтобы пригласить пассажира. Вы подходите к такси одновременно с другим человеком (это ваш партнер по игре). Ему тоже срочно нужно ехать, но в другую сторону. Вам нужно решить, кто из вас поедет на этом такси. У вас есть 5 минут, чтобы убедить партнера, что вам такси нужнее».
Вопросы для обсуждения
1. Кто победил в вашей паре?
2. Как победителю удалось убедить партнера, что такси нужнее именно ему?
3. Можно ли обобщить этот опыт? Какие методы убеждения были использованы?

Знаменитости
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение задавать вопросы, невербальную коммуникацию, умение разрешать проблемы.
Время. 5-10 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
Участники распределяются по парам. Каждому на спину прикрепляется листок бумаги с именем знаменитости (певца, политика и т. д.). После этого группа получает следующую инструкцию: «У вас на спине прикреплен листок бумаги с именем знаменитости. Вам нужно, не снимая и не чи-тая, что у вас там написано, угадать, о ком идет речь. Вы не можете сами посмотреть написанное имя, но это может сделать ваш партнер. Ваша задача — узнать у него это имя, задавая ему вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет", например "Это женщина?", "Это политик?" и т. д. Нельзя задавать никаких других вопросов, кроме вопросов, на которые можно ответить "да" и "нет"».
Обсуждение. Не требуется.
Варианты
1. В тренинге невербальной коммуникации или артистизма можно попросить группу угадывать без слов, партнер может только показывать жестами что-то, что связано с угадываемой фигурой.
2. В начале тренинга на этапе знакомства можно поставить условие — участники могут задать одному партнеру не больше трех вопросов (в этом случае группа не разбивается на пары ). Дальше они должны найти следующего партнера. Те, кто уже угадал «свое имя», помогают остальным.
3. Вместо знаменитостей можно использовать типажи, связанные с темой тренинга. Например, командные роли или «агрессивный продавец», «нерешительный клиент» и т. д.

Выйди из скорлупы
Цели и возможности применения. Упражнение помогает? участникам потренироваться в навыках убеждения. Также упражнение помогает «встряхнуть» участников, создает в группе позитивную и веселую атмосферу.
Время. 5-10 минут.
Размер группы. 10-20 человек.
Процедура:
1. На полу мелом либо бумажной клейкой лентой очерчивается круг диаметром около 1 м. Тренер просит одного добровольца встать в этот круг.
2. После этого дается задание группе: нужно убедить водящего выйти из круга. Нельзя использовать физическую силу для того, чтобы, к примеру, вытолкнуть его из, круга, можно что-то предлагать взамен, торговаться, объяснять, почему он должен выйти, давать обещания
и т. д.
3. После того как водящий вышел из круга, проводится разбор техник и приемов влияния, которые были использованы.
Варианты. Можно снять упражнение на видеокамеру, после чего просмотреть отснятый материал с обсуждением того, как группа убеждала стоящего в кругу выйти из него, какие приемы убеждения были использованы.

Передать одним словом
Цели и возможности применения. Упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации. Оно особенно полезно в тренинге телефонного общения, также может применяться в любых коммуникативных тренингах.
Необходимые материалы. Карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций (см. приложение).
Размер группы. 5-20 человек.
Время. 5-10 минут.
Процедура:
1. Тренер раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показывать их другим участникам.
2. Далее тренер просит произнести «Ага», «Алло» или «Здравствуйте!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника.
3. Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Вопросы для обсуждения
1. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
2. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении ваш собеседник?
3. Было ли так, что, позвонив в организацию, вы по интонации первых слов понимали, что вам здесь не рады?
4. Насколько безупречно ваше собственное телефонное общение?
Вариант. Можно предложить рассказать короткий стишок типа «уронили мишку на пол».

