стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

Цанава В.В. Опыт борьбы с экономическими преступлениями в США (основные документы, термины, меры борьбы и их комментарии).- Макеевка, 1998. 122 с.




Анализ и исследование дел о преступлениях, совершенных, как это принято условно называть “в сфере экономики”, показывает, что, значимость борьбы с этими видами преступлении особенно возрастает в связи с появлением в правоохранительной практике новых негативных тенденций. Они заключаются, например, в немалом числе необоснованных решений об оперативных разработках и уголовном преследовании либо в отказе от оперативных разработок и уголовного преследования граждан, в действиях которых можно усмотреть признаки ряда составов должностных и хозяйственных преступлений, посягательстве на собственность и некоторых других видов преступлений.
Во многом это связано с несоответствием уголовного законодательства требованиям, предъявляемым к нему в связи с необходимостью усиления борьбы с экономической преступностью в новых условиях ведения хозяйственной деятельности.
Неурегулированность действующего уголовного и хозяйственного законодательства привела к возникновению серьезных проблем, заключающихся в том, что, например, на разных стадиях предварительного следствия у работников правоохранительных ведомств” даже специализирующихся на расследовании дел указанной категории, возникает много трудностей, связанных с уголовно-правовой оценкой нарушений в действиях предпринимателей, хозяйственников и других лиц.
Спорные ситуации возникают при расследовании всего "спектра" уголовных дел об экономических преступлениях. Прежде всего, речь идет о преступных посягательствах на имущество.
Так, нередко принимаются неправильные решения при неисполнении договорных обязательств с невозвращением авансовых или кредитных сумм. Иногда эти действия однозначно рассматриваются как хищение путем мошенничества, без достаточного анализа действий, которые помогли бы определить умысел виновного на безвозмездное изъятие не принадлежащего ему имущества контрагента.
А можно ли считать хищением присвоение руководителем предприятия средств фирмы, одним из собственников которой он является? Как рассчитать причиненный ущерб? Кому принадлежат похищенные средства предприятия: самому предприятию или его работникам, которые владеют им на праве общей долевой собственности (от этого решения зависит не только то, кому причиняется ущерб, кто вправе заявить гражданский иск, но и как квалифицировать содеянное).
Начинает складываться практика привлечения к ответственности за налоговые и “предпринимательские” правонарушения. И здесь почти по каждому делу возникает немало вопросов, связанных с кругом субъектов составов этих преступлений, формой вины, разграничением с иными составами и т.д.
В связи с этим, на наш взгляд, возникла настоятельная необходимость изучить зарубежный опыт в этих и других вопросах борьбы с экономическими преступлениями, в частности, опыт борьбы с экономическими преступлениями в США, Этим вопросам посвящено настоящее пособие.
ФБР является основным правительственным учреждением, занимающимся расследованием всех уголовных преступлений, нарушающих федеральные законы, за исключением тех, расследование которых поручено другим агентствам, Это означает, что ФБР играет, центральную роль в борьбе с правонарушениями и в справедливом осуществлении правосудия в Соединенных Штатах.
Правила и нормы настоящего руководства разработаны с целью помочь агентам ФБР исполнять свои обязанности по расследованию преступлений с большей уверенностью, эффективностью, но в то же время не превышая своих полномочий. Данное руководство также призвано твердо убедить общественность в том, что ФБР действует строго по закону, соблюдая права каждой личности в государстве.
Нормы и правила этого-руководства в основном отвечают действующей практике ведения расследований Федеральным Бюро Расследований. Основной принцип, лежащий в основе этой практики и отраженный в настоящем руководстве, заключается в том, что ни одно лицо или организация не должны подвергаться уголовному расследованию без наличия на то веских фактических оснований и юридически обоснованной цели со стороны правоохранительные органов. Расследование дела, не подкрепленное на то вескими основаниями, может нанести неправомерный ущерб репутации лица или организации и может привести к тому, что объект расследования будет преследоваться по необоснованным причинам. Поэтому, настоящие нормы и правила указывают, что расследования, проводимые ФБР, должны быть сконцентрированы на раскрытии предупреждении и преследовании преступлений. Кроме того, они еще подтверждают требование о том, что запрос на расследование и само расследование должно базироваться на разумных фактических основаниях подлежит объективному пересмотру в ФБР и Министерстве юстиции. Настоящие нормы и правила, которые были уже обнародованы Министром Юстиции, касающиеся расследований, затрагивающих интересы государственной безопасности, являются руководством для проведения ФБР расследований всех преступлений и связанной с преступлениями деятельности. Сформулированные в настоящем руководстве нормы и требования определяют обстоятельства, при которых может быть начато расследование, его допустимые масштабы, продолжительность, предмет и цель.
Любые расследования преступлений или преступной деятельности должны предприниматься в соответствии с нормами и правилами настоящего руководства. Первая группа норм и правил применима к расследованиям, которые предпринимаются в целях раскрытия, предупреждения и преследования, за конкретные нарушения федеральных законов. Вторая группа норм и правил является руководством к уголовным расследованиям разведывательного характера, которые предпринимаются для получения информации о предприятиях, занимающихся рэкетом, связанным с насильственными действиями, вымогательством или коррупцией. Третья группа норм и правил регламентирует уголовные расследования разведывательного характера, предпринимаемые в целях получения информации о деятельности, представляющей, угрозу для национальной безопасности.
Настоящее руководство было выпущено за подписью Министра Юстиции, как это предусмотрено в Разделе 28 Свода Законов США, §§509, 510 и 533. Нормы и правила руководства согласованы с требованиями, включенными в предложенный Закон об уставе ФБР, но имеют силу независимо от того, будет ли Закон об уставе ФБР проведен через Конгресс или нет. Оно состоит из трех подразделов и примечания, приведенных ниже.
1.1. РАССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕУГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
1.1.1. Общие принципы.
Первостепенной задачей Федерального Бюро Расследований является расследование особых случаев нарушения федерального уголовного права с целью выявления, предупреждения и судебного преследования за преступления. Такого рода расследования рассматриваются в рамках настоящего руководства как расследования "обще уголовных или традиционных преступлений" в отличие от разведывательных расследований преступлений предприятий рэкета или расследования преступлений против внутренней безопасности.
Каждое расследование преступления строится на трёх основных моментах: первый - определение времени начала расследования. Второй - методы расследования, и, наконец, третий - когда расследование должно быть закончено.
Во-первых, расследования должны проводиться только с целью выявления, предупреждения и преследования за нарушение федеральных уголовных законов. Расследование ни в коем случае не должно проводиться в целях преследования отдельных лиц или группы лиц за их религиозные или политические взгляды, исповедование которых защищается законом. Запрещается подвергать расследованию отдельных граждан или группы граждан за проведение мирных собраний или подачи петиций Правительству, или на основании любого другого права, гарантированного Конституцией или законами Соединенных Штатов Расследование может быть начато при наличии фактов или обстоятельств, "вызывающих резонные подозрения", что нарушение федеральных уголовных законов имело место, имеет место или будет иметь место. Это определение "резонные подозрения" значительно слабее определения "достаточное основание", и требует наличия определенных фактов или обстоятельств, указывающих на нарушение закона.
Во-вторых, расследование следует проводить при минимальном вмешательстве в дела подозреваемых, оно может иметь место только в той степени, насколько это необходимо для своевременного и эффективного сбора информации или улик. Главными факторами, определяющими схему расследования и степень вмешательства, являются размеры предполагаемой преступной деятельности и правдивость информации, указывающей на наличие такой деятельности.
В-третьих, любое расследование следует закончить, как только следовательский материал готов для подачи на рассмотрение в прокуратуру для решения об уголовном преследовании.
В случае, когда еще не имеется достаточных основании для открытия полного расследования, но некоторые данные указывают на оправданность подозрений или информации, указывающей о возможном незаконном поведении, настоящее руководство допускает ограниченные шаги по предварительному "наведению справок". Как правило, предварительное "наведение справок” предполагает меньшее вмешательство в дела подозреваемых и должно быть короче, чем полное расследование.
Но даже в случаях, когда еще не получено разрешение на полное расследование, или на наведение справок, ФБР может установить общий объем и характер преступной деятельности в определенном районе или секторе экономики.
1.1.2. Терминология.
