стр. 1
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

БОГАЧЕВ Е. Б.,
ЧУБ Б. А.












ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА












Москва
1999







ББК 65.9 (2Рос) = 93
УДК 332.14:336 (470)

Б73


ISBN 5-89263-089-7






Б73
Богачев Е. Б., Чуб Б. А. Проблемы функционирования фи-нансовой системы региона. Под ред. акад. Бандурина В. В. – М.: БУКВИЦА, 1999. – 260 с.

ISBN 5-89263-089-7

В монографии рассмотрены проблемы организации и функционирования финансовой системы региона в современных условиях. Проанализировано состояние региональных финансов и их место в финансовой системе государства.
Подробно рассмотрены институциональные и экономические аспекты финансовой системы региона. Подробно изложены проблемы формирования инвестиционного рынка в регионе, предложены схемы анализа финансовых рисков и варианты принятия управленческих решений.
Цель данной монографии – обобщить накопленный отечественный и зарубежный опыт управления финансовыми системами, а также предложить современный инструментарий для повышения эффективности управленческих решений.
Использование в монографии материалов Республики Татарстан делает теоретический поиск авторов более наглядным, а рекомендации – более актуальными.
Книга может быть полезна сотрудникам государственных и региональных финансовых, фискальных и экономических органов власти.


ISBN 5-89263-089-7 ББК 65.9 (2Рос) = 93

© Богачев Е. Б., Чуб Б. А., 1999
© БУКВИЦА, 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 6
ВВЕДЕНИЕ 8
1. ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 10
1.1. Финансы как экономическая категория 10
1.2. Структура финансовой системы государства 29
1.3. Источники финансовой информации 44
2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА 64
2.1. Функции финансов в экономике региона 64
2.2. Система формирования финансовых отношений в регионе 77
2.3. Анализ финансово-экономического положения Республики Татарстан 91
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА 105
3.1. Финансовый рынок в регионе 105
3.2. Регион как субъект межбюджетных отношений 125
3.3. Общие принципы инвестиционно-финансовой политики региона 151
4. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ РЕГИОНА 166
4.1. Зарубежный опыт государственного регулирования финансов 166
4.2. Методы управления финансовой системой региона 190
4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой 202
политики региона (на примере Республики Татарстан) 203
5. БАНКИ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА 214
5.1. Взаимодействие банков и корпораций 214
5.2. Проблемы взаимодействия банков и страховых компаний 235
5.3. Условия и области инвестиционно-кредитной деятельности банков 239
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 252
ЛИТЕРАТУРА 257


ПРЕДИСЛОВИЕ
Перемены, происходящие в Российской Федерации и ее субъектах, заставляют постоянно искать новые подходы для решения возникающих проблем. Эти проблемы влияют на различные области нашей жизни, но особенно чувствительны они в сфере законодательства и финансов, поскольку именно эти две сферы непосредственно связаны с профессиональной деятельностью практически всех граждан.
В этой связи, в представленной вашему вниманию монографии сделаны попытки обобщить накопленный отечественный и зарубежный опыт управления и оптимизации региональных финансов, как самостоятельной части общегосударственных финансов. Особое внимание уделено опыту и проблемам Республики Татарстан, так как авторы занимаются своей профессиональной деятельностью именно в этом субъекте Федерации.
Однако, в самом начале хотелось бы уточнить некоторые теоретические вопросы. В настоящее время существуют различные трактовки понятия "переходная экономика". Для целей данной работы принципиальное значение имеет, на наш взгляд, подход с позиций институциональных изменений.
Любой нециклический перелом в экономическом развитии можно рассматривать как разрыв привычных закономерностей общественного воспроизводства – "переходную экономику".
Для уточнения предмета анализа необходимо также уточнить понятия "институционализм" и "институты". "Старый" институционализм связан с именами Т. Веблена (собственно понятие "институтов" как "устойчивых привычек мышления присущих большой общности людей" и теория эволюционного отбора институтов), У. К. Митчелла и Дж. Р. Коммонса основоположника "контрактной (институциональной) экономики". Акцент на роли институтов в экономических явлениях с начала XX века связан с критикой общепринятой экономической теории игнорировавшей неэкономическую среду, в которой индивиды принимают решения.
"Новый" институционализм или "новая институциональная экономика" (Д. Норт, О. Уильямсон, Р. Познер, Г. Демсец, М. Олсон и др.) выводит за рамки анализа основной предмет "старого" институционализма – культурные и психологические привычки и стереотипы. Основное внимание концентрируется на анализе институтов как наборе правовых норм и неформальных правил, жестко направляющих экономическое поведение индивида (в первую очередь – в соответствии с неоклассической традицией) и организаций.
Таким образом, институты включают в себя как формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других. Институты влияют на экономическую деятельность, определяя (наряду с технологией) различные виды издержек. С одной стороны, институты включают в себя такие формализованные понятия, как законы, письменные контракты, рыночные сделки, организационно-правовые структуры, а с другой – неформальные правила поведения, обычаи, этические и идеологические нормы и др.
В этой связи, необходимо, на наш взгляд, сделать два методологических замечания.
Во-первых, специфика переходной экономики такова, что "институциональные изменения", в отличие от общепринятого подхода, не только могут, но и должны анализироваться комплексно, т. е. в рамках всей "институциональной структуры" экономики.
Во-вторых, проблема состоит в невозможности глобального анализа всех "институтов". В целом для сопоставления прогресса в области институциональных изменений (в переходной экономике) как правило рассматривают трансформацию прав собственности, законодательство, состояние банковского сектора и другие.
Данные теоретические предпосылки стали основой настоящего исследования проблем функционирования финансовой системы региона (на примере Республики Татарстан).


