стр. 1
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

ЧУБ
Борис Андреевич







ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА МЕЗОУРОВНЕ









Москва
2001

ББК 65.05
УДК 338 (470.4)

Ч81



Рецензент: д. э. н. Есиповский И. Э.





ISBN 5-89263-089-7


Ч81
Чуб Б. А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне. Под ред. д. э. н. Бандурина В. В. – М.: БУКВИЦА, 2001, 227 с., с ил.

ISBN 5-89263-089-7

В монографии рассмотрены проблемы функционирования различных субъектов, находящихся на мезоуровне национальной экономики, таких как регион, корпорация, отрасль, а также эффективного управления ими.
Обширный методический материал, наличие рисунков и таблиц делают монографию информативной, а наличие математического аппарата и экономических алгоритмов позволяют создать комплексный инструментарий по оценке экономической привлекательности и инвестиционного потенциала субъектов экономики на мезоуровне.
Большое внимание уделено оценке инструментов повышения экономической эффективности субъектов мезоэкономики.
Монография будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемами регионального инвестирования.

ISBN 5-89263-089-7

ББК 65.05

© Чуб Б. А., 2001
© ЗАО ИПЦ "БУКВИЦА", 2001

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 6
1.1. Российская экономика на рубеже веков: проблемы предпринимательства 6
1.2. Макросреда деятельности субъектов национальной экономики 23
1.3. Предпринимательство как способ организации региональной экономики 60
2. СУБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА МЕЗОУРОВНЕ 70
2.1. Характерные особенности региональной экономики 70
2.2. Корпорации как субъект национальной экономики на мезоуровне 100
2.3. Отрасли промышленности как субъекты экономики на мезоуровне 119
3. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА МЕЗОУРОВНЕ 154
3.1. Современные подходы к определению понятия «инвестиционный потенциал» 158
3.2. Методы расчета инвестиционного потенциала субъекта экономики на мезоуровне 165
3.3. Инвестиционный потенциал субъекта мезоэкономики 205
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 216
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 219
ПРИЛОЖЕНИЕ 224


ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на ошибки, допущенные в десятилетнем реформировании российской экономики, в настоящее время можно сказать, что в ней наконец-то наметились тенденции роста. Так по сообщениям Правительства РФ прирост ВВП страны за первое полугодие 2001 г. составил более 5%, а инфляция в июле – 0,7%.
Отмечается постепенное распространение территориально-отраслевого подхода к развитию отечественной экономики, основанного на учете региональных (местных) факторов и активности предпринимательской деятельности государственных, частных и смешанных экономических структур на различных уровнях: государство (макроуровень), субъекты Федерации, корпоративные объединения и отрасли промышленности (мезоуровень), а также предприятия, фирмы (микроуровень).
Мнения ведущих экономистов страны стали сходиться к тому, что фундаментом экономики России является экономика на мезоуровне, рационально сочетающая территориальный и отраслевой аспекты. Как показал ход реформирования отечественной экономики, одной из основных проблем ее развития является недостаток инвестиций в реальный сектор, 60% основных фондов которого физически и морально устарели. Отсутствие в регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционного потенциала субъектов предпринимательской деятельности на мезоуровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе.
Анализу сложившейся экономической ситуации в России и обоснованию путей развития экономики на мезоуровне посвящена настоящая монография.
В первом разделе изложены результаты анализа состояния российской экономики, показана роль предпринимательства в развитии экономики регионов.
Во втором разделе дана обширная характеристика субъектов экономики на мезоуровне: регионов страны, корпоративных объединений, отраслей промышленности.
Третий раздел посвящен анализу проблем инвестирования реального сектора региональной экономики и разработке предложений по повышению инвестиционного потенциала субъектов национальной экономики на мезоуровне.

