стр. 1
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

ЧУБ Борис Андреевич
БАНДУРИН Александр Владимирович















СИСТЕМА ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ
на примере Республики ТАТАРСТАН













Москва 1999










Чуб Б. А., Бандурин А. В. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере Республики Татарстан. – М.: 242 с. Издание второе, исправленное и дополненное.

В монографии на основе отечественного и зарубежного опыта сформулированы основные цели и предложены разнообразные методы по созданию инвестиционного рынка в регионе. Для этого рассмотрены методы инвестиционного анализа, основы антикризисного управления, методы повышения инвестиционной привлекательности пакетов акций.
В качестве одной из главных задач Правительства Республики Татарстан для развития и увеличения объемов инвестиций в монографии предложено формирование инвестиционной политики региона на основе создания рынка инвестиций и проведения промышленной политики. Проанализированы инвестиционные возможности Республики Татарстан, рассмотрены предпосылки к формированию и реализации инвестиционной политики в Республике.











© Чуб Б. А., Бандурин А. В. 1999 год.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
I. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАК ОБЪЕКТА КОРПОРАТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 6
1.1. Развитие рынка корпоративных инвестиций в России 6
1.2. Основа инвестиционной привлекательности – экономическое развитие региона 14
1.3. Анализ экономического положения Республики Татарстан 26
1.4. Экономика Республики Татарстан как объект инвестиций 35
1.5. Состояние и перспективы инвестиционной деятельности в Республике Татарстан 43
II. МЕТОДОЛОГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО АНАЛИЗА 49
2.1. Инвестиционная стратегия корпорации на региональном уровне 49
2.2. Зарубежный опыт управления инвестициями 59
2.3. Структура и методы оптимизации инвестиционных портфелей корпорации на региональном уровне 76
2.4. Методы инвестиционного анализа 81
2.5. Методы принятия решения на корпоративное инвестирование 95
III. КОРПОРАТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РАМКАХ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА 103
3.1. Общие принципы инвестиционной политики региона 103
3.2. Создание инвестиционного рынка в регионе 113
3.3. Классификация объектов корпоративных инвестиций 119
3.4. Методические подходы к оценке инвестиционных ценностей 132
3.5. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционной политики региона 161
IV. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИЙ 172
4.1. Анализ проблем и диагностика причин низкой инвестиционной привлекательности корпорации 173
4.2. Методика повышения инвестиционной привлекательности корпорации 191
4.3. Методика анализа возможностей финансового оздоровления корпорации 199
4.4. Методика разработки инвестиционной программы для вывода корпорации из кризиса 207
4.5. Привлечение инвестиций в корпоративные ценные бумаги 220
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 230
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 235
ПРИЛОЖЕНИЕ 238


ВВЕДЕНИЕ
Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любого региона России особенно в условиях постоянного недофинансирования со стороны федерального центра. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост региона, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.
Однако российский рынок по-прежнему не готов к инвестициям. Действующий закон о разделе продукции вызывает пока негативную реакцию потенциальных инвесторов. Многие иностранные предприниматели считают, что лучше вовсе не иметь закона, чем иметь закон, позволяющий менять правила во время игры.
Поэтому проблема, связанная с формированием эффективных инвестиционных взаимоотношений в регионе заслуживает серьезного внимания, особенно в настоящее время – время укрупнения субъектов рыночных отношений и передела собственности. Необходимо отметить, что инвестиционная деятельность в современных условиях тесно связана с умением, с одной стороны, разработать эффективный инвестиционный план или проект, а затем обеспечить определенные ими ограничения по ресурсам и реализовать заданный уровень качества продукции проекта, а с другой – повысить инвестиционную привлекательность объектов инвестирования.
В стране, где фундаментальные вопросы финансового законодательства решаются силовым методом, инвестиционный риск выше, чем в странах, где такие вопросы регулирует закон. По оценкам российских экспертов, экономический ущерб от задержек платежей и несвоевременного выполнения обязательств российскими партнерами достиг 10 млрд. руб.
В свете этого, остро встает вопрос о необходимости формирования инвестиционной политики в регионе. Это особенно актуально в настоящий момент, так как беспрецедентные перемены, произошедшие в России и связанные со структурной перестройкой российской экономики, требуют особого подхода к данной проблеме.
Одним из проверенных способов упорядочения процесса любой перестройки является программно-целевой метод управления, в соответствии с основными положениями которого в регионе должен быть создан целый блок программ развития, состоящих из отдельных инвестиционных проектов. Основная задача руководства Республики при этом – обеспечить эффективное управление ими.
Таким образом, инвестиционные взаимоотношения в регионе строятся с учетом региональной инвестиционной политики, основываются на создании и интенсивной деятельности рынка инвестиций и функционируют с помощью кругооборота инвестиций. В этом процессе инвесторы, потребители инвестиций и регион вступают в различные отношения, анализу которых посвящена настоящая монография.

I. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАК ОБЪЕКТА КОРПОРАТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
1.1. Развитие рынка корпоративных инвестиций в России
Этапы становления корпоративного управления
На различных этапах развития экономики России закладывались предпосылки создания эффективной корпоративной среды, но в то же время возникали определенные противоречия в системах корпоративного управления, с которыми приходится иметь дело на практике и в настоящее время. Каждый этап олицетворяет новую стадию понимания руководством страны экономических проблем и выработки путей их решения, поэтому границы этапов условны и могут быть сдвинуты в любую сторону в соответствии с применяемыми критериями. На наш взгляд, временные рамки и ключевые проблемы каждого из этапов могут быть описаны следующим образом.
Период до 1987 года: экономические методы централизованного управления показали свою несостоятельность; отчуждение большинства работников от реального участия в управлении побудило многих попробовать себя в зарождающемся мелком кооперативном бизнесе или индивидуальном предпринимательстве, а отсутствие четкой законодательной базы и знаний практической экономики быстро привело многих к краху иллюзий быстрого обогащения; корпоративность как система управления производством все больше отождествлялась с клановостью партийно-номенклатурной элиты и вызывала противоречивое отношение начинающих предпринимателей.
Корпоративная среда в этот период была похожа на систему партийно-хозяйственных активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. Основой для этого послужили, на наш взгляд, три причины [21]:
1. Отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих на рынке труда.
2. Неготовность предприятий высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих.
3. Остатки тоталитарного мировоззрения в обеих системах и, в связи с этим, низкое желание взаимного обмена накопленным опытом между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря.