"Обстоятельства, не терпящие отлагательства" - это обстоятельства, при которых необходимо начать действовать до получения разрешения, необходимого в других случаях, в соответствии с настоящими нормами и правилами. Эта формулировка (иначе говоря "добро") может быть разумно получена в случаях, когда необходимо защитить жизнь или существенные интересы собственности, задержать или опознать убегающего преступника, когда необходимо предупредить сокрытие, разрушение или повреждение улик или избежать других серьезных помех и препятствий
"Преступления, требующие особого подхода в расследовании" - это преступное поведение общественного деятеля или политического кандидата, связанного с коррупциями деятельность иностранного правительства, деятельность религиозной организации или политической организации или. связанная с ней деятельность выдающегося деятеля такой организации; или же деятельность организаций средств массовой информации; любая другая деятельность, о которой, по мнению Уполномоченного Специального Агента (SAC) следует оповестить Федерального Атторнея или другое официальное лицо Министерства Юстиции, а также Главное управление ФБР (FBIHQ)
1.1.3. Процедура расследования уголовных дел.
1) Расследование общеуголовных преступлений может быть начато ФБР в случае, когда Факты или обстоятельства в достаточной степени указывают, что государственное преступление было совершено, совершается или будет совершено. В этом случае расследование может быть проведено, чтобы предупредить, разрешить или начать уголовное преследование такой преступной деятельности
Определение "резонные подозрения" значительно слабее определения "достаточное основание". Чтобы определить, идет ли речь о "резонном подозрении" в преступном нарушении федеральных законов Особый Уполномоченный Агент (SАС) может принять во внимание любые факты или обстоятельства, которые и осторожный, исследователь считаете необходимым учитывать. Однако, в соответствии с принятыми нормами, учитываются только определенные факты или обстоятельства, указывающие на прошлые, настоящие или предстоящие нарушения закона. Чтобы начать расследование, необходимо иметь объективное фактическое обоснование. Просто какие-то факты недостаточны для открытия уголовного дела.
2) Сама подготовка к совершению преступления часто влечёт за собой такие преступные действия как заговор или нарушения федеральных уголовных законов. Если имеется элемент заговора или преступного действия, или сделан существенный шаг к совершению преступного действия и намерение совершить преступное действие, то это может квалифицироваться как нарушение законов. В отношении преступной деятельности, которая может быть совершена в будущем, но еще не включает в настоящее время преступный сговор или покушение на преступление, необходимо чрезвычайно тщательно проверить и убедиться, что имеются факты и обстоятельства, которые можно причислить к "резонным подозрениям", что данное преступное действие состоится.
3) Чиновник ФБР, дающий разрешение на проведение расследования, должен удостовериться, что факты или обстоятельства, соответствующие стандартному определению "резонные, подозрения", были запротоколированы в письменном виде. Другими словами, следует письменно изложить, на основании каких фактов вы просите разрешения на открытие уголовного расследования.
При расследовании преступлений, требующих особого подхода, определение которых дано в параграфе 2, Федеральный Атторней США или соответствующее должностное лицо Министерства Юстиции, а также Главное Управление ФБР должны быть уведомлены в письменном виде об основаниях открытия расследования. Уведомление должно быть представлено в кратчайший срок после начала расследования.
4) При проведение расследования общеуголовных преступлений ФБР имеет право использовать любые законные расследовательские методы. Прежде чем прибегать к таким методам, ФБР должно выяснить, возможно ли получить нужную информацию своевременно и эффективно, при минимальном вмешательстве во внутренние дела частных лиц. При оценке необходимости вмешательства среди прочих факторов следует учитывать тот факт, что такое вмешательство может иметь неблагоприятные последствия, касающиеся неприкосновенности частной жизни и нанести ущерб репутации частного лица. Решение использовать метод обширного вмешательства в частные дела будет зависеть от тяжести преступления и насколько правдива информация, указывающая на наличие преступления. Выбор того или другого метода расследования является вопросом правильной оценки данной ситуации
5) Все требования в отношении выбора того или другого метод расследования должны соответствовать инструкциям и положениям, содержащимся в законоположении, в инструкциях и правилах Управления и в руководстве Министерства Юстиции Ниже приведены ограничения, введенные для перечисленных расследовательских методов
а) Информация от осведомителей и других конфиденциальных источников Должна использоваться в соответствии с инструкциями Министерства Юстиции относительно "Использования информации от осведомителей и других конфиденциальных источников";
б) Операции с участием, тайных агентов, должны .проводиться в соответствии с инструкциями Министерства Юстиции "06 операциях ФБР с участием тайных агентов";
в) Неконсенсуальное наблюдение с помощью электронной аппаратуры проводится в соответствии с процедурой получения ордера и с требованиями Раздела III Законоположения о контроле за преступностью и безопасностью улиц от 1968 года. Раздела 18 Кодекса США, 2510-2520;
г) Автоматическое устройство, регистрирующее телефонные номера, устанавливается с разрешения Министерства Юстиции. Для установки устройства необходимо письменное разрешение федерального окружного суда, возобновляемое каждые 30 дней, согласно меморандуму Помощника Министра юстиции, ответственного за Уголовный отдел, от 18 декабря 1979 года, ко всем федеральным прокурорам;
д) Разрешение на консенсуальное электронное подслушивание: выдается в соответствии с положениями Министерства Юстиции. Для проведения консенсуального подслушивания нетелефонных разговоров требуется предварительное разрешение. Директора или Заместителя Директора Управления по оперативной борьбе с правонарушениями или второго помощника Главного Прокурора Уголовного отдела или заместителя Главного Прокурора - начальника Уголовного отдела, за исключением обстоятельств, не терпящих отлагательства. Это относится как к портативной аппаратуре, которой пользуется участник операции, так и к стационарной аппаратуре, установленной в помещении и, которая также контролируется участниками операции. Для консенсуального подслушивания телефонных разговоров необходимо предварительное разрешение Особого Уполномоченного Агента (SAC) и, соответствующего прокурора, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
е) Обыск и. наложение ареста на имущество производятся только при наличии официального ордера, за исключением случаев, когда юридически разрешено и признано легальным произвести обыск и наложить арест на имущество без ордера.
ж) Когда обвиняемого представляет его адвокат, ФБР даже в отсутствие адвоката, должен следовать, законам; и процедуре, установленным министерством, касательно лиц, представляемым адвокатами. Особый уполномоченный агент или назначенный им представитель, а также прокурор должны, периодически обращаться к своду применяемых законов и процедур.
6) Специальный агент, ведущий расследование, должен систематически поддерживать письменный и устный контакт с соответствующим федеральным прокурором, как этою требуют обстоятельства и по требованию прокурора.
Если во время расследования дела обнаруживаются факты, вызывающие сомнение в виновности подследственного, специальный агент должен представить эти факты соответствующему федеральному прокурору. В случае преступлений, требующих особых мер расследования, ФБР должно. уведомить соответствующего федерального прокурора о завершении следствия в течение 30 дней после его закрытия. Информация по завершенному расследованию должна предоставляться по запросу Атторией США или назначенного им представителя или соответствующего чиновника Министерства юстиции.
7) Когда преступление, расследованное ФБР, передается штатным или местным инстанциям для судебного преследования, ФБР должно настолько быстро, насколько это возможно, уведомить в письменном виде федерального прокурора в случае, если штатные или местные власти отказываются возбудить судебное преследование или не возбудили судебного преследования в течение 120 дней. Если периферийное отделение ФБР не может обеспечить процедуру уведомления, то Особый уполномоченный агент (SAC) сам уведомляет федерального прокурора.
8) Если получена заслуживающая внимание информация, касающаяся преступной деятельности, расследование которой не подпадает под юрисдикцию ФБР, периферийное отделение ФБР должно срочно передать информацию или передать жалобщика тем правоохранным органам, под чью юрисдикцию они подпадают, за исключением случаев, когда разглашение информации угрожает успеху проводящегося расследования или безопасности отдельных лиц, может рассекретить осведомителя, или повредить его сотрудничеству с правоохранительными органами, или угрожает раскрытию законно конфиденциальной информации. Если по вышеописанным причинам полного оглашения не произошло, то периферийное отделение ФБР, когда это будет возможно, должно, по крайней мере, частично сообщить представляющую интерес информацию органам, обладающим соответствующей юрисдикцией и в дальнейшем, полностью ее огласить, как только исчезнет необходимость ограничить распространение этой информации. Если в течение 180 дней полное оглашение фактов соответствующему правоохранительному агентству не состоялось, периферийное отделение ФБР должно немедленно уведомить в письменном виде Главное Управление ФБР о фактах и обстоятельствах, касающихся преступной деятельности. ФБР должно периодически представлять помощнику Генерального Прокурора отчет о неразглашенной и частично разглашенной информации в форме, обеспечивающей защиту личности осведомителей и других конфиденциальных источников.
