стр. 1
(всего 88)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

УЧЕБНИК
ДЛЯ ВУЗОВ




Под редакцией
доктора экономических наук,
профессора
В.Д. КАМАЕВА

Рекомендовано Министерством образования Россий-
ской Федерации в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений



10-е издание, переработанное
и дополненное




Москва
Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»
ИМПЭ им. А.С. Грибоедова
2003
УДК 330(075.8)
ББК 65я73
Э40
Авторы:
В.Д. КАМАЕВ, д-р экон. наук,
науч. ред. и рук. авт. коллектива
Т.А. БОРИСОВСКАЯ, канд. экон. наук;
М.З. ИЛЬЧИКОВ, д-р экон. наук;
Я.С. МЕЛКУМОВ, канд. экон. наук;
П.П. ПИЛИПЕНКО, канд. техн. наук;
В.Г. РОДИОНОВА, канд. экон. наук;
Д.Е. СОРОКИН, д-р экон. наук;
Ф.Ф. СТЕР ЛИКОВ, д-р экон. наук;
С В . ТАРАСЕНКО, канд. экон. наук;
А.К. ШУРКАЛИН, д-р экон. наук



Авторский коллектив удостоен гранта на открытом кон-
курсе «Гуманитарное образование в высшей школе», прове-
денном Госкомитетом Российской Федерации по высшему об-
разованию и международным фондом «Культурная инициа-
тива» (Фонд Сороса).




Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб.
Э40 заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд.,
перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. — 592 с: ил.
ISBN 5-691-01193-6.
В учебнике изложен расширенный курс дисциплины «Эконо-
мика» в соответствии с федеральным стандартом и примерной
программой, утвержденной Министерством образования Рос-
сийской Федерации.
В книге приведено значительное количество графиков, по-
зволяющих углубить изложение материала; имеется список ла-
уреатов премии в память Альфреда Нобеля.
Учебник рассчитан на студентов вузов, деловых людей и само-
стоятельно изучающих экономическую теорию.
УДК 330(075.8)
ББК 65я73


© Коллектив авторов, 2003
© Гуманитарный издательский
центр «ВЛАДОС», 2003
© Серийное оформление обложки.
Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-01193-6 центр «ВЛАДОС», 2003
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 7
Глава 1. ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
НАУКА 7
Глава 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23
Глава 3. РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 43
Глава 4. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ 67
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА 90
Глава 5. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА.
НАРУШЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ 90
Глава 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 111
Глава 7. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА 135
Глава 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФАКТОРЫ
ПРОИЗВОДСТВА ПРИ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 155
Глава 9. РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА
ПРИ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 182
Глава 10. ДОХОДЫ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ 210
Глава 11. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ПРЕДПРИЯТИЕ.
ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ 226
РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА 257
Глава 12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ - ИНСТРУМЕНТ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА 257
Глава 13. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ 283
Глава 14. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК. КРЕДИТ И БАНКИ 308
Глава 15. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.... 351
Глава 16. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА 374
Глава 17. ИНФЛЯЦИЯ КАК ФОРМА
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 416
Глава 18. НЕСОВЕРШЕНСТВА РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 441
РАЗДЕЛ IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ .....462
Глава 19. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 462
Глава 20. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА 486
Глава 21. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
И ВАЛЮТНЫЙ КУРС 508
Глава 22. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 528
Глава 23. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 549

1*
ПРЕДИСЛОВИЕ




Авторский коллектив, учитывая опыт преподавания курса
теоретической экономики в высших учебных заведениях
страны, в том числе и на базе указанного учебника, используя
исследования отечественных ученых-экономистов, а также
развитие экономических реформ в России за период после
выхода указанного учебника, подготовил новой вариант учеб-
ника, новое издание с учетом изменений российской действи-
тельности. По мнению авторов настоящего учебника, учет
российской действительности - это не только привлечение
отечественного материала в качестве иллюстраций к теорети-
ческим положениям, но и рассмотрение типично российских
ситуаций в национальном хозяйстве. Одновременно это и учет
стиля изложения материала, к которому привыкли студенты
российских высших учебных заведений и самостоятельно изу-
чающие экономическую теорию.
При написании учебника авторский коллектив руководство-
вался следующими важнейшими методологическими и мето-
дическими положениями:
1. Содержание учебника должно полностью соответствовать
Федеральному стандарту, утвержденному Министерством об-
разования. Поскольку пока еще не существует утвержденной
Министерством примерной программы курса экономической
теории для неэкономических вузов, авторы сочли целе-
сообразным расширить границы материала сравнительно с
наиболее распространенными в стране отечественными учебни-
ками для неэкономических вузов.
Дополнительный материал может быть использован студен-
тами при подготовке докладов, рефератов, а также преподава-
телями.
2. Что касается содержания учебника, авторы исходили из
того, что программа по экономической теории для неэкономи-
Предисловие

