стр. 1
(всего 22)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ульяновский государственный технический университет
Институт авиационных технологий и управления



Л. С. Богданова, Е. Ф. Ляшко, В. П. Махитько




Финансово-экономический
анализ
в авиастроении
Учебное пособие




Ульяновск
2006
УДК 681.3(075)
ББК 65.053я7
Б73
Рецензенты: 1-й Вице-президент ОАО «Туполев», кандидат технических наук Поляков А. П.;
зам. Генерального директора – Исполнительный директор ЗАО «Авиастар-СП»,
кандидат технических наук Савотченко В. В.;
директор Института экономики и бизнеса УлГТУ, доктор технических наук
Белый Е. М.




Богданова Л. С.
Финансово-экономический анализ в авиастроении: учебное пособие /
Б73
Л. С. Богданова, Е. Ф. Ляшко, В. П. Махитько. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 188 с.

ISBN 5 – 89146 – 822 – 0
В пособии изложены основные подходы к анализу хозяйственной деятельности произ-
водственного предприятия. В пособии приводятся наиболее важные финансовые и экономи-
ческие показатели и методы их анализа, используемые как в управлении деятельностью
предприятия, так и в разработке финансовых аспектов будущей стратегии. Даны методы
анализа хозяйственной деятельности и разработаны методические указания и задачи для
практического их использования.
Предназначено для студентов экономических вузов, аспирантов, слушателей школ биз-
неса, для освоения основ курсов «Анализ хозяйственной деятельности» и «Финансовый ана-
лиз», «Принятие финансовых решений» и «Управленческий анализ», а также для приобрете-
ния навыков в аналитических расчетах финансовых показателей, самостоятельной работы
студентов любой формы обучения. Учебное пособие снабжено набором практических зада-
ний для использования на семинарских занятиях.




УДК 681.3(075)
ББК 65.053я7

© Л. С. Богданова,
Ф. Е. Ляшко,
В. П. Махитько, 2006
© Оформление. УлГТУ, 2006
ISBN 5 – 89146 – 822 – 0
3




ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 6
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ.................................................................... 9
1.1. Организационно-методические указания .................................................. 9
1.2. Классификация видов анализа................................................................... 10
1.3. Основные элементы анализа....................................................................... 13
1.4. Информационные основы отчетности ....................................................... 14
1.5. Значение финансово-хозяйственных показателей.................................... 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..................... 21
2.1. Методы анализа хозяйственной деятельности предприятия................... 21
2.2. Метод сравнения .......................................................................................... 22
2.3. Метод средних величин............................................................................... 25
2.4. Метод группировки...................................................................................... 25
2.5. Метод детализации....................................................................................... 27
2.6. Балансовый метод ....................................................................................... 28
2.7. Индексный метод ........................................................................................ 30
2.8. Метод цепных подстановок ........................................................................ 34
2.9. Способ разниц............................................................................................... 38
2.10. Метод долевого участия ........................................................................... 41
2.11. Метод дифференцирования...................................................................... 43
2.12. Логарифмический метод ........................................................................... 46
2.13. Графический метод ................................................................................... 47
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ .............................................................. 51
3.1. Истодология, понятие и принципы финансового анализа....................... 51
3.2. Классификация методов финансового анализа......................................... 53
3.3. Основные типы моделей, используемые в финансовом анализе ............ 55
3.4. Информационная база финансового анализа ............................................ 59
3.5. Методы корректировки источников информации на инфляционный
фактор ............................................................................................................ 62
4


3.6. Оценка имущественного состояния предприятия .................................... 65
3.7. Финансовая устойчивость и автономность предприятия ........................ 68
3.8. Оценка платежеспособности предприятия............................................... 76
3.9. Анализ оборачиваемости оборотные активов.......................................... 89
3.10. Анализ финансовых результатов.............................................................. 90
3.10.1. Оценка прибыли до налогообложения........................................... 92
3.10.2. Факторный анализ прибыли от продаж продукции ...................... 94
3.10.3. Факторный анализ чистой (нераспределенной) прибыли ............ 95
3.11. Показатели рентабельности ...................................................................... 97
3.11.1. Факторный анализ рентабельности продукции ............................ 98
3.11.2. Анализ рентабельности продаж......................................................101
3.11.3. Связь показателей рентабельности продукции и активов ............104
3.12. Анализ себестоимости реализованной продукции .................................105
ТЕСТЫ К РАЗДЕЛУ 3 ................................................................................113
ГЛАВА 4. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА............................117
4.1. Анализ производства и реализации продукции ........................................117
4.1.1. Анализ достижения запланированного уровня
по объему продукции..........................................................................118
4.1.2. Оценка факторов, влияющих на объем производства
продукции ............................................................................................119
4.1.3. Анализ состава и структуры выпускаемой продукции ...................123
4.1.4. Анализ запасов незавершенного производства ...............................126
4.1.5. Анализ выполнения плана по номенклатуре....................................127
4.1.6. Анализ комплектности .......................................................................128
4.1.7. Анализ ритмичности производства...................................................130
4.1.8. Анализ реализации продукции ..........................................................131
4.2. Анализ производственного потенциала предприятия..............................133
4.2.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и их
использования......................................................................................133
5


