стр. 1
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Филиал в г. Барнауле




ДЕНЬГИ, КРЕДИТ,
БАНКИ
Опорный конспект лекций




Издательство «Азбука»
Барнаул 2004
ББК 65.010




Деньги, кредит, банки: Опорный конспект лекций / Никитин
В.М., Юдина И.Н. Барнаул: Изд-во «Азубка», 2004. 120 с.


Данный опорный конспект лекций по курсу «Деньги, кре-
дит, банки» разработан доцентами региональной кафедры «Фи-
нансы и кредит» к.т.н. В.М. Никитиным и к.э.н. И.Н.Юдиной. Этот
курс читается студентам специальностей «Бухгалтерский учет и
аудит» и «Финансы и кредит», и его содержание соответствует об-
разовательному стандарту по данной дисциплине. Конспект имеет
три части: «Деньги и денежное обращение» (Часть 1); «Ссудный
капитал и кредит» (Часть 2); «Банки и банковская система» (Часть
3). В каждой части приводятся современные статистические дан-
ные, касающиеся специфики монетарной и банковской сфер Рос-
сийской Федерации.
Опорный конспект поможет студентам лучше освоить мате-
риал, особенно тех сюжетов, которые затрагивают практические
аспекты функционирования платежной системы, процессы кре-
дитования в коммерческом банке. Авторы рассматривают также
некоторые проблемы становления и функционирования банков-
ской системы России.
Даны перечень тем контрольных работ и список основной
литературы.
Рекомендуется использовать материал данного издания для
самостоятельной работs студентов филиала ВЗФЭИ в г. Барнау-
ле при написании контрольных и выпускных работ.




© Никитин В.М., Юдина И.Н., 2004
Введение
Деньги это особая категория в жизни общества. С ними свя-
заны надежды и крушения, успех и неудачи. Но исследование
этой стороны нашей жизни — удел искусства и литературы. Наше
внимание будет направлено на другие особенности денег и свя-
занных с ними проблем. Мы будем рассматривать деньги как
категорию экономическую.
Жизнь современного общества трудно представить без тако-
го важного финансового инструмента, как деньги. Именно день-
ги приводят в движение все производительные силы общества и
раскрывают потенциальные возможности, имеющиеся в его рас-
поряжении, на благо (а иногда и во вред) людям. Именно деньги
обеспечивают людям возможность обменивать свои способности,
умение, знания на все необходимое для того, чтобы организовать
свою жизнь в соответствии с собственными представлениями о
ней. Но прежде чем попасть в руки людей, которые могут распо-
рядиться ими по своему усмотрению, деньги проходят долгий путь
метаморфоз и этот путь денег связан с определенными законами
и порядком. Для движения денег необходимы специфические
каналы (платежные системы), деньги должны где-то концентри-
роваться для того, чтобы их можно было эффективно использо-
вать в сфере производства необходимых товаров и услуг, поддер-
жания стабильного существования государства, наконец, деньги
где-то должны изготавливаться (печататься или чеканиться) и
вводиться в действие. В современном обществе концентрация
денег, направление их по разным потокам, ввод в действие но-
вых купюр и монет осуществляется банками. В масштабах госу-
дарства банки образуют банковскую систему. Одно из важней-
ших свойств денег — быть своеобразным товаром. Это свойство в
полной мере реализуется кредитной системой (национальной,
международной, мировой).
Таким образом, деньги, кредит и банки тесно связаны меж-
ду собой и вполне закономерно, что изучение этих трех составля-
ющих экономической и финансовой жизни общества объединено
в одной дисциплине. Конечно, можно отдельно изучать только
деньги во всем многообразии их форм и проявлений (свойств) или
банки и банковские системы, но такой подход исключал бы воз-
можность изучения сложных динамических процессов, подчиня-
3
ющихся определенным законам и связывающих воедино денеж-
ную систему, кредитные отношения в обществе, банковскую сис-
тему и, что самое важное, механизмов регулирования этой слож-
ной разноплановой системы. Целью данной дисциплины являет-
ся изучение этих трех составляющих в комплексе для того, чтобы
понять сложные процессы становления, развития и современно-
го состояния кредитно-финансовой системы, ее роли в экономи-
ческой жизни общества, формирование у будущих специалистов
твердых теоретических знаний и практических навыков по де-
нежному обращению, кредиту и банкам.
Поставленная цель определяет ряд задач. Основные из них
следующие:
¦ научиться правильно оценивать возможные последствия
изменений в одной из сфер на всю кредитно-финансовую систему;
¦ научиться использовать основные закономерности, связыва-
ющие отдельные процессы в кредитно-финансовой системе для вы-
работки эффективных управленческих решений в менеджменте
банка, на предприятии торговли или в производственной сфере.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
¦ сущность, функции и роль денег в экономике;
¦ законы денежного обращения;
¦ сущность инфляции, формы ее проявления и методы ста-
билизации денежного обращения;
¦ виды денежных реформ;
¦ сущность, элементы, типы денежной системы, ее особенно-
сти в России;
¦ бумажные и кредитные деньги, закономерности их обра-
щения;
¦ конвертируемость национальных денег и ее типы, валют-
ный курс, международные расчетные операции;
¦ необходимость кредита, его сущность, формы, функции;
¦ сущность ссудного процента и его экономическую роль;
¦ сущность и формы международного кредита;
¦ типы банков, структуру банковской системы, роль банков в
развитии экономики; банковскую систему России;
¦ операции центральных, коммерческих и специализирован-
ных банков;
¦ современную инфляцию и ее национальные особенности;