Приложение. Список эмоций
¦ Радость.
¦ Удивление.
¦ Сожаление.
¦ Разочарование.
¦ Подозрительность.
¦ Грусть.
¦ Веселье.
¦ Холодное равнодушие.
¦ Спокойствие.
¦ Заинтересованность.
¦ Уверенность.
¦ Желание помочь.
¦ Усталость.
¦ Волнение.
¦ Энтузиазм.

Интонации
Цели и возможности применения. Упражнение помогает отработать умение пользоваться различными интонациями.
Необходимые материалы. Список эмоций (см. упражнение «Передать одним словом») на каждого участника.
Размер группы. 5-20 человек. Время. 5-10 минут.
Процедура:
Каждый участник, получив список эмоций, должен произнести эмоционально нейтральное слово (здравствуйте, добрый день, до свидания, хорошая погода, спагетти и т. д.) с каждой из интонаций. После этого упражнение повторяет следующий участник и т. д.
Обсуждение. Можно обсудить, насколько трудно было произносить слова с различными интонациями, что получалось, а что нет.
Дополнение. Упражнение хорошо использовать после предыдущего («Передать одним словом») — после того, как участники осознали значимость интонаций, они отрабатывают навык их использования.

Одноминутная речь
Цели и возможности применения. Упражнение помогает развитию коммуникативных навыков, ораторского мастерства, способности говорить спонтанно. Также оно может служить разогревом для пассивной группы.
Необходимые материалы. Список вопросов для обсуждения, секундомер.
Подготовка. Тренер заранее готовит список вопросов для выступлений на определенную тему. (Пример списка вопросов см. в приложении.)
Время. В зависимости от размера группы 10-25 минут.
Размер группы. 6-15 человек.
Процедура:
1. Тренер объясняет, что каждому из участников нужно будет произнести одноминутную речь на определенную тему. Выбирается доброволец, который будет следить за временем.
2. Тренер зачитывает или показывает на проекторе первый вопрос и выбирает первого оратора, который говорит в течение минуты.
3. Тренер называет следующий вопрос и вызывает следующего участника, так продолжается, пока не выступят все.
4. После завершения выступлений тренер просит группу дать обратную связь всем участникам.
Обсуждение
1. Что особенно понравилось в выступлениях, привлекло внимание, «зацепило»?
2. Какие удачные ораторские приемы были использованы участниками?
3. Было ли легко или тяжело говорить спонтанно?
4. Что делали спикеры, если у них «заканчивались мысли»?
Приложение. Возможный список вопросов для выступления
¦ Как вы заработали первые деньги?
¦ Самый необычный подарок, который вы дарили или получали?
¦ Самая смешная история, которая с вами происходила?
¦ Лучший отпуск, который вы провели?
¦ Отговорки, которые люди придумывают, когда опаздывают?
¦ Что лучше — дипломатичность или прямолинейность?
¦ Манипуляции — это хорошо или плохо?
¦ С каких фраз начать знакомство в метро?
¦ Если бы вы выиграли кругосветное путешествие, куда бы вы поехали?

Семь богатырей
Цели и возможности применения. В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.
Время. 20-25 минут.
Размер группы. 10-15 человек
Процедура:
1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одной участницы, которая будет играть роль царевны.
2. Тренер предложит группе, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомнить и разыграть сказку А. С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все пре-имущества такого конца сказки.
3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к «царевне» со своими аргументами.
4. После выступлений «царевна» говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.
Вариант. Можно снять выступления на видеокамеру и сделать разбор презентационных навыков.

