стр. 1
(всего 4)

—ќƒ≈–∆јЌ»≈

¬перед >>

—ќƒ≈–∆јЌ»≈

ѕ–ќЅЋ≈ћџ “≈ќ–»» » ћ≈“ќƒќЋќ√»» Ё ќЌќћ»„≈— ќ… Ќј” »

Ѕарышева √.ј., Ќехорошев ё.—. “ѕ” Ќј ѕ”“» ¬ ЅќЋќЌ— ќ≈ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќќ≈ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ќЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

4
¬азим ј.ј. ѕ–≈ѕќƒј¬јЌ»≈ Ё ќЌќћ»„≈— »’ ƒ»—÷»ѕЋ»Ќ: ѕ–ќЅЋ≈ћџ » ѕ≈–—ѕ≈ “»¬џЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.Е.

10
ƒукарт —.ј. —ѕ≈÷»‘» ј —ќ÷»јЋ№Ќќ… ѕќЋ»“» » √ќ—”ƒј–—“¬ ¬ ”—Ћќ¬»я’ “–јЌ—‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ’ ѕ–≈ќЅ–ј«ќ¬јЌ»… Ё ќЌќћ» »ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..

11
∆елт€кова ј.—. ÷≈ЌќќЅ–ј«ќ¬јЌ»≈ Ќј –џЌ ≈ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ’ ”—Ћ”√ ЕЕЕЕЕЕ
14
 олупаева ¬.ј. —ќ¬–≈ћ≈ЌЌџ≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ Ё ќЌќћ» » “–”ƒј ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..
16
—коблин √.ƒ. ѕ–ќЅЋ≈ћџ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… “–јЌ—‘ќ–ћј÷»» –ќ——»» ¬ XXI ¬≈ ≈: ¬ќѕ–ќ—џ “≈ќ–»» ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..

19
≈рмакова —.ё. Ќќ¬џ≈ ѕќƒ’ќƒџ   √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќћ” –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»ё Ё ќЌќћ» »ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.

22
Ўелуд€кова ».√. —ќ¬–≈ћ≈ЌЌџ… ѕќƒ’ќƒ   »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»ё ѕ–ќ÷≈——ј Ќј÷»ќЌјЋ»«ј÷»» ¬ –ќ——»» ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..

24
ѕетрова “.ј. »Ќ—“»“”÷»ќЌјЋ№Ќјя ѕќЋ»“» ј ‘. ѕ≈––” » ћ≈—“Ќќ≈ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

28
“урнов ƒ.ј. “≈ќ–≈“»„≈— »≈ ќ—Ќќ¬џ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџћ» ‘»ЌјЌ—јћ» ¬ —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ… –ќ——»»ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.

31
»ванкина ≈.ј. ƒ≈Ќ№√» » ѕ–ќЅЋ≈ћј ƒ”’ќ¬Ќќ—“» ¬ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… “≈ќ–»»ЕЕЕ..
34
–€боконь ѕ.ј. √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ≈ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»≈ “ќ–√ќ¬Ћ» ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

37
ћел€кина  .Ѕ. ‘»ЌјЌ—ќ¬јя Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“№ Ц ќ—ќЅџ… ЁЋ≈ћ≈Ќ“ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» –ќ——»» ¬ XXI ¬≈ ≈ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

40
»ванов ј.¬. Ё‘‘≈ “»¬Ќќ—“№ ‘ќЌƒќ¬ќ√ќ –џЌ ј ƒЋя –ј«Ћ»„Ќџ’ —”ЅЏ≈ “ќ¬ –≈јЋ№Ќќ√ќ —≈ “ќ–ј Ё ќЌќћ» »:  ќћѕЋ≈ —Ќџ… ѕќƒ’ќƒЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..

42
—аинска€ ».¬. ќ÷≈Ќ ј Ё ќЌќћ»„≈— ќ… ”—“ќ…„»¬ќ—“» ‘”Ќ ÷»ќЌ»–ќ¬јЌ»я ‘»–ћџЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.

45
јртюхова “.«. —ќ¬–≈ћ≈ЌЌјя  јƒ–ќ¬јя ѕќЋ»“» ј ¬ —»—“≈ћ≈ ћј– ≈“»Ќ√јЕЕЕЕ.
48
ѕодкорытов ¬.Ќ., ѕотапов ј.¬. —“ќ»ћќ—“№  ј   –»“≈–»… Ё‘‘≈ “»¬Ќќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я –≈—”–—јћ» ѕ–≈ƒѕ–»я“»яЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..

51
Ћомакин ».ј. јЌјЋ»“»„≈— »≈ »Ќ—“–”ћ≈Ќ“џ ѕ–ќ÷≈——ј ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я —“ќ»ћќ—“№ё ѕ–≈ƒѕ–»я“»яЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.

54
√рибенков —.ћ.  Ћј——»‘» ј÷»я ¬»ƒќ¬, ћ≈“ќƒќ¬ » »Ќ—“–”ћ≈Ќ“ќ¬  ќЌ“–ќЋЋ»Ќ√јЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

57
 арагеоргий ≈.≈. √ЋќЅјЋ»«ј÷»я Ё ќЌќћ» ». Ќ”∆Ќќ Ћ» — Ќ≈… Ѕќ–ќ“№—я?ЕЕЕЕЕ.
60

ѕ–ќЅЋ≈ћџ “≈ќ–»» » ћ≈“ќƒќЋќ√»» Ё ќЌќћ»„≈— ќ… Ќј” »


√.ј. Ѕарышева, ё.—. Ќехорошев


“ѕ” Ќј ѕ”“» ¬ ЅќЋќЌ— ќ≈ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќќ≈ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ќ