Академик В. В. Бандурин

ВВЕДЕНИЕ
Научные разработки в области теории финансов с учетом масштабов объекта исследования характеризуются многоплановостью и многоуровневостью. Системный подход к теории финансов с позиций саморазвития финансовой науки представлен в трудах ряда видных экономистов.
Финансы в аспекте отраслей хозяйства и предприятий наиболее фундаментально исследованы Шером И.Д., Моляковым Д.С., Бирманом А.М., Сычевым Н.Г. Вместе с тем, необходимо отметить, что глубокое и системное исследование финансов невозможно в отрыве от взаимосвязи финансовых отношений и процессов с кредитными. В понимании сущности и механизма кредита в нашем исследовании мы опирались на работы Геращенко B.C., Лаврушина О.И., Шварца Г.А., Конника И.И., Шенгера Ю.Е., Рыбина В.И., Кашина Ю.И., Штейншлейгера В.Г., Иконникова В.В., Усоскина В.М., Батырева В.М., Барковского Н.Д., Левчука И.В. Международные аспекты теории финансов – это другое направление их исследования. Исследованию внешнеэкономического аспекта финансов посвящены работы Красавиной Л.В., Константинова Ю.А., Ларионова К.А.
Однако, в настоящее время вопросу о сущности финансов, особенно финансов региона, не всегда уделяется должное внимание, а в ряде научных трудов этот вопрос вообще умалчивается. В связи с этим возникла необходимость на основе рассмотрения определений финансов, встречающихся в современных и в более ранних публикациях, обосновать сущность финансовой системы региона, ее институциональные и экономические аспекты, а также методы и основные принципы управления данной системой. Решению этих задач и посвящается настоящая монография.
Наряду с этим, исследование системы формирования, функционирования и регулирования финансов в масштабах региона требует, на наш взгляд, выяснения сущности следующих экономических (финансовых) категорий:
финансов, в том числе, с учетом решения вопроса, входит ли кредит в понятие финансов или представляет собой самостоятельную систему одного с финансами уровня;
инвестирования, в том числе с выделением различий между реальным и портфельным инвестированием.
Помимо вышесказанного необходимо отметить, что современное понимание природы финансовой системы не ограничивается лишь описанием ее функций: аккумуляции, распределения и перераспределения денежных ресурсов (потоков). Эта система, включая конкретные характеристики финансовых инструментов, отражает, прежде всего, сложившиеся права собственности, зафиксированные в соответствующих (финансовых) контрактах. Совокупность прав собственности и характеристик финансовых инструментов формирует структуру капитала государства, регионов, корпораций, причем эта структура отражает не только пропорции между различными формами аккумуляции и распределения денежных ресурсов, но включает и их надлежащее юридическое оформление, распределение между инвесторами.
В этой связи анализ совокупности перечисленных аспектов невозможен без рассмотрения государственных финансов, а также вопросов создания и управления финансовой системы региона.

1. ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1. Финансы как экономическая категория
Экономическая сущность финансов
Понятие "финансы" происходит от французского finance – совокупность всех денежный средств, находящихся в распоряжении предпринимателя, государства, а также система их формирования, распределения и использования. Данное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые в хозяйственной жизни проявляются в разнообразных формах и сопровождаются движением денежных средств.
Результаты проведенного анализа отечественной литературы по рассматриваемой проблеме показывают, что в ней достаточно широко распространено определение финансов как экономических отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Так, в "Общей теории финансов" даются два определения финансов:
1) "...финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода". Это определение дано применительно к условиям капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер;
2) "Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства". Необходимо отметить, что данное определение приводится без указания среды его действия.
Однако, на наш взгляд, подобная трактовка финансов нуждается в некоторых уточнениях.
Во-первых, финансы выходят за рамки обслуживания распределения и перераспределения национального дохода, хотя он – главная основа финансов. Образование и использование амортизационного фонда, также входящего в сферу финансов, относится не к распределению и перераспределению национального дохода (вновь созданной в течение года стоимости), а к распределению перенесенной стоимости. Последняя первоначально выступает в качестве части стоимости основных производственных фондов, а затем переносится на себестоимость (значит, и стоимость) готовой продукции и после ее реализации начисляется амортизационный фонд. Его источник предварительно учитывается в виде амортизации в составе себестоимости готовой продукции.
Во-вторых, цели финансов существенно шире, чем "выполнение функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства". Финансы существуют на уровне государства и на уровне предприятий и отраслей народного хозяйства, причем в условиях, когда многие предприятия являются негосударственными. Правда, под негосударственные предприятия подходит формулировка целевой установки в виде "обеспечения условий расширенного воспроизводства". Расширенное воспроизводство осуществляется не только в масштабах государства в целом, но и на уровне предприятий, корпораций, отраслей хозяйства. Но в то же время финансы обеспечивают не только расширенное, но и простое воспроизводство (в ряде случаев), а в условиях реформирования российской экономики в 1992-1999 гг. повсеместно и суженное воспроизводство.
Если абстрагироваться от частностей, то приведенное в "Общей теории финансов" определение финансов давно стало традиционным. Однако встречается и другое определение этого термина: "...финансы социалистического общества могут быть определены как система денежных отношений, посредством которых планомерно образуются фонды денежных средств государства, социалистических предприятий и хозяйственных организаций, направляемые на обеспечение роста общественного производства, повышение материального и культурного уровня народа и на другие общегосударственные потребности". Данное определение, если исключить прилагательное "социалистические", вполне применимо и в современных условиях.
В учебнике "Финансы СССР", подготовленном авторским коллективом под руководством проф. Злобина И.Д., дано такое определение: "Итак, финансы социалистического государства – это совокупность экономических отношений посредством которых осуществляется планомерное распределение общественного продукта и национального дохода путем образования и использования фондов денежных средств на цели расширенного социалистического воспроизводства и удовлетворение других общественных потребностей". Если не акцентировать внимание на выделении социалистической специфики, легко увидеть, что и в этом определении упор сделан на образовании и использовании фондов денежных средств. Но при этом подчеркивается объективная основа этого процесса в виде "распределения общественного продукта и национального дохода". Такая позиция – выражение принципиального подхода к исследованию экономической реальности на уровне сущности и на уровне явления.
Особого внимания заслуживает позиция проф. Молякова Д.С., в соответствии с которой финансы на всех уровнях хозяйствования, и прежде всего финансы предприятий, объективно призваны обеспечивать все сферы воспроизводственного процесса, включая производство, потребление и обмен, не ограничиваясь одним лишь распределением. В противном случае при ограничении финансов в практике хозяйствования лишь сферой распределения, это "...может отрицательно сказаться на эффективности воздействия финансовых рычагов и стимулов, использование которых сегодня сосредоточено главным образом на стадии распределения и не затрагивает важнейшие стадии – производство и потребление, имеющие решающее значение в становлении экономики страны. Такие важнейшие проблемы нашей экономики, как преодоление падения темпов производства, сокращение материалоемкости, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции не могут быть успешно решены без широкого использования финансов предприятий".
Д.С. Моляков раскрывает определение финансов предприятий, "как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода, национального богатства и связанных с образованием, распределением и использованием валового дохода, денежных накоплений и финансовых ресурсов. Эти отношения, определяющие сущность данной категории, опосредованы в денежной форме". Данное определение является, по нашему мнению, наиболее обоснованным и всеобъемлющим.
Несколько иную позицию в этом вопросе занимает В.М. Родионова: "Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости". Таким образом, В.М. Родионова делает акцент на финансах в качестве распределительных отношений, тогда как Д.С. Моляков подчеркивает производственную основу финансов. Однако оба совершенно обоснованно трактуют финансы как систему образования, распределения и использования фондов денежных средств, что, в частности, вытекает из следующего определения финансов: "Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества".
Представляет интерес определение финансов не только финансистами, но и политэкономами. В ряде учебных пособий по политической экономии даются следующие определения финансов:
"Финансы социалистического государства представляют собой экономические (денежные) отношения, посредством которых через плановое распределение доходов и накоплений происходит образование фондов денежных средств государства и социалистических предприятий, направляемых на обеспечение роста общественного производства, повышение материального и культурного уровня народа и на другие общегосударственные и общественные потребности".
"Система образования и использования фондов денежных ресурсов, необходимых для обеспечения социалистического расширенного воспроизводства, и составляет финансы социалистического общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения".
Как видно из приведенных цитат, определение финансов со стороны финансистов и политэкономов принципиальным образом не отличается.
Во всех рассматриваемых позициях содержатся нижеследующие моменты:
1) разделение сущности и явления в трактовке финансов;
2) определение финансов на уровне явления в качестве системы образования и использования фондов денежных средств;
3) определение финансов на уровне сущности в качестве распределения стоимости общественного продукта и национального дохода, планомерного характера этого распределения, целей социалистического хозяйствования и сущностей социалистических экономических отношений, для обслуживания которых используются финансы.
Если освободить такое определение финансов от социалистической приставки, то можно констатировать, что данные в недавнем прошлом определения финансов сохраняют свою актуальность. Примеров именно такого, традиционного определения финансов, с его очищением от прилагательного "социалистический", довольно много в современной экономической литературе. В подтверждение сказанному можно привести такое определение: "Финансы представляют собой денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного экономического продукта и части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей". В этом определении, помимо его преемственности с традиционными определениями, присутствует расширение фундамента финансов. Они не ограничиваются распределением и перераспределением "стоимости созданного экономического продукта", но и охватывают распределение части стоимости национального богатства. Последнее весьма актуально в связи с процессом приватизации, а также с процессом национализации, которая периодически практикуется в различных странах, в том числе западных, например, в Великобритании и Франции, вероятно, будет иметь место и в будущей российской экономике.
Взаимоотношения финансов и кредита
Для целей нашего исследования важно сопоставить известные определения финансов с различными определениями кредита, чтобы решить, в какой степени возможно интегрирование финансов и кредита в единое целое и в каком виде.
Одни исследователи считают, что кредит входит в состав финансов, если рассматривать их с позиций сущностно-категориального подхода. Другая, более многочисленная, группа ученых утверждает, что экономическая категория кредита существует параллельно с экономической категорией финансов, подчеркивая недопустимость включения кредита в состав финансов.
Н.К. Кучумова, подчеркивая самостоятельность "категории" кредит, отмечает, что только для него "характерно возвратное движение стоимости, не связанное с передачей права собственности при даче средств взаймы".
Н.Д. Барковский обратил внимание на то, что функционирование денег создало экономическую базу для выделения кредита и финансов в самостоятельные категории и породило кредитные и финансовые отношения". Гносеологические корни финансовой науки он увидел в деньгах и кредите, поскольку наука о финансах имеет дело с исследованием таких экономических отношений, которые опираются на денежное обращение и кредит.
Рассмотрим известные определения кредита. В современных публикациях кредиту "повезло" значительно больше, чем финансам. Так, в финансово-экономическом словаре, в котором нет определения финансов, дано следующее определение кредита: "КРЕДИТ – ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с выплатой процента. Кредит является формой движения ссудного капитала и выражает экономические отношения между кредитором и заемщиком".
Приведенная трактовка воспроизводит определение кредита, ставшее традиционным. Например, в более раннем экономическом словаре читаем: "КРЕДИТ – система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во временное пользование на условиях возвратности, как правило, с уплатой процента".
В учебнике политической экономии под редакцией В.А. Медведева дано следующее определение кредита: "Кредит как экономическая категория выражает отношения между обществом, трудовыми коллективами и работниками, складывающимися при формировании и использовании ссудного фонда, то есть при накоплении и передаче средств во временное пользование на условиях срочности, возвратности и уплаты процента".
В более раннем учебно-методическом пособии по политической экономии кредит определяется так: "Кредит – это система денежных отношений, возникающих в процессе мобилизации и использования на условиях возвратности временно свободных денежных средств госбюджета, объединений, предприятий, организаций и населения. Кредит носит целевой характер. Он используется государством для обеспечения расширенного воспроизводства и других нужд социалистического хозяйства. Кредит отличается от финансирования тем, что он носит возвратный характер, в то время как финансирование предприятий и организаций из государственного бюджета осуществляется безвозвратно".
В "Курсе экономики" дается такое определение: "Кредит – экономическая категория, выражающая отношения, проявляющиеся в том, что различные хозяйственные организации или отдельные лица передают друг другу денежные средства во временное пользование на условиях возвратности. Появление кредита обусловлено историческим процессом совершенствования экономических и денежных отношений, в качестве одной из форм которых и выступают денежные отношения".