4
На основании теоретического материала и самостоятельно-
го изучения специальной литературы, нормативных актов сту-
денты должны уметь:
¦ организовать кассовое обслуживание предприятий, орга-
низаций, учреждений и населения;
¦ определить кредитоспособность клиента и возможность
предоставления ему кредитов;
¦ обеспечить заключение кредитного договора и выполнение
его в срок;
И иметь представление:
¦ о сущности, функциях, денежно — кредитной политике цен-
трального банка;
¦ о методах проведения центральным банком денежно-кредит-
ной политики (учетной политики, операций на открытом рынке, из-
менения норм обязательных резервов, селективной политики);
¦ об активных, пассивных, комиссионных операциях коммер-
ческих банков;
¦ о новых операциях коммерческих банков: лизинге, факто-
ринге, форфетировании;
¦ об операциях коммерческих банков с ценными бумагами.
Часть 1. Деньги и денежное обращение

1.1. Виды денег. Метаморфозы и вечное движение.
Теории возникновения (эволюция денежных систем)
Следовало бы начать с определения, что такое деньги, но
сделать это без предварительного рассмотрения их форм и основ-
ных функций затруднительно. Деньги опосредуют рыночный обо-
рот товаров и услуг. Именно поэтому деньги связаны с многооб-
разными аспектами хозяйственной жизни, а изменения в коли-
честве денег и их структура становятся важнейшим, критерием
принятия экономических решений. Именно в этом качестве, т.е.
выступая как особая мера всех вещей в экономике, деньги и дол-
жны стать тем предметом, исследование которого позволит
вскрыть многие зависимости и понять содержание тех процессов,
которые влияют на экономику (национальную, международную,
мировую).
Деньги — это не только экономическая, но и историческая
категория. Поэтому важно знать как происходила эволюция де-
нег. Существует две концепции происхождения денег.
Рационалистическая концепция объясняет происхождение
денег соглашениями между людьми (античное общество: импе-
ратор декретирует стоимость денег). Согласно эволюционной кон-
цепции (К. Маркс): деньги появились независимо от чьей-либо
воли в результате длительного развития обмена, когда из огром-
ного товарного мира выделился особый товар, выполняющий фун-
кцию всеобщего универсального эквивалента. Таким товаром и
являются деньги.
Первое упоминание о металлических деньгах история отно-
сит к VII в. до н.э., когда цари Лидии стали помечать кусочки
металла своей печатью, удостоверяя их вес и пробу (весовое со-
держание) благородного металла.
Ранней формой металлических денег были слитки разной
формы с определённой массой, поэтому наименования многих
денежных единиц связаны с единицами массы: фунт стерлингов,
ливр (фунт), марка (полфунта) и т.д.
Чеканка монет на Руси стала производиться при Дм. Донс-
ком в XII в. (мелкая серебряная монета — деньга весом 1 гр.). А в
XIII веке появилась гривенка — узкий слиток серебра (гривны)
6
рубился на части (отсюда и рубль). С ХV в. — начата чеканка
медной монеты. В России единая система денег была создана в
период регенства Елены Глинской (1534—1538 гг.), матери Ива-
на Грозного. Рубль = 68 гр. серебра = 100 коп. (0,68 гр. серебра);
1 коп = 2 деньги по 0,34 гр. серебра = 4 полушки или 0,17 гр. се-
ребра. Долгое время люди пользовались металлическими день-
гами, это было обусловлено совокупностью таких свойств денег,
которые (свойства) наиболее полно отвечали потребностям:
¦ всеобщее признание;
¦ стойкость, неизменность (стабильность) в обращении;
¦ простая делимость;
¦ ликвидность;
¦ компактность.
С появлением монеты общепринятым названием денег ста-
ло у одних народов money, а у других «таньга» — деньги. Появле-
ние самого слова — монета связано со знаменитой «пирровой по-
бедой» в 279 г. до н.э. Греческий царь Пирр тогда разгромил рим-
скую армию, но сам понес тяжелейшие потери. После последую-
щей победы над царем римляне передали в знак благодарности
большое количество золота и серебра в храм почитаемой ими жены
Юпитера, носящей имя Юнона — Монета. Был также принят за-
кон, разрешающий чеканить деньги только в храме Юноны —
Монеты. Постепенно по всему миру распространилось наимено-
вание монетой куска металла, выполняющего функцию денег. С
появлением монеты общественно значимой стала информация,
материальным носителем которой был кусочек металла. Именно
тогда стало ясно, что золото не является деньгами по своей при-
роде. Деньги, являясь экономической информацией особого вида,
воплощаются в серебре и золоте в качестве всеобщего материаль-
ного носителя в течение тысячелетий.
Господство металлической формы денег охватывает громад-
ный период: от VII в. до н.э. до начала XX в. Роль и сущность
денег, постепенно менялись, причем эта эволюция подчинялась
определенным закономерностям.
Первая закономерность была открыта в условиях биметал-
лического обращения, когда в качестве законного платежного
средства одновременно использовались и серебро, и золото. Дан-
ная закономерность вошла в экономическую историю как закон
Коперника—Грешема, или закон «дешевых денег». (Это было