г. “омск, “омский ѕолитехнический ”ниверситет

Ёкономическа€ безопасность –оссии зависит от состо€ни€ национальной образовательной системы и еЄ вхождени€ в мировое образовательное пространство. —ложившийс€ и функционирующий мировой рынок образовательных услуг €вл€етс€ предметом научных дискуссий. ќбразование относитс€ не только, согласно концепции ¬“ќ, к сфере коммерческих услуг, но и к социально ответственным услугам. ¬ современном мире знани€ выступают самой ценной валютой ’’I века.
—фера образовани€ Ц это так называема€ "нова€ экономика". «десь обращаютс€ огромные суммы бюджетных, корпоративных и семейных денег (только на внешнем рынке более 30 млрд долл. в год). Ќаибольший сегмент этого рынка занимают —Ўј,  анада и страны «ападной ≈вропы. –осси€ на мировом рынке образовательных услуг выгл€дит более чем скромно, хот€ она включена в международное образовательное сообщество, но €вл€етс€ в нЄм в основном некоммерческой стороной. ≈сли —Ўј на обучение иностранных студентов зарабатывает 17 млрд долл., то –осси€ Ц в 100 раз меньше Ц 140 млн долл.
ѕо данным ёЌ≈— ќ число лиц, получающих высшее образование за пределами своих стран, неуклонно растЄт. ≈сли в 2001 г. их насчитывалось около 1 млн чел., то 2010 году прогноз составл€ет около 2,8 млн чел., а к 2025 г. Ц 4,9 млн человек.
Ѕольше всего иностранных студентов в —Ўј Ц более 500 тыс. человек. ”ниверситет считаетс€ престижным, если в нЄм учатс€ иностранцы. ¬ св€зи с этим, въезд в јмерику дл€ обучени€ облегчЄн, виза дл€ студентов бесплатна, обучение ведЄтс€ только на английском €зыке. ќбучение, как правило, платное. ¬ обычном университете плата составл€ет 10-12 тыс. долл. в год, в элитном Ц 30-36 тыс. долл. ¬ 2003 г. иностранные студенты внесли в казну 17 тыс. долл.
≈вропа уступает —Ўј по числу иностранных студентов. ¬о ‘ранции обучаетс€ 192 тыс. человек, в √ермании Ц 130 тыс. человек. ѕо специальной программе из разных стран в ≈вропу приглашаютс€ бакалавры дл€ получени€ магистерской степени.  оличество мест составл€ет 4000, затраты же на каждого студента Ц 1600 евро в год. Ќо европейские университеты, по сравнению с американскими, зарабатывают на иностранных студентах меньше, чем американские. “ам плата за учЄбу символическа€, дорого сто€т учебники, проживание в частных квартирах и общежити€х.
≈сть иностранные студенты и в российских университетах. –оссийское образование по своей фундаментальности Ц одно из ведущих в мире.   2005 г. советские и российские вузы окончили более 600 тыс. иностранных студентов. »з них 12 стали президентами своих стран. ¬ университетах арабских стран половина профессоров Ц выпускники российских вузов. ¬ 1990 г. в ———– обучалось 120 тыс. студентов из-за рубежа. „исло их резко сократилось в период шоковых реформ. Ќе было даже денег, чтобы отправить желающих уехать домой. ¬ 1993 г. осталось только половина иностранных студентов. Ёто было моральной потерей дл€ –оссии.  ак правило, специалисты-выпускники вузов устанавливают деловые контакты, в том числе и по закупке оборудовани€, в тех странах, где они учились.
—ейчас положение измен€етс€ в лучшую сторону. ¬ 2004 г. в нашей стране обучалось 90 тыс. иностранных студентов. ¬ основном из јфрики и ёго-¬осточной јзии. —туденты из европейских стран составл€ют всего 8,0 % (без стран —Ќ√).
“омский политехнический университет и 20 других российских вузов реализуют совместные образовательные программы с иностранными университетами. –еализуетс€ возможность выдачи двойного диплома. ќсуществлЄн перевод на английский €зык всех учебных дисциплин, вход€щих в федеральный компонент стандарта высшего образовани€.
Ќезависимые эксперты в рейтинге университетов одно их первых мест отвод€т ћосковскому государственному университету, потом —орбонне и  ембриджу. ¬ –оссию едут учитьс€ студенты в основном из небогатых семей. ќсобой попул€рностью здесь пользуютс€ медицинские и инженерные вузы. ѕривлекает цена и качество. –оссийские вузы предоставл€ют образование, страховку, медицинское обслуживание и жильЄ. —типендии выплачиваютс€ за счЄт посылающей страны. »ногда последние задерживают стипендии (√вине€-Ѕисау), что вызывает волнени€ среди студентов.
ќбучение одного иностранца обходитс€ в 1,5 млн долл. в год. „асть расходов покрываетс€ за счЄт средств федерального бюджета, в том числе стипендии студентам некоторых стран. ѕлата за обучение в медицинских университетах составл€ет 1700-6000 долл. в год, в инженерных Ц 1200-3600 долл..[3, —.4] ќднако и в этой сфере существуют некоторые ограничени€. “ак, например, запрещено обучать иранских студентов по €дерным и ракетным технологи€м. „то касаетс€ студентов из стран —Ќ√, то на равных услови€х с российскими принимаютс€ и обучаютс€ студенты из Ѕелоруссии,  азахстана и  иргизии. ¬. ѕутин предложил принимать на бюджетной основе хот€ бы 1,0 % студентов из стран —Ќ√. “омский политехнический университет постепенно входит в мировое образовательное и рыночное пространство, становитс€ одним из лидеров мирового образовани€. “ѕ” награждЄн почЄтным слитком "золотой слиток", учреждЄнным высшим ∆еневским институтом бизнеса и управлени€. Ёто единственный в –оссии университет, прошедший международную экспертизу и получивший сертификат менеджмента качества, соответствующий стандарту ISO 9001:2000. јудитором была британска€ компани€ "Ќациональное общество по обеспечению качества". ќбразовательные программы “ѕ” аккредитованы в ведущих международных организаци€х. Ёто дало право с 2003 г. выдавать приложение к диплому европейского образца Diploma supplement.
—егодн€ “ѕ” ставит задачи:
попасть в рейтинг-листы, которые публикуютс€ в —Ўј и других странах. ѕока там есть только ћ√” и ћ¬“”;
получить заказы дл€ подготовки специалистов из стран ёго-¬осточной јзии.
¬ “ѕ” две категории иностранных студентов: бюджетные по заказам ћинистерства образовани€ и науки и коммерческие. ѕо государственным заказам обучают в 24 вузах –оссии. ¬ “ѕ” учатс€ около 100 человек из-за рубежа. Ёто граждане  ипра,  Ќ–, ¬ьетнама, ћалайзии, „ехии, »рана, ёжной  ореи. »з них по заказу Ц 40 человек, коммерческих Ц 60 человек.
ѕочему в “омске так мало иностранцев? ѕричин тому несколько, но основных две: сурова€ бела€ зима и нежелательное соседство с —ибирским химическим комбинатом (г. —еверск).   концу 2005 г. в “ѕ” предполагаетс€ довести число иностранных студентов до 300. —тоимость обучени€ коммерческих студентов на английском €зыке составл€ет 3300 долл. в год, на русском 2700 долл. Ёто в 10 раз дешевле, чем в ¬еликобритании (23-33 тыс. долл.).
–оссийские граждане так же едут учитьс€ в зарубежные университеты. Ётот процесс имеет свою историю. ¬ √ермании получил университетское образование ћ. Ћомоносов. ƒл€ росси€н были открыты двери и в  ембридже. ѕервым русским студентом в  ембридже был √ригорьев. —ейчас другие масштабы, в зарубежных университетах насчитываетс€ около 20 тыс. росси€н.
ќбразование считаетс€ полноценным, когда студент училс€ не менее чем в двух университетах разных стран. ¬ –оссии это возможно дл€ семей богатых бизнесменов и высших чиновников. Ќо свыше 6 тыс. студентов ежегодно проход€т обучение в 30 странах мира за счЄт средств федерального бюджета.[4, C.5]
—туденты р€да российских университетов (в том числе “ѕ”) получили возможность один семестр учитьс€ в других странах. ¬ 2003 г. было направлено 2500 студентов в √ерманию, ¬еликобританию, ‘ранцию, √олландию, јвстрию, »талию, —Ўј. — ‘ранцией и »талией заключены специальные соглашени€.
»з “ѕ” направлено на учЄбу в зарубежные университеты на разные сроки обучени€ всего 137 студентов из 12 тыс€ч студентов дневного отделени€.
¬озвращаютс€ на родину не все. “ак было всегда. Ќапример, »ван √розный в 1609 г. направил на учЄбу в ≈вропу 7 человек, из которых никто назад не вернулс€. ј из выпускников “ѕ”, направленных в —Ўј дл€ продолжени€ образовани€, осталось там работать 26 человек.
 ак показывает жизнь, учитьс€ за границей престижно, но карьеру лучше делать в –оссии. Ќа инженерных специальност€х в аспирантуре в —Ўј редко встретишь американца. ¬ основном это индусы, китайцы, русские. »нженерна€ специальность дл€ американца Ц не самый лЄгкий путь к деньгам.
√лавный смысл вхождени€ в мировое образовательное пространство Ц международное признание дипломов, их нострификаци€ или конвертирование.
≈сть международные соглашени€ о взаимном признании дипломов, в частности √аагское и ¬ашингтонское соглашени€. √аагскую конвенцию подписали 56 стран: —Ўј, япони€, »спани€, »тали€, »зраиль и другие. ———– хот€ и присоединилс€, но не ратифицировал еЄ. „лены ¬ашингтонского соглашени€: —Ўј,  анада, ¬еликобритани€, √олланди€, јвстри€, √онконг.  андидатами в члены €вл€ютс€ √ермани€, —ингапур, ћалайзи€. ———– был кандидатом в кандидаты. ѕо этим соглашени€м международное признание имели бы (при ратификации) только дипломы ———–, но не –оссии или ”краины.
–оссией заключены двусторонние соглашени€ более чем с 90 странами мира. ѕринимаютс€ дл€ нострификации дипломы только государственных университетов. Ќекоторые негосударственные вузы (ћеждународна€ высша€ школа, —овременный государственный университет) обещают дипломы международного образца, но это обман. –оссийским университетам надо проходить аккредитацию, каждому по отдельности. Ёто включает в себ€ взаимное признание программ (например, в области техники и технологии), взаимное признание документов об образовании по тем программам, которые аккредитованы.