4.2.2. Анализ движения рабочей силы и использования рабочего
времени.................................................................................................134
4.2.3. Анализ производительности труда ...................................................136
4.2.4. Факторный анализ производительности труда................................138
4.2.5. Анализ заработной платы...................................................................143
4.2.6. Анализ внеоборотных активов ..........................................................146
4.2.7. Анализ материально-технического обеспечения.............................151
4.3. Анализ себестоимости и финансового результата ...................................158
4.3.1. Анализ затрат на производство и реализацию продукции .............158
4.3.2. Анализ затрат на рубль продукции ...................................................161
4.3.3. Анализ финансового результата........................................................164
4.3.4. Оценка производственных запасов предприятия ............................166
ГЛАВА 5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.........................................................170
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................................182
АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ...............................................183
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..............................................................184
6




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проведения экономического анализа обусловлена рядом об-
стоятельств.
Прежде всего, актуальность определяется особенностью современного
этапа развития экономики нашего общества.
В современном, открытом и взаимосвязанном мире крайне необходимым
становится изучение закономерностей функционирования и развития рыночной
системы и организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Современная экономика требует от предприятий повышения эффективности
производства, конкурентоспособности продукции и услуг, использования но-
вейших достижений науки, техники и технологии, эффективных форм управле-
ния и хозяйствования, активизации предпринимательства и преодоления бесхо-
зяйственности. В реализации этих задач важная роль отводится технике эконо-
мического анализа, комплексу показателей изучаемых с целью объективной
оценки производственно-хозяйственных результатов и дальнейшего их совер-
шенствования и рационального их использования.
Предметом финансово-экономического анализа является хозяйственные
процессы, протекающие на предприятиях, их социально-экономическая эффек-
тивность, конечные финансовые и производственные результаты деятельности
предприятия.
К задачам финансово-экономического анализа относятся:
– всестороннее изучение методологических аспектов экономического планирования,
особенности систем внутри производственного планирования, сопоставление и
сравнение Российского и Зарубежного обоснования научной базы бизнес плани-
рования, и планов финансового оздоровления предприятий и организаций;
– объективная оценка финансового состояния предприятия;
определение экономической эффективности использования материальных,

трудовых финансовых ресурсов;
7


контроль на соответствие деятельности предприятия самоокупаемости и са-

мофинансирования;
выявление внутренних резервов, повышающих эффективность деятельности

предприятия;
разработка вариантов программ, позволяющих предприятию предотвратить

или избежать банкротства.
Принципами экономического анализа являются:
научность;

системность;

объективность;

комплексность.

Анализ должен носить научный характер, т. е. основываться на положени-
ях диалектической теории познания, учитывать требования законов развития
производства, использовать НТП и передовой опыт повышения метода эконо-
мических исследований.
Обеспечение системного подхода заключается в исследовании объекта как
части сложной системы, состоящей из ряда элементов, связанных между собой
и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом
всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности
его отдельных элементов.
Анализ должен быть объективным, конкретным и точным. Он должен ос-
новываться на достоверной информации, реально отображающей объективную
действительность, а выводы должны обосновываться точными аналитическими
расчетами. Из этого следует, необходимость постоянного совершенствования
организации учета, аудита, и методов анализа с целью повышения точности и
достоверности его расчетов.
Комплектность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон
деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике
предприятия.
8


Процедура анализа выполняется специализированными подразделениями
(главная бухгалтерия, финансовый отдел, отдел маркетинга и др.) или отдельными
специалистами из состава экономических служб, или аудиторскими фирмами.
Владение экономическим анализом – одно из важнейших профессиональ-
ных качеств менеджера в любой сфере деятельности.

Экономическая теория


Статистика

Бухгалтерский учет




Анализ
Финансовый Управленчес-
хозяйственной
анализ кий анализ
деятельности




Рис. 1. Взаимосвязь экономических наук и анализа

Экономическая теория – это теоретическая база общественных наук (бух-
галтерского учета, статистики и т. д.), использующая данные анализа хозяйст-
венной деятельности на микроэкономическом уровне.
Цель экономической теории – оценка и поиск путей наиболее эффектив-
ного использования.
Учетно-аналитическую функцию выполняют следующие дисциплины:
бухгалтерский учет, финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности,
управленческий анализ.
Деятельность обусловлена практическим делением системы бухгалтерско-
го учета предприятия на финансовую и управленческую, а, следовательно, на
внешнюю и внутреннюю, при этом тесно взаимодействующих друг с другом.
9




ГЛАВА 1
ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ

1.1. Организационно-методические указания

Планирование, учет и контроль играют важную роль в хозяйственном ру-
ководстве, менеджменте и эта роль из года в год неизменно возрастает. Одной
из основных форм контроля за ходом выполнения показателей бизнес-плана
является экономический анализ хозяйственной и финансовой деятельности
предприятия. Для обоснованного составления перспективных и уточнения те-
кущих планов, для успешного их выполнения по всем основным показателям,
для повышения прибыли и рентабельности, современного погашения денежных
обязательств, выплаты дивидендов и т. д. надо знать внутренние резервы, кото-
рые в процессе систематического контроля и анализа использования хозяйст-
венных ресурсов.
Рынок подчеркивает необходимость глубоко вникать в экономику пред-
приятий, изучать хозяйственные процессы, протекающие на предприятии, их
социально-экономическую эффективность, конечные производственные и фи-
нансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объек-
тивных и субъективных факторов и получающие отражение в отчетности.
К важнейшим задачам финансово-экономического анализа деятельности
предприятия относится:
обеспечение научно-экономической обоснованности планов деятельности

предприятия. В настоящее время система внутрипроизводственного пла-
нирования многих предприятий нарушена, отсутствует единое понятие
плана деятельности предприятия. Однако финансово-экономический ана-
лиз деятельности предприятия является научной базой составления биз-
нес-плана, плана финансового оздоровления, плана производственно-
хозяйственной деятельности;

стр. 1
(всего 22)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>