Из сопоставления различных определений финансов и кредита, если рассматривать их с позиций движения денежных форм в абстракции от выражаемых ими экономических отношений и исторического процесса формирования бюджетных и банковских систем общества, напрашивается парадоксальный вывод: кредит – это частный случай финансов. Действительно, в качестве движения денежных форм финансы представляют собой процесс образования и использования фондов денежных средств. Часто такое движение происходит на безвозвратной основе. Но в ряде случаев из бюджета может осуществляться предоставление ссуд на инвестиционный проект или на иные нужды. Кроме того, когда свои денежные фонды использует предприятие или корпорация и речь идет о финансах хозяйствующих субъектов, такое использование может осуществляться как внутри предприятия или корпорации (вообще не стоит вопрос о возвратности или безвозвратности использования), так и предоставлением средств на сторону как на безвозмездной, так и на возвратной основе. Последнее называют коммерческим кредитом, но и в таком случае такой кредит входит в качестве элемента финансовой системы предприятия или корпорации.
Кредит, в качестве движения денежных средств, характеризуется процессом образования и использования фондов денежных средств на возвратной основе, как правило, при взимании платы – процента. Если плата за кредит не взимается (пусть в виде исключения), кредит по форме движения тут же превращается в частный случай финансов, поскольку и из чисто финансовых фондов (в том числе из госбюджета) могут выдаваться беспроцентные ссуды. Если же плата за ссуду (кредит) взимается, то и в таком случае, по внешней форме, кредит можно рассматривать в качестве модификации финансов.
В историческом плане финансы (особенно в виде государственного бюджета) и кредит, начиная от ростовщического, а затем и до коммерческого и банковского, развивались слишком отличным образом, чтобы считать кредит составной частью финансов. Однако в генетико-историческом плане, самым первым заимодавцам, прежде чем выдавать ссуду, необходимо было скопить первоначальный капитал на безвозвратной, т.е. чисто финансовой, основе. Аналогично банкам, прежде чем привлекать на возвратной основе средства клиентов под более низкий процент для предоставления их в ссуду под более высокий процент, необходимо было сконцентрировать в своем распоряжении значительный собственный капитал. Причем именно на финансовой основе в качестве финансового фонда, который затем превращается в ссудный фонд, но не весь, часть капитала банка сохраняется в виде резервного фонда (страхового фонда), который по своей природе является именно финансовым, а не ссудным фондом. Таким образом, при всех существенных различиях в истории финансов и кредита в генетико-историческом плане кредит – порождение финансов, их модификация.
С позиции сущности экономических отношений, которые выражают финансы и кредит, действительно имеет место кардинальное различие между этими двумя категориями, связанное с различием в форме движения: на безвозвратной или возвратной основе. Финансы выражают отношения по распределению и перераспределению части стоимости общественного продукта и национального богатства. Кредит выражает перераспределение соответствующей стоимости лишь в части уплачиваемого за ссуду процента, в то время как относительно самой ссуды имеет место лишь временное перераспределение денежных средств.
Таким образом, в финансах и кредите имеется много общих черт как по сути, так и по форме движения. В то же время и по сущности, и по форме между финансами и кредитом имеются значительные различия. А раз так, должна быть некая общая экономическая категория, объединяющая в себе финансы и кредит как единое целое, а уже в рамках этой категории происходило бы выделение специфической сущности как финансов, так и кредита.
Фондирование денежных средств, финансы в широком и узком смысле
Общей экономической категорией, объединяющей финансы и кредит, является фондирование денежных средств, присутствующее в любой системе финансов и в любой системе кредита, что раскрыто выше при анализе определений финансов и кредита. Словосочетание "фондирование (или фондообразование) денежных средств" достаточно точно отражает и определяет сущность и форму экономической категории более общего порядка, объединяющей в себе категории финансов и кредита. Однако в любом экономическом тексте (в практическом обиходе и подавно) крайне неудобно употребление термина из трех слов. Кроме того, в условиях "перегрузки" информацией каждого специалиста крайне затруднительно ввести в научный оборот новый термин, даже при всей его строгой обоснованности и доказанности.
В рассматриваемом контексте предлагается пойти по следующему пути:
1) экономическую категорию финансов понимать в широком и узком смысле;
2) в узком смысле финансы понимаются в устоявшемся традиционном значении;
3) в широком смысле финансы понимаются как фондирование денежных средств и включают в себя финансы в узком смысле слова и кредит в полном значении.
Предложенное категориальное конструирование представлено в виде табл. 1.
Термин "фондирование" и его эквивалент – "фондообразование" употребляются нами в качестве целенаправленного структурирования денежных средств, основанного на двух полюсах – аккумулировании (сборе) денежных средств и использовании их с определенной целью в виде финансирования или кредитования.
В этом случае может быть использован термин "инвестиционно-финансовый комплекс". При этом можно утверждать, что в данном термине слово "финансовый" употреблен в значении фондирования денежных средств в качестве их целенаправленного структурирования с включением в этот процесс одновременно и финансов, и кредита. Рассматривая понятие "инвестиционно-финансовый комплекс", следует отметить, что в его рамках могут использоваться следующие понятия:
а) понятие "комплекс" в экономике, но без детального раскрытия специфики инвестиционно-финансового комплекса;
б) понятие финансовой составляющей рассматриваемой категории.
Теперь, по нашему мнению, целесообразно рассмотреть инвестиционную составляющую понятия "инвестиционно-финансовый комплекс".
Инвестиции сквозь призму системного анализа
Понятие "инвестиции" пришло в отечественную экономическую науку с Запада. В советской экономической науке долгое время использовался эквивалент образованному от слова инвестиция термину инвестирование – капитальные вложения. Этот термин по своей смысловой нагрузке равнозначен термину "инвестирование". Оба термина вполне допустимо применять в качестве синонимов. Однако термины "инвестиции" и "инвестирование" в лингвистическом, филологическом смысле имеют то преимущество по сравнению с термином "капитальные вложения", что выражены всего одним словом.
Таблица 1
Соотношение между финансами и кредитом как экономическими категориями
Финансы в широком смысле – фондирование (фондообразование) денежных средств
Финансы в узком смысле (традиционном значении)
Кредит
Специфика финансов(в их узком значении)


