Начало тренинга, знакомство, запоминание имен

Упражнения этого раздела предназначены для использования в самом начале тренинга, когда участники еще не знакомы друг с другом и необходимо «сломать лед» взаимной настороженности. Одни из них помогут участникам уточнить свои ожидания от данного тренинга, другие будут полезны для запоминания имен, но все упражнения этого раздела помогают созданию в группе позитивной рабочей атмосферы и с самого начала вовлекают участников в процесс активного взаимодействия друг с другом.

Кто меня представил
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам запомнить имена друг друга.
Время. 3-10 минут в зависимости от размеров группы.
Размер группы. 4-15 человек.
Процедура:
1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и рассказывает что-нибудь интересное о себе. Например: «Я Надежда и у меня четыре кошки». После чего представляет следующего участника, например: «А это Олег». Если говорящий не знает, как зовут соседа, тот может подсказать свое имя.
2. Следующий участник представляется, тоже рассказывает о себе что-нибудь и называет того, кто его представил. Например: «Я Олег, я родился в Ташкенте, меня представила Надежда, у которой четыре кошки». После этого он представляет следующего: «А это Лена».
3. Следующий участник представляется, делится информацией о себе и называет того, кто его представил, а также кто представил этого участника: «Я Лена, я танцую танго, меня представил Олег, который родился в Ташкенте, которого представила Надежда, у которой четыре кошки». После этого представляется следующий участник группы.
4. Каждый последующий перечисляет всех, кто говорил до ; него, объясняя, кто кого представил, и вспоминая информацию о каждом, пока в игре не примут участие все члены группы.
Обсуждение. Не требуется.

Имена и качества
Цели и возможности применения. Упражнение используется для знакомства участников и для того, чтобы помочь им запомнить имена друг друга.
Время. 3-10 минут в зависимости от размеров группы.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура:
1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я Виктор — веселый».
2. Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: «Это Виктор — веселый, а я Александр — активный».
3. Каждый последующий участник повторяет все, что сказали до него, и добавляет информацию о себе.
Обсуждение. Не требуется.
Примечание. Лучше не просить участников назвать свое качество, так как обычно в начале тренинга они еще скованны и могут говорить: «Ну, я не знаю, какой я!», поэтому лучше попросить их назвать любое абстрактное качество. Также и в этом упражнении, и в следующих, построенных по принципу «снежного кома», где участникам нужно вспомнить информацию, которую сказали до них, многие опасаются, что не вспомнят, что говорили другие, особенно если уже высказалась большая часть группы. В этом случае нужно пояснить, что группа обязательно их поддержит и подскажет, если они вдруг забудут что-то.
Вариант. Можно попросить участников назвать начинающееся на ту же букву качество идеального торгового представителя (идеальной команды, менеджера, оратора и т. п.) в зависимости от темы тренинга.

Что возьмешь на пикник?
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам запомнить имена друг друга.
Время. 3-10 минут в зависимости от размеров группы.
Размер группы. 4-15 человек.
Процедура:
1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер просит участников представить себе такую ситуацию: вся группа в ближайшие выходные отправляется в лес на пикник, и каждый должен взять с собой один предмет. Название этого предмета должно рифмоваться с его именем.
2. Первый участник представляется и говорит, что он берет с собой. Например: «Я Руслан, и я возьму чемодан».
3. Следующий участник повторяет то, что сказал предыдущий, и добавляет про себя. Например: «Это Руслан, он возьмет чемодан, а я Галина, и я возьму малину».
4. Каждый последующий участник повторяет то, что было сказано до него, и добавляет про себя: «Это Руслан, он возьмет чемодан, это Галина, она возьмет малину, а я Миша, я возьму шишек».
Обсуждение. Не требуется.

Апельсины
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам запомнить имена друг друга.
Время. 3-10 минут в зависимости от размеров группы.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура:
1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины».
2. Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна, и я люблю танцы».
3. Каждый последующий участник повторяет все, что сказали до него, и добавляет информацию о себе.
Обсуждение. Не требуется.

Плюсы и минусы
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться и запомнить имена друг друга. Также в нем начинается осмысление темы тренинга и прояснение ожиданий участников.
Время. 3-10 минут в зависимости от размеров группы.
Размер группы. 4-15 человек.
Процедура:
1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет свое сильное и свое слабое качество в области деятельности, которая составляет тему тренинга. Например: «Меня зовут Михаил, моя сильная сторона в продажах состоит в том, что я умею находить общий язык с самыми капризными клиентами, моя слабая сторона — в том, что я иногда слишком много говорю».
2. Следующий участник повторяет то, что сказал предыдущий, затем также представляется и называет свою сильную и свою слабую стороны.
3. Каждый последующий участник повторяет то, что было сказано до него, и добавляет информацию о себе.
Обсуждение. Не требуется. Тренер может комментировать высказывания участников и ссылаться на блоки тренинга, в которых будет отрабатываться материал по названным характеристикам.

Слушай меня!
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться, а также подчеркивает важность умения слушать.
Время. 3 минуты.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура:
1. Участники тренинга сидят в общем кругу, и каждый по очереди (по кругу) представляется, рассказывает немного о себе и называет цели, с которыми он пришел на тренинг.
2. После того как все выскажутся, тренер просит участников по очереди повторить то, что сказал человек, говоривший до него.
Обсуждение. Не требуется.
Вариант. Можно использовать это упражнение в качестве разогрева перед тренингом по активному слушанию. Поскольку очень часто участники, пока говорят другие, не слушают выступающих, а напряженно думают о том, что же будут говорить они сами, упражнение иллюстрирует, как редко мы слушаем друг друга.

Возьми салфеток
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться, а также создает в группе веселую позитивную атмосферу.
Необходимые материалы. Бумажные салфетки. Время. 5 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
2. После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Обсуждение. Не требуется.
Вариант. Можно попросить участников поделиться не фактами о себе, а информацией, так или иначе связанной с темой тренинга. Например, в тренинге продаж можно попросить их вспомнить о выгодах клиента, на которые ориентирован их продукт, в тренинге по эффективной работе в команде — о факторах, влияющих на командную работу, и т. д.

Ты любишь своих соседей?
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам запомнить имена друг друга. Также можно использовать это упражнение, чтобы «встряхнуть» группу после перерыва или в процессе изучения «скучного» материала.
Время. 5-10 минут.
Размер группы. 10-20 участников.
Процедура:
1. Группа садится в круг, тренер стоит в центре круга.
2. Тренер спрашивает любого участника группы: «Лена (Миша, Вася...), ты любишь своих соседей?» Участник может ответить: «Да, я люблю своих соседей... (имя) и... (имя), но больше всего я люблю людей с короткими стрижками». После этого все люди с короткими стрижками должны выйти вперед и найти себе любое новое место в круге. Ведущий занимает одно из освободившихся мест, а тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим. Также участник может ответить: «Нет, я не люблю своих соседей... (имя) и... (имя)». В этом случае соседи должны как можно быстрее поменяться местами друг с другом.
Обсуждение. Не требуется.

