стр. 1
(всего 56)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

Курс лекций по макроэкономике
А.А.Фридман




http://education.iet.ru/ 1
Предисловие
Данный курс лекций написан на основе лекций, читаемых в МФТИ
студентам всех факультетов. Особенность предлагаемого курса в том, что он
соединяет в себе вводный курс и курс промежуточного уровня по степени охвата
материала, но при этом представляет этот материал на более высоком техническом
уровне, нежели это принято в стандартных курсах макроэкономики подобного
уровня.
Учитывая небольшую продолжительность курсов экономики в ВУЗах, где
данный предмет не является профилирующим, в предложенный курс были
включены далеко не все темы, которые изучаются в стандартных курсах.
Структура курса следующая: после введения в систему национальных счетов
следует блок, посвященный простейшим краткосрочным макроэкономическим
моделям (лекции 3-9). Далее следует анализ тех функций, которые были
использованы при построении макроэкономических моделей и их
микроэкономическое обоснование (лекции 10-13). Затем рассматривается блок
долгосрочных макроэкономических моделей, позволяющих рассмотреть вопросы
инфляции. Наконец завершается курс исследованием проблемы долгосрочного
экономического роста.




http://education.iet.ru/ 2
Лекция 1. Введение в макроэкономику


Что изучает макроэкономика?
Курс макроэкономики, как правило, читается после изучения базового курса
по микроэкономике. В чем же отличие этих двух курсов? Почему недостаточно
ограничиться лишь микроэкономическим анализом? Вспомним, какие же вопросы
изучались в курсе микроэкономики. Во-первых, это были вопросы, связанные с
ценообразованием. В частности, объяснение изменений относительных цен, то есть
цен на одни товары по отношению к другим товарам. Однако следует заметить, что
мы наблюдаем не только изменение относительных цен (скажем, цен на нефть или
цен на кофе), но и изменение общего уровня цен. Изучение этого явления,
называемого инфляцией, не входило в задачу микроэкономики, а составляет один
из основных вопросов макроэкономики. Другой пример. В микроэкономике мы
рассматривали труд как один из основных факторов производства, однако
предметом нашего интереса было равновесие на рынках труда разной
квалификации, специализации и т.п. Нас не интересовала совокупная величина
занятости в экономики или, наоборот, уровень безработицы. Эти вопросы опять же
будут пристально изучаться в курсе макроэкономики.
Таким образом, предметом макроэкономической теории является изучение
макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью
экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить
общее (макроэкономическое) объяснение. Итак, макроэкономика изучает
поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады,
проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы
макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь
последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или
финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным
макроэкономическим анализом.
Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и
занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их
краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.



http://education.iet.ru/ 3
Основная проблема, с которой сталкиваются студенты, изучающие
макроэкономику, состоит в том, что она не является сложившейся законченной
дисциплиной, а споры по ключевым вопросам макроэкономики продолжаются и
сегодня. Это часто вызывает недовольство слушателей, особенно тех, кто хочет
увидеть в курсе простые, ясные законченные ответы на основные проблемы
современной экономики. Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание
то, что по некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с
разных точек зрения объяснить то или иное явление. Следует также обращать
внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать
адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации. Например, сложно
ожидать, что модели, созданные для описания развитой рыночной экономики,
будут адекватно описывать ситуацию в странах с переходной экономикой.


Микроэкономика и макроэкономика
Несмотря на существующее разделение вопросов на микро- и
макроэкономические, следует принимать во внимание, что эти две составляющие
существуют не сами по себе, а тесно связаны между собой. Значительный разрыв
между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и
постепенно все больше сокращается. По сути, все современные
макроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование, то есть
в их основе лежат определенные поведенческие микроэкономические модели,
результаты которых агрегируются и затем исследуются на макроуровне. Основным
проблемным местом остается теория агрегирования, которая также активно
развивается. Заметим, что агрегирование необходимо не только в теории, но и на
практике (при сборе и обработке статистических данных, которые составляют
основу для эмпирического анализа). В макроэкономике рассматривают следующие
агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление,
инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее. Принято также
рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и
рынок активов.