Образование фондов денежных средств, как правило, на безвозвратной основе, но в ряде случаев и при помощи займов (кредита)
Общие черты финансов (в их узком значении) и кредита

Образование фондов денежных средств
Специфика кредита



Образование фондов денежных средств в качестве первоначального импульса на финансовой основе, а затем в виде непрерывного процесса на возвратной основе
Использование финансовых фондов в качестве финансирования тех или иных мероприятий, как правило, на безвозвратной основе, в виде исключения – на возвратной, но во всех случаях без взимания процента или под низкий льготный процент
Использование фондов денежных средств (обычно использование носит целевой характер)
Использование ссудного фонда для предоставления кредита всегда на возвратной основе и, как правило, с взиманием платы – процента
Распределение и перераспределение части стоимости общественного продукта и общественного богатства на безвозвратной основе в подавляющем большинстве случаев
Перераспределение части стоимости общественного продукта и общественного богатства при определенных обстоятельствах
Временное перераспределение части стоимости общественного продукта и общественного богатства на началах возвратности в части предоставляемой ссуды, а также безвозвратное перераспределение соответствующей стоимости в части процента, взимаемого за ссуду
Специфика законодательства в сфере финансов; специфика государственного регулирования финансовой сферы; система финансовых органов, государственных и негосударственных
Законодательное оформление государственного регулирования фондообразования денежных средств
Специфика законодательства в сфере кредитования; специфика государственного регулирования кредитной сферы; система кредитных учреждений государства