“ѕ” заключил соглашени€ со 114 иностранными университетами. —уществует договорЄнность: 2 года учить в “ѕ”, следующие 2 года Ц в иностранном университете.
ќсоба€ форма сотрудничества Ц международный академический обмен. “ѕ” подписал 51 договор, реально сотрудничает по 44 соглашени€м. ќбмены осуществл€ютс€ с 18 университетами из 10 стран. ¬ 2003 г. в академическом обмене участвовало 24 студента “ѕ”, направленных на обучение в университеты √ермании, ‘ранции,  Ќ–, ёжной  ореи, „ехии.
» всЄ же пока –осси€ в полном объЄме не включена в международную систему образовани€, но движетс€ туда по Ѕолонскому пути.
Ѕолонска€ конвенци€ оформл€ет европейскую систему образовани€. ≈вропа строит единый образовательный мир.   2010 г. ≈вропа должна иметь единую систему высшего образовани€. ѕрисоединившись к этой системе, –осси€ сможет получить большую отдачу, чем от американской системы образовани€. —читаетс€, что в јмерике не так много хороших университетов, но много слабых.
Ќачало этому процессу положено в 1998 г. Ц в год праздновани€ 800-лети€ —орбонского университета. ѕервыми подписали соглашение »тали€, ‘ранци€, √ермани€, ¬еликобритани€. ƒокумент называетс€ "—овместна€ деклараци€ о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образовани€". —ейчас количество участников соглашени€ достигло 40.
ќсновные принципы Ѕолонского соглашени€:
интеграци€ без уничтожени€ оригинальной специфики;
отторжение американской системы;
единые образовательные стандарты;
едина€ система оценки знаний;
эквивалентные дипломы.
–осси€ сначала не собиралась присоедин€тьс€ и занимать место в чужом пространстве. ќднако, чтобы не оказатьс€ в "отцепном вагоне", в 2003 г. вопреки имеющимс€ прогнозам –осси€ присоединилась к Ѕолонской конвенции. –осси€ прин€та, но полноправным членом станет только в 2010 году. —ледует отметить, что дл€ ≈вропейской комиссии –осси€ €вл€етс€ серьЄзным конкурентом на мировом рынке образовательных услуг. ≈вропа боитс€ демпинга, поскольку в –оссии учат, как правило, хорошо и дЄшево. –оссийский специалист самый дешЄвый в мире. «аконы рынка не всегда есть законы качества высшей школы. «десь дешевле не значит хуже. ≈вропе же лучше получать готовых специалистов даром. ¬ ходе рыночных реформ в –оссии получило распространение "подвальное" образование, фальшивые и покупные дипломы, стала заметной инфл€ци€ высшего образовани€, различие между "человеком с высшим образованием" и "человеком с дипломом о высшем образовании".
ѕрисоединение –оссии к Ѕолонской конвенции обеспечивает:
- взаимное признание дипломов аккредитованных университетов;
- возможность абитуриентов поступать в любой вуз ≈вропы;
- свободный перевод из одного университета в другой в безвизовом режиме;
- возможность экспортировать образование (обучать иностранных студентов).
“ри кита Ѕолонского процесса: двухступенчатое обучение, едина€ оценка знаний на основе накопительных кредитов, контроль за качеством образовани€. ƒл€ –оссии к этому надо добавить 12-летнее среднее образование. ћногоступенчата€ система даЄт возможность человеку выбрать свою образовательную траекторию под конкретную работу. Ёто свобода выбора дл€ студента.
¬ мировой практике известно несколько ступеней. “ак, американска€ система насчитывает п€ть ступеней.   2008 г. в –оссии предполагаетс€ сформировать двухступенчатую систему высшего образовани€:1 ступень Ц бакалавриат, 2 ступень Ц магистратура. Ёто можно признать самым значительным изменением в ходе реформы высшей школы.
Ѕакалавр Ц это 4 года учЄбы. Ќо с российскими бакалаврами пока возникает несколько проблем. — одной стороны, дипломы бакалавра не востребованы российским бизнесом, и потому более 90,0 % студентов продолжают учитьс€ п€тый год дл€ получени€ квалификации специалиста. — другой стороны, наши бакалавры не признаютс€ лицами с высшим образованием на «ападе, поскольку там в университет поступают после 12-13 лет обучени€ в средней школе, то есть общий период учЄбы бакалавра составл€ет 16-17 лет, в –оссии же не более 15.
ќбучение в магистратуре длитс€ 1-2 года в зависимости от специальности. ћагистратура будет воспитывать элитные кадры Ц исследователей, менеджеров высшего класса.
Ѕакалавриат €вл€етс€ более массовой подготовкой специалистов. ѕредполагаетс€, что государственный бюджет будет платить только за подготовку бакалавров и лишь тех магистров, которые нужны государству. ѕодготовка специалистов с 5-летним обучением с 2008 г. в вузах –оссии прекращаетс€.
¬ большинстве стран мира звание инженера зарабатываетс€ после окончани€ университета в процессе получени€ опыта практической работы. Ќапример, в японии надо иметь стаж 7 лет, в том числе 2 года на руковод€щих должност€х, сдать дополнительные экзамены, которые выдерживает 1 из 7 человек. ѕосле этого фамили€ соискател€ вноситс€ в государственный реестр инженеров-профессионалов. –еестр имеет международное признание.
ѕредполагаетс€, что и после 2008 г. в –оссии дл€ р€да специальностей сохранитс€ п€тилетнее непрерывное образование. ¬ основном дл€ медицинских специальностей, творческих профессий, некоторых технических специальностей.
ѕротив многоступенчатой системы выступает ректор ћ√”.[5, —.4] ¬. —адовничий считает, что ћ√” за 5 лет даЄт знаний больше, чем любой зарубежный вуз. „етвЄрта€ часть выпускников приглашаетс€ работать за рубеж, куда слабых не берут. ¬ ћ√” лаборатории оснащены не хуже, чем в √арварде. —пециалист ћ√” стоит не меньше 100-150 тыс. долл.
–оссии предстоит перейти на прин€тую в ≈вропе кредитную систему оценки знаний. ¬место академических часов Ц зачЄтные баллы или кредитные единицы. «а каждую лекцию, лабораторную работу, семинар Ц зачЄтные очки. ƒл€ того чтобы получить диплом, необходимо набрать определЄнное количество очков. «а семестр должно накопитьс€ не менее 30 кредитов. ¬ системе зачЄтных единиц ECTS кажда€ единица равна 36 академическим часам.
„ерез кредитную систему обеспечиваетс€ сравнимость оценок всех участников Ѕолонского процесса. Ёто позвол€ет студентам свободно переходить из вуза в вуз как в –оссии, так и во всей ≈вропе.
 редитна€ система апробируетс€ в 30 российских университетах. ¬ “ѕ” на электротехнических специальност€х используетс€ модель асинхронной организации учебного процесса на основе кредитно-рейтинговой системы.
–оссии предстоит удлинить срок обучени€ в средней школе до 12 лет. Ёто будет стоить 1 млрд руб. ѕредполагаетс€ с 2006 г. принимать в школу с 6 лет. ¬ государственном стандарте образовани€ повышаютс€ требовани€ к знанию иностранных €зыков. ѕосле 12-летки по Ѕолонскому соглашению каждый школьник получит шанс продолжать учЄбу в лучших университетах мира. „тобы поступить в европейский университет, надо найти его сайт в »нтернете, предъ€вить результаты ≈√Ё, заполнить анкету и ждать ответа. Ѕез 12-летнего образовани€ это сделать будет невозможно. Ўкольникам с 11-классным образованием предлагаетс€ окончить первый курс российского университета или 12-ый класс, например, во ‘ранции или »спании.
¬ насто€щее врем€ заключено соглашение с »талией о взаимном приЄме абитуриентов соответственно в италь€нские и российские университеты. ƒоговорились, что в средних школах в качестве второго иностранного €зыка будет изучатьс€ факультативно в »талии русский, в –оссии Ц италь€нский.
ѕредусмотрено, что к 2010 г. университетские дипломы и приложени€ к ним должны иметь одинаковую форму. ѕри этом главным документом будет не диплом, а приложение к нему. ƒиплом можно хранить в шкафу или повесить на стенку в рамке, а приложение придЄтс€ предъ€вл€ть при поступлении на работу, дл€ участи€ в различных конкурсах.   национальным дипломам будут выдаватьс€ международные приложени€, заполненные по единому шаблону.  редитна€ оценка знаний вводитс€ дл€ того, чтобы сделать дипломы и приложени€ пон€тными дл€ любой страны.
¬ насто€щее врем€ в –оссии наблюдаетс€ ужесточение процесса аттестации и аккредитации специальностей и направлений, поскольку дипломы частных вузов будут признаватьс€ в ≈вропе только после государственной аттестации и аккредитации. ¬ св€зи с этим создаЄтс€ едина€ система контрол€ качества высшего образовани€. ќбразована федеральна€ служба по надзору в сфере образовани€ и науки. ¬ведЄн механизм внеплановых проверок де€тельности вузов и их филиалов. ¬ комиссию дл€ их проведени€ включаютс€ иностранные эксперты.
ћногие российские вузы вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоватьс€ университетами. —ейчас более 60,0 % вузов называютс€ университетами, хот€, по сути, не соответствуют этому статусу. ћы не имеем права за€вл€ть, что наше образование лучшее в мире, потому что экономика не €вл€етс€ лучшей в мире, и неконкурентную экономику создали выпускники российских вузов.
”ниверситет Ц это одновременно образовательное и научное учреждение. ¬ –оссии надо повысить долю университетов в науке с 7,0 до 15,0 %. —ейчас научную работу ведут менее 20,0 % вузовских преподавателей. ¬ ≈вропе любое отклонение от статуса университета означает прекращение образовательной де€тельности. ¬ –оссии Ц только в случае несоблюдени€ вузом лицензионных нормативов после судебного решени€.
¬ойд€ в мировое образовательное пространство, –осси€ должна сохранить лучшие элементы отечественного образовани€. »наче в –осси могут исчезнуть степени доктора и кандидата наук, которые можно рассматривать как "национальное досто€ниеї.