1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
1.1. Российская экономика на рубеже веков: проблемы предпринимательства
Современные проблемы реформирования отечественной экономики на различных уровнях
По мнению многих отечественных экономистов, несмотря на достигнутые к настоящему времени успехи, жизненно необходимым для России является системное реформирование экономики. Изменения в экономике, на наш взгляд, – не самоцель, главная задача современных реформ заключается не в изменении статуса собственности или системы национального планирования, а в пересмотре основных приоритетов собственно экономики.
Наметившееся в 1999-2000 гг. оживление в национальной экономике, как считают некоторые ученые, практически полностью обусловлено конъюнктурой мирового рынка энергоносителей. Зачастую высказываются мнения, что Россия должна стремиться к мировым экономическим лидерам, только используя собственные материальные и человеческие ресурсы.
Однако мнения о том, что выход из кризиса в России может быть обеспечен за счет использования внутренних ресурсов, опровергаются увеличивающимся в последнее время технологическим отставанием в наукоемких отраслях экономики, развалом существовавшей системы здравоохранения и образования, отсутствием обновления продукционного ряда в обрабатывающих отраслях, устареванием основных производственных фондов и снижением финансирования научных исследований. В то же время большинство населения в целом не согласно на реализацию решительных действий, направленных на коренное изменение сложившегося положения.
Экономико-политические результаты движения России к рынку известны. Следствием непродуманного реформирования стало неэффективное использование созданного в прежние десятилетия потенциала, при этом значительно усилилась сырьевая направленность экономики, ухудшилось состояние человеческих ресурсов. Тем не менее, в начале 1997 г. спад приостановился – началось оживление в обрабатывающей промышленности России. Этому способствовала деятельность достаточно большой группы отечественных компаний, сумевших адаптировать свою работу к требованиям рынка и начавших выпускать конкурентоспособную продукцию, ориентированную на конечного потребителя. Сыграла свою роль и децентрализация управления экономикой, в результате чего субъекты Федерации получили возможность включиться в восстановление производства на местах, учитывая региональную специфику.
Оживление в промышленности наблюдалось практически до кризиса августа 1998 г., который стал своего рода новой отправной точкой отечественной экономики. Дефолт вернул отечественным производителям большую долю внутреннего рынка. Кроме того, благодаря резкому сокращению импорта в процесс освоения освободившихся рыночных ниш включились предприятия, которым до девальвации для этого потребовались бы годы. В результате уже в марте 1999 г. рост производства был восстановлен. Данная тенденция сохранилась и в 2000 г. Одним из основных показателей роста в экономике стало повышение реальных доходов населения.
Начав борьбу за рынок еще при старом соотношении рубля и доллара, российские производители, зачастую опирающиеся на иностранный капитал, современные технику и технологии, вряд ли добровольно уступят завоеванные позиции. Это подтверждается статистикой импорта из стран дальнего зарубежья. В 1999 г. он составил лишь 52,2% объема импорта в 1997 г., а в 2000 г. – 55,3%. При этом в структуре импорта устойчиво повышается доля машин и оборудования.
По нашему мнению основной угрозой наметившейся тенденции может стать изменение таможенной политики. Если государство снова начнет ее менять исходя из сиюминутной необходимости решения локальных задач фискального характера, то данная тенденция может обратиться вспять.
Причем речь не идет только о снижении или повышении таможенных пошлин. Необходима система таможенных мер, в основу которой будет положено стимулирование ввоза нового оборудования и препятствование ввозу готовой продукции, конкурентоспособные аналоги которой производятся в России. Например, в ходе недавних упорядочений таможенных пошлин ввозные тарифы на готовые изделия легкой промышленности были снижены в среднем на 5-7%.
Вместе с тем, отечественные экономисты считают, что позитивные изменения, происходящие в российской экономике, вызваны не только достаточно высоким уровнем мировых цен на нефть. Тенденция к некоторому росту производства в отраслях топливно-энергетического комплекса страны возникла только осенью 1999 г. Даже в 2000 г. темпы роста в этих отраслях намного отставали от увеличения производства в отраслях обрабатывающей промышленности: в электроэнергетике они составили 1,8%, в топливной промышленности – 5%, в то время как в машиностроении – 15,5%, в легкой промышленности – 22%, в пищевой – 7,1%.
В 2000 г. происходило сближение динамики цен на потребительском и «производственном» рынках. Устойчивый характер приобрела тенденция роста производства большинства важнейших видов продукции в натуральном выражении. О наступлении стабилизации свидетельствует также активизация инвестиционного процесса. В 2000 г. прирост инвестиций в основные фонды превысил 17%.