Период с 1987 года по 1991 год: центробежные силы уверенно вели к распаду монополизированной и централизованной организации хозяйства; поощряемая самостоятельность и разрешенная аренда предприятий побудили директорский корпус к поэтапному их подчинению группам работников, разделявшим позицию первых руководителей, то есть корпоративность приобретала оттенок лояльности власти; предусмотренное законодательными нормами участие коллективов в управлении предприятиями через советы трудовых коллективов не получило развития в силу неподготовленности работников к эффективному участию в управлении и нежелания руководителей "делиться властью". В этот период закладывались основы корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже появились ростки нарождающейся корпоративной среды. Помимо промышленности в России возник и начал развиваться банковский и страховой капитал. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.
Период с 1991 года по 1994 год: активная чековая приватизация, в ходе которой произошло первичное перераспределение собственности среди директорского корпуса и сформированных финансово-банковских структур; участие в приватизации было возможно прежде всего через открытое и скрытое сотрудничество с администрацией регионов и Госкомимущества; создаваемые в ходе приватизации на базе крупных государственных предприятий акционерные общества уже можно было относить к корпорациям, но неразработанность акционерного права, недооцененность имущества, а также неподготовленность персонала предприятий сводили корпоративное управление к традиционным методам управления, которые в исполнении непрофессиональных менеджеров приводили к дальнейшему развалу и банкротству предприятий. В то же время начал складываться определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур, таких, как банковский капитал, нефтегазовые предприятия и другие, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые компании. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики.
Но именно в этот период были заложены основы настоящей корпоративности среди новых предпринимательских структур, созданных молодыми (образованными, честолюбивыми) предпринимателями, у которых было только два пути: или войти в кооперацию с бывшими государственными структурами, или противопоставить им цивилизованный бизнес, основанный на опыте зарубежных корпораций. К тому же на принимаемые в корпорациях решения начало влиять уже полученное качественное зарубежное образование в новых для российской экономики сферах: на финансовом и фондовом рынке, на рынке обязательств, в маркетинге, менеджменте. Активное взаимопроникновение западных и российских корпораций, совместная работа на российском фондовом рынке неизбежно подталкивали российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного управления.
Период с 1994 года по август 1998 года: денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации. Активно формируется инфраструктура рынка: инвестиционные компании и фонды, депозитарии и регистраторы, паевые инвестиционные фонды, страховые компании, аудиторские и консалтинговые компании, пенсионные фонды и др. Крупные зарубежные компании открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы.
Основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости.
Период с августа 1998 года по настоящее время: ситуация внешнего и внутреннего дефолта, общий недостаток финансовых ресурсов. Бегство капиталов из России заставляют искать новые финансовые инструменты или новые механизмы использования старых активов. Напряженность на валютном рынке наряду с практически полным отсутствием рынка корпоративных ценных бумаг делают региональные финансовые инструменты практически единственным способом защиты от инфляции и получения дохода в России.
На этом фоне проявляется слабая подготовленность российских менеджеров (особенно высшего эшелона управления) к выбору стратегии развития, привлечению капиталов и инвестиций, удержанию и завоеванию рынков сбыта, учету истинной мотивации партнеров по бизнесу. Все это приводит к дальнейшему перераспределению собственности, но уже на фоне понимающих свои права акционеров. Коррупция и беспредел теневого капитала заставляют высший менеджмент выбирать одно из двух направлений: либо входить в контакт с мафиозными структурами и постепенно терять управление, либо строить такую систему корпоративных отношений, которая позволяла бы сохранить и себя, и собственность.
Корпоративное управление строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая таким образом ориентиры для всей российской экономики. В каждом конкретном случае корпорация в лице ее высшего менеджмента (а в условиях России это пока сами собственники) делает выбор в пользу постепенного включения работников в систему деловых взаимоотношений в сфере собственности вместо жесткого управления наемным персоналом. Это представляет важнейшую тенденцию в становлении и формировании нормальных корпоративных отношений.
Баланс интересов
Многолетняя противоречивая практика работы корпораций дала аналитическим и консалтинговым фирмам очень большой материал для обобщения и выработки единых норм и рекомендаций по корпоративному управлению. Так, в США в 1992 году подготовлены Американским институтом права "Принципы управления корпорациями". Регулярно готовит предложения Круглый стол по вопросам бизнеса. Все это создает определенную упорядоченность в понимании сути корпоративных отношений и интересов самых разнообразных структурных категорий общества. В процессе функционирования корпораций в ее корпоративную среду вовлекаются тем или иным способом различные категории людей, поэтому руководство корпорации в процессе принятия решений должно учитывать интересы таких экономических составляющих общества как:
Потребители, которые требуют к себе самого пристального внимания со стороны корпорации. Без потребителей она просто не сможет существовать. Потребители хотят получить от нее качественные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание и правдивую рекламу. Если корпорация не стремится направить силы на удовлетворение потребностей потребителей, то это можно назвать ее главным стратегическим просчетом, из-за которого корпорацию может постичь неудача как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Это обусловлено тем, что отношение общества к корпорации в значительной степени формируется в точках продажи товаров и услуг.
Служащие, суть отношений которых с корпорацией переходит от обычных требований справедливой оплаты труда и к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенству возможностей, защите здоровья на рабочем месте, финансовой безопасности, невмешательству в личную жизнь, свободе самовыражения и обеспечению соответствующего уровня жизни.
Местное население, на которое корпорации оказывают наибольшее воздействие в процессе производства. Именно здесь от корпораций ждут непосредственного участия в решении местных проблем: образования, организации транспорта, условий для отдыха, системы здравоохранения, охраны окружающей среды. В России, где много градообразующих предприятий, эта проблема особенно актуальна, поэтому именно здесь корпорации прежде всего должны объяснять суть и характер своей деятельности.
Общество в целом, на которое корпорации оказывают воздействие на национальном и международном уровне. Их деятельность оказывается объектом пристального внимания различных организаций и групп заинтересованных лиц, включая академические круги, властные структуры и средства массовой информации. От корпораций ждут участия в решении проблем национального и международного масштаба. В то же время их первой и главной обязанностью перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя товаров и услуг, нанимателя и создателя рабочих мест. Одной из главных мировых проблем, особенно в настоящее время, является проблема экологической безопасности производства.
Поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с крупными компаниями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения крупных корпораций и их поставщиков являют собой важное звено любой экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от честного отношения к нему со стороны корпораций.
Акционеры вступают с корпорацией в особые отношения: они делают возможным само существование корпорации как поставщики "рискового" капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества. То есть, корпоративная среда представляет собой область взаимодействия корпорации как объекта с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние (рис. 1.1).













