стр. 1
(всего 69)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

ФИНАНСЫ
И КРЕДИТ
Под редакцией
Заслуженного работника высшей школы
Российской Федерации,
доктора экономических наук, профессора
A.M. Ковалевой


Рекомендовано Советом
Учебно-методического объединения вузов России
по образованию в области менеджмента
в качестве учебного пособия
по специальности «Менеджмент организации»




Москва
« Ф И Н А Н С Ы И СТАТИСТИКА»
2005
УДК 336(075.8)
ББК 65.26я73
Ф59
АВТОРЫ:
А. М. Ковалева, проф., д-р экон. наук
(предисловие; гл. 6; гл. 9);
Н. П. Баранникова, доц., канд. экон. наук (гл. 1);
Л. А. Бурмистров а, доц., канд. экон. наук (гл. 17);
А. А. Володин, проф., д-р экон. наук (гл. 5);
Н. П. Ефимова, доц., д-р экон. наук (гл. 11);
A. Н. Жилкина, доц., канд. экон. наук (гл. 10);
М. В. Карп, доц., канд. экон. наук (гл. 7);
B. М. Коновалова, доц., д-р экон. наук (гл. 15);
О. М. Махалина, доц., канд. экон. наук (гл. 3);
О. А. Ревзон, доц., канд. экон. наук (гл. 14; § 14.1—14.3);
Н. Ф. Самсонов, проф., д-р экон. наук (гл. 2; гл. 4);
Л. В. Смирнова, доц., канд. экон. наук (гл. 14; § 14.4, 14.5);
Н. И. Строкова, доц., канд. экон. наук (гл. 12; гл. 13);
Л. В. Токун, доц., канд. экон. наук (гл. 16);
Е. М. Шабалин, проф., д-р экон. наук (гл. 8).

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
кафедра «Финансы и банковское дело»
Московского банковского института;
доктор экономических наук, профессор
П. С. Никольский



Финансы и кредит: Учеб. пособие/Под ред. проф. А. М. К о -
Ф59 валевой. — М.: Ф и н а н с ы и статистика, 2005. — 512 с: ил.
ISBN 5-279-02312-4

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Государствен-
ного образовательного стандарта по специальности «Финансы и кредит» пре-
подавателями Государственного университета управления. Рассматривается
комплекс финансово-кредитных рычагов управления как на макро-, так и на
микроуровне. Финансовые и кредитные проблемы излагаются исходя из со-
временного этапа развития России, с учетом последних решений Правитель-
ства РФ, Бюджетного и Налогового кодексов РФ. Приводится фактический
цифровой материал, даны примеры и расчеты.
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, а так-
же для работников финансово-экономических служб предприятий и органи-
заций.
л 0605010204-261 _. УДК 336(075.8)

Ф 148 20 4
010(01)-2005 "° ББК 65.26я73
ISBN 5-279-02312-4 © Коллектив авторов, 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие «Финансы и кредит» подготов-
лено коллективом преподавателей кафедры «Финан-
сы, денежное обращение и кредит» Государственного
университета управления.
Необходимость написания данного учебного по-
собия обусловлена новой специальностью «Финансы
и кредит», по которой кафедра готовит будущих спе-
циалистов.
Роль финансово-кредитных рычагов управления
с совершенствованием рыночных отношений и кар-
динальными изменениями в экономике России рез-
ко возрастает.
Финансы и кредит, как экономические, денеж-
ные отношения, органически участвуют в механизме
регулирования хозяйственного процесса. С развити-
ем предпринимательства, приватизации, конкурен-
тоспособности предприятий, организаций, акцио-
нерных обществ необходимо изучать теорию и прак-
тику функционирования финансов и кредита, уметь
управлять финансовыми и кредитными ресурсами.
Формирование рыночных отношений в Рос-
сийской Федерации предопределяет необходимость
создания адекватных принципов организации фи-
нансово-кредитной системы как на макро-, так и на
микроуровне.
С учетом новых требований в предлагаемом учеб-
ном пособии на основе теоретического и практичес-
кого материала, а также законодательных и норма-
тивных документов освещаются основные вопросы
по темам курса. Раскрываются сущность финансов и
кредита, механизм их функционирования на общего-
сударственном уровне и уровне хозяйствующих зве-
ньев, основы финансового и кредитного менеджмен-
та, государственного финансового контроля, пробле-
мы финансового и кредитного планирования, анали-
за, особенности управления инвестициями, внеобо-
ротными активами и оборотным капиталом, органи-
зация безналичных расчетов, банковские операции,
функционирование рынка ценных бумаг, особеннос-
ти финансово-кредитного механизма валютных от-
ношений и др.
В соответствии с программой курса учебное посо-
бие состоит из двух разделов: «Финансы» и «Кредит и
рынок ценных бумаг». В конце каждой главы даны
контрольные вопросы.
Перечень законодательных и нормативных доку-
ментов, а также рекомендуемая литература приведе-
ны в конце учебного пособия.»
Учебное пособие предназначено прежде всего для
студентов, обучающихся по специальностям «Фи-
нансы и кредит», «Финансовый менеджмент», а так-
же может быть использовано аспирантами и работ-
никами финансово-кредитной системы и финансо-
вых служб предприятий и организаций различных
форм собственности.
ФИНАНСЫ
Глава 1
ФИНАНСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




