стр. 1
(всего 49)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

Московская финансово-промышленная академия




Шавров А.В.




Финансовое право
Российской Федерации




Москва 2004
Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации / Москов-
ская финансово-промышленная академия. - М. 2004. с. 300.



В настоящем издании рассмотрены принципы и сущностные ха-
рактеристики финансовой деятельности государства, организация фи-
нансового контроля, основы бюджетного права и бюджетного процесса,
правовой режим государственных внебюджетных фондов социального
назначения, правовое регулирование государственных доходов, в том
числе государственного кредита и государственного долга, страхования
за счет средств государственного бюджета и банковской деятельности.
Проанализированы нормативные акты определяющие организацию де-
нежного обращения и нормы валютного регулирования и валютного
контроля.
Пособие предназначено для студентов и слушателей всех форм
обучения, а также для преподавателей высших и средних специальных
учебных заведений.


Автор: Шавров Алексей Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент.




© Шавров Алексей Владимирович, 2004
© Московская финансово-промышленная академия, 2004



2
Содержание

Введение........................................................................................................... 4

1. Финансовая деятельность государства ................................................... 10
2. Финансовый контроль. Органы финансового контроля ....................... 15
3. Принципы бюджетного права и бюджетный процесс .......................... 79
4. Правовое регулирование государственных доходов и расходов ......... 93
5. Государственный кредит и государственный долг ............................. 118
6. Правовое регулирование обязательного государственного
страхования за счет средств бюджета....................................................... 132
7. Правовой режим государственных внебюджетных целевых фондов
социального назначения ............................................................................. 143
8. Правовое регулирование банковской деятельности............................ 174
9. Правовые аспекты денежного обращения............................................ 197
10. Регулирование правоотношений по поводу обращения
иностранной валюты................................................................................... 249

Заключение .................................................................................................. 276

Терминологический словарь ...................................................................... 277

Контрольные вопросы по курсу Финансовое право................................ 293

Список рекомендуемой литературы.......................................................... 296




3
Введение

Правоотношения по поводу финансов1 между государством и
уполномоченными им органами с одной стороны и физическими и юри-
дическими лицами с другой представляют собой предмет двух вполне
самостоятельных, хотя и взаимосвязанных научных дисциплин – финан-
совой науки (общей теории финансов) и финансового права. Точная
дифференциация этих дисциплин необходим именно вследствие тесной
их взаимосвязи между собой.
Представления о самостоятельном значении финансового права
начали складываться в отечественной науке в 60-х – 70-х гг. XIX века. В
этом плане важно было конкретное определение понятия «государст-
венные финансы». Успешная попытка такого определения была пред-
принята ученым экономистом активно занимавшимся практической ад-
министративной деятельностью в сфере государственных финансов В.П.
Безобразовым (1828 – 1889). В лекциях по финансовому праву читаных
в Александровском лицее в 1868 – 1878 гг. он предположил следующую
формулировку: «Под государственными финансами (в объективном
смысле) мы должны разуметь ныне в государственной науке и в практи-
ке всю совокупность ценностей… находящихся в распоряжении госу-
дарства или государственной власти и всех ее органов для достижения
государственных целей, или для удовлетворения (покрытия) государст-
венных потребностей (нужд). Под государственно-финансовым хозяйст-
вом (также финансами в субъективном смысле) разумеется вся деятель-
ность государства (правительства) и всех его органов, направленная к
приобретению упомянутых средств… для их употребления, для удовле-
творения государственных нужд…»2. Дефиниция понятия государствен-
ные финансы и, следовательно, предмет научных дисциплин их изу-
чающих обозначены здесь вполне точно. По существу данная конструк-
ция предполагает, что финансовое право и финансовая наука (общая
теория финансов) имеют один и тот же предмет, единую сферу исследо-
вания. Подобная точка зрения была характерна для науки XIX столетия
и в целом оказалась справедливой.
Один из основателей отечественной науки финансового права В.А.
Лебедев (1833 – 1909 гг.) предложил в связи с этим следующее небезын-
тересное рассуждение: «Политические науки, к числу которых принад-
лежит и финансовая наука излагаются в двух направлениях: юридиче-
ско-догматическом и политическом. Юридическо-догматическое изуче-
ние финансовых законодательств и есть финансовое право, а изучение
правил финансового хозяйства с экономической и политической сторо-
ны составляет финансовую науку, которую иногда называют и финан-

1
Термин «финансы» происходит от франц. [Finance] – наличные деньги, государственные доходы.
Во франц. языке из средневековой латыни [Financia] – денежная наличность, доход.
2
Цит. По Козырин. А.Н. В.А. Лебедев и развитие финансово-правовой науки в России. // В кн. Зо-
лотые страницы финансового права России. Т.II. М. 2000. с. 11.