Рис. 1.1. Корпоративная среда
Во всех принципиальных решениях корпорации должен быть достигнут баланс интересов участников корпоративных отношений, что повышает их важность и значимость. В этих целях крупные корпорации, как правило, разрабатывают и утверждают следующий примерный перечень документов, регламентирующих правила взаимоотношений и устанавливающих структуру в рамках корпоративной среды [17]:
кодекс поведения;
рекомендации по оплате и вознаграждениям служащим, обеспечению равных прав для служащих, невмешательство в их частную жизнь, свободу самовыражения;
нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте;
нормы и правила, предписывающие постоянную заботу о повышении качества производимых товаров и услуг, проведение приемлемой политики ценообразования, а также соблюдение этических аспектов рекламной деятельности;
нормы и правила, определяющие приоритеты благотворительной деятельности корпорации;
программы информирования, подготовки и обучения менеджеров проблемам корпоративных отношений.
Все это составляет весьма важную часть корпоративного права, представляющую интерес для формирующейся системы корпоративных взаимоотношений, складывающихся в России. Естественно, что западный опыт не панацея от всех наших проблем. Применительно к российским условиям необходимо учитывать особенности как экономического, так и социального развития общества, мировоззрение большинства обывателей, уровень готовности наших граждан к восприятию норм корпоративной культуры. Без таких поправок западные рекомендации по корпоративному управлению могут показаться изысками пресыщенных бизнесменов, неприменимыми к нашей реальности. С другой стороны, в этих рекомендациях просматривается очень сильный коллективистский дух социализма, что также мало способствует восприятию лучших и эффективных методов и систем.
Цели и структура
Прежде чем рассматривать тенденции развития российского корпоративного управления на ближайшую перспективу – начало ХХI века – рассмотрим пути возможного безболезненного вхождения корпораций в систему нормального корпоративного управления. Для этого высшему менеджменту корпораций предстоит выполнить большой объем разносторонней, многоплановой работы, основанной на требованиях современного менеджмента, маркетинга, бизнеса. Эта работа состоит из следующих основных этапов [3]:
строгое определение целей деятельности корпорации и способов мотивации ее собственников;
реструктуризация корпорации до уровня самоуправляемых структур под контролем собственников;
выбор организационной структуры, адекватной поставленным целям: сбыт продукции, производство, инновации, маркетинг;
разработка единых принципов работы корпорации в виде миссии, философии или иного основополагающего документа;
изменение философии оплаты труда персонала, особенно высших менеджеров.
Переходя от марксистского принципа "справедливой оплаты по труду" к оплате труда, учитывающей реальный вклад каждого работника как в получение текущей прибыли, так и в формирование капитализированной прибыли корпорации, мы сталкиваемся с проблемой личной заинтересованности акционеров. Если пакет акций значителен, то и влияние акционера весомо в принятии решений и доля прибыли, распределяемая по итогам финансового года, значительна. Если же пакет акций незначителен, то мотивация сдвигается в область получения высокой оплаты за итоги работы. Поэтому реальная система оплаты труда в корпорациях должна учитывать три компоненты [8]:
прямая оплата труда за выполняемую работу на основе контракта;
доход от доли акций по итогам финансового года;
дополнительные выплаты и льготы (бонусы), определяемые в каждой корпорации внутренними документами.
При такой схеме оплаты труда высшие менеджеры должны получать суммарно высокий доход, стимулирующий к интенсивному труду, к увеличению доли принадлежащей им капитализированной прибыли, к расширению социальных выплат и гарантий в корпорации. Этот путь естественным образом снимет имеющиеся в России противоречия между высокой оплатой труда высших менеджеров корпораций и результатами работы самих корпораций.
Организация единой финансовой, инвестиционной и кредитной деятельности
Развитие корпораций сегодня напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и в ее рамках кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация корпораций и создание самоуправляемых структур приводит к взаимодействию большого количества юридических лиц, высший менеджмент корпорации должен "спроектировать" принципы финансовой и инвестиционной и кредитной стратегии на основе следующих крупных целей [42]:
консолидации структурных подразделений корпорации в отношении налогов;
создании дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий;
проникновении через посредничество корпорации в производство и сбыт различных товаров;
проведении единой политики и осуществление единого контроля за соблюдением общих интересов корпорации;
ускорении процесса диверсификации;
организации внутренних инвестиционных потоков;
централизации участия в капитале других предприятий и др.
Кредитная стратегия корпорации должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию мобилизуемых ресурсов за счет привлечения капиталов путем выпуска и работы с ценными бумагами, активного взаимодействия с зарубежными фондами и организациями, использования оффшорных и свободных экономических зон, аккумулирования средств работников корпораций в негосударственных (может быть и учрежденных в рамках корпорации) пенсионных фондах, страховых компаниях, в депозитах банков и финансовых компаний, а также в капитале предприятий - участников корпорации. Таким образом, успешная финансовая деятельность корпорации обусловлена как своевременными и правильными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутренних условий корпорации, но и с учетом влияния существующей финансовой системы, сложившейся в России на данном этапе.
1.2. Основа инвестиционной привлекательности – экономическое развитие региона
Общая характеристика регионального деления
В настоящее время все более очевидным становится дисбаланс экономического и социального развития различных регионов России. Это определяется многими причинами, однако, особо следует заметить, что религиозные или иные причины подобного рода не служат основополагающим фактором в этом вопросе.
Часть регионов (в основном, это национальные республики Северного Кавказа и юга Сибири) находятся еще на аграрной стадии развития. Это касается не только и не столько показателей промышленного производства и его доли в производимом валовом внутреннем продукте. В этих регионах промышленное развитие не преобразовало уклад жизни основной массы коренного населения, его привычки и психологию, в них сохранились традиционные формы приспособления населения к социально-экономической ситуации. И с данной точки зрения рассматривать такие регионы наравне с другими было бы не совсем корректно.
Часть субъектов Федерации, в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург уже вплотную подошли к постиндустриальной стадии развития. Здесь существуют уже совсем другие, нежели для остальной страны, способы адаптации к социально-экономической ситуации. Жизнь в этих регионах предоставляет людям гораздо более обширные и разнообразные возможности. И если смотреть на проблемы страны, взяв за точку отсчета Москву или Санкт-Петербург, то неизбежна они будут выглядеть в искаженном виде.
Данное обстоятельство представляет собой одну из наиболее серьезных проблем при выработке и реализации федеральными органами власти региональной политики. Люди, принимающие решения, живут, как правило, в Москве, и им трудно, порой просто невозможно избавиться от тех иллюзий и искажений, которые накладывает жизнь в регионе, существенно отличном от других регионов страны. В результате углубляется пропасть непонимания и взаимного неприятия между Москвой и регионами, что отчетливо проявляется в ходе разного рода выборов.