Следовательно, в России наблюдается экономический рост, охватывающий практически все отрасли и регионы страны. Платежеспособный рынок стал предпосылкой постепенного и устойчивого развития отечественного производственного комплекса.
Необходимость реализации стратегии ускоренного реформирования предприятий, добывающих и перерабатывающих природные ресурсы, обусловлена еще двумя обстоятельствами. Во-первых, на них в отличие от машиностроения, легкой промышленности и других отраслей с более высокой нормой добавленной стоимости сохранены квалифицированные кадры. Во-вторых, это позволит смягчить уже наметившиеся топливно-энергетические ограничения дальнейшего роста экономики России. Повысится ценовая конкурентоспособность выпускаемой продукции и будет нивелировано влияние повышенных затрат в связи с особыми природно-климатическими условиями нашей страны.
Ускоренное реформирование и модернизация отечественных предприятий по добыче и переработке природных ресурсов усилят уже сложившуюся в деловых кругах мотивацию к расширению производительной деятельности, привлекут новые инвестиции в экономику. Это послужит мощным импульсом для продолжения процессов саморазвития и реформирования промышленности в целом. В первую очередь потребность в этом «ощутят» предприятия энергетической, транспортной и производственной инфраструктуры, а также их поставщики.
Стратегия реформирования и модернизации производства в современной России должна исходить из того, что переход к рыночной экономике уже состоялся, причем на уровне не только отдельных предприятий и организаций, но и государства в целом. С учетом федеративного устройства нашей страны можно констатировать, что во всех происходящих в экономике процессах в той или иной степени участвуют все три уровня власти.
В настоящее время – и в экономической теории, и на практике – все большее распространение получает территориально-отраслевой подход к развитию экономики, основанный на том, что важную роль в этом процессе играют географические (территориальные, местные) факторы. «Произвольно» складывающиеся вокруг предприятий, способных к конкуренции, сети смежников образуют многоотраслевые, мобильные и восприимчивые ко всему новому территориально-производственные комплексы («кластеры»), которые становятся движущей силой развития национальных (в мировом масштабе) и региональных (в масштабе страны) экономик.
В этих условиях задачей территориальных органов власти является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства. Речь идет в первую очередь не о предоставлении льгот, а о создании стимулов к росту, возможном увеличении числа участников конкретного «кластера», прежде всего, за счет малого и среднего бизнеса. В такой ситуации важно задействовать и научные, и «образовательные» возможности региона, сформировать информационную и консалтинговую инфраструктуру, а также конкурентную среду на основе совершенствования законодательства и «диктатуры закона» с прямым использованием в случае необходимости административного ресурса. Серьезную поддержку в этом может оказать и руководство федеральных округов.
Одним из серьезных недостатков отечественной экономической политики является, как правило, стремление поставить и решить как можно больше различных задач. Но это возможно только при наличии четко обозначенных целей преобразований собственно в экономике. В реально сложившихся условиях в стране целесообразно ограничить круг подлежащих решению проблем, сформулировать практически реализуемый перечень мер по реформированию отношений в хозяйственной и социальной сферах. Одним из способов реального обеспечения более динамичного и последовательного движения страны к цивилизованному рынку является опора на поддержку населения.
В этой связи огромное значение имеет привлечение инвестиций. Для реализации данной задачи очень важно ужесточить правоприменительную практику по защите законных прав собственников и инвесторов. В отсутствие добросовестной конкуренции, ясной позиции государства в отношении любого проявления монополизма (и «естественного», и «неестественного») инвесторы не станут рисковать своим капиталом.
Предпринимательство как основной элемент реформирования экономики
Как показывает опыт развитых стран, при проведении реформ государство должно опираться не только на административный ресурс, но и стимулировать инициативу частного бизнеса, развивая предпринимательство, которое, представляя собой универсальное явление, получает особый социально-экономический статус в условиях рыночного хозяйства.
На ранних этапах формирования и развития рыночной экономики предприниматели выступают инициаторами укрепления и вызревания рыночных отношений. В дальнейшем развитый рынок сам способствует качественному и количественному росту предпринимательства.
Для экономики России, характеризующейся многообразием форм собственности и огромным различием степени вызревания рыночных отношений, особое значение имеет то принципиальное положение, что предпринимательство генетически больше связано не столько с капитализмом, сколько с рынком. Он объединяет, а не разъединяет два основополагающих момента – политико-экономический и общечеловеческий в эффективной деловой деятельности людей, что особенно важно для России, где до сих пор велика политизация общества.
