стр. 1
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,
МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

Кафедра экономики и управления




ЭКОНОМИКА



Учебно-методические материалы




Москва 2005

1
Составитель: Василюк Т.Н., кандидат экономических наук, доцент
Новиков А. А., кандидат экономических наук, доцент

Рецензент: Фонина Т.Б., кандидат экономических наук, доцент




Научный редактор: Шапкин И. Н., доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедры экономической теории




Экономика: Учебная программа / Сост.: Василюк Т.Н., Новиков А.А.
Т.Б., – М.: МИЭМП, 2005. –100 с.


Программа для студентов высших учебных заведений
неэкономических факультетов




© Московский институт экономики, менеджмента и права, 2005




2
СОДЕРЖАНИЕ


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.................................4
I.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ .6
II.

III. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ................................................................12

IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.....................................................41

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ...................................................................................67
V.

VI. ТЕСТЫ .........................................................................................................70

VII. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ................................86

VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................90

IX. ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ .................................................................................98




3
I. ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Программа дисциплины «Экономика» составлена в соответствии с
Государственным образовательным стандартом высшего профессиональ-
ного образования и это определяет содержание и структуру дисциплины.
Цель дисциплины: формирование у студентов экономического мыш-
ления и экономической культуры, усвоение теоретико-методологических
основ данной дисциплины, понимание рационального и эффективного
ведения домохозяйств, предприятий, фирм, организаций и национальных
экономик. Задача дисциплины состоит в выработке навыков анализа эко-
номических процессов, аргументации и оценке различных теорий и кон-
цепций социально-экономического развития, осмысление содержания и
форм, происходящих хозяйственных процессов в мире и современной рос-
сийской экономике, криминальных явлений в экономической сфере, нало-
говых преступлений. Место дисциплины в профессиональной подготовке
находится в сфере формирования современного экономического мышле-
ния для более глубокого изучения правовых общетеоретических и профес-
сиональных дисциплин.
Основными формами изучения данной дисциплины являются лек-
ции, семинарские , консультации и самостоятельная работа студентов. В
результате изучения дисциплины «Экономика» выпускники должны:
- иметь представление о состоянии и степени научной разработанности веду-
щих проблем экономического развития, основных направлениях теории эко-
номического поведения хозяйствующих субъектов в современной смешанной
экономике переходного типа, путях практического использования выводов и
рекомендаций экономической науки в деятельности юридических и физи-
ческих лиц, предупреждении и раскрытии налоговых преступлений, успеш-
ном решении народнохозяйственных и социально-экономических задач, роли
и месте экономических дисциплин в системе обществоведения;
- знать содержание экономических категории и законов, методов анализа
экономических процессов и явлений, закономерности и принципы пове-
дения экономических агентов в современной экономике, пути обеспече-
ния высокоэффективного хозяйствования, ведущие макроэкономические
категории и показатели, направления стабилизации развития народного
хозяйства, содержание и методы регулирования рыночной экономики и
ослабления налоговых правонарушений, современные модели и факто-
ры обеспечения нового качества экономического роста;

4
- уметь анализировать современные социально-экономические процес-
сы, применять полученные знания для разработки эффективных мероп-
риятий по стратегии развития первичного хозяйственного звена,
исследовать, выявлять и предлагать конкретные пути повышения резуль-
тативности деятельности экономических субъектов и налоговых орга-
нов, предупреждения правонарушений в работе физических и
юридических лиц, определять и обосновывать направления повышения
эффективности функционирования национальной экономики;
- иметь навыки исследования динамики производственных процессов пер-
вичного хозяйственного звена, разработки практических рекомендаций
по совершенствованию деятельности фирм в легитимном режиме в крат-
косрочном и долгосрочном периодах, обоснования стратегий развития и
экономической безопасности предприятия, расчета конкретных микро-
экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов, ис-
числения основных показателей, применения методов государственного
регулирования для обеспечения макроэкономической стабилизации, про-
гнозирования темпов экономического роста с учетом различных факто-
ров общественного развития, в том числе сложившихся в стране процессов
криминализации экономических отношений и повсеместного полного или
частичного ухода от уплаты налогов.




5
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Для очной формы обучения

В том числе




Самостоятельная
Наименование разделов Всего




Семинары
№№




Лекции




работа
и тем часов




1 2 3 4 5 6
Раздел 1. Введение в экономическую теорию
Тема I. Предмет и метод
1 3 1 1 1
экономической теории
Тема 2. Собственность как
экономическая и
юридическая категория.
2 4 1 1 2
Модели организации
экономических систем
Тема 3. Современная
рыночная экономика.
3 4 1 1 2
Рынок и государство
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 4. Поведение
потребителя в рыночной
4 3 1 1 1
экономике
Тема 5. Поведение
производителя в рыночной
5 4 1 1 2
экономике
Тема 6. Предприятие
(фирма) в современной
6 4 1 1 2
экономике
Тема 7. Несовершенная
конкуренция и рыночная
власть
7 3 1 1 1
Монополистическая
конкуренция и олигополия
Тема 8. Рынок факторов
производства и
8 2 1 1
распределение факторных
доходов


6
1 2 3 4 5 6
Тема 9. Рынок труда и
9 3 1 1 1
заработная плата
Тема 10. Рынок капитала
и природных ресурсов.
10 3 1 1 1
Процент и рента
Тема 11. Совокупные
доходы населения и
11 6 3 1 2
социальная политика
государства
Раздел 3. Макроэкономика
Тема 12. Национальная
экономика как целое.
Основные
12 5 2 1 2
макроэкономические
понятия
Тема 13. Потребление,
сбережения, инвестиции.
13 5 2 1 2
Равновесие на рынке благ
Тема 14. Финансовая
14 4 1 1 2
система государства
Тема 15. Денежная
система и денежный
15 3 1 1 1
рынок
Тема 16. Кредитно
банковская система и
16 4 1 1 2
монетарная политика
Тема 17.
Макроэкономическая
нестабильность.
17 5 2 1 2
Инфляция, безработица,
цикличность
Тема 18. Экономический
18
3 1 1 1
рост
Тема 19. Международные
19 3 1 1 1
экономические отношения
Тема 20. Международная
20 4 2 1 1
торговля и валютный курс
Раздел 4. Рыночная экономика России
Тема 21.Современная
21 5 2 1 2
экономика России
Итого 80 28 20 32


7
Для очно-заочной формы обучения


В том числе




Самостоятельная
Наименование разделов Всего




Семинары
№№




Лекции

стр. 1
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>