Как бы то ни было, но Россия в целом является и останется еще в обозримом будущем промышленной страной, а потому именно развитие промышленности определяет образ жизни и перспективы большей части населения. Типичный российский регион – это промышленный регион, а потому при выработке региональной инвестиционной и кредитной политики необходимо во главу угла ставить именно вопросы промышленного развития конкретного региона.
Промышленный спад в Российской Федерации наблюдается с 1991 года (продолжается он и в настоящее время). В то же время этот спад идет неравномерно как по регионам, так и по времени, так что сегодня уже можно выделить несколько характерных траекторий динамики промышленности для различных типов регионов.
Слабый устойчивый спад
Такой тип динамики характерен для регионов, в которых основу промышленности составляют либо экспортные отрасли, и ранее активно работавшие на экспорт, либо отрасли, играющие важную роль для жизнеобеспечения государства. В первом случае типичным регионом является Тюменская область, основной производитель нефти и газа. Нефть и газ и до 1992 года были основным экспортным товаром, а возможности увеличения их экспорта ограничивались лишь недостаточным инвестированием в прирост мощностей добычи. Поэтому сокращение внутреннего потребления энергоносителей в стране в 1992-1995 годах (которое к тому же значительно отставало от общих темпов спада промышленного производства) было легко компенсировано увеличением поставок соответствующих ресурсов на экспорт. В настоящее время спад в нефтедобыче в основном объясняется не отсутствием возможностей реализации произведенной продукции, а некомпенсируемым вследствие недостатка инвестиций выбытием мощностей. Причем в газодобыче, в которой инвестиционная ситуация благоприятнее, удалось добиться стабилизации производства и даже в отдельные периоды его умеренного роста.
Вне всякого сомнения, все вышеперечисленные факторы, определяющие динамику экспортных отраслей, сказываются и на рассматриваемых секторах экономики, однако, пока они сказываются в основном лишь через снижение возможностей обеспечить внутренние источники инвестиций. В этом смысле руководители соответствующих регионов при лоббировании в органах федеральной власти выступают союзниками других экспортных регионов. Однако гораздо большее внимание здесь уделяется вопросам привлечения иностранных инвестиций, а потому основной упор в лоббистской деятельности делается на обеспечение благоприятных условий для инвесторов.
Так, например, Сахалин, сумевший привлечь значительные объемы иностранных инвестиций на условиях раздела продукции под программу освоения шельфа, в 1995 году сумел преодолеть кризисную тенденцию и продемонстрировал заметный рост производства. В настоящее время представители и других регионов активно добиваются принятия законов и других нормативных актов, которые позволили бы начать практическую реализацию федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
Другим примером такого рода региона наряду с Тюменской областью является Республика Саха (Якутия), специализирующаяся на добыче алмазов. Здесь помимо того обстоятельства, что существует устойчивый мировой рынок алмазного сырья, способный поглотить всю добываемую продукцию, действует и другой фактор, а именно – быстрый рост внутреннего рынка алмазного сырья, связанный с активным развитием с 80-х годов отечественной гранильной промышленности. Благодаря этому Республике удается поддерживать уровень промышленного производства на достаточно стабильном уровне, однако все вышеперечисленные проблемы, в первую очередь недостаток инвестиций, сказываются и на ней.
К числу отраслей, важных для жизнеобеспечения страны относятся угольная промышленность и энергетика. Впрочем, в России нет регионов, специализирующихся на производстве электроэнергии, кроме, пожалуй, Иркутской области, где доля энергетики в общем объеме промышленного производства достаточно велика, однако для ряда регионов наличие развитой энергетики играет роль стабилизирующего фактора. Что же касается угольной промышленности, то эта отрасль является основой экономики Кемеровской области.
Необходимо признать, что добыча угля в тех масштабах, в которых она сегодня осуществляется, неэффективна. Однако уголь является одной из основ тепло и электроэнергетики на большей части территории страны, а потому государство просто не в состоянии допустить быстрого сворачивания этой отрасли. Поэтому оно вынуждено пока поддерживать объемы производства в отрасли за счет дотаций (более 10 трлн. руб. в бюджете 1996 года), что предопределяет невысокие темпы спада в отрасли и в основном угледобывающем регионе страны – Кемеровской области.
Однако очевидно, что регион обречен на продолжение спада, пусть и умеренными темпами, еще в течении длительного времени, причем даже общее оживление экономики, в том случае, если оно начнется, не приведет к увеличению потребности в угле: скорее всего, новые энергетические мощности будут ориентироваться на другие виды топлива.
Умеренный спад с последующим ростом
Этот тип динамики характерен для монопродуктовых регионов, продукция которых пользуется спросом на внешних рынках, но которая до 1992 года в основном потреблялась на внутреннем рынке (черная и цветная металлургия, некоторые виды химической продукции, в частности, удобрения).
В 1992-1993 годах сокращение производства продукции в этих регионах шло приблизительно теми же темпами (как правило, несколько меньшими), что и в целом по стране. Это было связано с падением внутреннего потребления соответствующих видов продукции в условиях общего спада производства. Одновременно велась работа по проникновению на внешние рынки, по перестройке производства в соответствии с требованиями иностранных покупателей.
Заниженный курс рубля во многом способствовал быстрому расширению экспорта соответствующей продукции, а приблизительно с середины 1994 года увеличение внешнего спроса позволило компенсировать с избытком сокращение внутреннего потребления, в результате чего в ряде отраслей и регионов начался экономический рост (наиболее яркие примеры такого рода – Вологодская и Липецкая области).
Достаточно хорошо видны и пределы такого экономического роста. Дальнейшее расширение экспорта наталкивается на ограничения мирового спроса. Кроме того, активная экспансия российских фирм на мировом рынке, часто сопровождавшаяся демпингом, привела к падению мировых цен на большую часть соответствующих товаров, что в сочетании с ростом внутренних цен и укреплением рубля привело к тому, что экспорт большинства товаров стал неконкурентоспособен.
В 1995 году предприятия большинства из упомянутых отраслей получили убытки (в частности, предприятия черной металлургии), в том числе и по экспортным операциям. Вообще, картина, сложившаяся в черной металлургии весьма наглядно показывает ситуацию в соответствующих отраслях и регионах. Челябинский металлургический комбинат (АО "Мечел") подал документы для начала процедуры банкротства. Аналогично поступил и Новолипецкий металлургический комбинат.