Основополагающее значение предпринимательства в формировании рыночной экономики России определяется тем, что оно «берет на себя» выполнение общественно значимой функции – ускорение вызревания рыночных отношений, выступая пионером, зачинщиком, катализатором процесса создания новых товаров и услуг, удовлетворяющих многообразные потребности населения страны, прокладывая новые рыночные инфраструктурные каналы снабжения и сбыта.
Предпринимательство способствует осуществлению дальновидных проектов и планов, требующих длительного сотрудничества различных хозяйствующих субъектов. Тем самым оно является естественным союзником государства, заинтересованного в реализации долговременных стратегических направлений реформирования экономики.
Предпринимательские способы организации экономики приобретают главную роль при переходе государства от административных к экономическим методам управления, регулирования и прогнозирования.
Предпринимательство способно объединить в единое целое разнообразные комбинированные структуры экономики (чисто государственные, чисто рыночные, государственно-рыночные, корпоративно-государственные и т.д.), обеспечивая единство цели – построение конкурентоспособной экономики и способов ее реализации на практике, в широко и повседневно осуществляемой предпринимательско-хозяйственной деятельности на всех уровнях (государство, субъекты Федерации, корпорации, фирмы, арендные предприятия и т.д.). В этом состоит его неоспоримое преимущество перед другими формами организации экономики.
Государство и предпринимательство в настоящее время – два основных «полюса» концентрации экономических ресурсов, сил и способов организации хозяйства, которые противопоставлены друг другу.
Для их сближения целесообразно, чтобы государство, организующее процесс становления рыночных отношений, само перешло на эффективный режим функционирования, предполагающий широкое применение комбинированных государственно-предпринимательских рычагов, способов, форм и методов решения крупных стратегических общенациональных задач.
В настоящее время в России, как и в ряде других стран, государство функционирует как «надсистема», неся универсальную ответственность за социально-экономическое развитие страны, однако имеет весьма узкое поле реального воздействия на эффективность этой сферы. Данное поле в основном ограничивается рамками государственного сектора экономики, который меньше всего охвачен эффективными преобразованиями по сравнению с другими секторами экономики, и поэтому все больше сдает свои позиции.
Отсутствие понимания использования огромного незадействованного предпринимательского потенциала в экономической деятельности государства явилось одной из основных причин, приведших Россию к августовскому финансово-экономическому кризису в 1998 г.
Проводимая экономическая политика способствовала разобщенности и разнонаправленности в развитии производственного, торгового и финансового секторов экономики и соответствующих видов предпринимательской деятельности в них.
Перекос в сторону добывающих отраслей послужил основой дефицита ресурсов для развития прочих отраслей национальной экономики, в частности: промышленности, сельского хозяйства, связи и др. Государство не способствовало созданию экономического механизма, стимулирующего перелив капитала в особо важные, с точки зрения национальных интересов, сферы отечественной экономики.
Финансовый сектор экономики, состоящий, прежде всего, из банков, оказался недостаточно подготовленным для удовлетворения требований реального сектора экономики. Это было обусловлено нерациональной банковской политикой формирования пассивов.
Государство, планирующее и проводящее переход экономики России к рыночным отношениям, пока что не реализовало своей главной функции по переводу национальной «производственно-торгово-финансовой» системы на эффективный конкурентоспособный режим функционирования, соответствующий генеральным целям и задачам социально-экономического развития страны.
Переход экономики предпринимательства к предпринимательской экономике, когда экономика и предпринимательство формируются и развиваются как единая система – закономерный этап.
Он связан с трансформацией роли предпринимательства как отдельного так называемого «предпринимательского сектора» экономики в качественно новое состояние, когда предпринимательство становится универсальной, интегральной системообразующей основой экономического развития России.
Следовательно, появились первые признаки формирования предпринимательской экономики России, использующей достижения и учитывающей просчеты «рыночной» и «переходной» моделей экономического развития страны.
Предпринимательские аспекты стабилизации и улучшении финансово-экономического положения России
Годы реформы (1991-2001 гг.) сопровождались явлениями, которые охватили практически все отрасли народного хозяйства России.
В 1997 г. были получены некоторые позитивные результаты по остановке спада валового внутреннего продукта (ВВП), снижению темпов инфляции, проведении институциональных преобразований, которые, однако, были несколько переоценены экономистами-аналитиками.
За конъюнктурным улучшением некоторых макроэкономических показателей не была замечена главная особенность – отсутствие системных, а не частных позитивных преобразований.