—писок литературы:
1. –оссийска€ газета. Ц 2003. Ц 21 августа. Ц —. 5.
2. –оссийска€ газета. Ц 2004. Ц 27 ма€. Ц —. 2.
3. –оссийска€ газета. Ц 2005. Ц 24 ма€. Ц —. 5.
4. –оссийска€ газета. Ц 2002. Ц 19 апрел€. Ц —. 2.
5. –оссийска€ газета. Ц 2004. Ц 8 декабр€. Ц —.5.









ј.ј. ¬азим


ѕ–≈ѕќƒј¬јЌ»≈ Ё ќЌќћ»„≈— »’ ƒ»—÷»ѕЋ»Ќ: ѕ–ќЅЋ≈ћџ » ѕ≈–—ѕ≈ “»¬џ

г. “омск, “омский ѕолитехнический ”ниверситет

ѕреподавание экономической теории сталкиваетс€ в насто€щее врем€ с двум€ основными противоречи€ми. ¬о-первых, противоречие между сложностью экономических систем и соответствующей сложностью теоретических построений, с одной стороны, а с другой стороны, недостаточной подготовкой слушателей, вызывающей потребность в упрощении экономических моделей. ¬о-вторых, противоречие возникает из-за различий экономических систем в нашей стране и за рубежом. Ёто приводит к необходимости использовани€ заимствованных (или, зачастую, выдуманных) примеров из экономической практики. –ассмотрим эти противоречи€ подробнее.
ƒл€ большинства студентов изучение экономической теории начинаетс€ только в стенах вузов. ѕричем дл€ неэкономических специальностей количество часов на изучение недостаточно и даже сокращаетс€ в пользу основной специальности ради снижени€ учебной нагрузки на студента. ¬ этом же ключе идет перевод учебной нагрузки из аудиторной во внеаудиторную. ћногие студенты, не име€ достаточных навыков самообучени€, используют это врем€ дл€ изучени€ других предметов или дл€ отдыха.  онечно, если студенты раньше изучали основы экономики в школе, то они имеют возможность использовать накопленные ранее знани€, но ведь далеко не все имели раньше такую возможность, к тому же уровень вузовской подготовки превышает уровень любой довузовской подготовки в школах, лице€х, колледжах и т.д.
ƒополнительными трудност€ми выступают слабое знание математики и неподготовленность к анализу, в общем-то, абстрактных моделей. Ќо, даже отказавшись от строгого математического анализа, необходимо использовать экономико-математические модели, хот€ зачастую приходитс€ ограничиватьс€ рисованием простых графиков. ѕри этом наблюдаетс€ така€ картина: ид€ на "уступки" слабо подготовленным студентам (слушател€м), преподаватель выхолащивает суть предмета и сводит все к обыденным, житейским примерам. “ака€ ситуаци€ напр€мую вредит приобщению студентов к науке, дестимулирует их самосто€тельную работу, свод€ семинарские и практические зан€ти€ к "посиделкам" на экономические темы.
ќднако реализаци€ такой ситуации напр€мую зависит от квалификации и подготовки преподавател€. ѕриобретение опыта и повышение квалификации улучшают качество преподавани€ учебных курсов.
ѕроблема преподавани€ экономических курсов выходит на совершенно иной уровень, когда реализуетс€ политика сокращени€ учебных часов на социально-экономические дисциплины. “ем самым вузы начинают считать данные дисциплины необ€зательными, сетуют на "излишнюю загроможденность" этих курсов новыми категори€ми и пон€ти€ми, требу€ их упрощени€ дл€ большей доступности. “ака€ политика приводит к ограниченной и узкой специализации выпускников. ¬ сочетании с многочисленностью университетов в системе высшего образовани€ это приводит к реализации известного выражени€: хотели как лучше, а получилось как всегда.
–ассмотрим другое противоречие: между "Ёкономикс" и повседневными модел€ми экономического поведени€ людей как потребителей или как собственников рабочей силы, капитала и других факторов производства. ѕротиворечие это определ€етс€ как несоответствие между "книжной" и "реальной" экономикой. ѕричем, под "реальной экономикой" понимаетс€ та, где отсутствуют кооперативные модели поведени€ между продавцом и покупателем, где происходит максимизаци€ рентоориентированного поведени€ чиновников, где государство повышает изъ€тие доходов населени€. —ловом, "реальна€" экономика - экономика первоначального накоплени€ капитала, где "все против всех". ”спех в такой экономике становитс€ функцией не от составл€ющих человеческого капитала, а от краткосрочных и зачастую случайных факторов - воврем€ продал ваучер (удачно приобрел или продал акции), не обмен€л на рубли валюту в августе 1998 г. и т.д.   сожалению, практика последних п€тнадцати лет чаще подтверждала, чем опровергала такую "житейскую" мудрость. ¬ результате некооперативное поведение всех субъектов рынка - государства, домашних хоз€йств и предпри€тий - повышает уровень рискованности инвестиций в стране и ограничивает возможности экономического роста. “акими источниками могут быть только инвестиции в человеческий капитал, в современное оборудование, в ресурсосберегающие технологии.
¬се же представл€етс€, что социально-экономическа€ политика в насто€щее врем€ в стране поворачиваетс€ в сторону общемировых тенденций и кооперативного поведени€ со стороны государства. Ѕольшую надежду всел€ет присоединение –оссии к Ѕолонскому соглашению о взаимном открытии и обогащении национальных систем образовани€ дл€ создани€ в ≈вропе до 2010†г. единого образовательного процесса. ¬ этих услови€х российские вузы, в частности “ѕ”, внедр€ют новые методы и приемы обучени€, направленные на облегчение доступа к образовательным услугам. ѕоэтому, можно сделать вывод, что в нашей стране кооперативное поведение субъектов рынка Ц государства, домашних хоз€йств и предпри€тий будет возрастать.


—.ј. ƒукарт


—ѕ≈÷»‘» ј —ќ÷»јЋ№Ќќ… ѕќЋ»“» » √ќ—”ƒј–—“¬ ¬ ”—Ћќ¬»я’ “–јЌ—‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ’ ѕ–≈ќЅ–ј«ќ¬јЌ»… Ё ќЌќћ» »

