стр. 1
(всего 39)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

РАЗРАБОТКА ПРОЦЕДУРЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИЛИ ИНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ И
ПРОЦЕДУРЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРУЮЩИХ МЕР




Руководство проектом: Буев В.В., Литвак Е.Г.

Авторы текста:
Буев В.В., Крючкова П.В., Литвак Е.Г.,
Мигин С.В., Степанюк К.В.,
Смирнов Н.В., Соболь Д.В., Шамрай А.А.




Москва 2005
Руководство проектом: Буев В.В., Литвак Е.Г.


Авторы текста:
Буев В.В., Крючкова П.В., Литвак Е.Г.,
Мигин С.В., Степанюк К.В.,
Смирнов Н.В., Соболь Д.В., Шамрай А.А.




Данное издание подготовлено на основе проекта,
выполненного по заказу Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации
и публикуется в целях общественного обсуждения.


Опубликовано в 2005 г.

© 2005, авторские права принадлежат
АНО «НИССИП», коллективу авторов.

Все права защищены.
3

СОДЕРЖАНИЕ



Введение ............................................................................................. 8

1. Анализ существующей ситуации в области применения
различных административных методов государственного
регулирования предпринимательской деятельности ............. 13

1.1. Формы и методы административного регулирования
предпринимательской деятельности .............................................. 13

1.2. Механизмы административного регулирования в сфере
технического регулирования........................................................... 18
Регулирование производства продукции............................... 18

1.3. Практика внедрения механизмов саморегулирования на
примере сфер банкротства и финансовых рынков........................ 26
Государственное регулирование в сфере банкротства ......... 26

2. Анализ зарубежного опыта создания единой системы
регламентации предпринимательской деятельности ............. 43

2.1. Общий подход к формированию единой системы
регулирования в Австралии ............................................................ 43
Процедура оценки регулирующего воздействия
(Regulation Impact Statement, RIS) ..................................... 49
Саморегулирование............................................................. 54
Государственное регулирование........................................ 58
Особенности государственного регулирования процедур
банкротства в Австралии.................................................... 58

2.2. Обзор законодательства и проектов нормативных
правовых актов о регулировании США ......................................... 59
Особенности государственного регулирования процедур
банкротства в США............................................................. 63
Особенности регулирования фьючерсной торговли в
США ..................................................................................... 64
4

Особенности регулирования производства пищевой
продукции в США............................................................... 65

2.3. Подход Европейского союза к формированию системы
регулирования предпринимательской деятельности. ................... 67
Формирование системы технического регулирования в
ЕС.......................................................................................... 68

2.4. Международный опыт государственного регулирования
в области производства пищевой продукции ................................ 80
Формирование системы регулирования
предпринимательской деятельности в области контроля за
производством пищевой продукции в Великобритании . 90

2.5. Общие рекомендации по определению метода
регулирования в зависимости от риска и издержек.................... 100

3. Предложения по формированию системы оценки рисков,
возникающих при осуществлении различных видов
предпринимательской деятельности в целях
дифференциации методов регулирования данных видов
деятельности и созданию единой системы государственного
регулирования предпринимательской деятельности ........... 103

3.1. Принципы построения единой системы
государственного регулирование на основе системы оценки
рисков .............................................................................................. 104

3.2. Организационное построение единой системы
государственного регулирования на основе системы оценки
рисков .............................................................................................. 106

3.3. Сферы применения системы оценки рисков ................ 110

3.4. Факторы и виды рисков.................................................. 112

3.5. Общая характеристика рынка экспертных институтов по
оценке рисков в Российской Федерации...................................... 117

3.6. Выбор методов государственного регулирования на
основе оценки рисков..................................................................... 123
5

4. Повышение качества решений в сфере государственного
регулирования предпринимательской деятельности ........... 129

4.1. Анализ зарубежного опыта по проведению
регулятивных реформ .................................................................... 132

4.2. Обобщение зарубежного опыта в области оценки
регулирующего воздействия ......................................................... 150

4.3. Методика доказательства необходимости
государственного или иного вмешательства в
предпринимательскую деятельность............................................ 158

4.4. Предложения в области процедуры периодической
оценки эффективности регулирующих мер................................. 166

5. соотношение форм оценки соответствия и рисков,
возникающих при осуществлении предпринимательской
деятельности.................................................................................. 170

5.1. Методика соотношения форм оценки соответствия и
рисков, возникающих при осуществлении предпринимательской
деятельности ................................................................................... 170

5.2. Методология оценки рисков .......................................... 175

5.3. Существующие методы анализа опасностей и оценки
рисков, применяемые для целей регулирования
предпринимательской деятельности ............................................ 177

6. Анализ состояния системы технического регулирования в
России на 2004 год. ....................................................................... 181

6.1. Система технического регулирования. ......................... 181
Объекты технического регулирования............................ 182
Субъекты технического регулирования.......................... 184
Права и обязанности участников отношений технического
регулирования.................................................................... 185
Признаки законченной системы технического
регулирования.................................................................... 186
6