Леопольд
Цели и возможности применения. В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти подход к каждому, вопросы, связанные с доверием партнеру по переговорам и созданию образа человека, которому можно доверять.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 7-15 человек.
Процедура:
1. Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».
2. Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных — прочими кошачьими именами, например Василием, Муркой и т. д. При этом Леопольдом или Леопольдиной может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.
3. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему всевозможные пакости.
4. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд (или Леопольдина) и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты — опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота — убедить мышь, что именно он — безобидный Леопольд. Задача мыши — определить настоящего Леопольда.
5. «Котам» дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.
Вопросы для обсуждения
1. Что делает наши презентации заслуживающими доверие?
2. Почему мы доверяем одному партнеру, но не доверяем другому? '
3. Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

Коллекция аргументов
Цели и возможности применения. В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, приходит понимание того, что у любого предложения много плюсов.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 7-15 человек.
Процедура:
1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека.
2. Тренер дает командам следующие задания. Первая команда должна придумать максимум оправданий, которые можно использовать при опоздании на работу. Вторая группа придумывает максимум оправданий, которые может выдать сотруднику ГАИ водитель, превысивший скорость. Третья группа — оправдания для любовника, которого застал муж. При этом группы не должны критиковать то, что говорится, а просто накидывают приходящие идеи.
3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы презентует всей группе то, что было придумано.
Вопросы для обсуждения.
1. Какие из представленных версий были бы жизнеспособны в реальной жизни?
2. Почему за несколько минут мы смогли придумать столько идей?
3. Почему в реальной жизни мы чаще теряемся и не знаем, что сказать?
Вариант. После этого мозгового штурма можно попросить участников придумать аргументы, которые они могли бы использовать в своей ситуации, — например, типичные ответы на возражения.

Витязь на распутье
Цели и возможности применения. В упражнении отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 10-15 человек.
Процедура:
1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
2. Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — голову потеряешь, прямо пойдешь — женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая — направо, а третья — прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.
3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.
Вариант. Можно снять выступления на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.

Билет на Гавайи
Цели и возможности применения. В упражнении отрабатывается умение убеждать, находить аргументы в пользу своей позиции. Также упражнение хорошо оживляет участников и настраивает их на активную работу.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, которым дается следующая инструкция. «Вашей команде каким-то образом достался билет на Гавайи. Билет только на одного человека, и его нельзя продать, обменять, полететь всем вместе и т. д. Решите, пожалуйста, кто из вас полетит, и почему».
2. Группы совещаются в течение 5 минут, после чего рассказывают всем о своем решении.
Обсуждение. Можно обсудить, какие приемы и методы убеждения использованы.

Пять минут славы
Цели и возможности применения. Упражнение направлено на развитие творчества в общении, умение находить новые идеи и аргументы в свою пользу, умение вести дискуссию.
Время. 15-20 минут.
Размер группы. 8-20 человек.
Процедура:
1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, которым дается следующая инструкция: «Ваша группа — команда авторов. Вы получите возможность составить сообщение, которое прочитает каждый человек на планете. Донесение информации гарантируется ООН и рядом крупных информационных агентств. Кто-то получит ее в виде брошюры, кто-то прочитает как статью в газете, кто-то увидит как программу по телевидению или выступление оратора в его городе. Ваша задача — решить, какая информация достаточно важна для того, чтобы презентовать ее всем людям».
2. Группам дается 10 минут на обсуждение, после чего каждая группа презентует всем свой вариант.
Вариант. Можно после того, как все группы выступят, попросить каждую группу подготовить выступление на тему того, почему их вариант лучше, чем остальные.

Завтрак с героем
Цели и возможности применения. Упражнение дает возможность потренировать умение убеждать, также может использоваться для того, чтобы встряхнуть пассивную или уставшую группу.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши.
Время. 15-20 минут.
Размер группы. 8-20 человек.
Процедура:
1. Ведущий просит группу представить себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел впечатление на участника в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.
2. После того как каждый участник записал свой вариант, вся группа делится на пары, которым нужно решить, с кем из двоих героев участники будут встречаться. Парам дается 5 минут на дискуссию.
3. После того как каждая пара выбрала героя, пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя.
4. Далее четверки объединяются между собой и так далее, пока не останется только один герой всей команды.
Обсуждение. Если это актуально, можно провести дискуссию о ценностях команды, о том, почему были выбраны определенные люди, что важно для нас, кто является нашими ролевыми моделями, людьми, которые нам интересны. Также возможно оставить акцент на коммуникативных приемах, обсудив, какие методы убеждения были использованы участниками для того, чтобы продвигать свою точку зрения.