Впрочем, в этом последнем случае речь идет, скорее всего, о попытке противодействия поглощению со стороны нежелательного партнера. Очевидным банкротом является Западносибирский металлургический комбинат (Новокузнецк), кредиторы которого вот уже почти год разрабатывают программу санации. Тяжелое финансовое положение сложилось и на Череповецком металлургическом комбинате (АО "Северсталь").
В настоящее время рост производства в перечисленных отраслях во многом носит искусственный характер. Дело в том, что потребности в сырье соответствующие предприятия на внутреннем рынке удовлетворяют за счет бартера. Те же внутренние потребители, которые не могут обеспечить поставку необходимых ресурсов, получают продукцию в счет неплатежей. А предприятия должны платить зарплату своим рабочим, должны платить налоги – и все это "живыми" деньгами. А единственным более или менее устойчивым их источником является экспорт (пусть и нерентабельный).
Наглядным примером того, куда заводит подобная стратегия развития, является Магаданская область. Наглядна она именно по той причине, что единственным потребителем производимой на этой территории промышленной продукции, а именно, золота, было государство (так что никаких других возможностей обеспечить финансирование хотя бы текущего производства у региона не было).
Если по итогам 1992-1994 годов регион находился в числе лидеров (по незначительности промышленного спада), то в 1995 году здесь наблюдался значительный спад производства (практически на 1/3), выведший регион по этому показателю на одно из первых мест в России. И не удивительно. При нормативной цене золота 54 тыс. руб. за грамм средняя себестоимость в регионе составила 139 тыс. руб. за грамм, что неизбежно привело к резкому сокращению объемов добычи и, следовательно, объемов промышленного производства.
Перспективы развития указанных регионов определяются тремя группами факторов.
1. Конъюнктура на мировых рынках соответствующей продукции.
В частности, благоприятные возможности выхода на мировой рынок для российских металлургических предприятий во многом предопределялись наблюдавшимся в первой половине 90-х годов ростом мирового потребления черных металлов. В настоящее время специалисты ожидают стабилизации и даже некоторого сокращения мирового потребления черных металлов, что может существенно усилить конкуренцию на мировых рынках.
Вне всякого сомнения, с началом общего промышленного оживления в России указанные отрасли получат новый мощный стимул развития вследствие расширения внутреннего потребления. Однако условия такого оживления практически полностью зависят от проводимой федеральными властями экономической политики.
2. Издержки производства.
Поскольку большинство конкурентоспособных на мировом рынке российских товаров, по которым удалось существенно увеличить их экспорт в 1992-1995 году – это сырье и товары невысокой степени переработки, то значительная доля издержек производства приходится на стоимость сырья, энергозатраты и транспортные расходы. Именно в этих сферах, как правило, наблюдается явление естественной монополии, а также вообще высок уровень монополизации производства. Вследствие этого цены на потребляемые ресурсы растут, как правило, быстрее, нежели на конечную продукцию, что приводит к постоянному снижению рентабельности производства.
В настоящее время низкая рентабельность производства продукции на экспорт является одним из наиболее серьезных факторов, сдерживающим рост в соответствующих отраслях и регионах. Достаточно привести один пример. Среди предприятий черной металлургии наиболее благоприятное географическое положение (с точки зрения близости сырьевой базы и рынков сбыта) имеют Череповецкий и Новолипецкий металлургические комбинаты. И именно эти два предприятия демонстрируют наиболее быстрые темпы роста в отрасли. Фактически, рост в отрасли определяется именно этими предприятиями, поскольку все прочие, расположенные менее выгодно, а в силу этого, несущие значительные транспортные затраты, в лучшем случае, демонстрируют весьма незначительный рост.
Есть два пути решения проблемы. Первый – проведение целенаправленной работы по снижению издержек производства за счет его рационализации и модернизации. Впрочем, резервы снижения издержек на этом пути невелики – рано или поздно должен встать вопрос о необходимости привлечения крупномасштабных инвестиций с целью коренного технического перевооружения производства.
Другой путь – давление на государство с целью добиться введения более жесткого государственного контроля над ценообразованием в базовых отраслях. Это давление, как правило, осуществляется на уровне руководства регионов.
Как показывает опыт, именно руководители экспортных сырьевых регионов являются наиболее активными (наряду с аграриями) лоббистами усиления государственного регулирования цен (в основном на энергоносители и транспортные тарифы). Однако здесь борьба идет с переменным успехом. Вслед за замораживание цен на продукцию естественных отраслей осенью 1995 года последовало их новое достаточно быстрое повышение в 1996 году, а произведенное под давлением МВФ повышение акцизов на нефть и газ (с одновременной отменой экспортных пошлин) еще более осложнило положение экспортеров.
3. Валютный курс.
Валютный курс является одним из важнейших факторов, определяющих текущую эффективность экспорта. Очевидно, что величина валютного курса определяется целым рядом объективных факторов; столь же очевидно, что на его формирование оказывает существенное воздействие и государственная политика в этой области. Введение валютного коридора летом 1995 года, когда динамика курса доллара отставала от динамики инфляции, достаточно болезненно сказалось на эффективности экспорта и подорвало возможности дальнейшего расширения производства в соответствующих отраслях и регионах.
Уже начиная с осени представители экспортоориентированных отраслей и регионов предприняли беспрецедентное давление на Правительство и Центральный банк с целью отказа от проводимой ими политики. Спустя год после его введения политика валютного коридора была изменена в пользу экспортеров. Окажет ли этот фактор благоприятное воздействие на развитие соответствующих регионов, станет ясно в ближайшее время.
Анализ факторов, определяющих характер развития регионов этой группы показывает, что большинство этих факторов лежит вне рамок возможностей региональных органов власти оказывать на них непосредственное воздействие. Частью эти факторы вообще формируются за пределами России, частью зависят от проводимой федеральными властями экономической политики. С этой точки зрения органы государственной власти регионов могут оказывать влияние на развитие промышленности только через активное лоббирование в федеральных органах власти.
Таким образом, можно заключить следующее. Регионы этой группы обладают потенциалом достаточно быстрого роста, однако этот рост не будет устойчивым. В зависимости от соотношения внешних по отношению к региону факторов этот рост может сменяться и достаточно быстрым спадом. Общий потенциал роста ограничен наличием образовавшегося в период 1992 год – первая половина 1994 года резервом производственных мощностей. После выхода на уровень максимальной загрузки мощностей обеспечение дальнейшего роста потребует весьма значительных инвестиционных ресурсов.
Глубокий спад, стабилизация и умеренный рост
Такой тип динамики присущ регионам, в которых выполняются по меньшей мере два условия:
наличие развитой диверсифицированной промышленности;
наличие развитого сельского хозяйства.