http://education.iet.ru/ 4
Краткая история макроэкономики
Несмотря на то, что макроэкономические вопросы ставились и изучались
еще в XVII-XVIII веках (например, в 1752 году вышла работа Д.Юма, посвященная
изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен),
макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е-40-е годы двадцатого века.
Катализатором для этого послужила великая депрессия 30-х годов, приведшая к
огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем
самым невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть
населения этих стран оказалась на гране нищеты. Демократизация, имевшая место
после первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль.
Демократические правительства были озабочены катастрофическим падением
уровня жизни населения, и нуждалось в разработке экономических способов
борьбы с депрессией.
Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнрада
Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» было напрямую продиктовано
великой депрессией и положило начало макроэкономики, как самостоятельной
экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные
экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики,
поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае,
экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а
требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса.
Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «кейнсианской
революцией» в экономике. Следует также отметить еще одно обстоятельство,
способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной
статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и
описывать динамику и взаимосвязь макроэкономических явлений, что является
первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.
В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы.
Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к
равновесию на рынке труда (то есть, к полной занятости) и эффективному




http://education.iet.ru/ 5
распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном
вмешательстве.
Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и,
следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения
достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к
наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной
перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного механизма
требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной
политики.
Мы начнем изучение с кейнсианской экономики, предполагая наличие
определенной негибкости цен в краткосрочной перспективе, а затем рассмотрим
равновесие при абсолютно гибких ценах (классический подход).
Следует отметить, что кейнсианская модель достаточно адекватно
описывала экономику и широко использовалась до 70-х годов двадцатого века. В
70-х годах возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией.
Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве
правительства в экономику. Произошла так называемая кейнсианская
контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы. Появились
неоклассические теории: экономическая теория вернулась к идее о
саморегулирующихся рынках, но при несколько иных институциональных
предпосылках. Ключевую роль в экономических моделях стал играть вопрос
асимметричности информации и концепции ожиданий экономических агентов.
Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но
теперь на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей,
рассматривающих негибкость цен в краткосрочном периоде, как ответ
рациональных экономических агентов на некие внешние условия.
Изучив простейшую кейнсианскую постановку модели и рассмотрев
долгосрочный (классический) подход, мы обсудим современные модификации этих
подходов, базирующиеся на основе как неоклассических, так и неокейнсианских
идей. Вторая часть курса будет посвящена микроэкономическим основам




http://education.iet.ru/ 6
макроэкономики, а затем мы рассмотрим вопросы долгосрочного экономического
роста.




http://education.iet.ru/ 7
Лекция 2. Счета национального дохода

Прежде, чем приступить к построению макроэкономических моделей,
необходимо ознакомится с основными макроэкономическими показателями,
которые используются для измерения различных экономических переменных.
Поэтому мы начнем знакомство с макроэкономикой с изучения основных
показателей и их отражения в системе национальных счетов.


Валовой внутренний продукт (ВВП).
Как определить, насколько хорошо функционировала экономика страны в
определенный период времени (в определенном году)? В качестве такого
показателя в макроэкономике используется валовой внутренний продукт (ВВП).
ВВП - рыночная стоимость предназначенных для конечного использования
товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный
период времени.
Таким образом, предлагается в качестве основной характеристики
деятельности экономики за определенный период использовать совокупный
выпуск. Однако невозможно напрямую суммировать выпуск разных видов
продукции, поскольку эти величины несопоставимы, поэтому мы суммируем не
сам выпуск, а его стоимость. Проиллюстрируем эту идею на простейшем примере.
Рассмотрим гипотетическую экономику, в которой производится только два
товара: столы и стулья. Выпуск каждого товара и цены за рассматриваемый период
приведены в таблице 1. Чтобы найти ВВП этой страны нужно подсчитать
стоимость каждого товара и сложить: ВВП= 30*20+40*15=1200 условных единиц.