Кот в мешке
Цели и возможности применения. Упражнение направлено на развитие навыков коммуникации, умение быстро реагировать на ситуацию, быстро находить аргументы в свою пользу, понимание того, какие потребности стоят за принятием решения о покупке.
Необходимые материалы. Непрозрачный пакет, в котором находятся любые небольшие предметы по количеству членов группы. (Например: мягкая игрушка, небольшая книга, спичечный коробок, блок бумаги для записей, дискета, шоколадный батончик и т. д.).
Время. 5-10 минут.
Размер группы. 8-15 человек.
Процедура:
1. Все участники сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пакет. Каждый участник должен не глядя вынуть из пакета любой предмет и «продать» его другим участникам, произнеся двух- или трехминутную речь в пользу многочисленных достоинств этого предмета.
2. После того как каждый участник выскажется, можно попросить участников подвести итоги. Для этого каждый пишет на бумаге для записей название предмета, который он готов приобрести, и сдает свой листочек тренеру, который и подводит итоги.
Обсуждение. Можно провести дискуссию на тему того, почему тот или иной предмет был приобретен, как и почему мы принимаем решение о покупке.

Договориться
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует переговорные навыки, умение предлагать и обсуждать варианты проработки проблемной ситуации. Также упражнение демонстрирует плюсы стратегии «выиграть-выиграть», так как обычно участники теряют много времени из-за того, что стремятся превзойти остальных.
Необходимые материалы. 4 паззла (плотные листы бумаги с рисунком, разрезанные на неровные кусочки, которые нужно собрать). В принципе, вместо паззлов подойдут любые головоломки, игрушки и т. д., состоящие из небольших деталей, которые можно собирать, например детали дет-ского конструктора.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 10-20 человек.
Процедура:
1. Все паззлы делятся на части и перемешиваются. Участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Каждая мини-группа получает часть всех паззлов.
2. Тренер дает следующую инструкцию: «Каждой команде нужно собрать один любой паззл. Каким образом вы получите от другой группы нужные вам элементы — дело ваше. Вы можете торговаться, договариваться, выменивать одни элементы на другие, предлагать деньги, какие-то дополнительные услуги, вещи, что-то обещать — главное, получить необходимые вам элементы паззла и составить из них единое целое».
3. После этого группам дается время на то, чтобы они продумали свою стратегию, посмотрели, каких деталей у них больше всего и решили, какой паззл они будут собирать и как получат от других необходимые для этого элементы.
4. Далее группы взаимодействуют между собой и собирают паззлы либо до тех пор, пока они не будут собраны, либо в течение ограниченного тренером отрезка времени (обычно 10 или 15 минут).,
Обсуждение. После того как задание выполнено, тренер может акцентировать внимание участников на том, что в задании не было сказано о том, что нужно сделать паззл быстрее и лучше всех остальных. В комнате было достаточно элементов для того, чтобы каждая команда смогла собрать свой собственный паззл, и наилучшей стратегией было бы объединить усилия и совместно разделить элементы по группам.

Завершение тренинга. Интеграция полученных знаний
За два или три дня тренинга участники обычно получают много сконцентрированной информа-ции, например различных приемов и методов коммуникации или идей, которые они могут ис-пользовать, вернувшись на свое рабочее место. Поэтому в завершающей части тренинга не-обходимо предложить участникам что-то, что поможет им разложить полученные знания по полочкам, еще раз вспомнить и объединить пройденное. Помимо этого, завершающая часть тренинга должна быть достаточно яркой и запоминающейся, так как часто именно она создает львиную долю того общего впечатления, которое остается у участников. Именно для решения этих задач и существуют следующие упражнения.