1.1. Сущность и функции финансов

Финансы представляю? собой экономическую категорию, су-
ществующую в различных общественно-экономических форма-
циях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех форма-
циях, но в каждой из них - принципиально новое содержание.
Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве
определяются экономическим строем общества, природой и
функциями государства. Для понимания сущности этой эконо-
мической категории необходимо рассмотреть в первую очередь
историю возникновения финансовых отношений.
Первые финансовые отношения возникли с разделением об-
щества на классы и появлением государства. В условиях рабовла-
дельчества и феодализма финансы играли незначительную роль в
формировании денежных доходов государства, так как в указан-
ных формациях господствовали натуральные отношения. Глав-
ными видами доходов государства в тот период были дань, нату-
ральные подати, сборы, различные трудовые повинности и гра-
бежи покоренных народов. Отличительная особенность финан-
сов в рассматриваемый период состояла в частноправовом прин-
ципе, поскольку казна государства одновременно являлась и каз-
ной главы государства.
С развитием капиталистического способа производства рас-
ширялась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы
государства постепенно отделялись от казны государя. Доля нату-
ральных отношений резко сократилась. На место натуральных по-
датей пришли налоги в денежной форме. Возник общегосударст-
венный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государ-
ства не мог единолично распоряжаться. Формирование и исполь-
зование бюджета стали иметь системный характер, т.е. возникли
системы государственных доходов и расходов с определенным со-
ставом, структурой и законодательным закреплением. Будучи свя-
заны с формированием доходов и расходов государства, финансы
становятся выразителями стоимостных (денежных) отношений.
Вместе с тем характерной чертой этого периода была узость
финансовой системы, так как она состояла из одного звена -
бюджетного, и количество финансовых отношений было ограни-
чено. Эти отношения были связаны с формированием и исполь-
зованием бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансы — объек-
тивная экономическая категория, связанная с закономерностями
развития материального производства в определенных условиях,
но в роли организатора конкретных финансовых отношений вы-
ступает государство. Государство активно воздействует на финан-
сы в зависимости от политического устройства, основных задач,
текущих условий и других причин. Через свою финансовую по-
литику государство может влиять на экономику, оказывая на нее
как положительное, так и отрицательное действие. И хотя госу-
дарство своей деятельностью может активно влиять на развитие
финансовых отношений, оно не в состоянии ни создавать фи-
нансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответ-
ствующие объективные предпосылки.
Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia»,
что в переводе означает «денежный платеж». Таким образом, фи-
нансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются
обязательным условием существования финансов. Нет денег - не
может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег
как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги —
это строго определенная экономическая категория с четко выра-
женной сущностью и функциями; это особый товар, служащий
всеобщим эквивалентом. Финансы - это определенные эконо-
мические отношения, возникающие в момент движения денег,
когда происходит их передача или перечисление наличным или
безналичным путем. Например, предприятие выпустило продук-
цию стоимостью 1 млн руб. Здесь речь идет о деньгах, которые
являются мерой стоимости выпущенной продукции. Но к фи-
нансам это не имеет ни малейшего отношения. Второй пример.
Предприятие перечислило в бюджет налог на добавленную стои-
мость в сумме 100 тыс. руб. Здесь также участвуют деньги, но в