6.2. Настоящее состояние системы технического
регулирования................................................................................. 186
Министерство промышленности и энергетики Российской
Федерации.......................................................................... 186
Федеральное агентство по техническому регулированию
и метрологии...................................................................... 187
Нормативно-правовые акты во исполнение Федерального
закона «О техническом регулировании» ....................... 189

6.3. Основы ежегодного мониторинга системы технического
регулирования................................................................................. 197

6.4. Общие рекомендации по мероприятиям, направленным
на создание системы технического регулирования .................... 198

7. Подходы к разработке технических регламентов на основе
директив ЕС. ................................................................................. 200

7.1. Практика ЕС по разработке директив в области
технического регулирования......................................................... 200
Исходные принципы директив ЕС по техническому
регулированию .................................................................. 203
Внешняя структура системы директив ЕС в области
технического регулирования............................................ 204
Внутренняя структура системы директив ЕС в области
технического регулирования............................................ 205
Рекомендации по использованию директив Европейского
Союза в области технического регулирования при
разработке технических регламентов.............................. 209

7.2. Методика разработки норм технических регламентов на
основе директив ЕС........................................................................ 211

Приложение 1. Описание схемы контроля в рамках Hazard
Analysis Control Points (HACCP)................................................ 222

Приложение 2. список федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих государственный контроль и
надзор: ............................................................................................ 235
7

Приложение 3. Директивы Европейского Союза,
базирующиеся на концепции «нового подхода» к
техническому регулированию ................................................... 237

Библиография ............................................................................... 244

СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ............................................ 248
8

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время1 процесс развития рыночных отношений
в России наталкивается на целый ряд проблем как объективного,
так и субъективного характера, среди которых одной из основных
является избыточное и неэффективное государственное регули-
рование деятельности субъектов предпринимательства со сторо-
ны органов власти разного уровня подчиненности. Сегодня от-
сутствует баланс между формированием благоприятных условий
деятельности хозяйствующих субъектов и защитой прав потреби-
телей, общества, на которую в первую очередь и направлены раз-
нообразные меры государственного регулирования.
Связано это с существующим дублированием функций меж-
ду различными ведомствами, избыточностью предъявляемых к
предпринимателям требований, отсутствием обоснованных под-
ходов к доказательству необходимости государственного вмеша-
тельства в экономику, к определению оптимального уровня
«вмешательства», а зачастую злоупотреблениями, допускаемыми
отдельными должностными лицами. В итоге, складывается си-
туация избыточного государственного давления на предпринима-
телей, которое при этом не достигает целей государственного
регулирования (в частности: защиты прав потребителей, обеспе-
чения безопасности). Такое регулирование является неэффектив-
ным, оно не обеспечивает безопасность производимых предпри-
нимателями продукции и услуг, а только увеличивает издержки
предпринимателей, снижая их конкурентоспособность.
В целом следует отметить, что в России в настоящее время
не создана целостная и эффективная система государственного
регулирования предпринимательской деятельности, и существу-
ют следующие актуальные проблемы:
1. Пересечение и дублирование различных методов государ-
ственного регулирования в отношении одного объекта кон-
троля.
2. Наличие множества сфер предпринимательской деятельно-
сти с избыточным государственным регулированием.
3. Недостаточное использование рыночных механизмов регу-
лирования субъектов предпринимательской деятельности.

1
Настоящая работа была выполнена в 2004 году и, соответственно, от-
ражает реальную ситуацию годовой давности. Авторский коллектив тем
не менее счет возможным ее публикацию, поскольку принципиально
ситуация изменилась незначительно.
9

Для решения изложенных проблем в настоящее время необ-
ходима разработка и реализация Концепции административных
методов государственного регулирования предпринимательской
деятельности, определяющей направления формирования единой
системы регламентации предпринимательской деятельности, в
том числе методик доказательства необходимости государствен-
ного или иного вмешательства в предпринимательскую деятель-
ность соотношения форм оценки соответствия и рисков, возни-
кающих при осуществлении предпринимательской деятельности,
и некоторых других методических документов, а также создание
системы технического регулирования в соответствии с принци-
пами Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании».
Конституция Российской Федерации (статьи 34, 35, 55) га-
рантирует право каждого на свободное использование своих спо-
собностей и имущества, т.е. право на свободу экономической
деятельности. Это право может быть ограничено федеральным
законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защи-
ты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства. Государственное вмешательство в
осуществление предпринимательской деятельности возможно
при наличии очевидных рисков. Так, Федеральным законом от 8
августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности» установлен основной критерий определения ли-
цензируемых видов деятельности: возможность нанесения
ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, оборо-
не и безопасности государства, культурному наследию народов
Российской Федерации при осуществлении конкретного вида
деятельности.
Таким образом, лицензирование может применяться только
для тех видов деятельности, осуществление которых несет оче-
видные риски нанесения ущерба правам, законным интересам,

стр. 1
(всего 39)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>