стр. 1
(всего 42)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

Q В О П Р О С - ОТВЕТ
серия основана в 2 0 0 0 г.




Э.А. Смирнов




Управленческие
решения




Москва
ИНФРА-М
2001
УДК 338.2(075.9)
ББК 65.050.2я73
С50



Смирнов Э.А. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М,
С50 2001 — 264 с. — (Серия «Вопрос-ответ»)
ISBN 5-16-000477-7

В форме ответов на вопросы представлен теоретический и практи­
ческий материал, отражающий образовательный стандарт по дисцип­
лине «Управленческие решения» Подробно разобраны формы управ­
ленческих решений (УР), технологии и методы подготовки и реализа­
ции УР, неопределенности и риски, ответственность за результаты
реализации УР, качество и эффективность УР, супероптимальные ре­
шения В рамках каждой темы приведен вопрос на разбор конкретного
УР. Дана база для профессиональной подготовки и реализации УР.
Для студентов высших учебных заведений, изучающих управлен­
ческий цикл дисциплин, аспирантов и специалистов, занимающихся
вопросами управленческой и организаторской деятельности в компа­
ниях.

ББК 65.050.2я73


ISBN 5-16-000477-7 © Смирнов Э.А., 2001

Редактор Л. В. Бобылева
Корректор Е.А. Морозова
Компьютерная верстка СМ. Майоров
Оформление серии Е.А. Доний

ЛР № 070824 от 21.01.93

Подписано в печать 28.11.2000.
Формат 60*88/i6. Печать офсетная. Усл. печ. л. 16,66.
Тираж 5000 экз. Заказ № 2737.

Издательский Дом «ИНФРА-М»
127214, Москва, Дмитровское ш., 107.
Тел.: (095) 485-70-63; 485-71-77
Факс: (095) 485-53-18. Робофакс: (095) 485-54-44
E-mail: books@infra-m.ru
http://www.infra-m.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов
в Тульской типографии.
300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.
ПРЕДИСЛОВИЕ

В учебном пособии приведен материал в форме ответов на воп­
росы, составленных по темам, предусмотренным программой дис­
циплины «Управленческие решения» для студентов, обучающихся
по экономическим и управленческим специальностям. Материал,
сгруппированный в 106 ответах на вопросы, соответствует образо­
вательному стандарту РФ. Целью данного пособия является изуче­
ние как отдельных вопросов по подготовке и реализации управлен­
ческих решений (УР), так и группы взаимосвязанных вопросов, а
также и всего комплекса представленных вопросов. Ряд ответов име­
ет ссылки на ответы по другим вопросам для получения более пол­
ного представления об изучаемом материале.
Учебное пособие строится на трех важных понятиях: управле­
ние, решение, ответственность. В рамках этих понятий рассматрива­
ются суть и содержание решения в социальной системе, сферы уп­
равленческой деятельности, в которых готовятся и реализуются УР,
методы формирования и контроля УР, способы получения каче­
ственных, эффективных и супероптимальных решений.
Структура пособия сочетает теоретический и практический ма­
териал в виде примеров. В нем представлено много рисунков и таб­
лиц, позволяющих визуализировать ряд сложных процессов и явле­
ний при подготовке и реализации УР. Учебный материал всегда лег­
че понимается, когда сложные для восприятия процессы или зави­
симости дублируются в различных формах представления (принцип
мультимедиа).
Предполагается, что наряду с данным пособием студенты будут
использовать материалы из литературных источников, рекомендуе­
мых автором или найденных студентом самостоятельно. Предлагае­
мый материал отражает современный подход к изучению управлен­
ческих решений.
Учебное пособие может быть полезно для студентов и слушате­
лей всех форм обучения, для самообразования заинтересованных
лиц, руководителей всех уровней управления.




3
I. РЕШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕНЕДЖЕРА

Что означает термин «решение» как явление
и как процесс?
Каковы особенности технических, биологических
и социальных систем, в которых разрабатываются
и реализуются решения?
В чем заключается необходимость глобализации
мышления менеджера при разработке решений?
Проанализируйте ситуацию




ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЕРМИН «РЕШЕНИЕ»
КАК ЯВЛЕНИЕ И КАК ПРОЦЕСС?


Развитие любой разумной цивилизации основано на разработке
и реализации различного .рода решений. Все решения обычно свя­
зываются с человеком или организацией. Решения разрабатываются
и реализуются людьми с разной степенью профессионализма, по­
этому диапазон решений велик — от недостаточно обдуманных до
детально рассчитанных.
Решение — это результат мыслительной деятельности человека,
приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям. Так, ре­
шениями являются какой-либо вывод, сделанный человеком без
дальнейших действий, разработка какого-либо действия или выбор
действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может
быть направлено на достижение разовых (единичных) результатов,
создание постоянно идущих процессов, поддержание или развитие
идущих процессов, на прекращение или недопущение какой-либо
деятельности.
Не всякий результат мыслительной деятельности приводит к ре­
шению. В табл. 1.1 приведены примеры различной деятельности и ее
отношение к решению. Простые решения могут разрабатываться и
реализовываться одним и тем же человеком. Более сложные — тре­
буют привлечения группы людей с неизбежным разделением труда.
Лица, разрабатывающие решения, называются специалистами
(проектанты, разработчики, конструкторы, модельеры и т.д.). Лица,