Сказать за 30 секунд
Цели и возможности применения. Упражнение можно использовать для динамичного подведения итогов тренинга.
Необходимые материалы. Карточки из плотной бумаги размером с визитку, секундомер, свисток.
Время. 5-15 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Каждый участник пишет на карточке свое имя и несколькими словами самое главное, что он вынес из тренинга, либо какие действия по реализации полученных на тренинге знаний и навыков он предпримет в ближайшие дни и сдает тренеру.
2. Тренер кладет карточки надписью на стол, перемешивает и объясняет, что каждому нужно будет сделать 30-секундную презентацию той идеи, которую они написали на своей карточке. Например, можно рассказать, как они поняли эту мысль, почему она им понравилась или не понравилась, как они собираются ее использовать в реальной работе.
3. Выбирается доброволец, роль которого — следить за временем и свистеть в свисток, когда оно истечет.
4. Тренер в произвольном порядке берет карточки; человек, имя которого названо, должен в течение 30 секунд пояснить то, что он написал.
Обсуждение. Не требуется.

Бесплатные советы
Цели и возможности применения. Упражнение проводится в завершающей части тренинга, в результате него каждый из участников получает индивидуальные рекомендации по применению полученных знаний.
Необходимые материалы. Листы бумаги формата А4, карандаши.
Время. 10-30 минут (в зависимости от размера группы).
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Каждый участник пишет вверху листа свое имя, например «Иванов Михаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа.
2. Участник, сидящий справа, в течение одной минуты пишет рекомендации, которые он мог бы дать человеку, листочек с именем которого он получил.
3. После этого все листы по команде тренера передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои рекомендации.
4. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы.
Вариант. Имя написать на обратной стороне и рекомендации заворачивать, чтобы их не было видно.

Как использовать
Цели и возможности применения. Упражнение проводится в конце тренинга и позволяет участникам подвести итоги и задуматься над тем, как они собираются применить полученные знания в своей повседневной жизни.
Необходимые материалы. Бумага, ручки.
Время. 15 минут.
Размер группы. 7-20 человек.
Процедура:
1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.
2. Группа получает следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. Но только вы сами можете принять решение о том, что именно и как использовать в реальной жизни и какие изменения сделать у себя на рабочем месте. Пожалуйста, в ваших мини-группах проговорите, какие изменения вы планируете сделать. После того как вы набросаете идеи, один человек от каждой команды должен будет выступить и рассказать всем о том, что вы придумали».
3. Каждая мини-группа предлагает свои идеи, после чего от каждой мини-группы выступает один человек, который рассказывает всей группе о том, что придумала его команда.

Кроссворд
Цели и возможности применения. Упражнение проводится в завершающей части тренинга и позволяет участникам вспомнить и систематизировать полученную информацию.
Необходимые материалы. Заранее подготовленные тренером пустые схемы для кроссвордов — по 2 для каждой группы, бумага, карандаши.
Время. 30 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека и каждой мини-группе выдается по 2 схемы, бумага для записей формулировок и карандаши.
2. Группа получает следующую инструкцию: «Сейчас мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам вспомнить и уложить в голове все то, чему мы научились на этом тренинге. Чтобы сделать это, мы составим кроссворд по теме тренинга. Для этого возьмите одну из двух полученных схем и впишите в пустые клетки любые ключевые слова и понятия, которые могут быть связаны с темой тренинга. После того, как это будет сделано, напишите на чистом листе определения вписанных вами слов. Таким образом у вас получится кроссворд, посвященный нашему тренингу».
3. Группы работают над своими кроссвордами в течение 15 минут. После этого списки определений и вторые (пустые) кроссворды передаются в соседнюю группу, которая должна их решить.
Вариант. Чтобы стимулировать активность участников, можно предложить им список ключевых слов по теме тренинга. Например, список ключевых слов по теме «Командообразование» может быть следующим: команда, группа, синергия, роль, лидер, миссия, ценности, и т. д.