Это не только удобнее и экономичнее при работе непосредственно с термином, но и позволяет образовывать на базе термина "инвестиции" другие, производные термины. В частности, "инвестиционный процесс", "инвестиционный комплекс", "инвестиционно-финансовый комплекс" – все эти термины звучат вполне допустимо.
Оценивая целесообразность замены отечественных экономических терминов иностранными там, где это действительно целесообразно (при сохранении для преемственности параллельного употребления отечественного термина), необходимо отметить, что, по нашему мнению, нецелесообразно заменять подряд все отечественные экономические термины иностранными. Это может привести к ситуации, когда множество сугубо частных и узко конкретных процессов и элементов, вполне объяснимых обычной традиционной речью, получают свой собственный термин. Применение этих терминов может быть и оправдано в узких рамках определенной профессии, но их использование в экономической науке способно засорить и усложнить экономический язык.
Принимая во внимание взаимозаменяемость терминов "инвестиции" и "капитальные вложения", рассмотрим их употребление в экономической литературе.
"Инвестиции – вложения в основной и оборотный капитал с целью получения дохода. И. в материальные активы – вложения в движимое и недвижимое имущество (землю, здания, оборудование и т.д.) И. в финансовые активы – вложения в ценные бумаги, банковские счета и другие финансовые инструменты".
В другом, более раннем экономическом словаре нет термина "инвестиции", но есть производный термин "инвестиционная политика – совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления капитальных вложений, меры по их концентрации на решающих участках, от чего зависят достижение плановых темпов развития общественного производства, сбалансированность и эффективность экономики, получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат". В данном определении, не потерявшем актуальности и сегодня, капитальные вложения ограничены лишь финансовыми средствами, в то время как инвестируются (вкладываются капитально) не только финансовые, но и природные, материально-технические и информационные ресурсы. К процессу инвестирования (капитальных вложений) активно подключаются трудовые ресурсы, непосредственно осуществляющие тот или иной инвестиционный проект.
Положительная сторона рассматриваемых определений в том, что они связывают инвестиционную политику и капитальные вложения (т.е. инвестиции) с:
концентрацией на ключевых направлениях экономического развития;
обеспечением высоких темпов экономического роста;
сбалансированностью экономического роста;
повышением экономической эффективности.
Все это выражается в:
а) росте отдачи продукции и национального дохода на каждый рубль затрат;
б) совершенствовании отраслевой структуры инвестиций;
в) улучшении их технологической структуры;
г) оптимизации их воспроизводственной структуры.
По сравнению с таким определением инвестиций (капитальных вложений) определение инвестиций в словаре, приложенном к "Экономикс", выглядит достаточно путаным: "Инвестиции (investment) – затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов". В этом определении текущие затраты (затраты на производство) смешаны с затратами инвестиционными (капитальными). Кроме того, инвестиции – это не затраты (хотя соответствующие затраты и следуют за инвестициями), а именно авансирование, которое отличается от затрат тем, что средства (ресурсы) вкладываются с возвратом авансированной стоимости, причем с возрастанием, чему соответствует понятие авансированный капитал. Оно может выступать не только в денежной, но и натурально-вещественной и информационной формах.
Кроме термина инвестиций, в словаре "Экономикс" есть еще два термина, связанных с инвестициями, которые приводятся ниже.
"Инвестиции в человеческий капитал (human capital investment) – любая мера, предпринятая для повышения производительности труда рабочих (путем повышения их квалификации и развития способностей); расходы на улучшение образования, здоровья рабочих или на повышение мобильности рабочей силы". Использование данного термина весьма полезно , но только с поправкой на то, что инвестиции в человеческий капитал (человеческие ресурсы) охватывают не только рабочих, но и служащих, работников всех видов труда.
"Инвестиционные товары, средства производства (capital goods) – капитал".
В другом учебнике политической экономии периода перестройки дается такое определение: "Капитальные вложения – это затраты на создание новых, расширение, реконструкцию, обновление действующих основных фондов". В этом определении инвестиции (капвложения) ограничены только основными фондами (без прироста оборотных фондов и страховых запасов), при выделении форм (видов) воспроизводства основных фондов:
а) создание новых;
б) расширение;
в) реконструкция;
г) обновление.
Кроме того, вводится понятие фонда производственного накопления, за счет которого осуществляется "расширение не только основных, но и оборотных фондов, а также страховых запасов".
Приведем еще одно определение инвестиций: "Вложения в основной капитал (основные средства производства), в запасы, а также в другие экономические объекты и процессы, требующие отвлечения материальных и денежных средств на продолжительное время, именуются инвестициями".
В соответствии с делением капитала на физический и денежный инвестиции принято также делить на инвестиции в материально-вещественной и денежной формах.
При этом выделяются инвестиционные товары, к которым относятся строящиеся производственные и непроизводственные объекты, оборудование и машины, направляемые на замену или расширение технического парка, увеличение запасов и др.
Валовыми инвестициями в производство называют инвестиционный продукт, направляемый на поддержание и увеличение основного капитала (основных средств) и запасов. Валовые инвестиции складываются из двух составляющих. Одна из них называется амортизацией, представляет инвестиционные ресурсы, необходимые для возмещения износа основных средств, их ремонта, восстановления до исходного уровня, предшествовавшего производственному использованию. Вторая составляющая – чистые инвестиции – есть вложения капитала с целью увеличения, наращивания основных средств. Амортизация – это не ресурсы для возмещения износа основных фондов, а целевой финансовый источник таких ресурсов.
Инвестиции в человеческий капитал трактуются как особый вид вложений, преимущественно в образование и здравоохранение.
Реальные инвестиции – это вложения в отрасли экономики и виды экономической деятельности, обеспечивающие, приносящие приращение реального капитала, то есть увеличение средств производства, материально-вещественных ценностей. С таким определением следует согласиться, но с уточнением, что к реальному капиталу (богатству) относятся не только материально-вещественные, но и невещественные ценности, в том числе результаты НИОКР, разнообразная информация, образование работников и др. В то же время к реальному богатству не относятся услуги по перераспределению общественного богатства одних частных лиц в пользу других частных лиц, за исключением случаев благотворительности. Не относятся к реальному богатству (капиталу) такие услуги, как организация азартных игр, и т.п.
Финансовые инвестиции представляют собой вложения в акции, облигации, векселя, другие ценные бумаги и инструменты. Такие вложения сами по себе не дают приращения реального вещественного капитала, но способны приносить прибыль, в том числе спекулятивную, за счет изменения курса ценных бумаг во времени или различия курсов в разных местах их купли и продажи. Разделяя такое определение в целом, нужно сделать следующее уточнение: финансовые инвестиции (если за ними не следуют в качестве их результата реальные инвестиции), не увеличивают не только реального вещественного богатства, но и реального невещественного богатства.
В данном контексте примечательно нижеследующее высказывание: "...следует различать финансовые инвестиции, представляющие вложения с целью получения спекулятивной прибыли посредством купли-продажи ценных бумаг, и финансовые инвестиции, превращающиеся в денежный и реальный, физический капитал, переходящие в реальные".