Невидимая связь
Цели и возможности применения. Упражнение помогает знакомству участников, их раскрытию, созданию в группе позитивной атмосферы.
Необходимые материалы. Небольшой клубок шерсти.
Время. 5-10 минут.
Размер группы. 7-20 участников.
Процедура:
1. Вся группа стоит в общем кругу. Тренер отматывает от клубка часть нитки, после чего, продолжая держать конец нити, передает клубок любому из участников.
2. Этот участник должен представиться и рассказать немного о себе, своих увлечениях, ожиданиях от тренинга и т. д. После этого он, продолжая держать нитку, передает клубок следующему участнику.
3. Каждый участник, рассказав о себе, передает клубок следующему участнику, продолжая держаться за нить клубка.
4. После того как представились все, оказавшись связанными нитью от клубка, тренер может попросить участников распутаться, аккуратно сматывая клубок и вспоминая о том, что говорил о себе каждый из присутствующих.
Варианты
1. В тренинге командообразования можно подчеркнуть, что все люди в команде объединены невидимой связью и команда представляет собой единое целое, даже когда мы не держимся за нить клубка.
2. Можно использовать упражнение не для представления участников, а для того, чтобы прийти к новым идеям, собрать информацию или подвести итоги тренинга. Например, попросить участников вспомнить о конкурентных преимуществах продаваемого ими продукта или о способах преодоления возражений клиента. В этом случае использование клубка помогает сосредоточить внимание участников и вовлечь группу в процесс в большей степени, чем если бы проводился обычный опрос группы.

Разминки и ледоколы – упражнения на разогрев и сплочение группы

Активный тренинг требует от участников максимальной вовлеченности в работу, готовности предлагать свои идеи, совместно исследовать возможные решения проблем, открыто делиться своим мнением и внимательно относиться к мнению другого. Невозможно ожидать этого от лю-дей, которые только что собрались вместе. «Я не знаю тебя, я не знаю, откуда ты, не знаю, как ты относишься ко мне, — почему я должен тебе доверять?» — сказал бы новый участник, если бы его спросили об ощущениях в начале тренинга. Основная задача разогревающих упражнений — «сломать лед» коммуникативных барьеров и создать в группе атмосферу позитива и открытости. Если есть возможность, лучше подобрать разогревающие упражнения, соответствующие теме тренинга, или адаптировать приведенные здесь в соответствии со своей темой. Но даже в том случае, если это невозможно, тренеру не рекомендуется пренебрегать упражнениями на знакомство, так как именно они готовят группу к последующей более серьезной работе.

Счет в темноте
Цели и возможности применения. Упражнение способствует разогреву группы, которая только собралась на тренинг и познакомилась, и вовлечению участников в то, что происходит «здесь и сейчас» на тренинге. Также упражнение можно использовать и в том случае, если нужно успокоить участников, слишком взбудораженных обсуждением волнующей темы.
Время. 5 минут.
Размер группы. 8-25 человек.
Процедура:
1. Тренер просит всю команду закрыть глаза.
2. Теперь всей командой нужно досчитать от 1 до 10. При этом один человек не может произнести две цифры подряд — в счете должна участвовать вся команда. Если двое говорят одновременно, все начинается сначала. Важно почувствовать друг друга и объединиться в единый процесс.
Обсуждение. Не требуется.

Летели гуси
Цели и возможности применения. Разогрев группы и вовлечение всех в активную деятельность. Также возможно использование данного упражнения для анализа коммуникативных навыков участников и того, насколько слаженно они умеют работать единой командой.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши.
Время. 20 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Тренер просит каждого решить в уме следующую задачу и написать ответ на листочке. Условие задачи: Летит стая гусей, а им навстречу один гусь. Один гусь говорит: «Здравствуйте, сто гусей!» Гуси отвечают: «Нас не сто. Было бы нас сто, если бы было столько, сколько сейчас, да еще столько, еще пол столько, четверть столько, да и ты с нами. Вот тогда нас было бы сто». Сколько летело гусей в стае?
2. После того как каждый участник записал свое решение, тренер просит их прочитать свои ответы, которые, как правило, у всех получаются разные.
3. После этого за 10 минут команде участников нужно прийти к одному общему правильному решению.
Анализ упражнения
1. Пришла ли группа к единому правильному решению? (Правильный ответ —36.)
2. Кто говорил, кто молчал, почему не доказывали свою точку зрения?
3. Каким образом участники продвигали, доказывали свою точку зрения? Какие коммуникативные приемы можно было увидеть в этой игре? Слушали ли участники друг друга?
4. Что помогало, что мешало командному взаимодействию?
Другие головоломки, которые хорошо использовать в данном упражнении
1. Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько снесут три курицы за четыре дня? (Ответ: восемь.)
2. Однажды царь решил проверить мудрость своего придворного советника. Он запер его в темнице, из которой было два выхода, и поставил возле каждого выхода по воину. Одному из воинов он приказал говорить правду, а другому — ложь. Одному приказал выпустить советника, если тот решит выйти через его выход, а другому — убить. Советник не знал, кто из воинов может его выпустить, и кто говорит правду, а кто ложь. Царь разрешил ему задать каждому из воинов по одному вопросу, на который можно ответить «да» или «нет». Какой вопрос должен задать советник, чтобы выйти живым? (Ответ: один из возможных вариантов вопроса: «Меня приказано выпустить тому, кто говорит правду?» На этот вопрос воин, который может выпустить советника, ответит: «Да», а тот, которому приказано его убить, скажет: «Нет».)

Игра в лото
Цели и возможности применения. Разогрев группы, собравшейся на тренинг, знакомство участников. Для выполнения этого упражнения участники должны интенсивно взаимодействовать между собой, узнавать новое друг о друге, что способствует созданию позитивной атмосферы.
Необходимые материалы
1. Каждый участник тренинга получает таблицу, расчерченную на листе бумаги форматом А4, в каждой клетке таблицы написана какая-то информация о человеке (примерный список утверждений см. в приложении).
2. Небольшие призы для победителей.
Время. 5-10 минут.
Размер группы. 6—20 человек. ;
Процедура:
1. Каждый участник получает таблицу.
2. Тренер объясняет правила игры. Участникам нужно вписать в клетки имена людей, характеристики которых соответствуют написанным утверждениям, при этом нельзя дважды указывать имя одного и того же человека. Каждому игроку необходимо заполнить пять клеток в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Игра начинается по сигналу тренера, через 5 минут останавливается и подводятся итоги.
Приложение. Примерный список утверждений для знакомства группы
♦ Самый младший ребенок в семье.
♦ Любит джаз.
♦ Любит апельсины.
♦ Одет в синее.
♦ Носит длинные волосы.
♦ Носит очки.
♦ Имеет одну сестру.
♦ Одет в белое.
♦ Одет в джинсы.
♦ Одет в костюм.
♦ Любит жареную картошку.
♦ Имеет двух братьев.
♦ Ни разу не летал на самолете.
♦ Его имя начинается с Н.
♦ Его имя начинается с А.
♦ Любит читать.
♦ Имеет рыжие волосы.
И так далее.
Вариант. Можно написать в клетках таблицы что-то связанное с темой тренинга. Например, для тренинга по презентациям можно использовать такой список утверждений:
♦ Легко находит контакт с любой аудиторией.
♦ Считает себя очень артистичным.
♦ Хорошо умеет использовать проектор
♦ Часто выступает перед большими аудиториями.
♦ Выступает каждый день.
♦ Все еще испытывает волнение перед выступлениями.
♦ Никогда не прописывает свои выступления заранее.
♦ Не любит свой голос. И так далее.

Я надеюсь - я опасаюсь
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам точнее сформулировать свои ожидания от предстоящего тренинга, а также способствует тому, чтобы участники максимально открыто делились своими мыслями, чувствами, опасениями и т. д.
Необходимые материалы. Бумага для записей, карандаши.
Время. 5-15 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Тренер раздает участникам бумагу и просит написать их надежды и опасения, связанные с предстоящим тренингом. Например: «Я надеюсь, что тренинг поможет мне разрешить проблему с моим другом, я опасаюсь, что тренинг будет скучным». Подписывать записки не нужно.
2. Все записки сдаются тренеру.
3. Тренер зачитывает записки по одной, и группа обсуждает, что нужно сделать для того, чтобы эти надежды оправдались, а опасения остались лишь опасениями.