г. “омск, “омский ѕолитехнический ”ниверситет

¬ системе внутренней политики государства особое место занимает социальна€ политика. √лавным объектом социальной политики €вл€етс€ население страны, выступающее в качестве потребительной силы общества, субъекта потребностей и потреблени€. ¬ услови€х трансформации экономической системы, под которой следует понимать как изменение механизма функционирование социально-экономических систем, крупные преобразовани€ в общественном воспроизводстве, значимость грамотно проводимой социальной политики возрастает. Ёто можно объ€снить с позиции социально-психологических процессов, происход€щих в обществе в период экономической трансформации. Ќеуверенность в завтрашнем дне, призрачность и неустойчивость сегодн€шнего существовани€, уныние и пессимизм, посто€нна€ бо€знь инфл€ционных процессов, банкротства и разорени€, безработицы, лишени€ пенсии, повышени€ цен на предметы первой необходимости, произвола чиновников, работодател€ и домовладельца, разрушени€ семьи и краха усто€вшихс€ морально-этических норм как показывает опыт реальных трансформационных состо€ний экономики различных стран €вл€ютс€ господствующими характеристиками общественных настроений в обществе. ќтсюда неизбежна€ двойственность поведени€ и мышлени€ основной массы населени€, выражающа€с€ пол€ризаци€ общественного сознани€, и как следствие пол€ризаци€ общества. ќбщество раскалываетс€ на тех, кто занимает активную жизненную позицию и пытаетс€ найти самосто€тельно принципиальные основани€ собственного существовани€, и тех кто впадает в пессимизм и уныние. Ќо и те, и другие социальные группы заражены принципиальным неверием в эффективность государственных механизмов управлени€. ќтсюда вытекает проблема проведени€ такой социальной политики в рамках государственного регулировани€, котора€ не просто бы материально поддерживало незащищенные слои населени€, а в первую очередь способствовала укреплению довери€ к государству в период экономического реформировани€. ќчевиден факт, что без значительной социальной базы проводимых реформ снижаетс€ эффективность мер государственного воздействи€ на экономику, из-за чего болезненные дл€ общества процессы перестройки экономического механизма могут еще более зат€нутьс€.
“аким образом, дл€ государства встает задача выбора стратегии своего поведени€. ¬ период проведени€ системных реформ в командной экономике с целью ее перевода на рыночные механизмы хоз€йствовани€, в экономической теории и практике происходит столкновение в основном двух подходов, условно обозначенных как Ђградуализмї и Ђшокова€ терапи€ї. ѕервый предусматривает постепенную трансформацию командной экономики в рыночное хоз€йство. ќсновные меры - это разгосударствление большинства предпри€тий через приватизацию с целью повышени€ эффективности работы и адаптации к рыночным услови€м, создание рыночной инфраструктуры и сильно действующих рыночно-конкурентных стимулов развити€ производства при сохранении в руках государства возможности пр€мого и косвенного воздействи€ на жизненно важные сферы экономики и социальные процессы, накопление и потребление, осуществление структурно-технологических перемен.
¬торой подход предполагает Ђреволюционноеї, разовое разрушение командной экономики путем повальной приватизации госсобственности, рассматриваемой как самоцель; уход государства из экономики или по меньшей мере минимизацию его роли в ней; ограничение ее в основном регулированием денежного обращени€; упование на всесилие Ђневидимой руки рынкаї и сведение роли государства к функци€м ночного сторожа.
— точки зрени€ психологического воспри€ти€, естественно градуалистский подход воспринимаетс€ основной массой населени€ более спокойно и адекватно. Ѕольшинство общества Ц консервативно, поэтому резкие перемены пугают и вызывают непри€знь. ѕри таком подходе государство, трат€ достаточно значительные материальные ресурсы в ущерб непосредственно процессу экономического реформировани€, вынужденно поддерживает на плаву тех, кто не может быстро приспособитьс€ к изменению условий экономического существовани€. ј это, в свою очередь, означает зат€гивание преобразований на многие годы, что может привести к усталости и апатии населени€.  роме того, ступенчатость, медлительность реформировани€, и как практически неизбежное следствие противоречивость политики государства и существующих механизмов старой и новой системы, может оттолкнуть активных сторонников преобразований и привести к расколу самой политической элиты. ѕроведение социальной политики в рамках Ђградуализмаї означает не только значительное и достаточно продолжительное по времени расходование бюджетных средств, но и возникновение проблемы социальных конфликтов в обществе, в том числе вследствие неизбежного исчерпани€, и так достаточно ограниченных, ресурсов государственной поддержки.
ЂЎокова€ терапи€ї, что следует из самого названи€, преследует цель осознанно вызвать шок в умах и настроени€х. Ўок способствует превращение социума в массу, котора€ управл€ема, и потому удобна дл€ государства, которое стремитс€ к полной управл€емости общества дл€ осуществлени€ своих целей. ќднако Ђшок может вызвать либо реанимацию, либо смерть больногої. ќтсюда очевиден факт того, что в услови€х разной конкурентоспособности субъектов экономической де€тельности, государство об€зано оказывать адресную помощь тем, кто не в состо€нии самосто€тельно пережить Ђшокї.
  сожалению, российское правительство при разработке стратегии социальной политики не в достаточной степени учитывает специфику проведении реальной социальной политики в услови€х трансформационных процессов в нашей экономике.
—тратеги€ и тактика современной социальной политики –оссийской ‘едерации содержитс€ в программе социальных реформ. ¬ ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:
достижение ощутимого улучшени€ материального положени€ и условий жизни людей;
обеспечение эффективной зан€тости населени€, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
гаранти€ конституционных прав граждан в области трудаї социальной защиты населени€, образовани€, охраны здоровь€, культуры, обеспечени€ жильем;
переориентаци€ социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставл€емых семье, женщинам, дет€м и молодежи;
нормализаци€ и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населени€, особенно детской и граждан трудоспособного, возраста;
существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Ќеобходимыми услови€ми достижени€ указанных целей €вл€ютс€:
¬осстановление роли доходов от трудовой де€тельности как основного источника денежных доходов населени€ и важнейшего стимула развити€ производства, повышени€ трудовой активности работников.
ќбеспечение справедливого распределени€ доходов, на основе использовани€ новой системы налоговое законодательства, введение эффективного контрол€ над реальными доходами, получаемыми
населением.
—тимулирование использовани€ доходов от трудовой и предпринимательской де€тельности, доходов от собственности дл€ инвестировани€ и кредитовани€ социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнеде€тельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образовани€.
ѕроведение взвешенной политики зан€тости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой не преп€тствовать высвобождению излишков рабочей силы в св€зи со структурной перестройкой экономики.
”силение адресности социальной поддержки нуждающихс€ граждан на основе учета материального положени€ семей и за€вительского принципа назначени€ пособий.
ѕовышение роли социального страховани€ как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков.
—табильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживани€, образовани€, культуры и спорта.
  сожалению, за€вленные приоритеты социальной политики, верные по сути, как и положено стратегическим задачам, €вл€ютс€ слишком абстрактными дл€ проведени€ конкретных меропри€тий в этой сфере. ѕеренос задачи, разработки, механизма, функционировани€ социальной сферы в новых условий с федерального на региональный уровень и уровень местных органов власти, вр€д ли способствует реализации даже правильно намеченных целей.
Ёкономическим фундаментом целей и меропри€тий стратегии социальной политики должны €витьс€ предусматриваемые в планируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в важнейших отрасл€х национальной экономики,, дальнейшее снижение уровн€ инфл€ции и дефицита государственного бюджета, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хоз€йств в используемом ¬¬ѕ. Ќеобходимым условием этого €вл€етс€ создание необходимых предпосылок дл€ удовлетворени€ населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и наци€ми. Ѕез эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное становление и функционирование рыночного хоз€йства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.


ј.—. ∆елт€кова


÷≈ЌќќЅ–ј«ќ¬јЌ»≈ Ќј –џЌ ≈ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ’ ”—Ћ”√