4
Таблица 1.1
№ Наименование действий Является
п/п ли решением?
1 Руководитель компании в обеденный перерыв
обдумывает пути совершенствования
деятельности компании Нет
Работник организации придумал способ
2
совершенствования выполняемой им
технологической операции Да
3 Специалист во сне нашел способ изготовить
важную деталь прибора и проснувшись записал
это на бумаге Да
4 Женщина быстро отдернула руку
от раскаленного утюга Нет
5 Директор компании разработал хороший
вариант стимулирования качества работы
сотрудников Да


которые эти решения оценивают, называются экспертами. При раз­
работке сложных решений специалистам помогают консультанты,
которые обладают более глубокими знаниями по отдельным вопро­
сам данного решения.
Лица, наделенные правом принимать решения или организовы­
вать их реализацию, называются субъектами решения. Ими могут быть
физические лица (отдельные граждане) или представители юриди­
ческих лиц: мэр, директор, главный экономист и др. Исполнители
решений иногда называются объектами решения. Таким образом, в
упрощенной схеме разработки и реализации решений имеются сле­
дующие элементы (рис. 1.1).


Субъект (инициатор) решения
1


1


Специалисты '
1
Объект
t (исполнитель) решения
Консультанты
Эксперты

'
1Г 1

Персонал или население, для которых разрабатываются или реализуются УР



РИС. 1.1. Упрощенная схема элементов, участвующих в процессе
разработки и реализации решений

5
На разработку и реализацию решений оказывают влияние мно­
жество факторов. В том числе личностные качества человека, отно­
шения в его семье, религия, деньги, собственность, общественное
мнение и др.
Каждое профессиональное решение должно включать шесть со­
ставляющих:
• субъекта (инициатора) решения: руководителя, специали­
ста, отдел, компанию;
• объекта (исполнителя) решения: подчиненного, специали­
ста, отдел, компанию;
• предмет решения;
• цель разработки решения;
• причины разработки или реализации решения;
• персонал или население, для которых разрабатываются или
реализуются УР.
Примечание. Субъект решения может быть одновременно и объек­
том решения, например, «Для повышения прибыли директор раз­
работал общую схему реструктуризации компании». В этом решении
неявным субъектом и явным объектом решения является директор.



КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ,
БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ,
В КОТОРЫХ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ
И РЕАЛИЗУЮТСЯ РЕШЕНИЯ?


Каждый человек ежедневно принимает решения различного ха­
рактера. Они могут относиться к техническим, биологическим и
социальным проблемам. Например, студент решил сделать на ком­
пьютере домашнее задание; ветеринар поставил диагноз заболев­
шему слону; директор провел совещание начальников цехов. Таким
образом, решения могут приниматься человеком в трех основных
системах: технической, биологической и социальной.
Техническая система включает станки, оборудование, компью­
теры, комплектующие изделия и материалы. Набор возможных ре­
шений в технической системе ограничен, и последствия решений
обычно предопределены. Варианты этих решений отражены в инст­
рукциях, положениях, приказах. Например, порядок осуществле­
ния ремонтных работ на ядерных реакторах, расписание занятий
студентов в институте. Такие решения формируются и реализуются
в строго определенном порядке — по алгоритму. Качество и эффек­
тивность принятого и выполненного решения определяется профес­
сионализмом принимающего и исполняющего решение в техничес-
6
кой системе. Обычно в технической системе мало альтернатив ре­
шений одной и той же проблемы (часто решение бывает единствен­
ным).
Тандем высокого профессионализма разработчика и исполните­
ля решения может дать хороший результат. Так, плохой исполнитель
может испортить хорошо разработанное решение.
Как показывает практика, человек, работающий в техничес­
кой системе, может самостоятельно стать хорошим специали­
стом через 2—4 года.
Биологическая система включает флору и фауну планеты, в ко­
торой человек принимает решения. Например, мелиорация земли,
лечение людей и животных, формирование благоприятных условий
работы и проживания. Эта система более разнообразна и менее пред­
сказуемая для человека, чем техническая. Например, многие забо­
левания человека имеют одинаковые симптомы и врачу трудно по­
ставить правильный диагноз. Тем не менее, набор решений в биоло­
гической системе также ограничен из-за медленного эволюционно­
го развития животного и растительного мира. В таких системах необ­
ходимо разработать или найти несколько вариантов разрешения од­
ной проблемы и выбрать лучшее решение по каким-либо призна­
кам.
Качество и эффективность принятого и выполненного решения
определяются профессионализмом специалиста и его способностью
находить надежную информацию, использовать соответствующие
методы разработки решения. Специалист должен правильно отве­
тить на вопрос: «Что будет, если?..» Немалую роль играет его инту­
иция.
Как показывает практика, человек, работающий в биологи­
ческой системе, может самостоятельно стать хорошим специ­
алистом через 6—8 лет.
Социальная (общественная) система характеризуется наличием
человека в совокупности взаимосвязанных элементов, относитель­
но которого прямо или косвенно принимаются и реализуются ре­
шения. В качестве характерных примеров таких систем можно приве­
сти: государство, производственный коллектив, семью, неформаль­
ную организацию и даже одного человека (самого по себе). Соци­
альные системы превосходят биологические по разнообразию и ко­
личеству возникающих проблем. Это объясняется тем, что главным
объектом управления является человек, который частично схож с
другими людьми в своих поступках, восприятии информации и т.д.,
а частично — индивидуален, поскольку каждый человек имеет свои
взгляды, привычки, нюансы в реакциях на ситуации. Эта индивиду­
альность и создает большие трудности при разработке и реализации
решений в социальной системе. В такой системе необходимо учиты-

стр. 1
(всего 42)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>