Угадай, кто
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам лучше познакомиться друг с другом. Также его можно использовать для тренинга навыков невербальной коммуникации или сензитивности в общении, так как часто участники угадывают автора записки по выражению лица, изменению позы и т. д.
Необходимые материалы. Бумага для записей, карандаши.
Время. 3-10 минут, в зависимости от размера группы. I
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура:
1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер дает инструкцию: «Каждый из нас — уникальная личность, у которой есть много граней. Пожалуйста, напишите на листочках какую-нибудь информацию о себе, которая пока не известна вашим коллегам. Пусть это будет что-то нестандартное: нелюбимый цвет или название улицы, на которой вы живете. Вы можете напи-сать о своих увлечениях, например о том, что вы танцуете танго или умеете готовить блюда африканской кухни. Вы можете написать о местах, где вы побывали, о том, что у вас дома живут восемь кошек, или о том, что вы говорите на японском языке. Не пишите о чем-то личном, о чем-то таком, что вы не хотите сделать предметом обсуждения. Подписывать листочки не надо».
2. Все сдают тренеру листочки, и тренер их перемешивает.
3. Далее тренер зачитывает записки по одной, а группа должна угадать автора. Как правило, все группы успешно справляются с этой задачей, но если группа не может угадать автора после нескольких неверных предположений, то он может признаться.
Обсуждение. Не требуется.
Варианты ответов
1. Любимая еда, животное, цвет, фильм, кинозвезда, вид спорта. (Не один из этих фактов, а весь набор, так как на основании одного ответа угадать, о ком идет речь, будет довольно сложно.)
2. Продолжение фразы «Когда я учился в школе, после уроков меня чаще всего можно было найти...» (Написать, где и за каким занятием, например: «В библиотеке читающим Вальтера Скотта» или «Во дворе со своей компанией».)

Две правды и ложь
Цели и возможности применения, упражнение помогает участникам познакомиться. Также его хорошо использовать в коммуникативном тренинге, когда рассматривается вопрос о том, как определить, искренне ли говорит собеседник.
Необходимые материалы. Бумага для записей, карандаши.
Время. 3-10 минут в зависимости от размеров группы.
Размер группы. 4-15 человек.
Процедура:
1. Каждый участник записывает три факта о себе, два из которых должны быть правдой, а третий — правдоподобной ложью. Факты можно записывать в любом порядке, то есть ложь может быть как на первом, так и на втором или третьем месте. Например: «Я работаю в телекоммуникацион-ной компании, люблю итальянскую кухню и у меня три собаки». (При этом у участника действительно три собаки и он действительно любит итальянскую кухню, но работает он на радио.)
2. Участники по очереди зачитывают то, что они написали. Группа должна угадать, какой из трех фактов — ложь.
Обсуждение. Не требуется.
Дополнение. Если упражнение используется в связи с темой определения искренности собеседника, с группой можно обсудить:
1. Каким образом группа угадывала, правду ли говорит участник?
2- Какие невербальные характеристики говорили о том, что говорящий сообщает ложную информацию?

Венские диаграммы
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам узнать что-то новое друг о друге.
Необходимые материалы. Бумага формата A3, фломастеры.
Время. 15-25 минут.
Размер группы. 6-18 человек.
Процедура:
1. Тренер объясняет, что следующее упражнение поможет участникам познакомиться и лучше узнать друг друга.
2. Участники разбиваются на тройки. Каждая тройка получает лист бумаги, где участники рисуют три пересекающиеся окружности и в каждой из них пишут имя одного из участников.
3. Тренер просит за 2 минуты на пересечении первых двух окружностей написать максимум черт характера, деталей биографии, увлечений, достоинств и недостатков, которые есть и у первого, и у второго участников. Важно подчеркнуть, что не стоит упоминать общеизвестные сведения, верные для любого человека («Я человек», «У меня две ноги»), а следует найти что-то, что объединяет именно этих двоих.
4. Еще 2 минуты дается на выполнение того же задания вторым и третьим участниками.
5. Еще 2 минуты дается на выполнение того же задания первым и третьим участниками.
6. Представитель каждой тройки выступает и рассказывает о своей группе по получившейся диаграмме.
Обсуждение. Не требуется.
Варианты
1. Если это упражнение предваряет тренинг по эффективной презентации, можно попросить участников предоставлять обратную связь выступающим либо можно записывать выступления на видео для последующего разбора.
2. Можно попросить участников привязать свои идеи к теме тренинга: например попросить их найти свои общие черты как менеджеров по продажам и т. д.

Как мы похожи!
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга, а также позволяет обсудить вопросы, связанные с установлением контакта с собеседником, покупателем, клиентом и т. д.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши, призы.
Время. 10-15 минут.
Размер группы. 10-20 человек.
Процедура:
1. Тренер просит группу разбиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.
2. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д.
3. После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.
4. Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.
Обсуждение. Есть люди, которые легко находят общий язык с каждым, с кем общаются. С любым человеком они найдут то, что их объединяет, и смогут построить на этом контакт. К каждому клиенту можно и нужно найти свой ключик.

Какая наша команда?
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться и создать в группе творческую | атмосферу. Можно перейти от него к совместному решению любой проблемы либо, если это тренинг командообразования, к более серьезному обсуждению того, что объединяет всю команду в единое целое. 1
Необходимые материалы. Бумага, карандаши. |
Время. 3-5 минут. ;
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Тренер делит группу на тройки.
2. За 3 минуты каждая тройка должна написать максимум ответов на вопрос: «Какие мы?» (Это должны быть прилагательные.) Например, «молодые», «красивые» и т. д.
Обсуждение. Не требуется.
Дополнение. Данное упражнение можно использовать для того, чтобы быстро создать в группе позитивную атмосферу, так как обычно участникам очень нравится писать про себя, какие они «яркие», «динамичные», «интеллектуальные» и т. д.
Вариант. Можно использовать это упражнение как разогрев перед любым мозговым штурмом — после того как участники быстро генерировали приятные определения для себя, они гораздо более охотно и продуктивно придумывают решения проблемы, конкурентные преимущества своего продукта и т. д.

Волк в овечьей шкуре
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться и узнать что-то новое друг о друге.
Необходимые материалы. Бумага для записей.
Время. 10 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
Тренер раздает участникам листочки. Все листочки пустые, за исключением одного, на котором написано «Волк в овечьей шкуре». Участники должны вычислить, кто из них волк. Для этого они хаотично движутся по комнате, задавая друг другу вопросы, на которые можно ответить только «да», «нет» или «я не хочу отвечать на этот вопрос». При этом волк в ответ на все вопросы говорит неправду. Нельзя задавать вопросы, ответы на которые очевидны, например: «Ты — женщина?» или «Сейчас лето?» Нельзя спрашивать «Ты — волк?» Это задание выполняется в течение 5 минут. Если группе за отведенное время не удастся найти волка, то дается еще 5 минут на то, чтобы участники совместными усилиями определили, кто же является волком в овечьей шкуре.
Обсуждение. Не обязательно. В тренинге коммуникаций можно спросить участников, по каким признакам они определяли «волка». В тренинге по планированию или принятию решений можно спросить, была ли у кого-то из участников стратегия вычисления «волка».