Анализ экономического состояния России в конце 1997 г. показал, что избежать дальнейшего спада ВВП удалось лишь за счет незначительного роста уровня потребления населения, в то время как значительный спад инвестиций продолжался.
Наметившийся рост был характерен лишь для некоторых отраслей промышленности, а чаще всего только для отдельных видов производимой в них продукции. К тому же положительные сдвиги носили конъюнктурный, временный, неустойчивый характер.
В машиностроительном комплексе рост относился только к автомобильной промышленности, рынок сбыта которой был защищен высокими импортными пошлинами. В сырьевом и топливно-энергетическом комплексе отмечалось незначительное увеличение добычи нефти, при более существенном снижении добычи газа. Сохранились спад производства сельскохозяйственной продукции, снижение объема транспортных перевозок, причем весьма существенные. В виду стагнации ВВП не удалось улучшить положение на рынке труда. Хотя темп сокращения количества занятых замедлился, доля безработицы оставалась на уровне 9%.
Ухудшился предпринимательский климат в России. По данным обследования деловой активности, проведенного Госкомитетом РФ по статистике, индекс предпринимательской уверенности в промышленности (рассчитывается как среднеарифметическое «балансов» по ожидаемому выпуску, фактически сложившемуся спросу и текущим запасам готовой продукции, взятое в %) в июле 1998 г. составил 11%, в том числе в легкой промышленности – 10%, в пищевой промышленности – 11%, в промышленности строительных материалов – 16%. В машиностроении он был самым низким и составлял – 17%.
Продолжали заметно ухудшаться показатели финансовой деятельности промышленных предприятий (крупных и средних). Их прибыль за первое полугодие 1998 г. по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. сократилась на 17,8%. Число убыточных предприятий в общем числе предприятий промышленности возросло с 45,7 до 48,1%. Особенно их большой рост отмечался в ТЭК, и нефтедобывающей промышленности – с 25 до 32,4%, в нефтеперерабатывающей промышленности – с 20,1 до 33,9%, в газовой – с 25,1 до 44,8%. Но и в традиционных отраслях происходило увеличение числа убыточных предприятий: в машиностроении – с 42,6 до 44,4%, в пищевой с 57,2 до 60,9%; и даже в одной из самых убыточных отраслей – легкой промышленности – произошло увеличение с 57,2 до 60,9%.
Проводившаяся экономическая политика государства не способствовала ни стабилизации российского рубля, ни созданию устойчивых предпосылок для экономического роста в реальном секторе. Беспрецедентный обвал производства усугублялся катастрофическим обесцениванием основного капитала. При этом за предшествующие четыре года выпуск продукции снизился в машиностроении на 60%, а легкой и текстильной промышленности – на 80%, в высокотехнологических отраслях – на 90%. Инвестиционные ресурсы уменьшились почти в 6 раз.
Отечественные производители вытеснялись не только с внешнего, но и с внутреннего рынка. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, по сравнению с началом 1990-х гг., в 1998 г. реализовалось лишь 0,6% цифровых станков, 6,6% тракторов, 3,7% зерноуборочных комбайнов, 4% телевизоров.
Что касается фондового рынка, то его дестабилизировали не столько потрясения на мировых финансовых биржах, сколько кризис в национальном производственном секторе. Так, Россия, долго лидировавшая по росту курсовой стоимости своих акций, в январе 1998 г. оказалась среди самых неблагополучных стран по динамике рынка ценных бумаг. Ведущие мировые агентства резко понизили кредитный рейтинг России. Это значит, что обслуживание внешнего долга, обошлось в тот период нам, как минимум, на 10-15% дороже.
Наличие дестабилизационных явлений предполагает активизацию мер государственного регулирования экономики, предусматривающих не мелочную регламентацию, а формирование рамочных условий игры и неукоснительный контроль за их соблюдением всеми участниками. В настоящее время эта мысль становится все более главенствующей в сознании не только экономистов, но и банкиров. Однако если еще совсем недавно казалось, что в целом развитие экономической ситуации в стране нуждается в существенных, но постепенных корректировках, а экономический рост не за горами, то события августа-сентября 1998 г. во многом перечеркнули надежды на такой оптимистично-эволюционный сценарий.
Финансовая стабилизация в стране оказалась призрачной. Об этом свидетельствуют обвалы котировок корпоративных акций, катастрофическая ситуация на рынке государственных ценных бумаг, ажиотажный спрос на валюту и давление на обменный курс, усиление депрессивных явлений в экономике, сохранение инвестиционного кризиса и значительный отток иностранных инвесторов, бюджетный кризис.