Как только от осведомителя или конфиденциального источника получена информация, касающаяся запрещенной преступной деятельности, необходимо действовать в соответствие с параграфом G Руководства Министра юстиции об использовании осведомителей и конфиденциальных источников.
9) Все требования, касающиеся уголовных следствий, применительны также к повторно открытым следствиям. В случаях преступлений, требующих особых мер при расследовании. Федеральный Прокурор США или соответствующее официальное лицо Министерства Юстиции должны быть срочно в письменной форме уведомлены о вновь открывающемся расследовании.
1.1.4. Запросы или наведение справок.
1) В некоторых случаях ФБР может получить информацию или сообщение о преступной деятельности, не дающие достаточно оснований для проведения полного уголовного следствия. Но тем не менее, требуется дальнейшее тщательное изучение полученных фактов, хотя и в лимитированных размерах. В таких случаях, хотя и нет достаточных оснований для начала следствия, тем не менее, ФБР может начать "наведение справок" или проверку полученной информации, а именно - анализ информации, наблюдения, установление необходимых контактов.
Возможность проверки поступившей информации позволяет правоохранительным органам осторожно реагировать на неопределенную и неполную информацию. К тому же проверка такой информации может проходить с минимальным вмешательством в личную жизнь индивидуума (ов) или в дела компании. Это имеет особое значение в таких областях, как деятельность, связанная с "беловоротничковой" преступностью, где потерпевшего не имеется и где сообщение или информация исходят из источников, достоверность которых неизвестна. Предполагается, что подобного рода наведение справок не должно продолжаться долго и должно ограничиваться исключительно той информацией, которая необходима, чтобы составить обоснованное мнение о том, есть ли основания на проведение полного расследования.
"Наведения справок" не требуется, когда уже имеются факты или обстоятельства, прямо указывающие на наличие преступной деятельности. В таких случаях можно начинать сразу полное следствие.
2) Ответственный чиновник ФБР, дающий разрешение на наведение справок, должен подтвердить, что утверждение или другая информация, дающая основание на наведение справок, была зафиксирована в письменном виде. В случаях преступных действий, требующих особых мер расследования. Прокурор США или соответствующий официальный чиновник Министерства Юстиции должны быть оповещены, на каком основании проводится такое наведение справок. Оповещение должно быть отправлено в кратчайший срок после начала наведения справок, и факт оповещения должен быть письменно зафиксирован
3) Проверка информации должна быть завершена в течение 60 дней с начала первых шагов наведения справок. Дата начала наведения справок не обязательно должна совпадать с датой получения самой информации или сообщения. Главное Управление ФБР может дать разрешение на продление наведения справок на 30 дней на основании письменного запроса и удовлетворительного изложения причин, по которым необходимо продолжать наведение справок при том, что отсутствуют прямые факты, указывающие на преступную деятельность.
4) Прежде чем использовать для наведения справок расследовательские методы, ФБР должно выяснить, возможно ли получить нужную информацию своевременно и эффективным образом при минимальном вмешательстве во внутренние дела частных лиц. При оценке необходимости вмешательства следует учитывать, среди прочих факторов, неблагоприятные последствия, касающиеся неприкосновенности частной жизни и ущерб, который может быть нанесен репутации частного лица. Решение использовать или не использовать метод обширного вмешательства в частные дела зависит от того, насколько серьезно предполагаемое преступление и насколько существенна информация, указывающая на возможное наличие преступления. Однако методы, используемые при наведении справок, как правило, предполагают меньшее вмешательство, чем при полном расследовании Выбор того или другого метода ведения следствия является вопросом правильной оценки ситуации.
5) При проверке информации не допускается применения следующих методов.
а) использование адресов на почтовых отправлениях;
б) вскрытие почтовых отправлений;
в) неконсенсуальное наблюдение с помощью электронной аппаратуры или любой метод расследования в соответствии с положениями Раздела III Закона о контроле за преступностью и безопасностью лиц от 1968 года.
Раздел 18 Кодекса США, 2510-2520.
6) При проверке информации допускается использование следующих методов расследования без предварительного разрешения вышестоящего агента:
а) просмотр информации, содержащейся в ФБР (уголовные дела и др.);
б) просмотр отчетов и другой информации, открытой для широкой публики;
в) просмотр информации, хранящейся в федеральных, штатных и городских учреждениях и доступной широкой публике;
г) опрос пострадавшего, заранее известных осведомителей, других конфиденциальных источников;
д) опрос подозреваемого в совершении преступления;
е) опрос людей, которые способны охотно подтвердить или отрицать правдивость поступившей информации, за исключением устных опросов или опросов работодателя подозреваемого или его сотрудников, за исключением, случаев, когда опрошенный и есть пострадавший;
ж) физическое наблюдение (слежка) или фотографирование наблюдаемого лица.
Использование любого другого законного расследовательского метода при наведении справок требует предварительного одобрения со стороны вышестоящего агента, за исключением обстоятельств, не терпящих отлагательства. Когда расследовательский метод связан с сильным вмешательством в частные дела, ответственный агент может дать разрешение на его использование при наведении справок только при вынужденных обстоятельствах или, когда другие средства расследования не могут принести успешных результатов.
7) Если предварительное наведение справок не позволило получить достаточно информации, чтобы оправдать начало расследования, ФБР должно закончить наведение справок и зафиксировать это документально. В случаях с преступлениями, требующими особых мер при расследовании, ФБР должно уведомить Прокурора США о прекращении наведения справок и в письменном виде занести факт уведомления. Информация, полученная в результате такого расследования, может, при необходимости, быть затребована Федеральным Прокурором США или лицом, им назначенным, или соответствующим чиновником Министерства Юстиции.
8) Все изложенные требования, касающиеся дел, связанных с проверкой полученной информации, применительны также к возобновлению таких дел, в случае, если это потребуется. В случаях с преступлениями, требующими особых мер при расследовании. Федеральный Прокурор США или соответствующий чиновник Министерства Юстиции должны быть оповещены о возобновлении наведения справок по вновь открытому делу в возможно кратчайший срок после его возобновления
1.2 РАССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РЭКЕТОМ
В большинстве случаев расследования, осуществляемые ФБР, должны проводиться в соответствии с Частью 1 рассматриваемой инструкции, и касаться особой деятельности или поведения в нарушении федеральных законов, обозначаемых в настоящем руководстве термином "общеуголовные преступления". Помимо этих полномочий, ФБР может также вести расследование о преступных организациях или предприятиях, обозначенных термином "предприятия рэкета", с целью получения информации, касающейся состава, структуры и деятельности этих предприятий. За исключением чрезвычайных случаев, на расследование которых получено разрешение Директора ФБР, с одобрения Министра юстиции, полномочия ФБР распространяются только на расследование предприятий рэкета, деятельность которых связана с насилием, вымогательством или систематическим коррумпированием.
1.2.1. Терминология
1) "Предприятие рэкета" - это когда два лица или более занимаются в течение длительного времени деятельностью, направленной на извлечение денежных или коммерческих доходов или прибыли, полностью или частично путем рэкета.
2) Рэкетированием считается любое правонарушение, включая нарушение штатного законодательства, сформулированное в Законе об Организациях, подпавших под зависимость и коррумпированных рэкетирами. Раздел 18 Кодекса США, §1961(1). Государственные законы США, призванные расследовать, контролировать и преследовать организованную преступность.
1.2.2. Основные полномочия ФБР.
1) ФБР имеет право вести расследования по делам предприятий рэкета, деятельность которых включает насилие, вымогательство или систематическое коррумпирование в обществе. Расследования предприятий рэкета, не участвующих в вышеописанной деятельности, проводятся ФБР только на основании решения, подписанного Директором ФБР и поддержанного Министром юстиции (Attorney General). Полномочия на проведение такого расследования даются только при чрезвычайных обстоятельствах.
2) Расследование предприятия рэкета может быть начато только в том случае, когда факты или обстоятельства (когда имеются "резонные подозрения" относительно существования предприятия рэкета) соответствуют критериям, сформулированным выше. Определение "резонные подозрения" соответствует идентичному определению, применяемому к расследованиям общеуголовных преступлений, описанным нами ранее.