Кроссворд о партнере
Цели и возможности применения. Упражнение позволяет участникам лучше познакомиться, а также дает возможность каждому потренировать свои презентационные навыки.
Необходимые материалы. Флипчарт, фломастеры, ручки, бумага формата А4.
Время. 30 минут.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура:
1. Тренер просит группу разделиться на пары и дает участникам 10 минут для того, чтобы провести интервью друг с другом и узнать друг о друге максимум всевозможных фактов. Можно написать на флипчарте список тем или вопросов в помощь участникам, например: хобби парт-нера, любимая страна, любимая еда, любимый цвет, самое захватывающее приключение, то качество в самом себе, которое ему больше всего нравится, и т. д.
2. После выполнения задания каждый участник должен представить группе того, с кем он беседовал, составив небольшой кроссворд об этом человеке. Чтобы сделать это, нужно придумать на каждую букву имени человека ключевое слово, которое так или иначе связано с его хобби, жизненным опытом и т. д. Например, Максим = Митинг, Англия, Коньки, Системный администратор, Искренность, Музыка.
3. Группе дается'5 минут на подготовку кроссвордов, после чего каждый изображает на флипчарте свой кроссворд, рассказывая, почему выбрано то или иное ключевое слово и давая свои комментарии.
Обсуждение. Не требуется.

Найди такого же
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга, а после него можно перейти к более серьезному обсуждению того, что объединяет данную группу участников.
Необходимые материалы. Бумага для записей, ручки. Время. 10-15 минут.,
Размер группы. 5-20 человек.
Процедура:
1. Тренер просит каждого участника записать на листочке бумаги:
♦ Любимый вид спорта.
♦ Любимую кинозвезду.
♦ Любимый цвет.
♦ Любимую еду.
♦ Хобби.
♦ Страну, в которую хотелось бы поехать.
♦ Количество братьев или сестер.
♦ Количество лет (месяцев) на последнем месте работы. И так далее.
2. После того как эта информация записана, каждому из участников нужно найти в группе одного или нескольких участников, с которыми у него совпадает хотя бы один из перечисленных пунктов, и таким образом объединиться в группы или в пары.
Обсуждение. Не обязательно. Можно кратко подвести итоги, попросив сложившиеся группы высказаться по поводу того, что их объединило, и сделать вывод о тех увлечениях, которые популярны в данной группе. Если кто-то остался невключенным ни в одну из групп, нужно похвалить его за оригинальность.

Алфавит предпочтений
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам узнать что-то новое друг о друге, включает их в активную совместную деятельность.
Необходимые материалы. Листы бумаги формата A3, карандаши или фломастеры.
Время. 10-30 минут в зависимости от размера группы.
Размер группы. 8-20 человек.
Процедура:
1. Тренер делит группу на мини-группы по 3-4 участника и дает каждой тройке лист бумаги и фломастеры.
2. Каждая тройка должна как можно быстрее придумать на каждую букву (кроме «ъ», «ы», «ь») что-то, что нравится всем участникам: например, «А» — апельсины, «Б» — бежевый цвет и т. д. После этого группа изображает на листе буквы алфавита, схематические рисунки, иллюст-рирующие предпочтения группы, и презентует свою работу всем остальным.
Обсуждение. Не требуется.
Вариант. Можно записывать на каждую букву алфавита не те предпочтения, которые есть у всех членов группы, а те, которые есть хотя бы у одного. В этом случае можно сопроводить упражнение выводом о том, что все мы разные, имеем много личных предпочтений и осо-бенностей, и мини-лекцией о том, как найти подход к разным типам клиентов.

Альтернатива лекции. Активное изучение материала
Известно, что взрослые люди лучше всего обучаются в активной среде, не слушая откровения тренера, а участвуя в упражнениях, ролевых и деловых играх, решая задачи и т. д. Если бы было по-другому, не нужна была бы эта книга. Тренинги по продажам, переговорам, коммуникативной компетентности несложно сделать максимально активными. Но существуют также и такие тренинги, как тайм-менеджмент, тренинги по продукту или, скажем, по пожарной безопасности, в которых нельзя избежать достаточно большого объема сухой теоретической информации. Как разнообразить информационную составляющую тренинга? Это можно сделать с помощью одного из следующих упражнений.

Четыре стены
Цели и возможности применения. Упражнение может быть использовано в начале всего тренинга или любого его блока для того, чтобы ввести участников в проблематику тренинга. После того как члены группы приняли активное участие в выполнении упражнения и поделились своими со-ображениями, тренер может дополнить высказанное мини-лекцией, которая будет восприниматься гораздо более внимательно.
Необходимые материалы
1. 4 листа формата А4, на которых крупным шрифтом напечатано «Полностью согласен», «Скорее согласен», «Скорее не согласен», «Полностью не согласен».
2. Список утверждений по тематике тренинга (примерный список см. в приложении).
Время. 5-10 минут на выполнение упражнения, от 5 до 20 минут на обсуждение в зависимости от глубины изучения материала.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Листы с надписями «Полностью согласен», «Скорее согласен», «Скорее не согласен», «Полностью не согласен» крепятся на четыре стены комнаты — по одному листу на одну стену.
2. Тренер объясняет, что он будет зачитывать утверждения, а участники должны подойти к той надписи, которая наиболее соответствует их мнению.
3. Тренер зачитывает утверждения и дает время участникам сгруппироваться вокруг выбранного мнения.
4. После того как список утверждений будет исчерпан, тренер может попросить всех вернуться на свои места и провести групповую дискуссию по высказанным мнениям.
Вариант. На одном конце комнаты крепится лист с надписью «Согласен», на другом — «Не согласен». Участникам нужно выбрать место на линии между этими полюсами, наиболее близкое их мнению. Так, тот, кто полностью согласен с утверждением, может встать рядом с листом «Согласен», кто несколько сомневается — чуть-чуть дальше и т. д.
Приложение. Примерный список утверждений по теме «Введение в продажи»
1. В продажах важна напористость и умение «пробивать дорогу».
2. Важно показать покупателю свою компетентность.
3. Если вы умеете продавать, вы сможете продать что угодно кому угодно.
4. В продажах лучше действовать спонтанно, чем по заранее подготовленным шаблонам.
5. Человеческий фактор в продаже гораздо более значим, чем сухие факты.
6. Покупатель делает выбор прагматически, и хорошая цена гораздо важнее, чем всякие там переговорные фокусы.
Вопросы для обсуждения (по каждому утверждению)
1. Кто был согласен? Почему?
2. Кто не согласен? Почему?
3. Какие еще есть мнения, от чего это зависит?

Хороший - плохой
Цели и возможности применения. Упражнение помогает группе сформулировать факторы успеха в продажах, переговорах, командной деятельности и т. п. Хорошо использовать его в начале любого тренинга для формулирования того, что считать важным в той или иной деятельности.
Время. 10-15 минут.
Размер группы. 6-20 человек. (В больших группах рекомендуется попросить каждого члена группы называть только по одному качеству.)
Процедура:
1. Группа получает следующую инструкцию: «У каждого из нас есть свое представление о том, что такое успешный и неуспешный торговый представитель. Я прошу вас вспомнить одного конкретного торгового представителя, который был действительно успешен в своей деятельности, и подумать над тем, какие качества помогли ему стать таким. Также я прошу вас вспомнить человека, который был неудачливым торговым представителем, и попробовать понять, почему так вышло. Когда вы вспомните таких людей, пожалуйста, напишите три качества хорошего продавца и три качества продавца плохого».
2. На выполнение задания дается 3 минуты.
3. Тренер опрашивает аудиторию и фиксирует список качеств на доске.
Варианты
1. Упражнение можно использовать для преподнесения любого материала, посвященного факторам успеха в каком-либо виде деятельности {презентации, переговоры, работа с возражениями, строительство команды и т. д.). В таком случае вместо плохого и хорошего продавца группу просят назвать качества эффективного или неэффективного менеджера, удачной или неудачной презентации и т. д.
2. После формулирования списка можно попросить участников оценить самих себя по выделенным параметрам и наметить области для совершенствования.