8
данном случае речь идет о реальном обороте денег, об отношени-
ях, возникающих между предприятием и государством на основе
реального оборота. Это уже финансы. Следовательно, финансо-
вые отношения — это прежде всего денежные отношения. Одна-
ко не все денежные отношения могут рассматриваться как фи-
нансовые. Сфера денежных отношений шире финансовых отно-
шений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения,
которые связаны с формированием и использованием фондов де-
нежных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е.
централизованных и децентрализованных фондов денежных
средств. Источником указанных фондов являются валовой внут-
ренний продукт и национальный доход.
Итак, финансы — это совокупность денежных отношений,
возникающих в процессе формирования, распределения и ис-
пользования централизованных и децентрализованных фондов
денежных средств в целях выполнения функций и задач государ-
ства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Сущность финансов, как и любой экономической категории,
проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные
функции: распределительную и контрольную. Эти функции осу-
ществляются параллельно во времени, поскольку каждая финан-
совая операция включает, с одной стороны, распределение обще-
ственного продукта и национального дохода, а с другой — кон-
троль за этим распределением.
Продукция, произведенная за определенный период времени
внутри страны, представляет собой валовой внутренний продукт
(ВВП). Если мы вычтем из ВВП в стоимостном выражении ту его
часть, которая возмещает затраченные средства производства, то
получим национальный доход, обеспечивающий все потребнос-
ти общества (осуществление расширенного воспроизводства,
развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого ра-
ботника). В чистом продукте общества воплощается вновь со-
зданная в материальном производстве стоимость.
Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями
материального производства, и его отдельных частей — фонда по-
требления и фонда накопления определяет темпы и пропорции
развития экономики, ее структуру.
Распределительная функция финансов связана с распределе-
нием ВВП и его основной части — национального дохода. Без уча-
стия финансов национальный доход не может быть распределен.
Финансовые отношения возникают на стадиях распределе-
ния и перераспределения национального дохода. Первичное рас-
пределение осуществляется по месту создания национального
дохода, т.е. в сфере материального производства. Например,
предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная
денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее рас-
пределения на составные элементы (возмещение израсходован-
ных средств производства, заработная плата, прибыль и т. д.).
Распределение происходит посредством финансов на основе ря-
да параметров, устанавливаемых государством: ставок, норм, та-
рифов, платежей, отчислений и т. д. В результате первичного рас-
пределения национального дохода среди участников материаль-
ного производства образуются следующие виды доходов: зара-
ботная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян,
других категорий работников, занятых в сфере материального
производства, а также доходы предприятий сферы материально-
го производства.
Однако доходы, образуемые в результате первичного распре-
деления, не образуют общественных денежных фондов, необхо-
димых для развития приоритетных отраслей народного хозяйст-
ва, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения
материальных и культурных потребностей населения. Поэтому
необходимо дальнейшее распределение или перераспределение
национального дохода, связанное с наличием непроизводствен-
ной сферы, в которой национальный доход не создается (просве-
щение, здравоохранение, социальное страхование, управление),
с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением
средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения —
пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т. п.
Пример. Предприятие реализовало определенный объем про-
дукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы
предприятие должно перечислить в бюджет установленные нало-
ги, например налог на добавленную стоимость по определенной
ставке. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить
часть, возмещающую потребленные средства производства, обес-
печивая непрерывность процесса производства. Эта часть опре-
деляется исходя из установленной нормы амортизационных от-
числений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов
труда и их стоимости. Далее вычитается часть, связанная с опла-
той труда (ФОТ), через нормы затраченного труда и систему его

10
оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется
часть стоимости созданного продукта для перечисления в Пен-
сионный фонд, фонд занятости и др., наконец, остается при-
быль. Произошло как бы первичное распределение созданного
продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подле-
жат дальнейшему распределению, т. е. распределению второго
порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и пенси-
онным фондом по законодательно закрепленным ставкам. При-
быль делится между предприятием, его вышестоящей организа-
цией и бюджетами различных уровней.
Этот пример наглядно показывает, что, не придав движения
стоимости (в данном случае выручке от реализации), ни бюджет,
ни пенсионный фонд, ни рабочий не получили бы своей доли. А

стр. 1
(всего 69)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>