4
совой политикой… Рассматривая свой предмет, то есть финансовые уч-
реждения в государстве по их внутренней целесообразности, отвлечен-
но, финансовая наука восходит к общим экономическим законам и ста-
вит свои положения для руководства Финансового законодательства.
Итак, предмет финансового права и финансовой науки одинаков; они
различаются только по способу рассмотрения предмета. Финансовое
право рассматривает свой предмет юридико-догматическом, а финансо-
вая наука – политическим путем.
Финансовая наука не дает, безусловно, твердых юридических
норм, потому что принадлежит к числу экономических наук, а законы
этих наук изменяются с течением времени… Словом, финансовая наука
указывает то, что должно быть в данное время в культурном государ-
стве; финансовое право показывает какие правила существуют в данном
государстве относительно строя его финансов»3.
Оценивая содержание вышеуказанной концепции следует при-
знать ее в принципе адекватной. Некоторая корректировка необходима в
связи с утвердившейся в XX веке в отечественной науке терминологией.
Так требует уточнения понятие «финансовая наука», в современной рос-
сийской научной лексике оно заменено понятием общая теория финан-
сов. Кроме того, надо учесть, что термин «политические науки» приме-
нялся в XIX - начале XX в. в значении «науки имеющие своим предме-
том государство»4, то есть существенно отличался по смыслу от свое-
временных терминов «политические науки» и «политология» предметом
которых является более пространная сфера – политическая жизнь и по-
литическая организация общества.
Представляется в целом приемлемой дефиниция понятия «финан-
совое право» предложенная современным российским академическим
энциклопедическим изданием: финансовое право – «отрасль права регу-
лирующая общественные отношения, возникающие в сфере финансовой
деятельности государства и органов местного самоуправления, то есть в
связи с планомерным образованием, распределением и использованием
государством и органами местного самоуправления фондов денежных
средств, необходимых для выполнения их функций»5.
По существу весьма похожие определения содержат все специаль-
ные научные и учебные издания, упоминающие о финансовом праве или
непосредственно ему посвященные вышедшие в постсоветское время.
Так в одном из наиболее широко распространенных учебников указано:
«финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирую-
щих общественные отношения, которые возникают в процессе образо-
вания, распределения и использования денежных фондов (финансовых
ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходи-

3
Лебедев В.А. Финансовое право // В кн. Золотые страницы финансового права России. Т.II. М.
2000. с. 40.
4
Энциклопедический словарь Ф. Павленкова. СПб. 1910 с. 1911.
5
Юридическая энциклопедия. // Под общей редакцией Б.Н. Топорнина М. Юрист. 2001.

5
мых для реализации их задач»6. Не вызывает сомнения, что использова-
ние в вышеприведенных формулировках в качестве «ключевого», рас-
крывающего смысл понятия, термина «общественные отношения» в
принципе допустимо, но, однако, на наш взгляд, вовсе не безупречно.
Вероятно, точнее и проще было бы использовать термин «правоотноше-
ния», поскольку речь идет о формально юридически закрепленных в
нормах права отношениях.
Правовые отношения представляют собой один из видов общест-
венных отношений наряду с такими общественными отношениями как
экономические, нравственные, брачно-семейные, трудовые отношения
социального плана (в образовании, социальном обеспечении, в сферах
культуры, охраны здоровья и т.д.). При этом правоотношения – один из
элементов системы общественных отношений, своеобразный частный
случай общественных отношений, который представляет собой «обяза-
тельную форму тех индивидуально-волевых общественных отношений,
которые подвержены правовому регулированию»7.
Важнейшей сущностной характеристикой правоотношений явля-
ется то, что они устанавливаются либо позитивным правом (норматив-
ными актами), либо судебными прецедентами, либо правовыми обычая-
ми. Взаимодействие государства и уполномоченных им органов с физи-
ческими и юридическими лицами по поводу материальных (денежных)
ресурсов, безусловно, осуществляются только в форме правоотношений.
И, следовательно, определяя понятие «финансовое право» корректно ис-
пользовать термин «правоотношения». Определение понятия «финансо-
вое право» В.С. Нерсесянцем по существу отражает именно такой под-
ход. Так им предложена формула: «Финансовое право представляет со-
бой совокупность норм, регулирующих финансовые отношения. Нормы
финансового права определяют порядок формирования и распределения
бюджетных средств, регулируют вопросы составления и утверждения
бюджета, денежного обращения, взимания налогов и других обязатель-
ных платежей, устанавливают основания, формы и процедуры финансо-
вой деятельности банков…»8.
Финансовое право – одна из самых динамично развивающихся от-
раслей права в современной России. Это связано с общей тенденцией
эволюции государства и права в условиях глобальных экономических
преобразований в стране. Упрочение и развитие частной собственности
определяет значение норм финансового права, как инструмента гаранти-
рующего права и обязанности и государства, и собственника-
предпринимателя. Этим обусловлено значение соответствующего учеб-
ного курса. Знание принципиальных основ финансового права и кон-
кретных положений финансового законодательства – необходимая со-
ставляющая профессиональной юридической подготовки.
6
Финансовое право. Учебник // Отв. Ред. Н.И. Химичева М. БЕК. 1995 с. 12.
7
Теория права и государства. // Под ред Г.Н. Манова М. БЕК. 1996 с. 131.
8
Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М. НОРМА. 2001 с. 178

