стр. 1
(всего 55)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

Р. А, Фатхутдинов

ИННОВАЦИОННЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
4-е издание,
переработанное и дополненное




Рекомендовано Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по экономическим и техническим специальностям
и направлениям




Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж
Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара
Киев • Харьков • Минск
2003
Раис Ахметович Фатхутдинов
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Издание 4-е

Серия «Учебники для вузов»
Рецензенты: академик РАН Львов Д. С,
д. э. и т. н., проф. Райзберг Б. А.,
д. т. н., проф. Олейников Е. А.

Главный редактор Е. Строганова
Заведующий редакцией С. Худякова
Выпускающий редактор В. Земских
Художественный редактор Р. Яцко
Верстка В. Земских
Корректоры Л. Ванькаева, М. Одинокова

ББК 65.290-21я7 УДК 658.5(075)
Фатхутдинов Р. А.
Ф27 Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. — СПб.: Питер, 2003. —
400 с: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).

ISBN 5-94723-094-1
В четвертом издании учебника для вузов (первое вышло в 1998 г.) реализуется идея
автора о том, что российскую экономику можно поднять только путем повышения ее
конкурентоспособности на основе активизации инновационной деятельности.
Инструментом активизации является переход на новую технологию управленческой
подготовки специалистов — МЭТУК (методика —> экономика + техника + управление -»
конкурентоспособность). В учебнике большое внимание уделено научным основам инно-
вационного менеджмента, состоящим из экономических законов и законов организации,
научных подходов и принципов, методов и моделей. Данные научные основы являются пер-
вым компонентом МЭТУК.
Книга рекомендуется Министерством образования РФ в качестве учебника для студен-
тов вузов, обучающихся по экономическим и техническим специальностям, а также будет
интересна специалистам и ученым, занимающимся реинжинирингом организаций.
© Р. А. Фатхутдинов, 1998, 2003
© Издательский дом «Питер», 2003


ISBN 5-94723-094-1
ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.
Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,
том 2; 95 3000 —книги и брошюры.
Подписано к печати 22.01.03. Формат 60 х 90/16. Усл. п. л. 25. Тираж 5000.
Заказ 3541.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Типография „Правда"».
191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14.
Содержание
Предисловие 6

Тема 1. Концепция инновационного менеджмента 11
1.1. Основные тенденции развития экономики,
образования, науки 12
1.2. Основные понятия из области инновационной деятельности ....44
1.3. Эволюция технологических укладов 49
1.4. Сущность, классификация и кодирование новшеств
и инноваций 56
1.5. Структура и содержание системы инновационного
61
менеджмента организации

Тема 2. Государственное регулирование инновационной
деятельности 69
2.1. Государственное регулирование инновационных процессов
в Российской Федерации 70
2.2. Внебюджетные формы поддержки инновационной
деятельности в Российской Федерации 81
2.3. Зарубежный опыт государственного регулирования
инновационной деятельности 88
Тема 3. Особенности организационных форм
инновационной деятельности 100
3.1. Классификация инновационных организаций 101
3.2. Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов,
эксплерентов 105
3.3. Особенности малых фирм 109
3.4. Отличительные черты специализированных
и комплексных инновационных организаций 115
3.5. Структуры инновационных организаций 131
3.6. Реструктуризация как инструмент повышения
конкурентоспособности организации 138
4 Содержание

Тема 4. Научные основы инновационного менеджмента 146
4.1. Сущность основных экономических законов 147
4.2. Сущность основных законов организации
в статике и динамике 150
4.3. Системный подход к инновационной деятельности 154
4.4. Воспроизводственно-эволюционный подход
как инструмент бенчмаркинга 185
4.5. Функциональный подход 195
4.6. Сущность остальных научных подходов
к инновационному менеджменту 199
4.7. Основные принципы управления 219
4.8. Перечень основных методов
инновационного менеджмента 223
Тема 5. Основы управления рисками 229
5.1. Основные понятия и определения . 230
5.2. Классификация рисков 231
5.3. Методические основы управления рисками 242
5.4. Мониторинг и анализ внешних и внутренних
факторов риска 245
5.5. Оценка и оптимизация рисков 248
5.6. Методы снижения рисков 251
5.7. Оценка эффективности управления рисками 254
Тема 6. Комплексное обеспечение
инновационной деятельности 256
6.1. Правовое обеспечение 257
6.2. Нормативно-методическое обеспечение 265
6.3. Финансовое и материальное обеспечение 277
6.4. Информационное обеспечение и статистика инноваций 279