Найди свою пару
Цели и возможности применения. Упражнение проводится в конце тренинга для того, чтобы подвести итоги, вспомнить то, что было изучено.
Необходимые материалы. Подготовленные тренером карточки размером с визитку, на половине карточек написаны вопросы по теме тренинга (по одному на карточку), а на второй половине — ответы на эти вопросы (также по одному).
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Каждому участнику выдается карточка — либо с вопросом, либо с ответом.
2. Каждый должен найти того, у кого есть ответ на его вопрос, или вопрос, соответствующий его ответу.
Вариант. В тренинге по коммуникативным навыкам, работе с возражениями и т. д., можно написать на одной карточке фразу, которую говорит партнер по переговорам или клиент, а на другой — возможный ответ.

Дерево терминов
Цели и возможности применения. Упражнение дает возможность участникам объединить все, что было изучено, в единое целое.
Необходимые материалы. Листы ватмана формата A3.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.
2. Тренер объясняет, что один из способов объединить в единую систему какие-либо новые понятия — это организовать их через укрупнение-разукрупнение. Например, если мы говорим о столах, то можно вспомнить о деталях (ножки, столешница) либо о более общих понятиях (мебель, предметы домашнего обихода). В свою очередь, каждое из этих понятий можно далее разделить на более частные (столешница — это лак, дерево и т. д.) либо объединить в более общие (мебель - это то, что производит промышленность, либо то, что делает нашу жизнь легче и т. д.).
3. Тренер предлагает каждой мини-группе построить подобное дерево терминов для ключевых слов данного тренинга (работа в команде, эффективные продажи и т. д.)., стволом которого будет центральная тема тренинга, а ответвлениями — более частные понятия. Рисовать эти понятия не нужно, достаточно изобразить дерево, а термины надписать словами.
4. Каждая группа получает лист ватмана, на котором за 10 минут должна нарисовать дерево, после чего один человек от каждой группы презентует всем результат групповой работы.
Варианты. Подобное задание можно дать и для лучшего усвоения других тем, например можно попросить мини-группы подготовить дерево изменений, где центральной темой будет внедрение на рабочем месте знаний, полученных на тренинге, а ветвями — конкретные шаги, которые будут для этого предприняты.

Вопросы и ответы
Цели и возможности применения. Упражнение используется в конце всего тренинга или его части для того, чтобы вспомнить пройденный материал.
Необходимые материалы. Планшетки, клейкие листочки Post-it.
Время. 20 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков Post-it.
2. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке Post-it и наклеить на планшетку.
3. После этого мини-группы меняются планшетками и должны ответить на полученные вопросы.
4. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получили и какие ответы на них придумали.
Обсуждение. Тренер может дополнять прозвучавшие ответы.

Подведение итогов
Цели и возможности применения. Упражнение используется для завершения тренинга, дает возможность вспомнить изученное, задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни.
Необходимые материалы. Листы бумаги формата A3, карандаши, фломастеры.
Время. 20 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Все участники делятся на три мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги A3 и свое задание.
2. Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе — комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (на рабочем месте) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей — какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.
3. Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы A3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т. д.
4. После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.
Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими — нет?

Препятствия
Цели и возможности применения. Упражнение используется для подведения итогов тренинга, дает возможность задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни, что может помешать этому и как преодолеть эти препятствия.
Необходимые материалы. Клейкие листочки Post-it, планшетки, карандаши.
Время. 20 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков Post-it. -
2. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать как можно больше препятствий, с которыми они могут столкнуться, когда будут применять полученные знания в реальной жизни, и написать по одному препятствию на одном листочке. После чего листочки наклеивают на планшетку и команды меняются планшетками.
3., Группам дается 5 минут на то, чтобы придумать вариант того, как. преодолеть эти препятствия, после чего один представитель от каждой группы презентует всем решения своей команды.