6
В настоящем учебном пособии рассматриваются принципы фи-
нансовой деятельности государства, организация финансового контроля,
основы бюджетного права и бюджетного процесса, правовой режим го-
сударственных внебюджетных фондов социального назначения, право-
вое регулирование государственных доходов, государственного кредита
и государственного долга, обязательного государственного страхования
за счет средств государственного бюджета и основные положения пра-
вового регулирования банковской деятельности. Особое внимание уде-
лено правовым нормам, определяющим организацию денежного обра-
щения и валютного регулирования.
Структура работы в основном соответствует сложившейся в оте-
чественной юридической науке традиции изложения курса «Финансовое
право России». В то же время настоящее издание имеет некоторые кон-
структивные особенности организации текста, на наш взгляд, позво-
ляющие учащимся эффективно исследовать и анализировать финансо-
вые правоотношения и нормы права образующие и регулирующие эти
отношения. Так подробно изложены обстоятельства создания и развития
в РФ системы противодействия легализации доходов полученных пре-
ступным путем и детально исследованы соответствующие законода-
тельные акты. Раскрыто значение терминов законодательства, отчасти
затронуты вопросы международного правового сотрудничества РФ в
данной области.
Бюджетный кодекс РФ содержит фундаментальные положения,
которые определяют функционирование внутреннего и внешнего госу-
дарственного долга. Фактически впервые в истории российской государ-
ственности создана логично сконструированная единая система право-
вого регулирования государственного кредита. Материал, связанный с
данной проблемой сконцентрирован в самостоятельном разделе работы.
Сюжеты правового регулирования налогообложения непосредст-
венно связанные с нормами Налогового кодекса РФ весьма кратко изло-
жены в настоящем издании. Учащимся рекомендована специальная ли-
тература, посвященная анализу Налогового кодекса, затронута проблема
трактовки таких фундаментальных понятий как объект и предмет нало-
гообложения. В отношении отдельных статей кодекса изложены практи-
ческие соображения, связанные с их применением, прежде всего это от-
носится к статьям кодекса регулирующим ответственность за налоговые
правонарушения. Следует отметить, что практической организации на-
логообложения в Российской Федерации посвящен специальный учеб-
ный курс. В связи с этим, хотя основные проблемы налогообложения и
затронуты в соответствующих разделах настоящей работы, конкретнее
вопросы, связанные с порядком исчисления и взимания конкретных на-
логов, функционирующих в России в пособии не отражены.
В разделе, посвященном правовому регулированию страхования,
изложены основные позиции Федерального закона 1 июля 1998 г. «Об
обязательном государственном страховании жизни и здоровья военно-

7
служащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и на-
чальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации,
государственной противопожарной службы, органов по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудни-
ков федеральных органов налоговой полиции». Акт этот интересен тем,
что в обобщенном виде дает представление о принципах обязательного
государственного личного страхования за счет средств бюджета. Он
представляет собой как бы модель регулирования правоотношений по
поводу обязательного страхования и для тех должностных лиц, которые
не упомянуты данным законом, но подлежат подобному страхованию.
Следует оговорится, что с ликвидацией органов налоговой полиции в
2003 году наименование его не изменилось.
Для исследования сущностных характеристик правового регули-
рования современного денежного обращения необходимо было хотя бы
и кратко, исследовать эволюцию объекта правового регулирования –
собственно денег и денежного обращения, то есть предпринять своеоб-
разный историко-правовой обзор означенных сюжетов. В связи с этим
отчасти затронута проблема юридических особенностей бумажно-
денежного обращения.
Подробно изложены обстоятельства развития правового регулиро-
вания денежного обращения в РФ в 1990 – 2004 гг., причем отмечены в

стр. 1
(всего 49)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>