Что это такое?
Цели и возможности применения. Упражнение обычно используется в начале тренинга и помогает участникам определить свое понимание основной темы тренинга: например, продажи, переговоры и т. д. Хорошо использовать это упражнение в том случае, когда тренеру нужно познакомить аудиторию с некоторыми определениями и сделать так, чтобы это не было скучно.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши.
Время. 10минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Тренер просит участников написать свое определение основного предмета тренинга: например, написать, что такое команда, первоклассный сервис, переговоры и т. д.
2. Каждый зачитывает свое определение, тренер фиксирует основные идеи на доске.
3. После этого тренер может дополнить список определений участников своим пониманием рассматриваемого термина, введением дополнительных определений и понятий.
Дополнение. Упражнение хорошо использовать там, где проблемное поле тренинга достаточно обширно и определений может быть много. Например, автору удавалось успешно использовать это упражнение, чтобы помочь участникам тренинга задуматься над тем, что такое манипуляции в общении, что такое первоклассный сервис, что такое команда. Не имеет смысла использовать это упражнение там, где все определено предельно четко: например, в тренинге по пожарной без-опасности или по правильной сервировке стола в ресторане,

Три вопроса
Цели и возможности применения. Упражнение помогает начать весь тренинг или его часть, настраивает участников на активное обучение, позволяет еще раз обсудить цели и пожелания участников, связанные с тренингом.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши.
Время. 10-20 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Участники сидят в общем кругу. Тренер просит каждого написать на бумажках три вопроса по теме тренинга. Можно попросить участников представить, что перед ними лежит книга, в которой есть ответы на все вопросы, и сегодня в ней можно прочитать все, что относится к области тренинга.
2. Участники пишут свои вопросы, складывают листочки и передают их тренеру.
3. Тренер зачитывает, подтверждает, что ответы на вопросы будут получены, возможно, комментирует, в какой именно части тренинга.
Обсуждение. Можно спросить группу, какие важные вопросы еще не прозвучали, что еще необходимо осветить на этом тренинге.
Вариант. Каждый участник должен подойти по очереди к трем другим участникам группы и попросить их ответить на свои вопросы. После этого группа собирается вместе и проходит обсуждение того, что нового услышал для себя каждый участник тренинга.

Масти
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться с проблематикой тренинга, а также друг с другом.
Необходимые материалы. Колода карт.
Время. 10-15 минут.
Размер группы. 10-20 человек.
Процедура:
1. Участникам тренинга раздают карты, по одной на человека. После этого участники разбиваются на мини-группы в соответствии с мастью полученной карты. В результате должны получиться четыре мини-группы: группа участников с картами масти червей, группа участников с картами масти пик, группа участников с картами масти бубен и группа участников с картами масти треф.
2. После этого мини-группы проводят обсуждение:
♦ Участники мини-группы с картами масти червей делятся друг с другом тем, что им больше всего нравится в изучаемом предмете (продажи, коммуникации и т. д.).
♦ Участники мини-группы с картами масти пик рассказывают друг другу о том, что им не нравится.
♦ Участники мини-группы с картами масти бубен рассказывают о том, что у них лучше всего получается.
♦ Участники группы с картами масти треф рассказывают о том, что у них не получается.
3. Мини-группам дается 5 минут на генерацию идей, после чего один представитель от каждой мини-группы рассказывает всем, к чему пришла мини-группа.
Обсуждение. Тренер фиксирует на доске высказанные мнения, может обобщить их и сделать выводы о том, что легко и трудно, что приятно и не очень в изучаемой деятельности. Часто список того, что участникам нравится, очень похож на список того, что у них получается хорошо, а список того, что не нравится, похож на список того, в чем они не сильны. В этом случае тренер может сделать вывод о том, что мы получаем удовольствие от того, что умеем делать, и для того, чтобы получать удовольствие от переговоров, продаж и других видов деятельности, нужно освоить необходимые для этого навыки.

Тренинговое домино
Цели и возможности применения. Упражнение может быть использовано везде, где процесс, изучаемый на тренинге, можно разбить на последовательность шагов (например, ступени продаж, этапы формирования команды, этапы планирования для управления своим временем и т. д.), либо там, где можно выделить факторы успеха и качества лица, которое этого успеха добивается (например, качества эффективного переговорщика).
Необходимые материалы. 2-7 наборов карточек размером с визитку, на каждой из которых записан один шаг из процесса либо один фактор успеха.
Время. 10-20 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Группа разбивается на команды по 3-5 человек.
2. Каждой команде выдается набор перемешанных карточек.
3. Каждая команда должна расположить этапы в необходимой последовательности (либо проранжировать факторы успеха по степени значимости).
4. Одна из мини-групп презентует свое решение. Члены других команд могут предлагать свои изменения, дополнения.
Обсуждение. Можно провести, если у групп есть расхождения во мнениях.
Приложение. Пример используемого материала — этапы построения команды (Зинкевич-Евстигнеева)
1. Понимание руководителем собственных осознаваемых и неосознаваемых целей работы команды.
2. Подбор кандидатов в члены команды.
3. Работа членов команды над собственными осознаваемыми и неосознаваемыми целями.
4. Исследование межличностных предпочтений.
5. Целенаправленное формирование энергии единства.
6. Формирование ценностей команды.
7. Обучение команды технологиям работ.
8. Создание имиджа команды.
9. Усиление «командного духа».
10. Сопровождение деятельности команды.

Объясните мне!
Цели и возможности применения. Упражнение помогает активному освоению любого «скучного» материала.
Необходимые материалы. Теоретический материал тренинга разделить на части, разложить по конвертам и пронумеровать их.
Время. 10-30 минут, в зависимости от объема изучаемого материала.
Размер группы. 6-15 человек.
Процедура:
1. Участники получают пронумерованные конверты, в которые вложены фрагменты текста по теме тренинга, тренер просит не открывать конверты, пока не будет дана инструкция сделать это.
2. Тренер спрашивает, у кого конверт номер один, и просит этого участника прочитать и объяснить свой материал.
3. Затем то же самое просят сделать всех участников, имеющих конверты 2, 3 и т. д.
4. Тренер может пояснять и дополнять выступления каждого из участников, а также интересоваться мнением группы.
Вариант. Для повтора пройденного материала можно поместить в конверты только темы для выступлений.

Придирчивый слушатель
Цели и возможности применения. Упражнение применяется после мини-лекции для того, чтобы стимулировать критическое мышление участников и их способность оперировать полученным материалом.
Необходимые материалы. Планшетки, клейкие листочки Post-it.
Время. 20 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая группа получает планшетку и набор листочков Post-it.
2. Тренер просит каждую группу придумать максимально каверзные вопросы по пройденному материалу. Можно подсказать группе форму предполагаемых вопросов:
♦ Вот вы говорите, что... — А что, если...?
♦ А неужели не бывает так, что...?
♦ А вот я слышал, что...? И так далее.
Каждый вопрос разборчиво пишется на одном листочке Post-it и наклеивается на планшетку.
3. Группам дается 5 минут на подготовку, после чего планшетки с наклеенными листочками с вопросами передаются в соседнюю группу. Соседняя группа должна в течение 5 минут придумать ответы на эти вопросы.
4. Один представитель от каждой группы зачитывает полученные вопросы и свои ответы. Если команда не смогла придумать ответ, его дает тренер. Также тренер может дополнять и расширять ответы участников.