Таблица1. Подсчет ВВП для гипотетической экономики.
Выпуск (шт.) Цены (в условных ед.)
Столы 30 20
Стулья 40 15


Обсудим основные моменты, фигурирующие в определении ВВП. Во-первых, в
определении говорится, что ВВП- стоимость товаров и услуг, предназначенных для


http://education.iet.ru/ 8
конечного использования. Это означает, что мы не должны учитывать
промежуточные продукты, например, включая в ВВП стоимость произведенного
автомобиля, мы не должны учитывать отдельно стоимость его колес, иначе
стоимость колес мы посчитаем дважды. На практике для избежания двойного счета
используется метод добавленной стоимости: на каждой стадии производства
продукта в качестве части ВВП учитывается только стоимость, добавляемая на
данной стадии переработки.
В ВВП включаются только товары и услуги, произведенные за
рассматриваемый период, то есть мы учитываем только текущий выпуск. Товары,
которые были произведены в предыдущем периоде, но продаются в данном
периоде, в ВВП данного периода не включаются. Однако услуги по их продаже
(так как они произведены в данном периоде) в подсчет ВВП этого года должны
быть включены. Например, если автомобиль был произведен в 2001-ом году, а
продается в 2002-ом году, то в ВВП 2002-го года мы включим только стоимость
услуг автосалона по продаже машины, а стоимость самой машины включать не
будем, поскольку она была включена в ВВП 2001-го года.
ВВП подсчитывается по рыночным ценам. Рыночные цены многих товаров
включают всевозможные налоги и, таким образом, рыночные цены часто
отличаются от цен, которые получают производители товаров.
При подсчете ВВП учитываются товары и услуги, произведенные на
территории данной страны. Это означает, в частности, что в ВВП не включаются
товары и услуги, произведенные фирмами данной страны за рубежом.


Валовой национальный продукт (ВНП).
Существует другая концепция, очень близкая к ВВП, которая позволяет
подойти к вопросу совокупного выпуска с несколько иной точки зрения. Валовой
национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, измеряет выпуск товаров и услуг
не по территориальному принципу, а в соответствии с принадлежностью данной
стране используемых факторов производства.




http://education.iet.ru/ 9
ВНП - рыночная стоимость всех предназначенных для конечного
потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране
факторами производства в течение определённого периода времени.
При подсчете ВНП учитываются товары и услуги, произведенные
факторами производства, принадлежащими данной стране. Это означает, что в
ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной стране за
рубежом. Например, если профессор МФТИ приглашен на работу в Гарвард по
трехлетнему контракту, то его гонорар должен быть учтен при подсчете ВНП
России. Таким образом, часть ВНП страны производится за рубежом. С другой
стороны не все, что произведено в России, произведено за счет отечественных
средств производства. Например, если американская компания построила в России
свой завод (и завод полностью принадлежит этой компании), то стоимость
произведенной продукции за вычетом зарплаты российских служащих, является
составной частью ВНП США.
Таким образом, чтобы получить показатель ВВП для нашей страны нужно
исключить из ВНП оплату отечественных факторов производства, если товары или
услуги производились за рубежом и добавить оплату иностранных факторов
производства, если товары или услуги производились на территории нашей
страны:
ВНПстраны А доходы = ВВПА
–доходы жителей +
страны А, получ. иностранных
за границей граждан,
получаемые в
стране А


Итак, если ВНП превышает ВВП, значит, жители данной страны получают за
границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.
Следует отметить, что в России рассчитывается лишь показатель ВВП,
динамика которого приведена в таблице 2.




http://education.iet.ru/ 10
Таблица 2. ВВП России в текущих ценах, млрд. руб. (данные до 1988 приведены в
деноминированных ценах).1
Год 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
ВВП 1428,5 2007,8 2342,5 2629,6 4823,2 7305,6 9039,4 10863,4


Проблемы измерения ВВП.
Как мы уже упоминали выше, при подсчете ВВП возникает проблема
двойного счета. Для решения этой проблемы для расчета ВВП используют метод
добавленной стоимости.
Под добавленной стоимостью понимают разницу между выручкой фирмы

стр. 1
(всего 56)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>