стр. 1
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

Московский государственный институт
международных отношений (Университет) МИД России




СБОРНИК ЗАДАЧ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ
Микроэкономика
и макроэкономика

Издание 5-е, дополненное и переработанное



ЧепуринМ.Н.
Киселева Е. А.
Ермилова С. В.
Стрелец И. А.
Голиков А. Н.




2009
ББК01.Я7
С23




Авторский коллектив
«Сборника задач по экономической теории»
(кафедра экономической теории МГИМО (У) МИД России):

проф. ЧепуринМ.Н.-темы 1,2,7,10,11,13,14
проф. Киселева Е. А. — темы 4,9,23—28
доц. Ермилова С. В. — темы 5,6,8,12,15
доц. Стрелец И. А. — темы 16—22
доц. Голиков А. Н. — тема 3




С23 Сборник задач по экономической теории: микроэкономи-
ка и макроэкономика. - ООО «АСА», 2009. - 248 с.

Сборник задач состоит из двух разделов: «Микроэкономика» и «Мак-
роэкономика» Целью авторов сборника является помощь всем тем. кто
стремится освоить навыки самостоятельной работы над вводным курсом
экономической теории.




ISBN 978-5-8527I-290-5 © Коллектив авторов, 2009
Содержание


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМ ИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 7
Ответы к теме 1 11
Тема 2. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 12
Ответы к теме 2 15
Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА 17
Ответы к теме 3 19
Тема 4. КООРДИНАЦИЯ ВЫБОРА В РАЗЛИЧНЫХ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ 21
Ответы к теме 4 24
Тема 5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 26
Ответы к теме 5 40
Тема 6 МЕХАНИЗМ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ 49
Ответы к теме 6 54
Тема 7. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. 59
Ответы к теме 7 72
Тема 8. ЭКОНОМИКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ,
ИНФОРМАЦИИ И СТРАХОВАНИЯ 83
Ответы к теме 8 85
Тема 9. ТЕОРИЯ ФИРМЫ И ОГАНИЗАЦИОННЫЕ
ФОРМЫ БИЗНЕСА 86
Ответы к теме 9 90
Тема 10. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДЕЛЬНОЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ФАКТОРОВ 92
Ответы ктеме 10 96
Тема 11. РЫНОК ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА 99
Ответы ктеме 11 105
Тема 12. РЫНОК КАПИТАЛА И ПРОЦЕНТ 108
Ответы ктеме 12 115
Тема 13. РЫНОК ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА 120
Ответы к теме 13 122
Тема 14. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРИБЫЛЬ 125
Ответы к теме 14 127
Тема 15. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
Ответы к теме 15
МАКРОЭКОНОМИКА
Тема 16. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
Ответы к теме 16
Тема 17. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ответы к теме 17
Тема 18. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАВНОВЕСИЕ: БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ
Ответы к теме № 18
Тема 19. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: ЦИКЛИЧНОСТЬ
РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Ответы к теме № 19
Тема 20. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И КРЕДИТНО-
ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Ответы к теме № 20
Тема 21. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
Ответы к теме 21
Тема 22. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВО-
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
Ответы к теме 22
Тема 23. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Ответы к теме 23
Тема 24. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Ответы к теме 24
Тема 25. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Ответы к теме 25 *
Тема 26. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛОМ:
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ
Ответы к теме 26
Тема 27. ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ И ПРОТЕКЦИОНИЗМ
Ответы к теме 27
Тема 28. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ОБМЕННЫЙ КУРС
Ответы к теме 28
Предисловие




ПРЕДИСЛОВИЕ

Сборник задач состоит из двух разделов — «Микроэко-
номика» и «Макроэкономика», соответствующих разделам курса
экономической теории. Задачи различаются по степени сложности,
но любую из них можно решить, освоив те учебники и учебные посо-
бия, которые появились в России в течение 2001— 2008 гг. Целью ав-
торов сборника задач являлось стремление привить читателю вкус к
самостоятельной, вдумчивой работе именно с учебником «Курс эко-
номической теории» (2007 г., 6-е изд., доп. и перераб.) под ред. проф.
Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. и с теми книгами зарубеж-
ных и отечественных экономистов, которые доступны и имеются в
библиотеках вузов России.
Большинство задач составлено с использованием метода инт-
роспекции, т. е. по типу «представьте, что Вы — президент акцио-
нерного общества...» и т. п. Это означает, что при обдумывании отве-
та можно обратиться к собственному жизненному опыту, основанному
на рациональном экономическом поведении. Но, разумеется, для ре-
шения задач одного жизненного опыта недостаточно, для этого тре-
буется овладение вводными курсами по экономической теории.
Все задачи сопровождаются ответами, помещенными в конце тем.
Однако не все ответы являются однозначными. Это не относится к
задачам, где нужно подсчитать цифры или начертить график — отве-
ты на них вполне определенны. Но в ряде случаев задачи составлены
так, чтобы был материал для дискуссий, интеллектуального состяза-
ния, выявления различных точек зрения. Помимо этого, некоторые
ответы дают лишь общее направление, в котором нужно искать вер-
ное решение.
Многие задачи построены на примерах из нашей российской дей-
ствительности. Это принципиальное отличие настоящего сборника
от тех задач и вопросов, которыми снабжены многие западные
Тема 1

учебники, ориентированные на своего, американского, английско-
го и т. д. читателя. В ходе решения этих задач нагляднее выявится
как специфика российской экономики переходного типа, так и об-
щие закономерности, свойственные всем без исключения странам:
ограниченность ресурсов, безграничность потребностей и необ-
ходимость рационального экономического выбора.
Не торопитесь найти страницы с ответами. Интеллектуальное
наслаждение, полученное от самостоятельного решения задачи,
компенсирует те затраты умственной энергии и времени, которых
потребует работа над этим сборником.
Предмет экономической теории


МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

№ 1. Дайте комментарий к следующему утверждению: «Эконо-
мическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать
желаемое в неограниченных количествах».
№ 2. Насколько теоретически состоятельным является лозунг «От
каждого по способностям, каждому по потребностям»? Ответ объяс-
ните.
№ 3. В первый день выдачи зарплаты у кассы скапливается ог-
ромная очередь. Представьте себя на месте главного бухгалтера. По-
советуете ли Вы своему кассиру вывесить у окошка табличку с
просьбой ко всем тем, кому не так срочно нужны деньги, прийти на
следующий день? Чем Вы руководствуетесь при ответе на по-
ставленный вопрос?
№ 4. Является ли рациональным поведение:
а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотво-
рительные цели половину полученного им приза в 50 тысяч дол-
ларов;
б) человека, предпочитающего занятию спортом выкурива-
ние по пачке сигарет ежедневно;
в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и
ушедшей в монастырь?
№ 5. Харви Маккей в своей книге «Как уцелеть среди акул» пи-
шет: «... предпринимательская деятельность осуществляется людь-
ми. Не все занимаются ею только ради того, чтобы делать деньги.
Так, тренер по боксу, Джил Кленси, выразился по этому поводу в
своем стиле, как бы нанося противнику удар в физиономию: «Я за-
нимаюсь этим делом уже более тридцати лет и не бросаю его не пото-
му, что стремлюсь разбогатеть. Я хочу расквитаться кое с кем».
Предпринимательской деятельности посвящают себя самые раз-
1
ные люди, помните об этом друзья».
Какой модели человека в большей степени соответствует такой
взгляд на предпринимателей?
№ 6. «Если плату за проезд в городском транспорте поднимут
'X. Маккей. «Как уцелеть среди акул». М., «Экономика», 1991, с. 22.
Тема 1

вдвое, я буду ходить на работу пешком. Я, конечно, буду опаздывать,
но зато это обойдется дешевле, да и что может быть лучше прогулки
утром на свежем воздухе!»
Как Вы считаете, можно ли назвать такое поведение рациональным?
№ 7. «Современное производство — это сложный, громоздкий
механизм; для нормального его функционирования необходим
мощный управляющий орган, который бы корректировал спонтан-
ный рыночный порядок для создания более благоприятных усло-
вий, в которых успешно проявляла себя личная инициатива».
«Современное производство — это сложная система, основанная
на принципе саморегулирования, создающая благоприятные воз-
можности для реализации каждым человеком своих способностей».
Какое из двух высказываний принадлежит стороннику кейнси-
анской модели человека? Классической модели? Вы как руководи-
тель предприятия придерживались бы первой или второй точки
зрения?
№ 8. В метро в час пик на эскалаторе скапливается большое ко-
личество пассажиров. Слева, как правило, пассажиры проходят
вперед, справа — стоят. Кто распределяет их по рядам? Кто опреде-
ляет Ваше место на эскалаторе? Помогают ли указания диспетчера
типа: «Стойте справа, проходите слева» определить каждому его
место, меняют ли они что-либо в работе эскалатора?
№ 9. Вы получили садовый участок и отправляетесь туда вес-
ной сажать деревья и культивировать огород. Точно так же пос-
тупают и другие садоводы-любители. В чьих интересах Вы дей-
ствуете? В чьих интересах действует правительство Москвы, при-
нимая решение о выделении участков под разведение картофеля в
подмосковной зоне?
№ 10. Знаменитый американский философ Альфред Норт Уайт-
хед в своей книге «Приключение идей» так характеризует «эконо-
мического человека»: «Его прелесть в том, что он всегда и во всем
предсказуем. Не только он сам, но и его соседи всегда знают, чего он
хочет... Его отец и дед имели те же самые желания и точно так же
удовлетворяли их. Где бы ни возникала какая нехватка, эконо-
мический человек в первую очередь узнает, чего именно недостает и
как удовлетворить потребителя... Все это восхитительно просто и,
Предмет экономической теории

если надлежащим образом поразмыслить, даже очевидно... Но как
только мы имеем дело с социальной системой, подверженной значи-
тельному изменению, эта простейшая картина человеческих отно-
шений должна будет рассматриваться уже совсем по-другому».'
Почему мы все-таки используем абстрактную модель «экономи-
ческого человека»?
№ 11. Какая из ниженазванных ситуаций подходит к современ-
ной модели «экономического человека»:
а) частная собственность и высокая компетентность позволяют
обеспечить реализацию целей человека при свободной кон-
куренции;
б) «винтик» в системе централизованно регулируемого про-
изводства и распределения;
в) человек не в состоянии достичь своих целей без вмешатель-
ства государства — он слишком слаб и не уверен в себе;
г) ни одна из вышеназванных.
№ 12. Какое из положений и почему не имеет отношения к со-
держанию предмета экономической теории?
а) максимальное удовлетворение потребностей;
б) экономическое благо;
в) неограниченные потребности; »
г) неограниченные ресурсы;
д) эффективное использование ресурсов.
№ 13. а) «в 1991-1996 гг. в экономике России наблюдался спад
производства и высокие темпы инфляции»;
б) «необходимо разработать комплекс мер по замедлению или
прекращению спада производства и снижению темпов инфляции»;
в) «структурная перестройка экономики России, помимо дру-
гих целей, направлена на повышение уровня потребления людей»;
г) «осуществление структурной перестройки экономики не
избежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в
мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потен-
циально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому
структурная перестройка должна осуществляться постепенно».
Определите позитивные и нормативные утверждения.

стр. 1
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>