Разные мнения
Цели и возможности применения. Упражнение применяется в начале тренинга для того, чтобы побудить участников высказаться по заявленной теме, стимулировать их творческую активность. Также можно применить упражнение после мини-лекции для того, чтобы группа «встряхнулась» и подвигалась.
Необходимые материалы. 4 листа бумаги формата A3, фломастеры.
Подготовка. Тренер пишет вверху каждого листа вопрос по теме тренинга и прикрепляет по листу на каждую из стен тренингового зала. Вопросы не должны предполагать однозначного ответа, скорее они должны побуждать каждого высказать свое мнение.
Время. 15 минут.
Размер группы. 12-15 человек.
Процедура:
1. Участники делятся на 4 мини-группы. Каждая мини-группа располагается возле одного из листов с вопросом.
2. По сигналу тренера мини-группы должны в течение 3 минут придумать свой ответ на вопрос, написанный на их листе (или свои соображения по этому поводу), и записать его на этот лист.
3. По истечении 3 минут тренер просит группы поменяться местами, то есть перейти (по часовой стрелке) к следующему листу с вопросом.
4. Каждая группа должна в течение 3 минут дополнить или расширить ответ на вопрос, данный предыдущей группой.
5. После этого производятся еще два перехода для того, чтобы каждая группа смогла ответить на каждый вопрос.
Обсуждение. Можно спросить участников, что было для них трудно, а что легко в этом упражнении, были ли моменты, когда им казалось, что на вопросы уже дан исчерпывающий ответ, какие новые идеи пришли во время выполнения упражнения.

Моя работа похожа на лезвие
Цели и возможности применения. Упражнение помогает вовлечь группу в размышление о проблематике тренинга, стимулирует творческую активность участников.
Необходимые материалы. Непрозрачный пакет с небольшими предметами по количеству участников тренинга. (Например: мягкая игрушка, коробок спичек, фломастер, мел, набор ручек, увеличительное стекло, блок клейких листочков Post-it и т. д.)
Время. 3-5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Все участники сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пакет с предметами.
2. Каждый участник должен не глядя достать предмет, показать его остальным участникам и быстро придумать, почему его работа похожа на этот предмет. Например: «Работа менеджера по продажам похожа на лупу, потому что он должен уметь замечать мельчайшие детали» и т. д.
Выводы. Можно фиксировать на доске мнения участников об их работе, после чего вовлечь группу в дискуссию о том, все ли особенности их работы отображены здесь.
Вариант. Можно просить участников ассоциировать вынутый предмет не со своей работой, а с любой темой тренинга, например: «Командная деятельность похожа на коробок спичек, потому что...»

Игра в карты
Цели и возможности применения. Упражнение используется для повтора любого теоретического материала.
Необходимые материалы. По одной карточке из плотной бумаги размером с визитку для каждого участника.
Время. 10-15 минут в зависимости от размера группы и глубины обсуждения каждого вопроса. Размер группы, 6-15 человек.
Процедура:
1. После представления теоретического материала тренер просит каждого участника придумать вопрос по материалу и написать его на карточке.
2. Карточки сдают тренеру, он кладет их на стол надписью вниз и перемешивает.
3. Каждый участник выбирает карточку.
4. Все по очереди читают доставшийся им вопрос и отвечают на него. Остальные участники могут дополнять ответ и высказывать свое мнение.
Обсуждение. Не требуется.

Найти решение
Цели и возможности применения. Упражнение позволяет активно освоить любой «скучный» материал. Также можно использовать его в конце всего тренинга или его части для того, чтобы «уложить в голове» полученную информацию и подумать о том, как ее использовать на практике. Необходимые материалы. Проектор, слайды с описанием ситуаций.
Время. От 15 минут до часа в зависимости от сложности материала и разбираемых ситуаций.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Участники разбиваются на мини-группы по 3-4 человека.
2. Тренер показывает на проекторе слайд с описанием трудной ситуации.
3. Группа должна за 3 минуты выработать решение, можно несколько вариантов.
4. Один человек от каждой группы презентует выработанное группой решение.
5. Далее — действия повторяются со следующими слайдами.
Примеры трудных ситуаций для тренинга по презентациям
1. Вы видите, что один из ваших слушателей почти засыпает.
2. Один из участников презентации постоянно громко говорит: «Все это ерунда!»
3. Вы обнаруживаете, что оставили конспект своей презентации дома. Без конспекта вы ничего не помните.
4. Вы обнаруживаете, что половина людей, пришедших на вашу презентацию, уже были на прошлой и знакомы с тем материалом, который вы собирались представить. Они пришли второй раз потому, что их прислало начальство.
5. Вы собираетесь провести презентацию для команды коллег. Все уже пришли, кроме самого большого начальника. Уже прошло 10 минут с момента предполагаемого начала презентации, и вы не знаете, начинать или нет.

Резюме
Цели и возможности применения. Упражнение используется для подведения итогов любой части тренинга.
Время. 15-20 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Тренер просит каждого участника сформулировать несколькими предложениями главную идею той части тренинга, по которой проводится это упражнение.
2. Все участники объединяются в мини-группы по 3-4 человека. Каждой мини-группе нужно ознакомиться с формулировками друг друга и выбрать лучшее резюме.
3. После этого один человек от каждой мини-группы озвучивает выбранную формулировку.
Вариант. Можно делать упражнение в конце тренинга для того, чтобы повторить и собрать в единое целое все элементы. В этом случае мини-группам лучше дать разные темы для резюмирования — подтемы данного тренинга. Например, для тренинга продаж это может быть поиск клиентов, «преодоление секретаря», определение потребности клиента и т. д.

Управление групповой динамикой: снятие стресса, максимальное вовлечение участников в тренинг.
Помимо преподнесения группе новой информации, упражнений на ее отработку, создания ситуации, в которой участники смогут обучиться чему-то новому, каждый тренер постоянно отслеживает психологическое состояние, в котором находятся участники группы. В какой-то момент группе необходима тихая сосредоточенность, а в следующий — будет нужна активность и энтузиазм. Упражнения, приведенные ниже, помогают изменить психологическое состояние участников. Одни из них — энерджайзеры — упражнения, направленные на поднятие тонуса и активности участников, другие — наоборот, помогают успокоить и утихомирить группу, которая чрезмерно активна. Энерджайзеры, как правило, нужны в тренингах, где много серьезного материала, а успокаивающие упражнения — в более веселых коммуникативных тренингах или после острых дискуссий.

Что это? Это фломастер
Цели и возможности применения. Упражнение можно использовать для того, чтобы быстро взбодрить участников, если они устали от усвоения большого объема информации. Также упраж-нение может разогреть вялую группу перед упражнением, в котором важно их активное участие.
Необходимые материалы. 2 фломастера разных цветов, например синий и красный.
Время. 5 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Группа сидит в общем кругу. Тренер протягивает фломастер участнику, сидящему справа от него. При этом тренер и участник должны как можно быстрее разыграть следующий диалог:
Участник: Что это?
Тренер: Это фломастер. <.,
Участник: Какой фломастер?
Тренер: Красный.
2. После этого участник берет фломастер и отдает его следующему участнику, повторив с ним тот же диалог. Далее фломастер передается подобным образом по кругу.
3. Сразу же после того, как тренер отдал первый фломастер, он протягивает второй фломастер участнику, сидящему от него слева, и они также разыгрывают диалог, подобный первому:
Участник: Что это?
Тренер: Это фломастер.
Участник: Какой фломастер?
Тренер: Синий.
4. После этого синий фломастер передается по кругу так же, как и красный. Участникам группы необходимо быстро мобилизоваться для того, чтобы выполнить это упражнение в хорошем темпе. Даже самая пассивная группа оживляется в тот момент, когда у одного участника оказываются два фломастера и ему необходимо вести сразу два диалога.
Обсуждение. Не требуется.