Последнее из перечисленных условий определяет объективное существование "дна" падения производства. Действительно, спад сельскохозяйственного производства в 1992-1995 году был существенно меньшим, нежели в промышленности. Потребности в продовольствии на большей части страны до сих пор удовлетворяются за счет внутреннего производства (ориентация на импорт пока характерна для столичных и приграничных регионов).
В любом случае сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность предъявляет спрос на продукцию промышленности, пусть и не в тех объемах, как до 1992 года. Именно этот спрос и определяет наличие дна спада промышленного производства, при условии, конечно, что промышленность региона обладает возможностями этот спрос удовлетворить (первое условие).
Иными словами, такая динамика характерна для регионов, в которых существуют условия для формирования внутреннего рынка (он может носить и межрегиональный характер). Такие условия существуют в зоне Черноземья, на юге России, Среднем и Нижнем Поволжье, Южном Урале и в Сибири. Типичными регионами, в которых производство в 1995 году стабилизировалось и начало подавать первые признаки роста являются Ставропольский и Алтайский края.
Вообще, среди регионов с наибольшим спадом промышленного производства нет представителей перечисленных экономических зон (кроме, быть может, Чувашии, но здесь экстремально высокая доля оборонной промышленности – более 40% занятых в промышленности). В отличие от регионов первого типа здесь спад производства был гораздо глубже, поскольку на фактор общего сокращения рынка, не компенсируемый увеличением экспорта, наложилась необходимость перестраивать производство с общероссийского (и даже общесоюзного) на гораздо более узкий региональный рынок. Также в отличие от регионов первого типа здесь трудно ожидать быстрых темпов роста (поскольку возможности расширения рынка невелики), однако этот рост носит более устойчивый характер, ибо факторы, его формирующие, лежат в основном в сфере контроля и влияния региональных органов власти и управления.
В то же время возможности более или менее успешного развития регионов по этой модели во многом зависят от общеэкономической ситуации в стране и от государственной экономической политики. Достаточно сказать, что возможности развития регионов на базе складывающихся внутренних рынков во многом зависят от того, насколько эффективно будут защищены эти рынки от проникновения импортных товаров (частично они и так защищены большими расстояниями и слабым развитием транспортной сети, а также фактором невысокой плотности населения на большей части страны).
Поэтому представители этих регионов активно выступают за ужесточение барьеров для импортных товаров, в первую очередь, потребительских. То есть, они являются оппонентами представителей сырьевых и столичных регионов (которые предпочитают удовлетворять свои потребности за счет импорта). В то же время экспортные регионы и регионы, ориентирующиеся на внутренний рынок, сходятся на необходимости поддерживать заниженный курс рубля по отношению к иностранным валютам.
Также не случайно, что почти все регионы этого типа относятся к "красному поясу", т.е. политически ориентируются на смену экономического курса, главным образом, на переориентацию экономического развития на внутренний рынок.
Основой формирования внутреннего рынка является потребительский спрос населения. Поэтому главной проблемой для этих регионов является ситуация с доходами населения. А именно для этой зоны как раз характерен более низкий по сравнению со средним по стране уровень доходов населения. Это явление вполне объяснимо. В этих регионах высока доля сельского населения, учитываемые доходы которого существенно ниже, чем доходы в промышленности. Кроме того, и снижение доходов сельского населения (опять-таки оговоримся, что речь идет об учитываемых статистикой доходах) в первой половине 90-х годов шло более высокими темпами, нежели в городах.
Здесь также следует учесть еще один фактор. Более низкие доходы вовсе не означают более низкий уровень жизни. В сельскохозяйственных регионах, как правило, более дешевое продовольствие, а потому расходы на питание существенно ниже, чем в регионах с более высокими доходами. Соответственно, уровень благосостояния здесь может быть не ниже, а возможно, и выше, чем в регионах, где доходы более высоки.
Более низкий уровень цен на потребительские товары в регионе позволяет снижать издержки производства за счет возможности установления более низкого уровня заработной платы и с этой точки зрения способствует удешевлению производимой промышленной продукции, повышая ее конкурентоспособность, как на внутрирегиональном, так и на внешнем по отношению к региону рынках.
С другой стороны, относительно низкий общий уровень доходов населения оказывает угнетающее воздействие на развитие регионального рынка, а следовательно, на развитие промышленности.
Таким образом, низкие доходы населения двояким образом воздействуют на промышленное развитие: одновременно и позитивно, и негативно. Какая из двух тенденций преобладает? По-видимому, в период становления регионального рынка при отсутствии сколько-нибудь значимых возможностей для экспансии на внешние рынки, низкий уровень доходов является скорее сдерживающим фактором. И только в случае оживления внешних по отношению к региону рынкам может проявиться его стимулирующий потенциал. Таким образом, проблема повышения общего уровня доходов населения является главной для обеспечения развития регионов этого типа.
К регионам, для которых характерен такой же тип экономической динамики, следует отнести также такие специфические регионы, как Нижегородская и Самарская области. Особенностью этих регионов является наличие гигантских предприятий, производящих товары народного потребления, пользующиеся достаточно устойчивым спросом на внутрироссийском рынке (имеется в виду автомобилестроение). При этом отсутствуют предпосылки формирования внутрирегионального рынка. Не случайно оба эти региона, в отличие от других регионов этой группы, относятся к реформаторским: здесь необходимость максимально быстрой перестройки структуры промышленности являлась непременным условием выживания.
Быстрый и устойчивый спад
Этот тип динамики характерен для промышленно развитых регионов с неразвитым сельским хозяйством. Это преимущественно регионы центра и северо-запада России, а также Забайкалье. Типичными регионами здесь являются Удмуртия, Московская, Ивановская и Псковская области. Также к этой группе следует отнести Новосибирскую и отчасти Томскую область. Несмотря на то, что в этих регионах наблюдался наиболее глубокий спад в период 1992-1995 годов, они еще явно не достигли "дна" спада и вряд ли в ближайшее время здесь следует ожидать стабилизации производства.
Анализ ситуации в регионах этого типа следует проводить с двух точек зрения. Во-первых, это возможности использования компенсаторных механизмов. Сразу следует отметить, что перспективы здесь не самые благоприятные.
Рынки финансовых услуг тяготеют либо к постиндустриальным центрам (Москва, Санкт-Петербург), либо к крупным промышленным центрам, сохранившим перспективы развития (Самара, Нижний Новгород, Тюмень), либо к регионам, активно участвующим в перераспределении бюджетных потоков (Якутск, отчасти Кемерово), либо к портам (Владивосток).
