стр. 1
(всего 52)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Е.Г. Ефимова




ЭКОНОМИКА

Учебное пособие




Рекомендовано Межвузовским центром экономического образования
Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по неэкономическим специальностям и направлениям




Москва 2005
ББК 65.01
Е 91


Рецензенты: В.И. Мазуркевич, зав. кафедрой экономики и управления предпри-
ятием Московского государственного университета инженерной
экологии, к.э.н., профессор
Д.Е. Сорин, руководитель Центра политэкономических исследова-
ний ИЭ РАН, д.э.н., профессор


Ефимова Е.Г.
Е 91 Экономика: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.

ISBN 5-276-00580-Х
Учебное пособие содержит систематизированное изложение курса эко-
номики, изучаемого студентами неэкономических специальностей. На основе
достижений современной экономической мысли рассматриваются главные во-
просы микро- и макроэкономики. Изложение теоретических проблем сопро-
вождается анализом их состояния в современной России. В учебном пособии
содержится обширный фактический и статистический материал.
Издание предназначено для студентов дистанционной формы обучения и
может быть использовано как самостоятельное учебное пособие или в ком-
плекте с электронной информационно-обучающей системой.

ББК 65.01




ISBN 5-276-00580-Х © Е.Г. Ефимова, 2005
© МГИУ, 2005
© ИДО, 2005



2
FEDERAL AGENCY OF EDUCATION
THE MOSCOW STATE INDUSTRIAL UNIVERSITY
INSTITUTE OF DISTANT EDUCATION




Elena G. Efimova




ECONOMICS

Manual




Recommended by the Inter-University Center of Economic Education
of the Ministry of Education of the Russian Federation
as the manual for non-economist students




Moscow 2005


3
ББК 65.01
Е 91

Reviewers: V.I.Mazurkevich, Head of Department "Economics and Management of
Enterprise" of the Moscow State University of Engineering Ecology,
Cand.of Econ. sci., Professor
D.E.Sorin, Head of the Center of Politico-Economical Researches of
the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Doct.
of Econ. sci., Professor


Efimova E.G.
Е 91 Economics: Manual. – Moscow: МSIU, 2005. – 368 pp.

ISBN 5-276-00580-X

The manual contains a systematic course of economics studied by
students of non economic specialties. Main items of micro- and
macroeconomics are considered basing on the modern achievements of
economic ideas. Consideration of theoretical problems is accompanied
by the analysis of their state in modern Russia. The manual compiles
extensive actual and statistical material.
The edition is intended for the distant-learning students and can be
used both as an independent manual or together with an electronic
informational-training system.

ББК 65.01




ISBN 5-276-00580-X © E.G.Efimova, 2005
© МSIU, 2005
© IDE, 2005




4
Предисловие


Основным доводом в пользу изучения экономики студентами-неэко-
номистами является то, что экономика исследует проблемы, которые каса-
ются всех людей без исключения. Все люди вовлечены в сферу экономиче-
ской жизни (они совершают покупки, получают доходы, платят налоги и
т.п.). Всякий человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит
заработная плата, почему растут цены, почему в одной стране уровень
жизни выше, чем в другой, что выгоднее – работать по найму или органи-
зовать собственное дело.
Как писал автор всемирно известного учебника "Экономика", лауреат
Нобелевской премии П. Самуэльсон, "для человека, который систематиче-
ски не изучал экономическую теорию, представляет огромную трудность
не только дать ответ на эти вопросы, но даже сама попытка обдумать их
как следует. Он подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музы-
кальному произведению".
Изучение экономики дает студентам не просто готовые знания в об-
ласти экономической теории, но формирует экономический образ мышле-
ния, знакомит их с методами экономического анализа, необходимыми для
понимания экономических процессов и явлений, происходящих в жизни
общества. По словам крупнейшего экономиста XX в. Дж. М. Кейнса: "Эко-
номическая теория... является скорее методом, чем учением, интеллекту-
альным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею,
приходить к правильным заключениям".
Учебное пособие должно помочь студентам в самостоятельной работе
над курсом экономики. Изложение теоретического материала в нем соче-
тается с анализом состояния той или иной экономической проблемы в Рос-
сии. Это позволит студентам лучше разобраться в прошлом и настоящем
России, понять суть проводимых экономических реформ, перспективы
развития экономики России.
Наряду с теоретическим материалом учебник содержит вопросы для
самоконтроля, ответы на которые способствуют пониманию изучаемого
материала. Выводы в конце главы позволяют обобщить изученный мате-
риал.
Книга может использоваться как самостоятельное учебное пособие
или в комплекте с электронной информационно-обучающей системой.