Также можно выделить долгосрочные и краткосрочные инвестиции. Признавая отсутствие четкой границы между ними, к краткосрочным инвестициям, как правило, относят вложения на срок порядка месяца или нескольких месяцев, но не более одного года. Если принять такой условный критерий, то в итоге получится, что инвестиция, несколько превышающая срок в несколько месяцев, может бы названа долгосрочной, что весьма сомнительно. Долгосрочная инвестиция не может быть меньше одного года. Долгосрочный характер вложений – важнейший признак инвестиций (краткосрочность не вяжется с понятием инвестиция). На наш взгляд, более целесообразно различать быстро окупаемые (до шести месяцев), среднесрочно окупаемые (от шести месяцев до полутора лет) и долгосрочно окупаемые (свыше полутора лет) инвестиции:
По происхождению можно разделить государственные, частные, иностранные инвестиции, следовательно, существуют смешанные инвестиции.
Трактовку экономической категории "инвестиции" в различных публикациях можно было бы продолжить. Но и рассмотренных определений вполне достаточно, чтобы дать представление об освещении данной категории в экономической литературе.
Какие же выводы, помимо уже высказанных замечаний и уточнений, можно сделать по поводу трактовки экономической (финансовой) категории "инвестиций" в опубликованных работах?
В экономической литературе достаточно глубоко, верно и обстоятельно определена категория "инвестиций" совместно с присущими этой категории модификациями и дополнениями. Однако в ряде случаев отсутствует необходимая четкость и точность, когда одни категории богатства представлены слишком узко, например, когда реальное богатство ограничивается только его вещественным наполнением. Это не только приводит к недооценке информационных ресурсов в эпоху трансформации индустриального общества в информационное, но и к смешению в составе одной и той же части богатства относимого к нереальному богатству ценных бумаг, являющихся объектом спекулятивных сделок, и ценнейших научных исследований и разработок, еще не воплощенных в производство.
На основе проведенного анализа можно дать развернутое определение инвестиций, совместно с сопутствующими категориями.
Необходимо определить инвестиционные ресурсы в качестве ценностей вкладываемых в те или иные проекты с целью прироста богатства в том или ином виде, начиная от материально-вещественного и кончая денежным.
Виды богатства соответствуют видам инвестиционных ресурсов, которые делятся на реальные и денежные, в том числе финансовые.
Реальные инвестиционные ресурсы включают в себя все виды:
природных ресурсов;
трудовых ресурсов;
материально-вещественных ресурсов, могущих быть использованными в экономическом развитии (здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и средства связи и т.д.);
информационных ресурсов (в самом широком понимании, от НИОКР до образовательного потенциала общества и всевозможных накоплений полезной информации, записанной на всех возможных носителях, в том числе печатных и электронных).
Денежные, в том числе финансовые, ресурсы включают в себя все денежные средства, направляемые в качестве инвестиций или могущие быть инвестируемыми при определенных условиях.
Денежные средства (ресурсы) превращаются в финансовые ресурсы в случае их структурирования в фонды целевого назначения, предназначенные для инвестирования в том или ином виде.
После определения инвестиционных ресурсов можно дать развернутое определение инвестиций.
Инвестиции – это долгосрочные вложения реальных и финансовых ресурсов в проекты, осуществление которых приводит к приросту реального богатства в материально-вещественной и информационной форме, сопровождаемому приростом денежного (финансового) богатства, или только к приросту последнего (за счет перераспределения денежных средств в обществе, когда одни обогащаются на потерях других).
Инвестиции делятся на реальные (направляемые на прирост реального богатства и следующий за этим прирост денежного капитала) и на финансовые в двух видах:
а) финансовые производительно ориентированные инвестиции – опосредующие движение реальных инвестиций;
б) финансовые спекулятивные инвестиции – направленные на прирост денег за счет спекуляций ценными бумагми и валютами разных стран.
По форме вложения среди финансовых инвестиций выделяются портфельные инвестиции, связанные с приобретением контрольного пакета акций или его существенной части.
По срокам инвестиции делятся на быстро окупаемые, среднесрочно окупаемые, длительно окупаемые.
Реальные инвестиции обеспечивают простое и расширенное воспроизводство совокупного общественного богатства (в том числе и совокупного общественного продукта в долгосрочном плане), включая все виды этого богатства – трудовые, информационные, материально-технические и частично природные ресурсы – за счет эффективных экологических мероприятий и развития безотходных технологий. Развитие воспроизводства, в случае его эффективного социально-экономического развития осуществляется в виде количественного и качественного роста. Это в полной мере относится и к воспроизводству трудовых ресурсов с учетом их здоровья, уровня культуры и образования, профессиональной подготовки.
От реальных инвестиций зависят темпы экономического роста и формирование межотраслевых пропорций совокупного общественного производства. Формирование межотраслевых пропорций происходит в существенной мере под воздействием отраслевой, технологической и воспроизводственной структур инвестиций (капитальных вложений).
Реальные и финансовые инвестиции – это вложения ресурсов в простое и расширенное воспроизводство основных производственных фондов, в прирост оборотных производственных фондов, а также все виды вложений в капитальные ценности производительной деятельности сферы нематериального производства.
Реальные инвестиции связаны с пропорцией деления национального дохода на фонд накопления и фонд потребления.
Фонд накопления как по своей стоимости (в качестве денежного и финансового ресурса), так и по своей потребительной стоимости (в качестве соответствующих реальных инвестиционных ресурсов) служит источником инвестиций. Инвестиции, осуществляемые за счет фонда накопления, представляют собой чистые инвестиции.
Амортизационный фонд – другой источник инвестиций. По стоимости он выступает финансовым ресурсом (целевым фондом денежных средств), а по потребительной стоимости ему соответствует часть реального совокупного общественного продукта, соотнесенная с перенесенной стоимостью основных производственных фондов (реального основного капитала) в составе стоимости совокупного общественного продукта.
Суммарные инвестиции за счет национального дохода и амортизационного фонда образуют валовые инвестиции.
В результате научно-технического прогресса реальный основной капитал относительно дешевеет, поэтому для простого воспроизводства реального основного капитала (основных производственных фондов) достаточно потратить лишь часть амортизационного фонда, в то время как другая его часть используется на расширение (точнее – на качественное и количественное развитие) воспроизводства, т.е. на накопление. Уточненное понятие чистых инвестиций и возмещающих износ инвестиций можно выразить при помощи соответствующих формул:
ЧИ = НД * дH + АмФ * ид,
где
ЧИ – чистые инвестиции;
HД – национальный доход народного хозяйства;
дH – доля накопления в национальном доходе;
АмФ – амортизационный фонд в масштабе народного хозяйства;
ид – инвестируемая на расширение производственных мощностей доля амортизационного фонда, обусловленная развитием научно-технического прогресса.
ВИИ = АмФ * (1 – ид),
где
ВИИ – возмещающие износ инвестиции в масштабе народного хозяйства.
На основе этих формул легко выводится формула валовых инвестиций:
ВИ = ВИИ + ЧИ,
где
ВИ – валовые инвестиции.
Возмещающим износ инвестициям соответствует фонд возмещения реального основного капитала (основных производственных фондов).
Чистым инвестициям соответствует фонд накопления реального основного капитала (основных производственных фондов).
1.2. Структура финансовой системы государства
Финансовая система
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий, как отмечалось ранее, выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и др., финансы органически связаны с функционированием государства.
Однако наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, с другой – процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и за счет общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами – заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации как Федеральный закон. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, национальной обороны, содержания правоохранительных органов, а также государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.
Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

стр. 1
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>