Носок - пятка
Цели и возможности применения. Упражнение дает участникам возможность почувствовать друг друга, на какое-то время стать единым целым. Можно использовать упражнение в конце всего тренинга или какой-то его части для того, чтобы снять напряжение в группе и закончить тренинг на позитивной и запоминающейся ноте
Время. 5 минут.
Размер группы. 10-30 человек.
Процедура:
1. Участники становятся в круг друг за другом очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему.
2. После этого все начинают в таком положении медленно приседать — таким образом, что каждый участник оказывается сидящим на коленях у предыдущего. После того как все успешно сели, можно попробовать так немного продержаться.
Обсуждение. Обычно не требуется. В тренинге по командообразованию можно подчеркнуть, что возможности команды больше, чем сумма возможностей каждого из ее членов, что, когда мы вместе, у нас появляются дополнительные возможности, которых не было ни у кого раньше.

Волна потягиваний
Цели и возможности применения. Упражнение помогает быстро снять напряжение в группе, успокоить участников после активного упражнения или дискуссии на острую тему. Также упражнение помогает группе почувствовать себя единым организмом, вернуться в момент «здесь и сейчас», сконцентрировать внимание.
Время. 5 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
Все стоят в кругу. Ведущий медленно потягивается. Когда он закончит, человек стоящий слева от него, начинает медленно потягиваться, когда он закончит, начинает следующий и т. д., — таким образом, по кругу проходит волна потягиваний.
Обсуждение. Не требуется.

Импульс
Цели и возможности применения. Упражнение хорошо использовать для того, чтобы немного «встряхнуть» группу, изучавшую теоретический материал.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
Участники сидят в общем кругу. Тренер просит всех взяться за руки, затем пожимает руку своего соседа справа и просит его передать импульс рукопожатий по кругу. После того как волна рукопожатий возвращается в начало круга, тренер спрашивает, может ли группа передать импульс быстрее. После того как это будет сделано, тренер просит группу передать импульс еще быстрее и так далее, пока импульс не начнет передаваться практически мгновенно.
Обсуждение. Не требуется.
Вариант. Можно одновременно запустить два импульса — по часовой и против часовой стрелки. Когда два импульса с разных сторон приходят к человеку, сидящему в круге, это приводит к путанице и вызывает всеобщее веселье.

Летающие кошки
Цели и возможности применения. Упражнение хорошо активизирует участников, помогает «встряхнуться» группе, которая изучала теоретический материал или пришла с перерыва.
Необходимые материалы. 5-6 маленьких плюшевых кошек (или других мягких игрушек).
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Участники стоят в общем кругу. Тренер бросает мягкую игрушку одному из участников, который ловит ее и кидает следующему и т. д., пока игрушка не побывает у каждого из участников и не вернется снова к тренеру. Когда игрушка возвращается тренеру, он снова кидает ее тому участнику, которому кинул вначале, и просит группу еще раз повторить и запомнить эту последовательность. После того как это будет сделано, тренер просит группу повторить последовательность, кидая игрушку как можно быстрее, затем спрашивает группу, могут ли они еще ускорить темп.
2. После того как группа достигает максимального темпа, тренер сразу вслед за первой кошкой кидает вторую, после нее третью и всех остальных, в результате чего кошки летают везде, а участники приходят в состояние веселого сумасшествия.
Обсуждение. Не требуется.

Хлопки
Цели и возможности применения. Упражнение можно использовать в группе, изучавшей теоретический материал, чтобы помочь участникам отвлечься и «встряхнуться».
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Участники сидят в общем кругу. Тренер просит каждого участника положить руки на колени партнеров, причем правую руку кладут на левое колено человека, сидящего справа, а левую руку — на правое колено человека, сидящего слева.
2. После этого участники должны как можно быстрее «передать по кругу» хлопок рукой по колену. Обычно путаница с руками приводит к тому, что участники хлопают слишком рано или слишком поздно.
3. Можно поставить условие, что не вовремя хлопнувшая по колену рука выбывает из игры, и наградить призом победителя, который останется в игре дольше всех.
Обсуждение. Не требуется.

Поменяться местами
Цели и возможности применения. Упражнение активизирует участников, его хорошо использовать для того, чтобы расшевелить уставшую группу или включить в работу людей, пришедших с перерыва. j
Время. 5-10 минут. 1
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Участники сидят в общем кругу. Тренер просит встать и найти себе новое место в круге всех, кто обладает определенными характеристиками, например:
♦ Имеет светлые волосы.
♦ Имеет пуговицы на ботинках.
♦ Имеет короткие волосы.
♦ В черных туфлях.
♦ Всем мужчинам.
♦ Всем женщинам.
♦ Всем, кто работает с людьми.
♦ Всем, кто ездил отдыхать в последние три месяца.
♦ Всем, кто любит играть в теннис.
♦ Всем, кто любит собак.
2. Пока участники меняются местами, тренер занимает один из освободившихся стульев. Участник, оставшийся без стула, становится ведущим.
3. Игра продолжается 5-10 минут или до тех пор, пока группа не придет в активное работоспособное состояние.
Обсуждение. Не требуется. В тренинге по командообразованию можно сделать вывод о том, что все мы очень разные, обладаем разнообразными наборами качеств, а в эффективной команде используется индивидуальность каждого из нас.

Путаница
Цели и возможности применения. Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для того, чтобы закончить его на позитивной и запоминающейся ноте. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его в тренинге по командообразованию.
Время. 10-15 минут.
Размер группы, от 10 человек.
Процедура:
Вся команда встает в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватиться своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, чтобы все снова стояли в общем кругу.
Обсуждение. Не обязательно. Если упражнение используется как разминка к тренингу командообразования, можно обсудить следующие вопросы:
1. Что было легко, а что тяжело?
2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока другие вокруг него распутаются?
3. Кто брал на себя роль лидера, помогая распутаться остальным?
4. Наблюдался ли в команде недостаток лидерства (никто не знает, что делать)?
5. Наблюдался ли в команде переизбыток лидерства (борьба за власть, разные точки зрения и споры о том, как именно нужно распутываться)?

Карты в награду
Цели и возможности применения. Упражнение помогает максимально вовлечь участников в тренинг. Игра в карты ведется на протяжении всего тренинга, позволяя в те моменты, когда участники пассивны или легко переключают внимание на что-то другое, вернуть их в работу.
Необходимые материалы. 2-3 колоды карт, небольшой приз для победителя.
Время. Упражнение проходит в течение всего тренинга, еще 5 минут необходимо в конце для подведения итогов.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Тренер объясняет, что активное участие в тренинге — один из главных ключей к тому, чтобы получить от него максимальный результат, и для того, чтобы обеспечить максимальную активность каждого, в тренинге вводится следующая Процедура:.
2. В течение тренинга те участники, которые проявляют наибольшую активность (задают интересные вопросы, делают интересные выступления во время групповых дискуссий, участвуют в демонстрациях и т. д.), получают в качестве награды игральные карты.
3. В конце тренинга обладатель наибольшего количества карт получит приз.
Обсуждение. Не требуется.
Дополнение. Упражнение особенно хорошо помогает подстегнуть энтузиазм группы, если карты раздаются достаточно часто, практически за каждое проявление активности. Также можно время от времени проводить их подсчет и определять промежуточных победителей.