г. “омск, “омский ѕолитехнический ”ниверситет

— переходом к рыночным отношени€м образование все более рассматриваетс€ населением как важный экономический ресурс, обеспечивающий самореализацию, социальную мобильность, материальное благососто€ние.
¬ современной –оссии престижность профессионального образовани€ чрезвычайно высока. —тремление населени€ к получению образовани€ отрадно свидетельствует о высокой ценности образовани€ в массовом сознании современного российского общества. ќднако общество сталкиваетс€ с такими серьезными проблемами как доступность, качество и эффективность образовани€.
—ледует отметить, что если несколько лет назад обращение к платным услугам высшего образовани€ было более тесно св€зано с уровнем благососто€ни€, то сейчас платные услуги в высшем образовании постепенно перерастают быть альтернативой бесплатным. —оответственно, развитие платности услуг высшего образовани€ воспринимаетс€ населением как неизбежность. ќбострение проблем образовани€ в общественном сознании приводит к тому, что люди чаще всего полагают, что этот важный социально-экономический ресурс становитс€ всЄ менее доступным.
¬ обществе складываетс€ устойчивое мнение, что образование €вл€етс€ выгодным и перспективным вкладом капитала. Ёто, в свою очередь, способствует росту престижа в обществе интеллектуальной собственности личности. “акие тенденции обуславливают рост потребности в расширении рынка образовательных услуг. —ледствием этого процесса €вл€етс€ повышение требовательности и избирательности со стороны потребителей к ассортименту и качеству знаний. ¬ св€зи с этим перед государством стоит задача создание такой системы оценки качества образовани€, котора€ должна стать действенным и надежным инструментом повышени€ эффективности образовательной де€тельности.
ќдним из наиболее важных аспектов дл€ существовани€ и развити€ вузов €вл€етс€ ценообразование на рынке образовательных услуг. ќчевидно, что ценообразование в сфере образовательных услуг должно базироватьс€ на накопленном опыте установлени€ цены на услуги. ¬ насто€щее врем€ образовательные учреждени€ примен€ют различные методы ценообразовани€, такие как затратный метод, метод, ориентированный на конкурентов, метод единых и гибких цен, за рубежом известен новый метод человеческого капитала. Ќо практика ценообразовани€ на рынке образовательных услуг, используема€ в реальной действительности, иногда всЄ еще не соответствует рыночной экономике.   тому же проблемы ценообразовани€ на образовательные услуги €вл€ютс€ одними из наиболее сложных и наименее разработанных в отечественной экономической науке.
ќчевидно, что ценова€ политика вузов должна базироватьс€ на накопленном опыте установлени€ цены на услуги. Ќо практика ценообразовани€ на рынке образовательных услуг, используема€ в реальной действительности, иногда все еще не соответствует рыночной экономике, вследствие чего возникают проблемы при формировании цены на образовательные услуги и правильно выбранного метода ценообразовани€.
ƒл€ того чтобы определить сущность процесса ценообразовани€ в сфере образовани€ необходимо вы€вить особенности образовательных услуг как товара, которые непосредственно вли€ют на ценовую политику вуза. ¬о-первых, спрос на образовательные услуги всегда индивидуален и предшествует их производству, то есть заранее подготовить услугу в том виде, в котором на нее существует спрос, практически невозможно. ¬о-вторых, спрос на образовательные услуги имеет высокую общественную значимость, поэтому государство финансирует р€д образовательных учреждений. ¬-третьих, потребитель, как правило, не имеет достоверной информации о качестве предлагаемой услуге и рассматривает ее цену как показатель качества и надежности. ¬се эти особенности должны учитыватьс€ при формировании вузом цены на свои услуги.
ƒл€ того чтобы более грамотно подойти к процессу ценообразовани€, необходима сегментаци€ рынка образовательных услуг, результат которой позвол€ет выйти на возможность разработки и осуществлени€ оптимальной ценовой стратегии образовательного учреждени€.
Ќа основе экономического анализа процесса формировани€ цены на образовательные услуги, можно сделать вывод, что установление уровн€ цен состоит в нахождении такой цены, котора€ представл€ла бы собой оптимальный баланс между тем, что хотел бы заплатить за услугу покупатель, и издержками учреждени€ при ее предоставлении.
¬ –оссии образовательными учреждени€ми используетс€ затратный метод ценообразовани€. ѕо сути, это простейший метод, который имеет определенные преимущества и свои ограничени€. ѕривлекательность этого метода обусловлена тем, что он опираетс€ на реально доступные данные, которые можно получить внутри вуза на основе бухгалтерской отчетности и позвол€ет легко доказать обоснованность цены на услугу при заключении договора вуза с потребител€ми. Ќо при установлении УзатратнойФ цены в расчет совершенно не принимаетс€ сложившийс€ уровень спроса на предлагаемую образовательную услугу. ѕоэтому вузы не способны вести гибкую ценовую политику. ƒостаточно сложным €вл€етс€ вопрос о планируемой норме прибыли. ≈сли в качестве базы дл€ ее исчислени€ используетс€ полна€ себестоимость, то вуз будет заинтересован в росте себестоимости дл€ увеличени€ массы прибыли.
Ќеобходимо принимать во внимание данные недостатки путем анализа как внутренней, так и внешней среды образовательного учреждени€. ƒл€ решени€ этих проблем образовательные учреждени€ должны вести маркетинговые исследовани€, которые бы позволили спрогнозировать спрос на предлагаемые услуги, осуществить анализ конкурентоспособности продукции и самого учреждени€, а также качества, ассортимента и сервиса продукции, ценообразовани€, рекламы и других форм коммуникаций на рынке образовательных услуг.
ƒл€ решени€ таких проблем как доступность, качество и эффективность образовательных услуг система российского образовани€ разработала стратегию будущего развити€, котора€ направлена на стабилизацию состо€ни€ социальной, экономической и политической системы общества, улучшение качества жизни населени€, восстановление приоритетов образовани€ в обществе.
¬ итоге можно сделать вывод, что данна€ тема требует дальнейшего изучени€ и развити€. ÷енообразование, как один из элементов ценовой политики вузов, может принести должный результат, если ведетс€ систематическа€ работа по анализу состо€ни€ внутренней и внешней среды с учетом ее измен€ющихс€ рыночных возможностей. ≈сли тщательный анализ ценообразовани€ глубоко и точно проникает в сознание специалистов по образованию, он становитс€ надежным инструментом достижени€ главных целей вуза. Ёто удаетс€ сделать тогда, когда учитываютс€ разные интересы и потребности целевых групп конечных потребителей, ценовые маневры конкурентов и учет их текущих цен. “ам, где ведетс€ посто€нный мониторинг конкурирующих возможностей, анализируетс€ чувствительность к ценам различных групп потребителей, продумана и спланирована ценова€ стратеги€, там успех значительно выше.