Предложения по совершенствованию банковского законодательства и смягчению нормативов, призывы повернуться лицом к реальному сектору экономики явно недостаточны, так как мелкими косметическими улучшениями нельзя укрепить здание российской экономики, глубокие разломы в фундаменте которого не только сохраняются, но и продолжают увеличиваться. Давно назрела необходимость перехода к экономической политике, основным стержнем которой является активная национально ориентированная промышленная политика, предполагающая создание нормальных условий для воспроизводства в реальном секторе. Это, в свою очередь, предусматривает проведение ценовой, денежно-кредитной и эмиссионной политик, позволяющих возмещать издержки и обеспечивать нормальную рентабельность для основной массы предприятий, сохраняющих работоспособность в условиях рынка.
Наполнение платежными средствами каналов денежного обращения, восстановление платежеспособности предприятий должно благоприятно сказаться на работе кредитных организаций, особенно тех, которые обслуживают реальный сектор экономики. Увеличение кредитных ресурсов банков создаст дополнительный стимулирующий эффект для роста инвестиционной активности.
Развитие предпринимательства все в большей мере влияет на социально-экономическое развитие, и именно предприниматели являются той движущей силой, которая способна вывести Россию из экстремальной кризисной ситуации, возродить, используя законы рынка, национальную экономику и, прежде всего, ее реальный сектор.
Мировая практика свидетельствует, что страны с развитой экономикой идут по пути развития предпринимательства, как правило, в сфере производства. В России это направление стимулировать особенно необходимо, так как кризис в сфере производства, включая производственное инвестирование, приобрел наиболее острый характер.
В настоящее время на предприятиях продолжает ухудшаться структура оборотных средств. Основным источником их формирования остаются кредиты, невозврат которых обусловливает возникновение кредиторской задолженности.
Снижается и без этого крайне низкий уровень самообеспечения реального сектора экономики финансовыми ресурсами, в результате чего не обеспечивается не только расширенное, но и простое воспроизводство.
Существует и обратная взаимозависимость: состояние экономики во многом определяется состоянием национального капитала, ориентированного на подъем производства, эффективное развитие всех производительных, в том числе интеллектуальных, сил российского общества.
Из-за инфляции, завышенных кредитных ставок, высоких цен на продукцию естественных монополий, а также непомерно высоких налогов были разрушены финансы реального сектора экономики. В результате три четверти заводов и фабрик стали неликвидными и обанкротились. В сельском хозяйстве доля такого рода предприятий еще выше.
Одной из глубинных причин тяжелого финансового положения явилось резкое падение не только объемов производства, но и его эффективности и качества, а, следовательно, и рентабельности. Так, удельный вес убыточных предприятий в промышленности достигал 48,1%, в строительстве – 44,1%, на транспорте – 62,7%, в торговле – 43,4%.
Лишившись в сфере реального сектора основной налогооблагаемой базы (в 1998 г. она снизилась до 20% по сравнению с уровнем 1990 г.) денежно-финансовый сектор, казавшийся до событий 17 августа 1998 г. наиболее устойчивым и незыблемым, на самом деле оказался наиболее слабым и ненадежным звеном в общей системе создаваемой рыночной экономики в России, причем на всех его уровнях (Федерация, регион, отрасль, предприятие).
Высокая доходность операций с государственными ценными бумагами отвлекала значительную часть финансовых ресурсов от инвестирования в реальный сектор экономики, что в совокупности с высокой налоговой нагрузкой истощало финансы предприятий.
В то же время Банк России осуществлял заметную антиинфляционную денежно-кредитную политику, а также поддерживал курс рубля в рамках валютного коридора. Все это явно завышало курсовую стоимость рубля относительно паритета его покупательной способности. В результате не удалось удержать ни пирамиду ГКО, ни курс рубля, ни низкие до августа 1998 г. темпы инфляции.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, экономический рост на 90% обеспечивается за счет нововведений и внедрения новых знаний и технологий. Еще 10 лет назад в общем объеме отечественного экспорта доля наукоемкой продукции составляла 25-27%, что в стоимостном выражении равнялось 50-60 млрд. долл. Каждый рубль, потраченный государством на патентование изобретений, приносил тысячекратную отдачу. Сейчас, когда ситуация резко изменилась к худшему, необходима разработка общенациональной программы и пакета мер по развитию инновационного предпринимательства.
В этих условиях отечественным предпринимателям необходима информационная и профессиональная помощь в защите их собственности. К тому же регистрация товарных знаков – наиболее действенный правовой инструмент борьбы с недобросовестной конкуренцией.
Развитие промышленности страны во многом зависит от результативности усилий по поддержке малого бизнеса. С каждым годом ухудшается состояние с налоговыми льготами, уменьшаются отчисления в фонд поддержки предпринимательства. В связи с этим в 1997 г. число реально работающих малых предприятий сократилось на 15%, в то время как, например, в Москве 50%, а в Самаре 40% бюджета формируется за счет малых и средних предприятий.