Тема 7. Формирование портфелей новшеств
и инноваций 288
7.1. Формирование конкурентных преимуществ объектов
на основе их эксклюзивной ценности 289
7.2. Типовые факторы конкурентного преимущества
различных объектов 300
7.3. Анализ действия закона конкуренции 316
Содержание 5

7.4. Анализ конкурентоспособности организации
и ее конкурентов 318
7.5. Содержание портфелей новшеств и инноваций 327

Тема 8. Организация НИОКР и проектирования 332
8.1. Задачи, принципы и этапы НИОКР 333
8.2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной
организации 337
8.3. Основы инновационного проектирования 341
8.4. Экспертиза инновационных проектов 345

Тема 9. Основы организационно-технологической подготовки
производства новшеств 353
9.1. Тенденции развития технологий и их классификация 354
9.2. Задачи, особенности и стадии организационно-
технологической подготовки производства 357
9.3. Анализ и прогнозирование организационно-технического
уровня производства 361
9.4. Реинжиниринг как инструмент повышения
организационно-технического уровня производства 369

Тема 10. Основы экономики инновационной деятельности 371
10.1. Основы инвестиционной деятельности организации 372
10.2. Экономические вопросы организационно-
технологической подготовки производства 375
10.3. Система показателей эффективности инновационной
деятельности 378
10.4. Организация анализа эффективности инновационной
деятельности 383
10.5. Основы антикризисного управления организацией 384
Предметный указатель терминов и понятий 394
Библиография 398
Предисловие
Итоги 1999-2001 гг. свидетельствуют о возникновении некоторых
тенденций улучшения экономической ситуации в стране. Однако ана-
лизируя 10-летний период рыночных преобразований в стране, с со-
жалением приходится констатировать, что большинство социально-
экономических показателей ухудшились примерно вдвое. Имея
огромные природные ресурсы, значительный научно-производствен-
ный и кадровый потенциал, Россия плетется в хвосте мирового сооб-
щества по качеству жизни (56 место в 2001 г.), производительности
труда и эффективности использования ресурсов, качеству товаров,
конкурентоспособности различных объектов и другим показателям.
Основными причинами такого положения являются следующие:
1. Попытка спонтанного (без стратегии) перехода с административ-
но-плановой системы управления экономикой страны сразу к рыноч-
ной экономике, без формирования экономико-правового механизма
переходной экономики. Опыт Китая показывает, что благодаря реа-
лизации стратегии переходной экономики в последнее время он имеет
темпы прироста валового внутреннего продукта примерно 9% в год.
Переходная экономика — это «невидимая рука рынка» плюс «види-
мая рука» научно обоснованного государственного регулирования
плюс механизм глобальной мировой конкуренции. Промежуточная
переходная экономика значительно сложнее как плановой, так и ры-
ночной экономики. В условиях российской действительности пере-
ходный этап как будто собрал в себе все недостатки и проблемы обоих
видов экономики. Этот аспект наши «реформаторы» в начале 90-х гг.
не учли, в настоящее время он тоже не учитывается в полной мере.
2. Переход с 1992 г. с естественно-научного (немецкого) подхода к под-
готовке специалистов, применявшегося в России в течение 300 лет, к
гуманитарному (американскому) подходу. В связи с этим экономику,
менеджмент (управление) и маркетинг в российских вузах стали изу-
чать по упрощенным информационно-описательным книгам западных
(в основном американских) авторов, написанным для условий сформи-
ровавшихся рыночных отношений, книгам, малопригодным для россий-
ских переходных условий. Упрощение, или примитивизация, методов и
процедур решения организационно-технических и экономико-управ-
ленческих проблем и задач резко снизило эффективность и конкурен-
тоспособность управляемых объектов и страны в целом.
3. Отказ на всех уровнях управления от методов научного планиро-
вания: системного анализа, прогнозирования, оптимизации, програм-
Предисловие 7