3) Полномочия на ведение расследования предприятий рэкета даются отдельно в дополнение к праву на расследования общеуголовных преступлений, изложенных ранее. Информация, дающая обоснование для начала расследования предприятия рэкета, может быть добыта во время наведения справок или расследования общеуголовного преступления. И наоборот, расследование предприятия ракета может привести к информации, являющейся основанием для начала наведения справок или расследования общеуголовных преступлений.
1.2.3. Цель расследования:
Первоочередной целью расследования предприятия рэкета является получение информации о характере и структуре предприятия, как это определено ниже в параграфе 4 с перспективой на дальнейшую цель, а именно, раскрытие, предупреждение и уголовное преследование за деятельность такого ракетного предприятия.
1.2.4 Сфера, объем или масштабы расследования
1) При правильном проведении расследования предприятия рэкета, в соответствии с настоящим руководством, работник ФБР имеет право собрать следующую информацию.
а) о членах предприятия или других лицах, сознательно занимающихся рэкетом, при этом эти сведения должны касаться только той деятельности, которая имеет отношение к рэкетному предприятию;
б) о финансах предприятия;
в) о местонахождение предприятия;
г) о прошлой и будущей деятельности и целях рэкетного предприятия.
2) Для получения вышеупомянутой информации любые приемы расследования допустимы, если они соответствуют ранее приведенным требованиям.
1.2.5. Получение разрешения на проведение расследования и на продление сроков расследования:
1) Разрешение на проведение расследования предприятия рэкета выдается Директором ФБР или назначенным Помощником Директора на основании письменной рекомендации, в которой изложены факты и обстоятельства, в достаточной степени указывающие на существование рэкетного предприятия, деятельность которого, включает насилие, вымогательство и систематическое общественное коррумпирование. (В этих случаях ФБР должно известить Министра юстиции (Attorney General) или его уполномоченного о начале проведения расследования). Расследование предприятий рэкета, не занимающихся вышеописанной деятельностью, может быть разрешено только на основании письменного решения, подписанного Директором ФБР и поддержанного Министром, юстиции (Attorney General). При этом полномочия на проведение расследования диктуются чрезвычайными обстоятельствами. При всех расследованиях такого рода Министр юстиции может, если он считает это необходимым, потребовать от ФБР отчета о состоянии расследования.
2) Расследование деятельности предприятия рэкета первоначально может быть разрешено на период до 180 дней. Срок расследования может быть продлен на основании нового разрешения на дополнительный срок, каждый из которых не может превышать 180 дней. Разрешение на продление срока расследования выдается Директором ФБР или назначенным Помощником Директора. Согласие Министра Юстиции (Attorney General) также обязательно в тех случаях, когда для первоначального разрешения на расследование требовалось его согласие.
3) Дела по расследованию пересматриваются Директором ФБР или назначенным ответственным чиновником Главного Управления ФБР по или до истечения срока разрешенного расследования и очередных сроков его продления.
4) Расследование, которое было закрыто, может быть возобновлено на основании представления тех же фактов и в соответствии с той же процедурой, требуемых для первоначального получения разрешения на проведение расследования.
1.3. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Руководство Министра Юстиции в отношении проведения расследований деятельности, угрожающей внутренней безопасности, обнародованное в 1976 году, остается в силе для проведения такого рода расследований.
1.4. ПРИМЕЧАНИЯ
1.4.1. Ни одна из инструкций настоящего руководства не может ограничить осуществления проверок или ревизии документов, досье, контрактов или других отчетных документов, находящихся в распоряжении государственного органа или оказания таких услуг по проверке и ревизии по запросу отдела или агентства Соединенных Штатов. Оказание такого рода услуг должно производиться с целью выявления или предупреждения нарушений федеральных законов, ответственность за расследование которых лежит на ФБР.
1.4.2. Настоящие инструкции разработаны исключительно в качестве внутреннего руководства Министерства юстиции. Они не предназначены для установления и не могут устанавливать никакие новые законоположения, по существу или процедурного характера, не могут использоваться как закон ни одной стороной, ни в одном деле. гражданском или уголовном, не могут также служить каким бы то ни было ограничением других законных расследовательских и судебных прерогатив Министерства юстиции.
Бенжамин Р. Сивилетти Benjamin R
Civetti Attorney General Генеральный Прокурор Дата: 2 декабря 1980 г.
Секретная служба отмечает постоянный рост преступной деятельности, в которую вовлечены граждане европейских государств и которая охватила европейское “банковское сообщество” Эта преступная деятельность может резко увеличиться. Одна из нарастающих проблем связана с распадом СССР и с экономической ситуацией в России. Организованные преступные группы из России увеличили свою деятельность в Северной Америке. Другая область, в которой Секретная служба отмечает рост преступлений - иностранные банки. Многие иностранные банки почти не имеют никаких внутренних правил и не подлежат надзору со стороны регулирующих органов. Это способствует возникновению открытого рынка, для которого характерна полная свобода действий Другие важные факторы, способствующие росту преступности, включают относительную легкость, с которой подозреваемые в преступной деятельности европейцы, осев в Северной Америке, могут анонимно пересекать границы в США и Канаде, т.е. границы федеральных, штатных и местных юрисдикций, а также наличие гораздо менее строгой судебной системы, чем та, к которой эти преступные группы привыкли.
Секретная служба отмечает, что среди преступников, совершающих финансовые преступления, сегодня можно видеть не только “белые воротнички”, которые не оставляют жертв и обычно несут весьма мягкое наказание. Секретная служба отмечает возникновение ряда групп, которые систематически наносят ущерб финансовым учреждениям в международном масштабе. Секретная служба отмечает, что эти финансовые преступления не знают никаких границ или пределов. С приходом системы электронного перевода денежных фондов, автоматических банковских машин (банкоматов), международных электронных переводов оборотных документов и прочих прямых финансовых операций уязвимость финансовых учреждений заметно увеличилась. Пользуясь немедленной инкассацией платежных документов и возможностью молниеносного перевода средств между банками, как местными, так и иностранными, преступники наносят финансовым учреждениям значительные убытки. Секретная служба имела дело со случаями, когда организованные преступные группы используют выручку, полученную в ходе финансовых преступлений, для развития других видов противозаконной деятельности, от торговли наркотиками и краж автомобилей до контрабанды оружия и множества других нарушений. Секретная служба подразделяет расследование финансовых преступлений на три категории:
Рассмотрим каждую из этих категорий в отдельности.
2.1. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ.
2.1.1. Преступления против финансовых учреждений (банковское мошенничество).
Банковское мошенничество наносит ущерб финансовым учреждениям. В последнем обзоре, проведенном Американской Ассоциацией Банков (АБА), крупнейшим объединением банков в США, говорится, что существует две острейших проблемы банковского мошенничества - компьютерное изготовление фальшивых ценных бумаг и мошенничество с использованием электронных средств доступа (кредитных картотек).
Под компьютерным изготовлением имеется в виду изготовление фальшивых чеков, облигаций и иных бумаг. Эти финансовые документы подделываются, после чего используются как залоговые гарантии при получении займа или же реализуются. Особенно уязвимы при этом чеки корпораций, поскольку, расчеты по счетам корпораций не производятся ежедневно. Потенциальный преступный вклад. Затем на этот фиктивный счет делаются вклады с использованием поддельных чеков, которые инкассируются до того, как компания успевает обнаружить, что речь идет о поддельных финансовых документах.
Такие поддельные финансовые документы довольно легко изготовить. С появлением новой технологии, например лазерных принтеров, компьютерного сканирования и т.д., стало возможным изготовлять поддельные, финансовые документы, которые почти .невозможно отличить от настоящих. Использование новой техники позволяет преступникам повысить качество таких фальшивых документов. Использование счетов к оплате, счетов к получению и прочих банковских документов и “инструментов” придает фальшивым документам большую правдоподобность.
Российские организованные преступные группы проявляют большую активность в этих типах банковского мошенничества. Проблемы преступной деятельности такого типа выявлены в Нью-Йорке в недавнем расследовании, связанном с деятельностью российской группировки, которая использовала компьютеры и лазерные принтеры для подделки корпоративных чеков оплаты труда и персональных чеков, с помощью которых снимались, деньги со многих счетов. Все эти чеки были краденые или фальшивые и депонировались на фиктивные счета; Выручка от инкассации этих чеков снималась до того, как банк успевал обнаружить подлог. Из Нью-Йорка члены этой российской группировки ездили в Майами, где была налажена инкассация фальшивых чеков. По этому делу было арестовано семь человек. Однако федерально застрахованные финансовые учреждения к тому времени понесли существенные убытки.