С этой точки зрения перспективы развития есть только у Московской области при условии ее тесного взаимодействия с Москвой, а также у Новосибирской области, имеющей все возможности для превращения в еще один постиндустриальный центр (высокий научный и интеллектуальный потенциал, находится на пересечении основных транспортных путей, является неформальной столицей сибирского региона). Есть определенные перспективы и у Ленинградской области, тем более с учетом ее приграничного положения.
Также определенные перспективы есть у Томской области, обладающей крупными запасами нефти и рассчитывающей на привлечение крупномасштабных инвестиций. Но для большинства других регионов эти возможности невелики, так что здесь следует ожидать усиления миграционных процессов (по линии город-село, а также в постиндустриальные центры; возможно, что и в южные регионы).
Во-вторых, необходимо оценить долгосрочные перспективы развития этих регионов. Они обладают достаточно значимым промышленным потенциалом, здесь сконцентрированы наиболее квалифицированные кадры. Тем не менее, внутренних стимулов развития здесь нет. Они могут быть только извне, со стороны других регионов, которые уже смогли преодолеть кризис или сделают это в ближайшее время.
До настоящего времени ожидания руководителей рассматриваемых регионов в основном были связаны с регионами первого и второго типов. Ожидалось, что по мере преодоления кризисных явлений здесь сформируется массовый спрос на промышленное оборудование и другую машиностроительную продукцию. Однако этого не произошло, да перспективы не выглядят благоприятными. Внутренние источники инвестиций незначительны, а иностранные инвесторы предпочитают импортное оборудование.
Поэтому в настоящее время основные надежды во все большей степени связываются с оживлением в регионах второго и третьего типа (и, следовательно, с оживлением внутреннего рынка). Пока эта тенденция в полной мере не проявилась, и не стала ориентиром для принятия конкретных управленческих решений по структурной перестройке промышленности. Несмотря на это, на наш взгляд, следует ожидать, что такое изменение стратегии в ближайшее время может произойти.
Стратегия формирования внутрирегионального и межрегиональных рынков предполагает проведение целенаправленной региональной политики с целью укрепления и расширения хозяйственных связей внутри региона и между регионами, а также роста их разнообразия. По мере формирования внутреннего и межрегионального рынков направление экспансии может переключиться на внешние рынки с целью подключения дополнительных ресурсов экономического роста. Осуществление такого рода стратегии предполагает следующие действия:
создание региональных информационных систем о возможностях и потребностях каждого региона;
создание системы стимулирования эффективных внутрирегиональных связей (или в рамках создаваемых ассоциация регионов);
предоставление гарантий оплаты потребителями продукции, если она производится внутри региона (внутри ассоциации);
создание стимулов для внутреннего накопления, в том числе и путем облегчения доступа региональным структурам к необходимым для ведения предпринимательской деятельности ресурсам и предоставления им определенных привилегий.
Для регионов рассматриваемого типа в это время предпочтительнее проведение пассивно-завлекательной стратегии. Регион должен предложить свои ресурсы в качестве возможного объекта экспансии со стороны других регионов, которые будут распространять свою структуру рынка на территорию объекта экономической экспансии. Для осуществления этой стратегии регионы должны иметь возможность создавать условия, в максимальной степени способствующие привлечению внешних инвестиций.
Кроме того, эти регионы должны иметь возможность активно защищаться от неэффективной экспансии, т. е. такой экспансии, при которой ресурсы региона используются неэффективно с точки зрения интересов населения. Такая ситуация возможна, когда представление о ценности конкретных ресурсов различается в глазах самого региона и региона, осуществляющего экспансию.
Другой опасностью является рассеянная экспансия, когда ресурсы региона используются не комплексно, что приводит к усилению диспропорций регионального развития, и регион перестает быть экономически целостным.
Таким образом, мы выделили типы промышленной динамики, определяющие ее факторы в чистом виде и соответствующие этим типам стратегии развития. Очевидно, что во многих регионах промышленная динамика определяется гораздо более сложной смесью факторов, тем не менее основные тенденции регионального развития наш анализ показывает вполне наглядно. Так или иначе, но подавляющее большинство промышленных регионов тяготеет к одному из четырех описанных типов, и стратегия экономического развития каждого из регионов определяется в основном ведущей тенденцией развития.
1.3. Анализ экономического положения Республики Татарстан
Политика "мягкого" вхождения в рынок, заключающаяся в углубленном внимании государства к сохранению промышленного и аграрного потенциала Республики Татарстан, к поддержанию достойного жизненного уровня населения, проведению взвешенной и эффективной приватизации дала свои положительные результаты.
Преобладающее место в экономике Республики занимает промышленность. Она в значительной степени сохранила управляемость и большую часть инфраструктуры. Ряд предприятий сумел даже увеличить объем выпуска продукции. Общий спад производства в Татарстане оказался несколько ниже, чем по России в целом.
Характерными особенностями экономической ситуации в Республике является последовательное снижение темпов инфляции и тенденция к стабилизации объемов промышленного производства. За январь-сентябрь 1998 года в Республике Татарстан объем промышленного производства составил 99,9% по сравнению с аналогичным периодом 1997 года. Увеличилась доля отгружаемой продукции, наметились структурные сдвиги. За этот период выпущено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 31 080 млрд. руб., отгружено потребителям – на 29 092 млрд. руб.
В 1998 г. индекс физического объема произведенной продукции с учетом производства малых и совместных предприятий, а также промышленных подразделений при непромышленных организациях составил 100,2%. Объем валового регионального продукта в 1998 г. составил 64,6 млрд. деноминированных руб. Инвестиции в основной капитал в 1998 г. составили 8 193,4 млн. деноминированных руб.
По данным Минфина Республики Татарстан консолидированный бюджет 1997 года исполнен по доходам в сумме 19 230,4 млрд. руб., по расходам – 19 580 млрд. руб. По состоянию на 1 января 1998 года консолидированный бюджет сведен с дефицитом 349,6 млрд. руб., что составило 1,8% к расходам консолидированного бюджета в 1997 года.
Бюджетная политика
Бюджетные взаимоотношения с Российской Федерацией регулируются Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Республики Татарстан о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Татарстан.
В соответствии с Договором органы государственной власти Республики Татарстан формируют республиканский бюджет, устанавливают и взимают республиканские налоги. В ведении органов государственной власти Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Прогноз бюджета Республики Татарстан составляется на основе прогноза социально-экономического развития Республики и в составе бюджетного послания ежегодно представляется Президентом Республики Татарстан на рассмотрение Государственного Совета Республики. Бюджетный процесс регулируется Законом Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан".
Государственным Советом Республики принимается Закон о бюджетной системе Республики Татарстан на год, которым утверждается бюджет Республики Татарстан и взаимоотношения республиканского бюджета с местными бюджетами городов и районов. Ежегодно Государственный Совет заслушивает исполнение республиканского бюджета за минувший год.