Все большую актуальность приобретает задача совершенствования инфраструктуры обслуживания предпринимательской деятельности, и в первую очередь, информационной сферы. Если на Западе до 25% капиталовложений направляется на создание и обработку информации, необходимой для нормального функционирования фирмы, то в России ситуация значительно хуже. Хотя Россия входит в первую десятку стран по насыщению рынка компьютерными технологиями, она заметно отстает от использования этих технологий в производстве, бизнесе и политике. А ведь ничто не в состоянии столь сильно осложнить и даже нанести ущерб деловой жизни, как недостоверная и непрозрачная информация.
В связи с этим оправдан курс на формирование глобальных информационных систем делового сотрудничества, обеспечение более выгодного доступа к информационным ресурсам и активизацию усилий по расширению сети региональных центров деловой информации.
В качестве стратегических рычагов подъема производства России, максимальное участие в использовании которых принадлежит предпринимательству, можно отметить:
оживление экономической жизни на основе восстановления инвестиционной активности и привлекательности реального сектора;
воссоздание производственного спроса;
расширение платежеспособности потребительского спроса, прежде всего, на отечественные товары и услуги;
разумный протекционизм отечественному производителю в сочетании со стимулированием повышения его конкурентоспособности;
определение национальных экономических приоритетов, их согласование с интересами развития предпринимательства (крупного, среднего и малого);
разработка механизма государственного регулирования экономики, ее предпринимательского сектора, который не только не нарушал бы законов рынка, но, и наоборот, смог более эффективно использовать их.
Главными целями такого механизма являются обеспечение благоприятного общеэкономического климата и конъюнктуры для подъема реальной экономики и повышение на этой основе жизненного уровня населения страны.
1.2. Макросреда деятельности субъектов национальной экономики
Любой хозяйствующий субъект существует, взаимодействуя с внешней (макро) средой, представляющей собой совокупность экономической, правовой, природной, социально-культурной, политической и других сред. Поэтому для того, чтобы субъект мезоэкономики успешно действовал в этой среде, необходимо изучать ее законы и приспосабливаться по мере возможностей.
Экономическая среда деятельности субъектов мезоэкономики
Экономическая среда деятельности отечественных субъектов мезоэкономики имеет особенности, связанные как со спецификой отечественного законодательства, так и с относительно короткой новейшей историей предпринимательства в России. В ходе трансформации экономической среды происходит адаптация к ней хозяйствующих субъектов. В частности, ожидание налоговых льгот явилось одной из важнейших причин регистрации большого количества финансово-промышленных групп в 1996 г., которые затем либо прекратили свое существование, либо были поглощены более эффективными структурами.
На основании сказанного можно заключить, что при осуществлении стратегического планирования и в своей текущей деятельности руководители субъекта мезоэкономики должны учитывать не только внутренние резервы и возможности, но и условия экономической среды, которая является многофакторным индикатором макроэкономической ситуации в стране и мире. Общее состояние макросреды оценивается на основе макроэкономических показателей. Набор этих показателей довольно обширен, но, на наш взгляд, наибольшее влияние на деятельность отечественных корпораций оказывают следующие из них:
динамика валового внутреннего продукта (ВВП) страны;
динамика валютного курса;
уровень спроса на производимую продукцию;
динамика фондовых индексов;
уровень ставок банковского кредитования;
налоговое окружение;
динамика и структура зарубежных инвестиций в экономику страны.
Данные агрегированные показатели объективно характеризуют состояние как экономики в целом, так и отдельных отраслей. Именно поэтому их, как правило, используют для детального анализа складывающейся экономической ситуации и условий предпринимательской деятельности. Рассмотрим их более подробно.
Динамика валового внутреннего продукта
Валовый внутренний продукт страны позволяет системно оценить эффективность макроэкономической политики, проводимой в стране, а также сформулировать основные направления деятельности хозяйствующего субъекта. Динамика ВВП дает информацию о структурных сдвигах в экономике и позволяет руководству корпорации определить возможности для расширения деятельности, сформулировать стратегию деятельности. Так например, транснациональные корпорации, проводя сравнительный анализ ВВП разных стран, получают возможность оценить наиболее привлекательные регионы для инвестирования и сформулировать приоритеты экспансии. Динамика ВВП России в 1994-2001 гг. приведена в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ ВВП России в 1994-2001 гг.
Показатели
1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2001 г.
ВВП, млрд. руб. в текущих ценах
611
1540
2146
2479
2726
4607
6947
8360
ВВП, млрд. руб. в ценах 2000 г.
7003
6723
6494
6553
6232
6450
6947
7085
Темп прироста реального ВВП, %
-12,7
-4,0
-3,4
0,9
-4,9
3,5
7,7
2,0
Дефлятор ВВП, %
306,9
162,5
44,3
14,5
15,6
63,3
40,0
18,0
Среднегодовой темп прироста потребительских цен, %
309,0
197,4
47,8
14,7
27,8
85,7
20,8
25,0