мно-целевых методов и др. В условиях переходной экономики следует
не отказываться от планирования, а наоборот, резко повышать его ка-
чество на всех уровнях управления, по всем проблемам.
4. Разработка законопроектов не для переходной экономики, а сра-
зу для рыночной.
5. Слабое государственное регулирование экономики, сложных мно-
гоаспектных проблем повышения ее конкурентоспособности.
6. Слабая государственная власть, неспособная эффективно бо-
роться с коррупцией, снижать преступность, сохранять культуру, ду-
ховность и здоровье человека и российского общества в целом, повы-
шать качество жизни.
Наши исследования показывают, что важнейшим фактором повы-
шения эффективности использования потенциала страны в настоя-
щее время является повышение качества (конкурентоспособности)
управленческих решений, которые, как известно, разрабатываются эко-
номистами и менеджерами. Поэтому обеспечение конкурентоспособ-
ности руководителей, экономистов и менеджеров является главным
условием повышения конкурентоспособности организации. Особен-
но это важно в связи со вступлением России во Всемирную торговую
организацию, механизм функционирования которой резко усиливает
глобальную мировую конкуренцию.
В целях повышения качества управленческого решения мною обо-
снована необходимость перехода на новую технологию подготовки
инженеров, экономистов и менеджеров — систему МЭТУК (методи-
ка —> экономика + техника + управление —> конкурентоспособность),
которая впервые была опубликована в 1998 г. Она впитала в себя все
лучшее из естественно-научной и гуманитарной систем подготовки
специалистов, с применением богатого научного инструментария реа-
лизует концепцию единства экономики, техники и управления, наце-
лена на повышение конкурентоспособности управляемых объектов.
Структура и взаимосвязи компонентов МЭТУК представлены на рис. 0.1.
Если рассматривать распределение учебных часов по различным
специальностям и подсистемам МЭТУК, картина может быть следу-
ющей. В нашем примере рассмотрим три обобщенные специальности:
инженер, экономист, менеджер. Конкретные рекомендации должны
быть в государственных образовательных стандартах и решениях уче-
ных советов вузов. Наша расчасовка ориентировочная.
Допустим, общая учебная нагрузка студента состоит из трех бло-
ков: 1) гуманитарная подготовка; 2) естественно-научная и 3) специ-
альная по МЭТУК. Гуманитарная подготовка осуществляется по фи-
Предисловие




Рис. 0 . 1 . Структура и взаимосвязи компонентов системы МЭТУК

лософии, логике, истории, социологии, психологии, культуре и т. п.
Естественно-научная подготовка осуществляется по математике,
физике, химии, биологии и т. п. Перечень компонентов подсистем
МЭТУК был приведен выше. Нами предлагается следующая пример-
ная структура учебной нагрузки студентов (табл. 0.1).
Таблица 0.1
Примерная структура учебной нагрузки студентов,
ориентированных на конкурентоспособность

Блоки Процент нагрузки
по специальностям и блокам
подготовки
инженер экономист менеджер
1. Гуманитарная 20
10 20
2. Естественно-научная 20 10
10
3. МЭТУК, в том числе:
3.1. Овладение методами и моделями 10 10
10
3.2. Экономическая 35 10
10
3.3. Техническая 5 5
35
3.4. Управленческая 10 10 35
3.5. Управление 5 10
10
конкурентоспособностью
Итого: 100 100
100
Предисловие 9


Из представленных в табл. 0.1 видов нагрузки и рассмотренных ранее
дисциплин считаем целесообразным 80% регламентировать государ-

стр. 1
(всего 55)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>