Согласно Закону "О бюджетной системе Республики Татарстан на 1999 год", принятому Государственным Советом Татарстана 22 декабря 1998 года республиканский бюджет Республики Татарстан на 1999 год утвержден по расходам в сумме 13,7 млрд. руб. и по доходам в сумме 13,06 млрд. руб. В соответствии с законом доходы республиканского бюджета формируются за счет:
НДС – 1,7 млрд. руб.;
акцизов – 1,2 млрд. руб.;
налога на прибыль предприятий – 849 млн. руб.;
подоходного налога с физических лиц – 121 млн. руб.;
налога с розничных продаж – 240 млн. руб.;
государственных целевых бюджетных фондов – 6,9 млрд. руб.;
прочих налоговых платежей и сборов.
Расходы бюджета планируется распределить следующим образом:
на сельское хозяйство – 1,6 млрд. руб.;
социально-культурную сферу – 1,4 млрд. руб.;
правоохранительную деятельность – 440 млн. руб.;
государственную и международную деятельность – 244 млн. руб.;
обслуживание государственного долга – 1,05 млрд. руб.;
дотации нижестоящим бюджетам – 1,1 млрд. руб.;
расходы целевых бюджетных фондов – 6,9 млрд. руб.
Верхний предел внутреннего долга Татарстана на 1999 год установлен в сумме 1,7 млрд. руб., внешнего – в размере, эквивалентном 6 млрд. руб.
Кризис на международных финансовых рынках наряду со снижением мировых цен на нефть в 1998 г. оказал негативное влияние на финансовую и бюджетные сферы Республики. Это привело к необходимости корректировки бюджета 1998 г., в том числе к сокращению государственных расходов. Важным шагом в деле стабилизации экономики Республики и жизненного уровня людей стало принятие Президентом и Правительством Республики Татарстан следующих документов:
Указ Президента Республики Татарстан "О мерах по созданию экономических условий для стабилизации и оздоровления финансового состояния предприятий" от 7 мая 1998 г. №УП-378.
Постановление Кабинета министров Республики Татарстан "О мерах по оздоровлению государственных финансов" от 8 мая 1998 г. №244.
Постановление Кабинета министров Республики Татарстан "О мерах по снижению просроченной задолженности по заработной плате и созданию условий для стабилизации экономики Республики Татарстан" от 8 мая 1998 г. №245.
Постановление Кабинета министров Республики Татарстан "Об уполномоченном банке Кабинета министров Республики Татарстан по работе с неплатежами" от 8 мая 1998 г. №246.
Согласно указу намечено провести реструктуризацию задолженности юридических лиц перед республиканским бюджетом Республики Татарстан по налогам, сборам и начисленным пеням, а также штрафом за нарушения налогового законодательства, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1998 года.
В постановлениях Правительства речь идет о проведении комплекса мер правового, организационного и экономического характера, направленных на преодоление сложившейся практики задержек с выплатой зарплаты, снижение дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий и укрепление их финансового состояния.
Интеграция с Российской Федерацией и странами СНГ
Для экономики Республики Татарстан с высокоразвитым топливно-энергетическим комплексом, машиностроением, химической и нефтехимической промышленностью и в то же время, не имеющей своего металла, располагающей значительными объемами нефти и не имеющей в достаточных количествах бензина, керосина и других нефтепродуктов, актуальной остается необходимость сохранения и дальнейшего развития интеграционных связей со странами СНГ и регионами Российской федерации.
Кроме того, Республика Татарстан полностью зависима от внешних поставок угля, проката цветных металлов, кабельной продукции, соды кальцинированной и каустической, плит древесноволокнистых, ткани, бумаги, стекла, цемента, автобусов, троллейбусов, трамваев, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, зерноуборочных комбайнов, локомотивов, железнодорожных вагонов, многих видов химического сырья, продукции неорганической химии, машинно-технической продукции, оборудования и товаров народного потребления.
В недостаточных объемах или ассортименте производятся в Республике газ, моторное топливо, щебень, древесина, картон, минеральные удобрения, стальные трубы, легковые автомобили, кожевенное и меховое сырье, растительное масло, маргарин и другие виды продукции. В республику ввозится большая доля реализуемых обоев, ковровых изделий, бытовой радиотехники, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, одежды, обуви, рыбных консервов, лекарственных препаратов.
Вместе с тем Республика в настоящее время остается вывозящей по основным видам производимой продукции. Главный продукт вывоза из Республики – сырая нефть, а также продукты органического синтеза, электроэнергия, грузовые автомобили, кинофотопленка, магнитная лента, разнообразные приборы, часы, бытовые холодильники, медицинские инструменты и приборы, изделия бытовой химии, лабораторное стекло, меховые изделия, лекарственные препараты, нефтеаппаратура, гипсовый камень, автомобильные шины и др. Рынок сбыта имеет широкий диапазон. В итоге Республика Татарстан глубоко интегрирована в экономику многих регионов Российской Федерации и стран СНГ.
По данным Госкомстата Республики Татарстан, за январь-сентябрь 1998 года розничный товарооборот в Республике Татарстан составил свыше 14 млрд. деноминированных руб. (более 2,3 млрд. долларов США).
Перспективы развития экономики
С целью развития экономики и производительных сил Республики Татарстан, предполагается осуществление следующих важных проектов, в финансировании которых принимают участие Республика Татарстан и Российская Федерация, а также инвесторы стран ближнего и дальнего зарубежья:
строительство нефтеперерабатывающего завода в г. Нижнекамске;
стабилизация производства Камского автомобильного завода в г. Набережные Челны;
развитие производства автомобилей "Шевроле Блейзер" в рамках проекта "Дженерал Моторз – ЕлАЗ" на базе Елабужского автомобильного завода с привлечением российских и иностранных инвестиций;
создание в Татарстане свободной экономической зоны "Елабуга" на территории ПО "ЕлАЗ";
строительство мостового перехода через реку Каму в районе села Сорочьи Горы;
создание мощностей по производству аммиака и карбамида на базе Новоменделеевского химического завода;
проведение конверсии оборонной промышленности Республики, в том числе, производство средне магистральных пассажирских самолетов ТУ-214 и освоение производства ТУ-324, разработка новых моделей вертолетов;
производства сельскохозяйственной техники на базе машиностроительных предприятий Татарстана;
внедрение современных интенсивных технологий выращивания и уборки сахарной свеклы;
промышленная разработка с привлечением иностранного капитала и технологий залежей тяжелых углеводородов;

стр. 1
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>