Другая: область банковского мошенничества, выявленная Секретной службой, это изготовление фальшивых оборотных документов. Речь идет не о подделке существующих оборотных документов, а об изготовлении, совершенно фиктивных бумаг, используемых в качестве залога при получении ссуд или для расчетов по операциям международной торговли. Секретной службе стало известно, что некоторые из таких бумаг когда-то действительно являлись оборотными, документами, но с тех пор изъяты из оборота. Секретная служба в настоящее время проводит расследование нескольких дел, связанных с Германскими золотыми облигациями военного займа. Эти финансовые документы были законным образом выпущены в оборот в 1920-х и 1930-х годах. После второй мировой войны, в соответствии с условиями перемирия, эти облигации были изъяты из оборота и потеряли сваю стоимость. Теперь они предлагаются в виде гарантий для получения займов или реализуются со значительной скидкой как в США, так и в ряде европейских стран. Органы правопорядка в Лондоне недавно сообщили сотрудникам Отдела финансовых преступлений Секретной службы США, что одна из английских корпораций недавно потеряла на Германских Золотых облигациях военного займа миллионы долларов. Этот пример свидетельствует о том, что случаи банковского мошенничества не имеют географических границ, а данный тип мошенничества грозит любому финансовому учреждению или корпорации, как местным, так и иностранным.
Секретная служба США недавно оказала содействие в аресте Нью-Скотланд-Ярдом трех человек, обвиняемых в мошенничестве и обмане. Обвиняемые участвовали в многочисленных махинациях в Италии, Люксембурге, Ирландии и США, выбирая потенциальных частных вкладчиков и учреждения, с целью получения займов под несуществующие казначейские облигации США. Для реализации своего плана обвиняемые предъявляла потенциальным жертвам портфели финансовых документов. Содержащие генеральные доверенности и бланки Бюро государственного долга США. Один обвиняемый, чтобы предоставить потенциальным вкладчикам дополнительные путанные доказательства того, что в его распоряжении находятся казначейские облигации США на сумму 10 миллионов долларов, побывал в посольствах США в Ирландии и Люксембурге, где нотариально заверил бланки Бюро государственного долга США, создав таким образом видимость того, что эти финансовые документы были заверены правительством Америки. Благодаря сотрудничеству и немедленному вмешательству правоохранительных органов разных стран, убытки от этих махинаций не превысили 25 000 фунтов стерлингов.
Другое текущее расследование, проводимое Секретной службой, касается купли-продажи первичных банковских гарантий между европейскими и американскими банками и биржами “Дойчебанк”, (Германия), “Банк Суисс” (Женева) и тринадцать других европейских банков выпустили первичные банковские гаранту с деноминацией от 100 до 500 миллионов долларов каждая и продают их со скидкой, за 78% от стоимости, тогда как их текущая стоимость на рынке - 92%. Такая большая скидка указывает на то, что эти бумаги подлинные. Следует обратить внимание, что один процент от 500 миллионов долларов составляет 5 миллионов долларов. Эти бумаги продаются банкам США, регистрируются фондовыми биржами, снабжаются идентификационными номерами CUSIP и продаются в качестве долгосрочных инвестиционных инструментов пенсионным фондам и корпорациям в США.
Это лишь несколько примеров того, что дела по банковскому мошенничеству не могут быть отнесены к какой-либо специальной категории или конкретному месту, представляют собой махинации, не знающие никаких административных и государственных границ.
2.1.2. Мошенничество с использованием электронных средств доступа (кредитных карточек).
Секретная служба начала впервые расследовать случаи мошенничества с использованием электронных средств доступа после принятия Конгрессом Акта о комплексных мерах борьбы с преступлениями от 1984 года, который часто называют “Актом о мошенничестве с использованием электронных средств доступа”. По приблизительным оценкам, такой вид преступлений ежегодно наносит федерально застрахованным финансовым учреждениям от двух до трех миллиардов долларов убытка.
Секретная служба подразделяет мошенничество с использованием электронных средств доступа на шесть видов.
1. Изготовление фальшивых кредитных карточек.
2. Видоизменение (подделка) карточек.
3. Потерянные и украденные карточки.
4.Обман при заполнении бланков на получение карточки.
5. Махинации с телемаркетингом.
6 Белые карточки.
Секретная служба отмечает существенный рост деятельности по изготовлению фальшивых карточек и участие во всех видах мошенничества с использованием электронных средств доступа. Существует несколько причин этого роста Во-первых, появление на сцене российских преступных группировок, входящих в число ведущих групп, совершающих финансовые преступления, заставляет обратить .внимание на этот хорошо организованный и подвижный криминальный элемент, располагающий технологией по производству фальшивых кредитных карточек в мировом масштабе. Яркий пример этому - недавнее расследование в Нью-Йорке, где некий гражданин России, используя поддельные кредитные карточки, смог обмануть банки приблизительно на 50 000 долларов в течение двух недель. Обвиняемый ездил по всей северо-восточной части США, покупая дорогие вещи на фальшивые кредитные карточки, и сбывал все это скупщикам краденого. Данное дело служит простейшим примером того, с какой легкостью могут быть накоплены в относительно короткий срок значительные денежные суммы.
Другая причина роста деятельности по изготовлению фальшивых кредитных карточек связана с доступностью новой технологии и появлением "преступника-технаря". Секретная служба отмечает увеличение числа хорошо подготовленных, высокообразованных и технически-ориентированных преступников.
Российские группы - не единственные преступные организации, занимающиеся мошенничеством с кредитными карточками. Западно-африканские организованные преступные группы, главным образом из Нигерии, также активно вовлечены в этот вид мошенничества по всей Европе и в США.
Пример международного размаха такого рода мошеннической деятельности можно увидеть в недавнем расследовании, проводимом отделением Секретной службы в Бонне (Германия). Боннское отделение Секретной службы координировало расследование подделки кредитных карточек, которые осуществляли органы правопорядка из Гонконга, Берлина, Висбадена, Манилы и Барселоны. В результате расследования были арестованы два человека в Барселоне (Испания). Но раньше этого финансовые учреждения понесли убытки приблизительно в 1 миллион долларов. Подсудимые были выданы Секретной службе Берлина для возбуждения против них уголовного дела.
2.1 3. Отмывание денег.
Отмывание денег является простым сокрытием источника личного дохода, который таким образом приобретает видимость законного. Это преступление всегда связано с другими существующими правонарушениями, такими, как: банковское мошенничество, мошенничество с использованием кредитных и дебетных карточек, растрата и почти со всеми финансовыми нарушениями, расследуемыми Секретной службой. Как показывают расследования, проводимые в юрисдикции Секретной службы, организованные преступные группы из России активно вовлечены в отмывание денег.
2.2 РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ
2.2.1. Компьютерное мошенничество.
Компьютеры широко используются при совершении финансовых преступлений по самым разным причинам: для незаконного подключения ("хэкинга") к банку данных, с целью извлечения информации о банковских счетах; для хранения полученной таким способом информации; как орудие преступления; для клонирования микросхем сотовых телефонов; для сканирования корпоративных чеков, облигаций и оборотных документов, в целях дальнейшего изготовления их фальшивых вариантов и во многих других целях. Как уже упоминалось ранее, организованные преступные группы из России широко используют компьютеры для изготовления фальшивых оборотных Документов, используемых ими в целях банковского мошенничества, активно используют компьютеры для перекодирования микросхем и их использования в клонированных сотовых телефонах. Пример мошенничества такого рода описан ниже. Данное расследование является вполне уместным примером растущей проблемы компьютерного мошенничества и ее международного масштаба. В октябре 1993 г. Секретная: служба получила информацию о повторяющиеся случаях незаконного подключения к компьютерам, связанным с "Интернетом". "Интернет" — это международная сеть связанных между собой компьютерных сетей, используемых университетами, корпорациями, военными и государственными организациями для расширения, взаимной связи, прежде всего, в исследовательских целях.