¬.ј.  олупаева


—ќ¬–≈ћ≈ЌЌџ≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ Ё ќЌќћ» » “–”ƒј

г. “омск, “омский ѕолитехнический ”ниверситет

Ёкономические аспекты труда св€заны с участием труда в производственном процессе. ¬ этом смысле в научной литературе прин€то рассматривать труд как экономическую де€тельность, в основе которой лежит соотношение между его полезностью (результативностью) и неполезностью (издержками труда). ѕрин€то считать, что в процессе труда реализуетс€ его двойна€ цель: совершенствование предмета труда и совершенствование самого человека. ¬ истории экономических учений существует множество определений труда; в современной литературе труд рассматриваетс€ как целесообразна€ де€тельность человека, в процессе которой средствами труда он воздействует на предмет труда с целью получени€ продукта. «акономерности функционировани€ труда изучает наука Ц экономика труда, основными задачами которой €вл€етс€ определение эффективности труда, выраженной в стоимостной форме, и вы€вление всех проблем, св€занных с ее повышением. ¬ насто€щее врем€ отечественна€ наука выдел€ет следующие основные проблемы экономики труда: производительность труда; инвестиции в человеческий капитал; услови€ труда; мотиваци€ и оплата труда; изучение функционировани€ отечественного рынка труда. ¬се проблемы, выделенные в качестве основных, €вл€ютс€ взаимосв€занными и взаимообусловленными и рассматриваютс€ важнейшими факторами эффективности труда.
ќстановимс€ на теоретическом содержании вышеперечисленных проблем.
ѕроизводительность труда. Ќа производительность труда вли€ют все факторы производства. ќднако, рассматрива€ труд в качестве экономического ресурса, следует выделить основные черты, характеризующие трудовые ресурсы.   ним относ€тс€:
а) численность работников;
б) квалификаци€ работников;
в) длительность процесса труда;
г) интенсивность затрат труда в единицу рабочего времени.
¬се это вместе вз€тое определ€ет производительность труда, его созидательность и полезность, ведущих к развитию экономики в целом и решению проблем повышени€ качества и уровн€ жизни. Ќо дл€ того чтобы достигнуть положительных результатов, экономисты должны держать под контролем два момента. ѕервый Ц соизмерение затрат и результатов трудаї второй Ц формирование критериев оценки труда работников. ѕервое дает нам представление о продуктивности, производительности труда и развитии экономики в целом; второе Ц о формировании доходов работников и решении социальных проблем.
ѕроизводительность труда как экономический показатель используетс€ дл€ измерени€ соотношени€ между объемами выпуска продукции и затратами трудовых ресурсов на производство данного объема. — этим показателем тесно св€зан показатель рентабельности производства и в частности труда. Ќа первый взгл€д кажетс€, что определить эти показатели несложно. ќднако существующие в отечественной науке методики в некоторой степени искажают информацию о продуктивности труда. Ќапример, по результатам исследовани€ до недавнего времени в отечественной экономике на первом месте по продуктивности труда была торговл€, снабжение и заготовки, на втором Ц промышленность, на четвертом Ц сельское хоз€йство. ¬ то же врем€, к примеру, в —Ўј промышленность по продуктивности труда занимает первое место, сельское хоз€йство Ц второе. Ќауке предстоит ответить на вопрос, почему в отечественной промышленности показатель производительности труда ниже, чем в сфере обслуживани€. Ќе следует ли из этого ответ, что лучшие трудовые ресурсы у нас зан€ты в непроизводственной сфере экономики?
Ќа эффективность труда существенное вли€ние оказывают услови€ труда.  ак известно, в любом производственном процессе важнейшими факторами €вл€ютс€ используемое оборудование, предметы, средства труда, технологии, рабочие места и сам продукт труда. ¬се это дает нам представление о той производственной среде, в которой трудитс€ человек.  роме того, немаловажное значение имеют санитарно-гигиенические услови€ труда, состо€ние безопасности и ее нормы, а также чередование труда и отдыха. ќсновными направлени€ми совершенствовани€ условий труда на современном этапе €вл€ютс€: разработка норм безопасности дл€ всех видов производственной де€тельности; устранение неблагопри€тных воздействий условий труда на организм человека. “ак как любое усовершенствование требует определенных денежных вложений, которые могут снизить эффективность производства, то возникает проблема: либо улучшать услови€ труда за счет дополнительных капиталовложений, либо сохран€ть прежние, если они соответствуют социально-гигиеническим нормам и положительно вли€ют на эффективность производства. ќдним словом, эта проблема может решатьс€ только с учетом экономических и социальных факторов.
„еловеческий капитал в научной литературе рассматриваетс€ как совокупность качеств работника, которые определ€ют производительность и эффективность его труда и в то же врем€ €вл€ютс€ источниками доходов человека, его семьи, предпри€ти€, на котором он трудитс€, и общества в целом.   таким качествам относ€тс€: здоровье человека, его природные способности, образование и профессионализм. “еори€ человеческого капитала €вл€етс€ одним из важных разделов современной экономики труда. ¬ основе этой теории лежит исследование зависимости доходов человека, семьи, предпри€ти€ и общества в целом от природных способностей, знаний и навыков человека. »звестно, что затраты на образование увеличивают будущие доходы. ѕодобные затраты называют инвестици€ми в человеческий капитал. Ёффективность инвестиций в образование подтверждаетс€ многочисленными расчетами, которые доказывают, что продуктивность труда и доходы от них, при прочих равных услови€х, возрастают. “аким образом, ценность будущих выгод определ€ютс€ ценностью инвестиций.
ќсуществл€емые в –оссии экономические реформы, направленные на повышение эффективности труда и производства, не могут быть успешно реализованы без создани€ действенных стимулов к труду. Ёкономическую мотивацию труда следует рассматривать как побуждение человека к плодотворной де€тельности с целью реализации как собственных интересов, направленных на повышение благососто€ни€, так и на реализацию интересов предпри€ти€ (фирмы) и общества в целом. ќна осуществл€етс€ через различные формы и методы, которые раздел€ютс€ на внутренние и внешние. ¬нутренн€€ мотиваци€ определ€етс€ содержанием и значимостью выполн€емой работы. ƒл€ человека главным в работе €вл€етс€ интерес и возможность реализовать свой человеческий потенциал. Ёто один из стимулов, побуждающих человека трудитьс€ добросовестно и продуктивно. ƒругим стимулом €вл€етс€ значимость выполн€емой работы, во-первых, дл€ развити€ его природных талантов, а во-вторых, и это не менее важно, значимость достигнутых результатов дл€ самого человека, его семьи, коллектива организации и общества в целом.
Ќемаловажное значение дл€ повышени€ результативности труда имеет внешн€€ мотиваци€. ќна про€вл€етс€ в двух формах: административной и экономической. јдминистративна€ мотиваци€ предусматривает меры воздействи€ на работника в случа€х нарушени€ дисциплины. ќднако при этом в действи€х администрации должны быть соблюдены права работника, закрепленные в кодексе «аконов о труде.
Ёкономическа€ мотиваци€ осуществл€етс€ через систему материальных стимулов, которые дел€тс€ на денежные и неденежные, и методов, усиливающих заинтересованность в труде. Ёффективность примен€емых форм мотиваций (экономической, социально-экономической, моральной), как правило, оцениваетс€:
а) в зависимости от результатов (натуральные, денежные оценки);
б) повышением статуса работника, которое предусматривает его квалификацию, качество выполн€емой работы, дисциплинированность и т.д. “ак, например, если в —Ўј эффективность работника оцениваетс€ по результатам, то в японии Ц статусом, в –оссии используют и ту и другую оценки.
¬ажное значение дл€ повышени€ эффективности труда имеет решение проблем, св€занных с формированием трудовых доходов и оплатой труда. ¬ основе решени€ этих проблемы лежит вы€вление источников доходов и их дифференциаци€. ƒл€ науки важно изучить факторы, которые определ€ют структуру и уровень оплаты труда, разработать формы и системы оплаты труда в качестве рекомендаций, которые могут быть использованы в организации оплаты труда на предпри€ти€х всех форм собственности.
Ќельз€ отрицать того факта, что номинальна€ заработна€ плата, к примеру, возрастает, во всех странах, хот€ величина ее прироста различаетс€. ќдной из причин, определ€ющих прирост заработной платы, €вл€етс€ рост продуктивности труда, объ€снить который можно повышением уровн€ оснащени€ труда техникой, достаточными запасами природных ресурсов, повышением образовани€ и профессионализма работников, современными прогрессивными технологи€ми. ¬ научной литературе при вы€влении особенностей оценки труда в отечественной экономике отмечаетс€, прежде всего, его низка€ эффективность. ¬ то же врем€ оснащенность техническими средствами труда находитс€ на достаточном уровне. —ледовательно, можно сделать вывод о том, что труд отечественного работника стимулируетс€ в неполной мере.
ѕроблемы рынка труда с позиций современной экономической теории дополн€ют проблемы экономики труда. ќпредел€€ рынок труда в качестве системы, в которой взаимодействуют субъекты собственности на средства производства и наемные работники, считаем, что пор€док функционировани€ этой системы оказывает значительное вли€ние на эффективность труда. —реди проблем, существующих на отечественном рынке труда, следует выделить такие, как профессиональна€ подготовка работников и обеспечение условий мобильности рабочей силы. ѕолитика активных мер со стороны государства, направленна€ на развитие трудовых ресурсов, посто€нно совершенствуетс€ и расшир€етс€. ќднако этого €вно недостаточно дл€ эффективного снижени€ безработицы и повышени€ производительности труда в отечественной экономике.   примеру, государством не поощр€етс€ географическа€ мобильность рабочей силы, т.е. не предоставл€ютс€ субсидии и кредиты на переезд семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места; а также не гарантируетс€ улучшение материальных и жилищных условий жизни. Ќ а рынках труда редко предоставл€етс€ информаци€ о вакантных рабочих местах по професси€м, отрасл€м, регионам страны и за рубежом.
¬ отечественной литературе, имеющей отношение к рынку труда, не достаточно анализируютс€ факторы, определ€ющие спрос и предложени€ труда, проблемы зан€тости, трудоустройства и подготовки кадров дл€ развивающейс€ рыночной экономики.
“аким образом, формирование отечественной эффективной экономики во многом определ€етс€ развитием экономики труда в качестве науки, так как именно она изучает проблемы повышени€ эффективности основного фактора производства Ц трудовых ресурсов. ƒл€ этого экономика труда должна не только изучить выше названные проблемы, но и дать реальные рекомендации по их решению.