Елочка
Цели и возможности применения. Упражнение дает возможность участникам немного подвигаться, позволяет расслабиться и на короткое время переключить внимание. Хорошо использовать его в середине изучения теоретического материала. Вместе с тем в этом упражнении участники действуют сообща, что помогает им лучше почувствовать друг друга.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Все участники сидят в общем кругу. Тренер просит всех хором начать рассказывать любой хорошо известный всем стишок (например, это может быть текст песни «В лесу родилась елочка»).
2. После того как все подстроились друг под друга и нашли общий темп, тренер сообщает следующее задание: участникам нужно вставать со стульев (либо если участники стоят, то садиться на стулья) каждый раз, когда в тексте появляется буква «о».
Обсуждение. Не требуется.
Вариант, который можно использовать для повтора материала. Участники тренинга не рассказывают стихи, а говорят на заданную тему, например факторы эффективности коммуникации в команде, как правильно давать критику и т. д. Делают они это, конечно, не хором, а каждый по очереди. При этом все, кто не говорит, садятся или встают при появлении в словах буквы «о».

Домики ищут людей
Цели и возможности применения. Упражнение помогает расшевелить усталую или перегруженную информацией группу.
Время. 5 минут.
Размер группы. 12-20 человек.
Процедура:
1. Группа разбивается на тройки, двое из них берутся за руки (изображая, таким образом, домик), а третий участник стоит между ними (эти участники — люди).
2. «Домики» всегда движутся вместе в паре, не разжимая рук.
3. После того как все сформировали «домики» и «людей» в них, ведущий говорит «люди ищут домики», после чего все «люди» должны покинуть свои домики и найти себе новые, либо «домики ищут людей», после чего «домики» должны найти себе новых жителей, в то время как «люди» остаются на месте.
4. Если ведущий говорит «землетрясение», то движутся и «домики» и «люди».
5. Во время переходов ведущий может занять место кого-то из участников, который остается «бездомным» и становится новым ведущим.
Обсуждение. Не требуется.

Групповое гудение
Цели и возможности применения. Упражнение помогает управлять активностью группы. При этом можно использовать его как для того, чтобы разогреть пассивную группу, так и для того, чтобы успокоить чрезмерно активную.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Вся группа стоит в общем кругу. Тренер просит группу начать тихое гудение. После того как все загудели, тренер спрашивает группу, может ли она гудеть громче.
2. Тренер просит группу гудеть громче, еще громче, либо тише и еще тише. Можно попросить группу варьировать громкость в зависимости от положения руки тренера — гудеть громче, если рука поднимается вверх, и тише, если она опускается вниз.
3. В конце тренер либо опускает руку до пола, и гудение становится почти неслышным (в этом варианте упражнение работает на то, чтобы утихомирить участников), либо, если нужно их взбодрить, поднимает руку вверх насколько позволяет рост, и гудение становится максимально громким.
Обсуждение. Не требуется.

Извержение вулкана
Цели и возможности применения. Упражнение активизирует группу, уставшую от изучения теоретического материала.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Тренер делит всю группу на две половины, одна из которых становится «жерлом вулкана», а другая — «лавой».
2. «Лава» должна плотно встать плечом к плечу, а «жерло» формирует круг вокруг «лавы», взявшись за руки либо положив руки на плечи друг другу.
3. После этого «лава» должна вырваться из «жерла вулкана», а «жерло» должно ее сдержать.
Обсуждение. Не требуется.

Босс сказал
Цели и возможности применения. Упражнение активизирует группу, поэтому хорошо использовать его после перерыва или когда группа уже немного устала, например к концу дня.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Вся группа стоит в кругу.
2. Тренер говорит, что будет давать группе простые инструкции, выполнять которые нужно только в том случае, если перед инструкцией тренер произнесет «Босс сказал».
3. Тренер показывает движение и просит группу повторить его (например: «Хлопай в ладоши!», «Подпрыгни!», «Топай ногой», «Тяни!», «Толкай!»), группа повторяет только в том случае, если тренер произнес «Босс сказал» (например: «Босс сказал: "Хлопай в ладоши!"»). Первый, кто ошибется, показывает следующее движение.
Обсуждение. Не требуется.

Шиворот-навыворот
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам встряхнуться после перерыва или во время изучения теоретического материала.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Вся группа стоит в общем кругу.
2. Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет провести небольшую разминку. Но во время этой разминки нужно будет делать все, что говорит тренер, с точностью до наоборот. Например, если говорится «поднимите правую ногу вверх», это означает, что нужно опустить левую руку вниз, если говорится «дотроньтесь до левой ноги», нужно дотронуться до правой руки и т. д.
3. Тренер дает группе команды, которые можно сделать наоборот. Примеры: опустите руку вниз, поднимите ногу вверх, идите вперед, идите назад, возьмите за руку соседа, подойдите к мужчине, подойдите к женщине и т. д.
Обсуждение. Не требуется.

Атомы-молекулы
Цели и возможности применения. Упражнение хорошо использовать, когда группе необходимо подвигаться и встряхнуться.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Вся группа стоит в общем кругу. Тренер просит участников вспомнить то время, когда они учились в школе, изучали физику и, в частности, проходили атомы и молекулы. Всем участникам предлагается изобразить атомы и начинать двигаться по помещению, символизируя таким образом броуновское движение.
2. Тренер напоминает группе, что скорость движения атомов при броуновском движении зависит от температуры — чем теплее, тем она выше. После этого он начинает называть температуру, например: «10 градусов», «20 градусов», «100 градусов», «1000 градусов», «-273 градуса» и т. д., а участники должны подстраивать скорость своего движения под температуру.
3. Затем тренер говорит, что атомы могут группироваться в молекулы, и, чередуя с изменением температуры, начинает говорить «молекулы по 2», «молекулы по 5», и в этот момент участники должны «составлять» молекулы указанного размера.
Обсуждение. Не требуется.

Мумия
Цели и возможности применения. Упражнение стимулирует командную деятельность, создает в группе веселую позитивную атмосферу.
Необходимые материалы. Несколько рулонов туалетной бумаги.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Вся группа делится тренером на тройки, каждая тройка получает по рулону туалетной бумаги.
2. Тренер объясняет, что каждая группа должна выбрать «мумию», которую нужно за 5 минут обернуть туалетной бумагой. Если бумага порвется, то группа должна начать оборачивать «мумию» сначала. Побеждает команда, которая сумеет за это время лучше всего обернуть свою мумию.
Обсуждение. Не обязательно. Можно обсудить с группой, кто победил и почему. Как правило, побеждает не самая быстрая команда, а та, которая продумала свою стратегию и действовала аккуратно. Если эти выводы актуальны для проводимого тренинга (например, если это тренинг по тайм-менеджменту), можно акцентировать на них внимание группы.

Охота
Цели и возможности применения. Упражнение помогает группе встряхнуться и подвигаться.
Необходимые материалы. Подушка или большая мягкая игрушка. Упражнение проводится в достаточно просторном помещении или на улице.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
Выбирается ведущий, которому вручается подушка. После этого тренер (не ведущий) объявляет «охоту» или «отбой». Если тренер говорит «отбой», участники спокойно ходят по всей территории, где проводится тренинг, поодиночке. Если тренер говорит «охота», ведущий должен осалить подушкой любого участника. Единственное условие — нельзя салить участников, обнявших друг друга.
Обсуждение. Не требуется.

Фруктовый салат
Цели и возможности применения. Упражнение помогает встряхнуть группу после перерыва или во время изучения теоретического материала.
Время. 5-10 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Вся группа сидит в кругу.
2. Тренер просит всех рассчитаться на «яблоки», «бананы», «мандарины» и «апельсины».
3. После того как это будет сделано, тренер говорит «поменяться местами всем бананам» — и все «бананы» должны встать и найти себе новое место.
4. Пока все меняются местами, тренер может занять чье-то место, и этот человек становится новым водящим, который просит поменяться местами все «яблоки», «мандарины» и т. д.
5. Если ведущий говорит «фруктовый салат», то местами меняются все.
Обсуждение. Не требуется.