7
открытие Николая Коперника, повторенное в XVIII в. английским
профессором Грешемом.) Суть данного закона заключается в сле-
дующем. Во времена Коперника в обращении были австрийские
талеры, исполненные в золоте и серебре. Для тех, кто пользовался
ими впервые, разницы между золотой и серебряной монетой не
было. Но как только золото становилось чуть дороже (а это есте-
ственный процесс в экономике), то оставались только серебряные
талеры.Т.е. дешевые деньги вытесняли дорогие из обращения.
Вторая закономерность также относится ко времени влады-
чества металлических денег и определяет появление неполно-
ценных денег — т.е. таких, номинальная стоимость которых боль-
ше стоимости содержащегося в них драгоценного металла. Это
явление в некоторых исследованиях называют «порчей монет».
Понятно, что порчей монет мог заниматься только тот, кто их че-
канил, а это была и есть прерогатива правителей.
Бумажные деньги появились как представители полноцен-
ных денег (Китай — банкноты появились в 100 г. (II в. н.э.), Ев-
ропа и Америка — XVII—XVIII вв. н.э.). В США — greenbacks —
декретные деньги во время Гражданской войны в XIX в. В России
буvf;yst деньги (ассигнации достоинством в 25, 50 и 100 рублей)
были введены в оборот при Екатерине II в 1769 г.
Сущность бумажных денег (казначейских билетов) — это де-
нежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефици-
та и обычно не разменные на металл, но наделенные государ-
ством принудительным курсом. Разность между номинальной сто-
имостью выпущенных бумажных денег и стоимостью их выпуска
(расходы на бумагу, печатанье, хранение и инкассацию) — эмис-
сионный доход, который является существенной частью государ-
ственных доходов. Неустойчивость и обесценение бумажных де-
нег могут быть вызваны их избыточным выпуском, упадком дове-
рия к правительству, неблагоприятным платежным балансом.
Эволюция экономических отношений в обществе и, прежде
всего, разделение труда вызвали необходимость совершенствова-
ния обмена материальными ценностями и информацией. С не-
которых пор стало ясно, что производить расчеты посредством
металлических денег неудобно и в некоторых случаях опасно.
Например, перевозить большие суммы на большие расстояния.
Кроме того, объемы производимых товаров и услуг стали настоль-
ко большими, что количества золота и серебра, добытых за всю
историю человечества уже не достаточно для их оборота.
8
Таблица 1
Распределение добычи золота по историческим периодам и
основным странам, тонн
В том числе
Всего в
Россия
мире
ЮАР (в 1922— США Канада Австралия
1992 гг. СССР)
С древних
времен до 13633
XVI в.
ХVII-ХVШ
2812 23
в.в.
ХIХ в. 11 489 638 2042 3610 210 2828
1901—
10335 3415 822 2299 382 1481
1917 гг.
1918—
77515 39256 9752 5454 6975 2673
1990 гг.
1991—
11 235 2941 868 1612 786 1235
1995 гг.
Итого: 127019 46250 13 507 12975 8353 8217

стр. 1
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>