Расследование показало, что лицо, возглавляющее группу хакеров, нелегально подключилось к компьютерам на Кипре, в Германии”, в Мексике и на территории США. Было установлено, что компьютерные нарушители теперь имеют информацию, необходимую для доступа к тысячам компьютеров сети "Интернет", и что они установили программу "Троянский конь", позволяющую определять пароли и коды счетов компьютерных систем. Проникнув в систему, нарушители также установили "черный ход", обеспечивающий им доступ к сети в будущем.
Такой тип незаконного подключения к компьютеру (хэкинг) может причинять финансовым учреждениям, частным корпорациям и бизнесменам огромный ущерб. Это видно на примере проводимого Секретной службой расследования деятельности одной организованной группы, которая добывает, использует и распространяет фальшивые телефонные карточки. Недавний арест в Германии привел к изъятию примерно 7 000 фальшивых телефонных карточек. На ряд граждан США были открыты дела по подозрению в участии в этих махинациях.
При раскрытии в Германии преступной группы выяснилось, каким образом она, используя междугородную телефонную сеть, сумела определить номера телефонных карточек этой компании и затем продать различным системам электронных "досок объявлений" по всей стране для дальнейшего распространения по всему миру. Система электронных "досок, объявлений", в свою очередь, продает эти номера конечным пользователям для личного пользования или же для последующей перепродажи. Расследование показало, что незаконным образом были использованы телефонные карточки 10 000 законных абонентов.
2.2.2. Мошенничество против телефонных компаний.
Убытки от мошенничества против телефонных: компаний оцениваются в 300-400 миллионов долларов в год. Один из самых распространенных видов такого мошенничества - клонирование сотовых телефонов. Это относительно простая процедура, требующая лишь приобретения электронной аппаратуры в свободной продаже. Когда абонент звонит по сотовому телефону, аппарат посылает пакет электронной информации, содержащий электронный серийный номер, идентификационный номер телефона и прочие идентифицирующие сигналы. Потенциальный преступник может перехватить эту электронную информацию при помощи специального радиосканера. Полученная информация переносится с помощью компьютера на микросхему, которая затем вставляется в сотовый телефон. Таким телефоном можно пользоваться в течение тридцати дней, до тех пор, пока несанкционированные Вызовы не будут обнаружены.
Сотовые телефоны широко используются организованными преступными группами, в частности, российскими. Случаи такой преступной деятельности были отмечены 18, 23 и 25 февраля 1994 г. во Фресно, в штате Калифорния. Отделение Секретной службы США арестовало семерых граждан Армении, которые проводили три различных махинации по "торговле телефонными звонками" с использованием сотовых телефонов. В махинации по "торговле телефонными звонками" преступники перепрограммировали микросхемы сотовых телефонов и затем продавали телефонное время на международные разговоры.
Это расследование началось после получения от телефонной компании “Селлулар-Уан” информации о том, что в районе города Фресно орудуют мошенники, торгующие "телефонными звонками" с использованием клонированных сотовых телефонов. Расследование показало, что основная часть Звонков была сделана из Лос-Анджелеса в Россию и Армению. По оценке компании “Селлулар-Уан”, убытки в результате этой махинации составили свыше 350 000 долларов.
2.3. РАССЛЕДОВАНИЕ МОШЕННИЧЕСТВА ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ПРОГРАММ
Для пресечения нарушений, связанных с государственными финансовыми программами, и наказания виновных Секретная служба приняла специальные директивы. Расследование преступлений против государственных финансовых программ направлено против махинаций с облигациями Казначейства США, с электронным переводом денежных фондов и с программой обеспечения малоимущего населения продовольственными купонами. Организованные преступные группы из России оказались вовлеченными и в эти виды преступной деятельность. Секретная служба ожидает, что их количество будет расти.
Международный размах расследования некоторых случаев мошенничества против государственных финансовых программ виден на примере недавнего дела о казначейских чеках США на сумму более 1 миллиона долларов. Чеки были выкрадены в Италии, а деньги по ним получены в Германии и Австрии. Боннское отделение Секретной службы, работающее в тесном сотрудничестве с представителями Интерпола в Вене (Австрия) с полицией городов Тюбинген и Франкфурт (Германия) и с БКА, Германским Федеральным полицейским агентством, произвело ряд арестов, в том числе нескольких банковских должностных лиц в Вене.
Таким образом, как нетрудно заметить, диапазон лиц, совершающих финансовые преступления, весьма широк - от растратчика, работающего в банке, и изготовителя фальшивых оборотных документов, затем реализуемых или используемых в качестве гарантии при получении ссуды, до технически грамотного преступника, совершающего мошеннические действия против телефонных компаний.
Итак, Секретная служба установила, что все подобные нарушения не имеют никаких границ и пределов, часто достигают международного размаха и полагает, что единственный действенный способ борьбы с такими преступлениями - создание специальных групп при совместном усилии федеральных, штатских, окружных, местных и международных органов правопорядка.
3.1. Отмывание денег - это депонирование денежных средств на различные банковские счета или иным способом, с целью создать впечатление законного источника таких поступлений.
3.2. Отмывание денег как правонарушение осуществляется для сокрытия прибыли, связанной с преступной деятельностью, и настоящего источника поступлений, а также с целью избежать проверки при использовании таких средств.
3.3. Банки - основные объекты такой деятельности по отмыванию денег.
3.4. Другие учреждения, используемые для отмывания денег:
3.4.1. Казино.
3.4.2. Пункты обмена валюты.
3.4.3. Бюро инкассации чеков.
3.4.4. Торговцы ценными металлами.
3.4.5. Брокеры товарной биржи.
3.4.6. Брокеры ценных бумаг.
3.4.7. Торговцы недвижимостью.
3.5. “Бумажный след” - чтобы отмывание денег было успешным, не должно быть никакой очевидной связи с преступником или преступной прибылью.
3.6. Три этапа отмывания денег:
3.6.1. Размещение.
3.6.2. Расслаивание.
3.6.3. Интеграция.
3.7. Операции по отмыванию денег:
3.7.1. Законное размещение в банке.
3.7.2. Простая операция по отмыванию денег.
3.7.3. Сложная операция по отмыванию денег.
3.8. Движение денежных средств из страны (пути и методы):
3.8.1. Контрабанда.
3.8.2. через финансовые учреждения.
3.9. Меры борьбы с отмыванием денег:
3.9.1. Сотрудничество между финансовыми учреждениями и правоохранительными органами.
3.9.2. Законы и нормативные акты.
3.9.3. Просветительная работа.
4.1. ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ, СВЯЗАННЫЕ С МОШЕННИЧЕСТВОМ ЭТОГО ВИДА ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ДОСТУПА К БАНКОВСКОМУ СЧЕТУ:
4.1.1. Любые карточки, коды, пластинки, номера счетов или иные средства доступа к банковскому счету, которые можно использовать сами по себе или совместно с другими электронными средствами доступа для получения денег, товаров, услуг и прочих ценностей, или те, которые могут быть использованы для осуществления перевода фондов (за исключением переводов, осуществляемых при помощи бумажных платежных инструментов).
4.1.2. Незаконные средства доступа к банковскому счету.
4.1.3. Любые средства доступа к банковскому счету, которые были утеряны или украдены и утратили срок своего действия, были аннулированы, отменены или изначально получены с мошенническими целями.
4.2 ТЕРМИНЫ, СВЯЗАННЫЕ С КРЕДИТНЫМИ КАРТОЧКАМИ:
4.2.1. АВТОМАТИЧЕСКАЯ БАНКОВСКАЯ МАШИНА (БАНКОМАТ) –
устройство, выдающее деньга, при помощи которого держателе кредитной/дебитной карточки может производить различные финансовые операции, например, снятие со счета наличных денег, перевод фондов с одного счета на другой и получение различных банковских услуг.
4.2.2. БАНК-ПРИОБРЕТАТЕЛЬ –
банк, который заключает с торговцами договор о принятии к оплате за товары и услуги кредитных или дебетных карточек вместо наличных. Такой банк может быть одновременно банком-приобретателем и банком-эмитенотом.
4.2.3. БАНКОВСКАЯ КРЕДИТНАЯ КАРТОЧКА –
карточка, выпущенная банками и другими официальными финансовыми учреждениями и предлагающая держателю карточки оборотный или долгосрочный кредит. Причем этот держатель имеет возможность либо полностью оплачивать счета ежемесячно, либо выплачивать меньшую сумму к установленной дате выплаты. Проценты затем начисляются с невыплаченного остатка. По банковской кредитной карточке может быть получен и аванс наличными, но в этом случае проценты начисляются с самого дня получения аванса.