Динамика валютного курса
Российская экономика, как известно, имеет одну очень важную особенность – многие предприятия и организации при осуществлении ценовой, затратной или сбытовой политики в качестве одного из главных ориентиров и индикаторов используют текущий курс доллара. Динамика курса доллара в 2000 г. приведена на рис. 1. Особо это касается экспортно-ориентированных корпораций, например РАО «Газпром», ОАО «НК «Лукойл» и др. Такой же политики придерживаются субъекты Федерации при подготовке и размещении облигаций. В этой связи исследование динамики валютного курса является одним из главных инструментов оценки инфляции и уровня цен. В России существует несколько курсов, причем в стабильных условиях они сближаются, а в условиях дестабилизации начинают различаться. Основными из них являются:
курс ЦБ РФ;
курс ММВБ СЭЛТ.
Рис. 1. Динамика курса доллара США в 2000 г.
Однако знания только текущего валютного курса недостаточно, поскольку зачастую для руководства хозяйствующих субъектов важен его прогноз, по крайней мере, на ближайшие несколько месяцев. Прогнозирование курса доллара в последние годы затруднялось влиянием различных факторов, корректирующих реальный курс. Основными факторами, оказывающими дестабилизирующее воздействие на курс, являются политическая ситуация в стране и ситуация на внешних рынках энергоносителей. С того момента, когда мировые цены на нефть возросли, а политика государства во всех ветвях власти стала более предсказуемой, курс доллара стабилизировался, золотовалютные резервы России стали расти (табл. 2).
По заверениям Центрального Банка РФ при соблюдении условия предсказуемости в политике, а также при сохранении благоприятных цен на энергоносители, ситуация с валютным курсом в 2001 г. останется достаточно стабильной.

Таблица 2
Международные резервы Российской Федерации в 2001 г. (млн. долл. США)

Золотовалютные резервы
в том числе:
валютные резервы
в том числе:
иностранная валюта
СДР
Резервная позиция в МВФ
золото
01.01.01
27 972
24 264
24 263
1
1
3 708
01.02.01
29 638
25 888
25 887
1
1
3 749
01.03.01
28 345
24 591
24 586
3
1
3 754
01.04.01
29 709
25 942
25 938
3
1
3 767
01.05.01
31 650
27 868
27 864
3
1
3 782
01.06.01
33 550
29 749
29 742
5
1
3 801
01.07.01
35 053
31 251
31 234

стр. 1
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>