Три правды и ложь
Цели и возможности применения. Упражнение позволяет подвести итоги тренинга, дает возможность вспомнить изученный материал.
Необходимые материалы. Клейкие листочки Post-it, планшетки, карандаши.
Время. 15 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Каждый участник получает планшетку и 4 листочка Post-it. Задача участников — написать на каждом листочке какое-нибудь утверждение или факт по теме тренинга. При этом на трех листочках информация должна быть истинной и на одном — ложной.
2. Листочки зачитываются автором в свободном порядке, а группа должна угадать, какое из утверждений ложное.
Обсуждение. Не требуется.

Изменения
Цели и возможности применения. Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания будут внедряться ими в реальную деятельность.
Необходимые материалы. Карточки из плотной бумаги размером с визитку, карандаши.
Время. 10 минут.
Размер группы. 6-30 человек.
Процедура:
1. Все участники тренинга поучают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после тренинга».
2. Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.
3. Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.
Обсуждение. Не требуется.

Пока горит спичка
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам вспомнить идеи, полученные на тренинге. Также оно помогает завершить тренинг в активной динамичной манере.
Необходимые материалы. Коробок спичек.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Участники вместе с тренером стоят в общем кругу. Тренер зажигает спичку и передает ее своему соседу справа. Тому нужно за то время, пока горит спичка, вспомнить и сформулировать одну из ключевых идей тренинга.
2. После того как это будет сделано, этот участник зажигает новую спичку и передает ее следующему, которому, в свою очередь, нужно, пока горит спичка, сформулировать одну из идей тренинга, и т. д.
Обсуждение. Не требуется.

Какой был тренинг
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить тренинг в живой, активной, запоминающейся манере.
Необходимые материалы. Планшетки, бумага формата А4, карандаши. Время. 15 минут. Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и планшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т. д.
2. После чего они зачитывают полученный список прилагательных.
Обсуждение. Не обязательно. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.
Вариант. Можно попросить группы вместо прилагательных составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой тренинга.

Письмо самому себе
Цели и возможности применения. Упражнение проводится в завершающей части тренинга и позволяет каждому участнику задуматься над тем, как он собирается применить полученные знания в своей повседневной жизни.
Необходимые материалы. Листы бумаги формата А4.
Время. 30 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Все участники сидят в общем кругу.
2. Тренер дает следующую инструкцию: «Сейчас вам нужно написать письмо самому себе, которое вы получите через 3 месяца, причем написать тому человеку, который применил навыки, полученные на тренинге, и добился определенных результатов. Может быть, есть какие-то вопросы, которые вы хотите задать? Вы можете порадоваться за этого человека или выразить понимание в связи с трудностями, которые он мог встретить на своем пути, и т. д.». Можно предложить участникам фразы, которые они могут использовать, например «Я надеюсь, что ты успел...», «Я думаю, что у тебя получилось...», попросить перечислить и описать конкретные шаги, которые были сделаны к этому моменту, что именно они стали делать по-другому и что изменилось благодаря этому.
3. После того как письма написаны, они запечатываются в конверты, на которых каждый участник пишет свой реальный адрес.
4. Тренер собирает все запечатанные конверты и через 3 месяца отправляет их адресатам.
Обсуждение. Не требуется. Можно попросить участников по желанию поделиться теми изменениями, которые они запланировали и описали в письмах.

Достигнуты ли цели
Цели и возможности применения. Упражнение помогает в конце тренинга вернуться к тем целям, которые ставили себе участники, и посмотреть, насколько они выполнены. Чтобы провести это упражнение, в начале тренинга необходимо провести опрос участников по тем целям, с которыми они пришли на тренинг, и записать их на флипчарте.
Необходимые материалы. Флипчарт с записанными на нем целями участников.
Время. 5-10 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
Тренер оглашает каждую из записанных на флипчарте целей и спрашивает у участника, поставившего ее, насколько в процентном отношении была осуществлена эта цель, что еще можно сделать для того, чтобы они была реализована полнее.