5
Foreword


Economics investigates problems which concern all people with no
exception and this is the major argument for the benefit of studying economics
by non-economist students. All people are involved in the sphere of economics
(shopping, receiving incomes, paying taxes, etc). Everyone sooner or later is to
answer the questions: what does the salary depend on, what is the reason of price
growth, why living standarts differ in different countries, what is more
preferable – to be hired or organize own business?
According to the author of the world famous textbook "Economics", Nobel
prize winner P. Samuelson, the person who did not regularly study the economic
theory should suffer difficulties not only in answering these questions, but even
attempting to consider them in the proper way, and this person resembles a deaf
person, trying to estimate a piece of music.
Studying economics gives students not only ready knowledge in the field of
economic theory, but provides them with economic mentality, acquaints them
with methods of economic analysis necessary for understanding the economic
processes and phenomena of social life. According to the greatest economist of
the XX century. J.M. Keynes the economic theory is more likely a method,
rather than a doctrine, intellectual tool, method of thinking, helping those who
possess it to come to correct conclusions.
The manual should help students in self-sufficient study of economics. The
theoretical material in this manual is combined with the analysis of economic
problems in Russia. It will allow students to better understand the past and the
present of Russia, essence of economic reforms, as well as the prospects of
development of Russian economy.
Alongside with theoretical material, the textbook contains questions for
self-testing, answers to which promote understanding of material studied.
Conclusions at the end of the chapter allow to generalize the material.
The book can be used as an independent manual or together with electronic
informational-training system.




6
Введение
ЭКОНОМИКА КАК НАУКА

ТЕМА 1. Предмет и метод экономики

Начиная систематическое изучение курса, необходимо, прежде всего,
выяснить, что такое экономика, каковы ее предмет, функции, как экономи-
ка связана с другими общественными науками; какими методами пользу-
ются экономисты при проведении экономического анализа; в чем особен-
ность экономических показателей, характеризующих те или иные эконо-
мические процессы и явления.
Основные вопросы темы:
Вопрос 1. Предмет и функции экономики.
Вопрос 2. Методы экономических исследований.
Вопрос 3. Экономические показатели.

1.1. Предмет и функции экономики

Слово "экономика" – греческого происхождения (ойкос – хозяйство,
номос – закон). Оно означает "законы хозяйствования". Сегодня термин
"экономика" используется в двух основных значениях: во-первых, как си-
ноним слова "хозяйство" (экономика страны, региона, предприятия и т.п.)
и, во-вторых, как название науки о хозяйствовании.
Согласно современному пониманию, экономика – это наука о выборе
наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребно-
стей людей путем использования ограниченных ресурсов. Следует отме-
тить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длитель-
ного исторического развития экономики как науки.
Вторая функция экономики – практическая (рекомендательная). На
основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает ва-
рианты действий для хозяйственной практики и экономической политики,
проводимой государством. Экономическая политика (совокупность мер,
направленных на достижение основных экономических целей) не должна
быть волюнтаристской (волевой), в основе ее должны лежать теоретиче-
ские выводы и положения, вырабатываемые экономической наукой.
Экономика – сложная, многоуровневая система, поэтому в зависимо-
сти от объекта исследования экономическую науку принято подразделять
на две большие области:
– микроэкономику – раздел экономической науки, который исследу-
ет поведение отдельных экономических субъектов – покупателей,
фирм; анализирует механизм функционирования отдельных рын-
ков, распределение ресурсов по направлениям их использования,
формирование доходов и т.п.;

7
– макроэкономику – раздел экономической науки, который изучает
функционирование экономики страны в целом, такие общие явле-
ния и процессы, как темпы роста национального производства, ин-
фляция, безработица, бюджетный дефицит, государственный долг,
методы государственного регулирования и т.п.
Несмотря на различия в акцентах, микро- и макроэкономика являются
частями одной науки. Одни и те же концепции и теории используются при
микро– и макроанализе, одни и те же проблемы могут рассматриваться на
разных уровнях.
Различают также позитивную и нормативную экономическую науку.
Позитивная экономика описывает то, что существует то, что, возможно,
произойдет. Позитивная экономика имеет дело с фактами и свободна от
оценочных суждений. Нормативная экономика дает оценку экономиче-
ским явлениям, изучает то, что "должно быть". Она прогнозирует, что про-
изойдет с теми или иными процессами и явлениями, если изменить факто-
ры, влияющие на эти процессы и явления. Объективные факты не могут
доказать истинность или ложность нормативных суждений.
Экономика – общественная наука. Она изучает определенную сторо-
ну жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными
науками: историей, социологией, политологией, юриспруденцией и т.д.
Связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной
жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплета-
ются. Экономика не может нормально функционировать без соответст-
вующей правовой основы – совокупности норм, регулирующих деятель-
ность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то
же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах поро-
ждается изменениями, происходящими в экономической жизни общества.
Экономика – историческая наука; она постоянно развивается, способ-
ствуя углублению знаний об экономической стороне жизни общества.
Поскольку экономика изучает важнейшую (материальную) сторону
развития общества, она является основой для большинства других общест-
венных наук. Экономическая наука – это единственная отрасль социаль-
ных исследований, за достижения в которой присуждается Нобелевская
премия.

Вопросы для самопроверки

1. Что является предметом экономики как науки?
2. Какие функции выполняет экономическая наука?
3. Назовите основные разделы экономической науки. Что является пред-
метом изучения?

стр. 1
(всего 52)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>