4.2.4. БЕЛАЯ КАРТОЧКА (БЕЛАЯ ПЛАСТМАССА) –
тиснение подлинной информации о банковском счете на обычном куске пластмассы для совершения мошеннических сделок через посредничество торговца краденым.
Примечание: "белый пластик" или "белая пластмасса" есть общее обозначение; реальные цвета пластмасс могут варьироваться.
4.2.5. ДЕБЕТНАЯ КАРТОЧКА –
платежный инструмент, используемый для получения наличных, товаров или услуг и связанные непосредственно с банковским счетом держателя (владельца) карточки. Отличается от кредитной тем, что получаемые ее владельцем суммы снимаются электронным способом с его банковского счета непосредственно в момент произведения операции. При этом не существует ни периода отсрочек, ни возможности продолжительного кредита. Дебитной карточкой является карточка для банкоматов.
4.2.6. ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР БАНКА-ЭМИТЕНТА (ВИЗА-МАСТЕРКАРД-АМЕРИКЭН ЭКСПРЕСС).
Для кредитных карточек ВИЗА и Мастеркард номер банковского счета автоматически идентифицирует банк-эмитент. Первые шесть цифр номера банковского счета могут идентифицировать банк-эмитент после наведения справок по справочникам членства, издаваемым компаниями ВИЗА и Мастеркард.
Номера счетов для Америкэн Экспресс могут быть идентифицированы по тому признаку, что номера, состоящие из пятнадцати цифр, всегда начинаются с 37, а номер 34, как первые две цифры счета зарезервирован для Америкэн Экспресс, но используется редко. Если установлено, что номер банковского счета принадлежит Америкэн Экспресс, информация об этом счете может быть получена от сотрудников службы безопасности Америкэн Экспресс в вашем регионе.
Другие номера банковских счетов также имеют идентифицирующие их черты, однако упомянутые элементы очень разнообразны и настолько многочисленны, что привести их здесь нет возможности. В случаях, когда агент хочет извлечь из номеров банковских счетов какую-то информацию, если она там вообще имеется, ему следует обращаться за помощью к эмитенту.
4.2.7. КВИТАНЦИЯ НА ПОКУПКУ –
документ, составленный торговцем во время совершения продажи, с целью регистрации сделки с держателем кредитной карточки. Оригинал квитанции обычно возвращается предъявителю карточки для удобства обслуживания клиентов. Наиболее четкая копия обычно сохраняется торговцем и затем предъявляется в банк-эмитент.
4.2.8. КРЕДИТНАЯ КАРТОЧКА –
пластиковая карточка, дающая ее держателю (владельцу) полномочия делать покупки или Займы в пределах кредита, установленного эмитентом. Потраченные суммы затем взимаются с банковского счета держателя карточки- Счет на эту сумму присылается ему позже.
4.2.9. МАГНИТНАЯ ПОЛОСА –
полоса магнитной информации, прикрепленная к обратной стороне кредитной или дебитной карточки в момент ее изготовления. Эта информация содержит данные в специфическом формате, отличающемся от выбитых на лицевой стороне карточки. Часть такой закодированной информации содержит имя, номер банковского счета и персональный (идентификационный номер держателя карточки, а также наложенные на него финансовые ограничения)
4.2.10. РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ НОМЕР –
номер, переданный торговцу банком-эмитентом через Систему обмена данными, сообщающий, что данная кредитная карточка не была утеряна или украдена, и что держатель (владелец) карточки имеет на своем счету кредит, достаточный для совершения текущей сделки. Торговец должен получить разрешительный номер на любую сделку, сумма которой превышает ранее установленный для этого торговца финансовый потолок.
4.2.11. РОЗНИЧНЫЕ КРЕДИТНЫЕ КАРТОЧКИ –
форма кредитной карточки, ограниченно используемая для розничной купли/продажи в выпускающих эту форму больших магазинах и торговых точках (Галф, Эксон, Монтгомери Уорд).
4.2.12. ТОРГОВЫЙ ТЕРМИНАЛ –
электронный кассовый аппарат, который с помощью магнитной ленты принимает финансовую информацию от кредитных/дебетных карточек и передает эти данные в компьютер или в разрешительную сеть для проверки банковского счета, законности использования карточек и так далее.
4.2.13. ФАЛЬШИВАЯ КРЕДИТНАЯ КАРТОЧКА –
любая кредитная карточка, которая была подделана, видоизменена или используется с подделанной подписью, либо легко узнаваемый компонент подлинной кредитной карточки, изготовленный с мошенническими целями.
4.2.14. ФАЛЬШИВАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КРЕДИТНАЯ КАРТОЧКА –
кредитная дебитная карточка, информация на магнитной полосе которой была изменена. Подлинная кредитная карточка может быть просто изменена с помощью энкодера/декодера магнитной полосы и переделана в любой другой тип пластиковой карточки без риска и сложностей, связанных с переделкой всей карточки в целом.
4.2.15. ФИНАНСОВЫЙ ПОТОЛОК –
соглашение между торговцем и банком-получателем, позволяющее торговцу совершать сделки не выше заранее оговоренной денежной суммы без обращения торговца к разрешительной системе. Финансовый потолок различных торговцев варьируется, может представлять любую денежную сумму и основан на средней величине типичной операции по купле/продаже. Если торговцы неоднократно в прошлом превышали свои финансовые возможности, банк-получатель устанавливает для них финансовый потолок в ноль долларов.
4.2.16. ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕРМИНАЛ –
электронный кассовый аппарат, автоматическая банковская машина выдачи наличных денег, автоматический проверочный кассовый аппарат, автоматическая машина оплаты за горючее на заправочных станциях.
Используется в момент совершения сделки или финансовой операции для электронной выдачи данных, переданных по компьютеру, с целью подтверждения финансовой состоятельности предполагаемой сделки.
5.1. АВТОМАТИЧЕСКАЯ БАНКОВАЯ МАШИНА, БАНКОМАТ (AUTOMATIC TELLER MACHINE, ATM) –
механическое устройство, с помощью которого держатель имеет доступ к своему счету для получения денег. Для этого держатель счета использует специальную карточку, на магнитной полосе которой хранится код с идентифицирующей информацией в сочетании с персональным идентификационным номером.
5.2. АГЕНТ –
сторона, уполномоченная другим лицом действовать от имени его имени.
5.3. АККРЕДИТИВ (LETTER OF CREDIT) –
официальный документ на имя получателя, предоставляющий ему определенные полномочия.
5.4. АКТ (DEED) –
письменный документ о передаче собственности на недвижимость.
5.5. АКЦЕПТ (ACCEPTANCE) –
переводный вексель с надписью акцептанта (трассата), указывающей на его согласие произвести платеж в указанный срок.
5.6. АУДИТОР (AUDITOR) –
в банковском деле лицо, отвечающее за ревизию всех банковских операций.
5.7. АВАНСОВЫЙ ОТЧЕТ (BALANCE SHEET) –
форма бухгалтерской отчетности, с подробным зданием активов и финансового положения компании на конкретную дату.
5.8. БАНК-КОРРЕСПОНДЕНТ (CORRESPONDENCE BANK) –
банк, имеющий корреспондентский счет в другом банке или участвующий во взаимных банковских услугах.
5.9. БАНКОВСКАЯ РАСЧЕТНАЯ ПАЛАТА (CLEARINGHOUSE) –
организация, в которой осуществляется зачет взаимных требований и обязательств банков.
5.10 БАНК ОДНОГО (ONE-MAN BANK) –
финансовое учреждение, в котором явно доминирует одно лицо, не допускающее других мнений и дискуссий.
5.11. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ (CLEARINGS) –
чеки и прочие платежные документы, предъявляемые банками при взаимных расчетах.
5.12. БРОКЕРСКИЕ ДЕПОЗИТЫ (BROKERED DEPOSITS) –
также называются “горячими деньгами”, поскольку носят временный характер и реализуются брокерами в финансовых учреждениях, предлагающих самую высокую цену. Типичными примерами брокерских депозитов являются депозитные сертификаты и “бросовые” облигации.