ческих вузов должна по содержанию отличаться от соответству-
ющей программы для экономических вузов и факультетов.
Главное отличие состоит не в объеме учебного материала, не в
количестве предлагаемых тем и проблем, а в отборе рассматри-
ваемых проблем, в глубине и широте рассмотрения вопросов, в
методике изложения тех или иных вопросов экономической
теории и хозяйственной практики. Если в учебнике для эконо-
мических вузов должны быть рассмотрены все без исключения
проблемы теоретической экономики, то для неэкономических
вузов данный курс выступает как основа воспитания экономи-
ческого мышления, понимания экономической политики госу-
дарства, деятельности предприятия, фирмы, где предстоит
трудиться выпускнику вуза. Этот курс - основа для изучения
прикладных экономических дисциплин: финансов, бухгалтер-
ского учета, налогообложения и других.
3. При изложении материала в учебнике, учитывая ограни-
ченную математическую подготовку студентов неэкономичес-
ких вузов, их логическое мышление, умение воспринимать гра-
фические построения, предельно кратко даются многие гра-
фические построения и теоретические построения и поэтому
подробно раскрываются экономические процессы, отображен-
ные ранее различными графиками, и приводится значительный
материал по теории, уделяется особое внимание формированию
рыночного хозяйства в России.
4. Учебник написан на основе произведений выдающихся
представителей различных школ мировой экономической науки.
Авторы использовали многие учебники и учебные пособия на
русском, английском и немецком языках. В тексте читатель
найдет изложение позиций различных экономических школ и
направлений.
5. Общие положения методологии изложены в первом раз-
деле учебника. Здесь же обратим внимание читателя на то,
что, во-первых, за основу выбран цивилизационный подход
исследования развития производства; во-вторых, в рамках
классического и неоклассического направлений существует
значительное число различных теорий и школ. При анализе
экономической действительности необходимо варьировать те-
ориями и школами, что ни в коей мере не исключает подлин-
ного научного подхода в исследовании конкретных процес-
сов, явлений и ситуаций экономической жизни.
6. О структуре учебника. Авторы полагают, что изучение
макроэкономики должно следовать за изучением микроэконо-
Предисловие

мики. Главный аргумент - изучение таких важнейших вопро-
сов макроэкономики, как совокупный спрос и совокупное пред-
ложение, невозможны без предварительного ознакомления с
ними на уровне микроэкономики. Аналогичное замечание мож-
но высказать относительно многих других проблем макроэко-
номики.
Десятое издание учебника, переработанное и дополненное,
написано коллективом авторов, в составе которого профессора
и преподаватели Института международного права и эконо-
мики им. А.С. Грибоедова, Московского государственного уни-
верситета им. М.В. Ломоносова, Московского государственно-
го технического университета им. Н.Э. Баумана, Финансовой
академии при правительстве Российской Федерации, Москов-
ского государственного института электроники и математики,
Комитета по статистике СНГ, Российского государственного
университета нефти и газа им. И.М. Губкина.
В заключение отметим, что не представляется целесообраз-
ным указывать авторов отдельных глав, ибо все члены автор-
ского коллектива выступают с единых теоретических позиций.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ


Глава 1. ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ СОВРЕМЕННАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

§ 1. «Экономикс» и традиционная политическая экономия

Данный учебный курс изложен в соответствии с Федераль-
ным стандартом Министерства образования РФ, т.е. минимумом
по экономическим знаниям для студентов неэкономических ву-
зов по дисциплине «Экономическая теория». За рубежом и
в России этот курс часто принято называть «экономике».
В российских высших учебных заведениях курс «эконо-
мике» фактически пришел на смену учебному курсу, который
преподавался в вузах с середины 30-х годов многие десятки лет
в единстве с другими «общественными науками» и назывался
«политической экономией».
Переход к изучению «экономике» - это не смена названия
учебной дисциплины, но смена парадигмы в преподавании эко-
номической теории, переход к преподаванию на основе карди-
нально иного подхода, иного видения экономических отноше-
ний в обществе.
«Экономикс» в качестве учебного курса был введен по пред-
ложению А. Маршалла в Кембриджском университете в 1902 г.
как более широкий по сравнению с курсом политической эко-
номии.
• Современная экономическая теория и экономическая теория Маркса
Современная экономическая теория по объекту исследова-
ния, по методологии, по проблемам изучения, по практическим
выводам принципиально отличается от марксистско-ленинской
политической экономии.
Почему последняя перестала удовлетворять как ученых, так
и практиков? Чем вызван растущий интерес к «экономике»,
Раздел I. Основные понятия экономической теории

который сегодня изучают в вузах, институтах повышения
квалификации, в различных центрах переподготовки препо-
давателей экономических наук? Почему в многочисленных
научно-исследовательских институтах изучение экономики
России и зарубежных стран проводится на основе методологии
«экономике»?
На наш взгляд, ответ состоит в различиях между «эконо-
мике» и традиционной политической экономией. Главное от-
личие состоит в следующем. «Экономикс» исходит из ограни-
ченности ресурсов и беспредельности потребностей человека и
общества. Тем самым во главу угла ставится человек с его по-
требностями. Традиционная политическая экономия во главу
угла ставит так называемые «объективные экономические за-
коны», которые и выступают предметом ее изучения.
Политическая экономия Маркса, особенно в ее интерпрета-
ции в СССР, претендовала на то, что только выдвинутые ею эко-
номические законы носят объективный характер, являются
действительно научными, подлинными. Их объективность
трактовалась как независимость от воли и сознания людей.
Точно так же и вся экономическая система (речь шла о неры-
ночной) выступала как некая внешняя сила по отношению к
членам общества и обществу в целом. Отсюда можно сделать
вывод, что результатом экономического анализа в рамках ука-
занного подхода должна быть жесткая детерминированность
хозяйственного поведения субъектов в производстве и потреб-
лении благ.
Политическая экономия Маркса признает, что экономиче-
ские законы действуют как тенденции, что есть результат воз-
действия факторов, каждый из которых неоднозначен. Строго
говоря, это вытекает из того, что экономические процессы ве-
роятностны, стохастичны. Поэтому функционирование неры-
ночной экономической системы жестко определенно, а рыноч-
ной - вероятностно.

• Новый подход
Сформулируем основные положения иного, современного

стр. 1
(всего 88)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>