5.13. БРОСОВЫЕ ОБЛИГАЦИИ (JUNK BOND) –
высокодоходные финансовые инструменты с высокой степенью риска, выпускаемые корпорациями (эмитентами) в целях получения капитала. Одним из таких инструментов являются “китайские бумаги”, так как они сопряжены с высокой степенью риска и не отвечают инвестиционному рейтингу.
5.14. ВЗЛОМ (BUST-OUT) –
традиционное обозначение махинации, которая лишает компанию или бизнес практически всех средств. Используется иногда владельцами финансовых учреждений, которые, пользуясь своим служебным положением, “выкручивают” денежные средства компании.
5.15. ВИДОИЗМЕНЕННЫЙ ЧЕК (ALTERED CHECK) –
чек, в который внесены существенные изменения. Обычно подделка касается увеличения суммы чека. Банки должны выявлять такие подделки.
5.16. ВОЗВРАЩЕННЫЙ ДОКУМЕНТ (RETURN ITEM) –
платежный документ (например, чек) возвращенный неоплаченным соответствующим банком-плательщиком.
5.17. “ВЫ ВЫИГРАЛИ ПРИЗ”, МАХИНАЦИЯ ("YOU HAVE WON A PRIZE" SCAM) –
клиент получает почтовую карточку, в которой его просят в течение 48 часов обратиться по указанному номеру телефона, чтобы получить якобы причитающийся ему приз. Когда он звонит, ему говорят, что он выиграл машину, путевку, шубу и т.д. и от него лишь требуется внести плату. Думая, что всего за 398,50 долларов он станет счастливым обладателем дорогой вещи, клиент может дать отправителям открытки разрешение снять деньги с его текущего счета.
5.18 “ВЫКРУЧИВАНИЕ” (SKIMMING) –
практика неправомерного изъятия фондов для получения выгоды участниками махинации. Встречается “выкручивание” комиссионных, процентов, капитала, например:
5.18.1. нарушитель находит продавца, испытывающего финансовые трудности и вынужденного продать свое имущество, находит ситуацию “продажи владельцем” или продавца, срок листинга которого на бирже истек;
5.18.2. первоначальная выплата при продаже имущества не делается;
5.18.3. в скором времени происходит неуплата задолженности.
5.19. “ВЫКРУЧИВАНИЕ” ПРОЦЕНТОВ (RENT SKIMMING) –
покупатель принимает обязательства по существующим ссудам, вручив продавцу долговую расписку. Первоначальной платы наличными не производится.
5.20. “ВЫКРУЧИВАНИЕ” КОМИССИОННЫХ (COMMISSION SKIMMING) –
мошенник организует продажу и новую ссуду для лица (признанного правомочным покупателем), получающего вознаграждение за исполнение роли законного покупателя от имени несуществующего лица. Никаких денег в виде первоначальной платы не вносится; цель сделки заключается в получении новой ссуды, за это мошенник получаете комиссионные.
5.21. “ДАВАЙТЕ ПРОДАДИМ ВАШУ МАШИНУ”, МАХИНАЦИЯ ("LET US SELL YOUR CAR" SCAM) –
клиенту звонят из компании телемаркетинга и предлагают посредничество в продаже его машины по всей стране всего за 349,00 долларов. Ему посылают бумаги на просмотр, и, узнав в результате номер его текущего счета, снимают с его счета деньги. Лица, выдающие себя за владельцев компаний, открывают новые деловые счета. При этом они могут уведомить банк (но могут этого и не сделать) о том, что занимаются телемаркетингом и будут предъявлять к оплате платежные документы клиентов. После того как счет открыт и в счета на него начинает депонироваться большое количество чеков (часто незадолго до закрытия банка, когда кассир занят снятием кассы и не слишком внимательно относится к операции). По сообщению одного банка, такие вклады лишь за один день составили 39800 долларов.
5.22. ДВОЙНОЙ БЛОКИРОВАННЫЙ СЧЕТ (DOUBLE ESCROW/FLIP) –
признанный правомочным покупатель соглашается купить недвижимость за сумму, большую чем предложенная “соломенным покупателем” при первоначальной сделке, и обещает крупную прибыль. Средства ссуды пропускаются через второй блокированный счет, чтобы обеспечить фондами первый счет и дать прибыль “соломенному покупателю”. Право собственности переходит от законного продавца через “соломенного покупателя” к правомочному покупателю.
5.23. ДЕНЕЖНЫЙ ДОКУМЕНТ (CASH ITEM) –
документ, подлежащий погашению и временно ожидающей проводки по счету.
5.24. ДЕПОЗИТНЫЙ СЕРТИФИКАТ (CERTIFICATE OF DEPOSIT, CD) –
документ, свидетельствующий о депонировании денежных средств. Может быть передан третьим лицам. Выплата по нему производится по предъявлению.
5.25. ДОЛГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО (DEBENTURE) –
негарантированная облигация корпорации или банка.
5.26. ДОЛГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, ВЕКСЕЛЬ (PROMISSORY NOTE) –
подписанное векселедателем письменное обязательство уплатить определенную сумму денег в оговоренный срок предъявителю, либо указанному на векселе лицу. Один из распространенных видов долгового обязательства - чек.
5.27. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (COLLATERAL) –
дополнительная гарантия выплаты долга, помимо личных обязательств заемщика. Часто имеет форму письменного согласия потерять право собственности на недвижимость или иное имущество в случае непогашения ссуды. Для получения ссуды обычно необходимо иметь какое-нибудь дополнительное обеспечение.
5.28. ЕДИНОЛИЧНОЕ ВЛАДЕНИЕ (PROPRIETORSHIP) –
предприятие, принадлежащее одному владельцу.
5.29. ЗЕМЕЛЬНЫЕ АФЕРЫ (LAND FLIPS) –
обычно подразумевают вымышленную или фальшивую оценку стоимости земельного участка.
5.30. ИПОТЕЧНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО (MORTGAGE FRAUD) –
заемщик пытается обманным путем получить ссуду в финансовом учреждении. При этом используются следующие способы:
5.30.1. передача ложной информации и использование ссуды не по назначению;
5.30.2. передача ложной информации о финансовом положении заемщика или поручителя;
5.30.2. передача ложной информации о качестве или размере дополнительного обеспечения.
Есть две конкретных причины для ипотечного мошенничества. Одна касается мошенничества, запланированного с целью получения "прибыли. Другая - для получения ссуды на приобретение недвижимости лицом, не отвечающим критериям финансового учреждения и едва ли способным погасить ссуду.
Мошенничество с целью получения прибыли обычно хорошо спланировано и отличается сложной структурой, позволяющей осуществить намерение не выполнять платежных обязательств.
5.31. КАПИТАЛ (EQUITY) –
доля владения.
5.32. КОММЕРЧЕСКИЙ АККРЕДИТИВ (COMMERCIAL LETTER OF CREDIT) –
документ, выдаваемый банком и заменяющий кредит этого банка в счет товаров покупателя.
5.33. КОМПЬЮТЕРНОЕ ПЕЧАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (DESK TOP PUBLISHING) –
использование компьютера с цветным лазерным принтером для производства фальшивых или поддельных документов.
5.34. ЛИКВИДНОСТЬ (LIQUIDITY) –
способность активов легко и быстро конвертироваться в денежные средства. Также способность банков, физических и юридических лиц своевременно оплачивать текущие обязательства.
5.35. МАХИНАЦИИ С КРЕДИТНЫМИ КАРТОЧКАМИ “ВИЗА” И “МАСТЕРКАРД” (VISA/MASTERCARD SCAM) –
клиентам предлагаются карточки “Виза” и “Мастеркард”, с низкой процентной ставкой и без годового сбора. Для этого они должны обратиться по указанному телефону в течение 48 часов. Когда они звонят, им сообщают, что они могут получить кредитную карточку, внеся единоразовую плату 119,95 долл. На деле же, если они и получат что-либо, это будет просто список банков, которые предлагают кредитные карточки с более низкими процентными ставками.
5.36. “НАКАЧКА” (CHURNING) –
“справедливая рыночная цена” имущества искусственно повышается в результате серии сделок по продаже и перепродаже, например в случае земельных афер.
5.37. НЕДОСТАТОЧНЫЕ ФОНДЫ (INSUFFICIENT FUNDS) –
термин, указывающий на недостаточность средств на счете вкладчика для инкассации предъявленного к оплате чека.
5.38. НОРМАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА (REGULATORY ACCOUNTING PRINCIPLES, RAP) –
обычно применимы к ссудно-сберегательным учреждениям.

стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>