√.ƒ. —коблин


ѕ–ќЅЋ≈ћџ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… “–јЌ—‘ќ–ћј÷»» –ќ——»» ¬ XXI ¬≈ ≈:
¬ќѕ–ќ—џ “≈ќ–»»

г. “омск, “омский ѕолитехнический ”ниверситет

ƒолгосрочна€ стратеги€ экономической безопасности –оссии (–‘) на период до 2010 года (—тратеги€)[4], разработанна€ учеными института экономики –јЌ, должна внести достойный вклад в национальную безопасность –‘. ќбеспечение национальных интересов в экономике св€зано с самоопределением –‘ в глобализирующем мире.
¬ стратегии рассмотрены проблемы экономического роста, инвестиций, инноваций, конкурентоспособности. ќсобое место занимают вопросы науки.  онкретно Ц это свертывание прикладных научных исследований и разработок, что, по мнению авторов —тратегии, €вл€етс€ острой угрозой экономической безопасности (ЁЅ). ¬ то же врем€ ничего не сказано о фундаментальных исследовани€х, например, о трансформации экономики –‘. ”чеными –јЌ –‘ предусматриваетс€ также формирование госзаказа научным учреждени€м по проблемам ЁЅ –‘, требующим теоретического осмыслени€. –азработанные »нститутом –јЌ (1999†г.) параметры пороговых значений макроэкономического уровн€ в сравнении с 2002 годом показывают, что экономика страны находитс€ в зоне опасности.[4, с.148]
¬ св€зи с этим, возникает вечный вопрос в –‘: что делать? ѕо моему мнению, следует начать с выбора варианта общественной трансформации –‘. –азумеетс€, проблемой трансформации –‘ надо было заниматьс€ еще до шокового варианта начала 90-х гг. ’’ в., но оказываетс€ и через 15 лет после этого у –‘ нет научной концепции трансформации.
Ќо еще до 90-х гг. ’’ века началась рыночна€ трансформаци€ социально-экономических систем.   этому времени наука –‘ могла использовать зарубежные концепции, близкие дл€ применени€ к своей стране. ѕо моему мнению, это концепции Ђсмешанной экономикиї (Ё. ’ансен, ƒ.ћ.  ларк), планового капитализма (ƒж.† .†√элбрейт, ‘.†ѕерру, ѕ.†ћассе, Ћ.†Ћорви), Ђэкономики знанийї (ѕ. ƒрукер). «адача применени€ теорий трансформаций упрощалась, т.к. в социально-экономических системах любой страны были вы€влены общие, незыблемые основы эффективного развити€. » только затем исследовани€ проводились с учетом специфики развити€ разных национальных экономических систем.
— давних времен окончательно не решен вопрос неразрывного единства теории и практики. ƒл€ классиков она была пр€мой и недвусмысленной (физиократы Ц ЂЁкономическа€ таблицаї ‘.† енэ; ƒ.†–икардо Ц взаимозависимость доходов и расходов в вопросах международной торговли;  . ћаркс Ц теори€ обосновани€ революционной борьбы). —ложнее (намного) вышеуказанный вопрос в проблеме трансформации (масштабность, многофакторность). ѕодтверждение этому Ц практика незавершенности рыночных реформ во многих странах с периодом до 20 лет.[1, с.11]
јктуальной в исследовани€х трансформации остаетс€ проблема национальной специфики социально-экономической системы, что €вл€етс€ ключом в познании общего в движении систем и сущностным (социокультурным) фактором.
ѕо мнению Ћ.¬. Ќикифорова (институт экономики –јЌ) теори€ трансформации начинает преобразовыватьс€ в теорию общества знаний (новой экономики). ¬ св€зи с этим –‘ могла бы перейти к обществу знаний, но стоит задача выбора рационального варианта общественной трансформации страны.
ѕо мнению вышеуказанного ученого первый из таких вариантов Ц продолжение становление капитализма олигархического типа, и его отрицательные последстви€ наблюдаютс€ в первой п€тилетке 21 века. ¬ конечном итоге –‘ закрепилась бы в статусе страны как сырьевого придатка. ¬торой вариант Ц классический капитализм, дл€ которого в стране есть предпосылки. Ќо тогда –‘ предсто€ло бы повторить путь, пройденный развитыми странами в 20 веке. ¬ этом варианте были бы свои минусы, и отставани€ страны было бы неизбежно. », наконец, третий вариант Ц постепенна€ трансформаци€ –‘ в общество смешанного типа. «десь также есть проблемы, св€занные с существующим капитализмом (олигархическим). Ќо имеютс€ и факторы, благопри€тствующие трансформации (предпосылки смешанного общества, непри€знь к капитализму). Ќесмотр€ на то, что –‘ имеет общие черты экономики смешанного типа, к обществу этого же типа она еще не подошла.
» как скоро подойдет Ц неизвестно. ƒело в том, что в –‘ большую роль играют политические факторы, и не менее важно то, что в –‘ еще не сложилось гражданское общество (√ќ). — этим нельз€ не согласитьс€ с Ћ.¬. Ќикифоровым, причем последнее (√ќ) есть сущностна€ черта общественного устройства смешанного типа.
¬озвраща€сь к вариантам выбора трансформации в –‘, следует заметить, что и второй вариант содержит в себе олигархический аспект, о чем писал (не пр€мо) еще “. ¬еблен.[5, с.97] Ёто еще больше подталкивает к выбору третьего варианта.
“еперь перейдем к анализу экономической трансформации по ќ.ј. јнаньину [1] в свете различных зарубежных школ и направлений. —разу отметим, что неудачи в теоретических исследовани€х экономических трансформаций (Ё“) произошли оттого, что основные версии Ё“ были производны от видений (по …. Ўумпетеру) экономической реальности (первичных образов). ¬ то же врем€ первичные образы сложились в отдельных школах экономической мысли. “ак корни так называемой градуалистской версии Ё“ лежат в традици€х классической и посткейнсианских школ политэкономии.  ругооборот богатства происходит в институциональных рамках, и решающим фактором считаетс€ производство. јкцент делаетс€ на стабилизации уровн€ производства как предпосылки стабильности.
Ќовый институционализм содержит идеи неоклассической и неоавстрийской традиции. ќднако существуют различи€ в институциональных подходах: у неоклассиков Ц институциональные услови€ совершенные, а у неоавстрийцев Ц характер формировани€ институтов эволюционный и спонтанный.
ѕодход Ђшоковой терапииї отличен от вышеуказанных подходов: происхождение Ц неоклассическое, экономика Ц с точки зрени€ хоз€йствующих субъектов (взаимоде€тельность), главное в экономической трансформации Ц либерализаци€, цены Ц ориентир производителей и потребителей. »нституциональный аспект в этом подходе заключаетс€ только в том, что хоз€йственна€ де€тельность осуществл€етс€ в институциональной среде.
“аким образом, из анализа Ё“ имеем три подхода.  акой же из этих больше подходит дл€ –‘ дл€ начала (после п€ти лет) 21 века? ≈сли считать, что Ђшокотерапийныйї подход уже состо€лс€ (с 1992 по 2005†гг.), пусть с превышением всех пределов (особенно цены на начало 90-х годов), то есть выбор оставшихс€ двух подходов. √радуалистский подход необходим в –‘ из-за производства.   2005 году –‘ не решила эту проблему. ќб этом говорит даже наша статистика. ¬ажен дл€ –оссии и новый институциональный подход, он даже более важен дл€ стран с переходной экономикой (статус –‘ с рыночной экономикой формален), чем дл€ промышленно-развитых.
¬ заключение необходимо отметить, что проблема экономической безопасности –‘ не может быть решена, если –‘ не будет иметь научные концепции ЁЅ –‘. «адача ученых –‘ Ц создать такую концепцию, задача государства Ц поддержать ее и выполнить.

—писок литературы:
1. јнаньин ќ.». —труктура экономико-теоретического знани€. »нститут экономики. Ц ћ.:2005. Ц 244 с.
2. ¬иноградов ¬.ј. Ќова€ экономика. Ц ћ.: Ќаука, 2005. Ц 208 с.
3. Ћюбимцева —.¬. “рансформаци€ экономических систем. Ц ћ.: Ёкономистъ, 2003. Ц 443 с.
4.–осси€ в глобализирующемс€ мире / ќтв. ред. ƒ.—.Ћьвов. Ц ћ.: Ќаука, 2004. Ц 740 с.
5. —коблин √.ƒ. “руд Ц классическое и институциональное направлени€ экономической науки // Ёкономика –оссии в 21 веке. —борник научных трудов / ѕод редакцией √.ј. Ѕарышевой. Ц “омск: »ѕ‘ “ѕ”, 2004. Ц —.†97.










—.ё. ≈рмакова


Ќќ¬џ≈ ѕќƒ’ќƒџ   √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќћ” –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»ё Ё ќЌќћ» »

г. ”лан-”дэ, ¬осточно-—ибирский √осударственный “ехнологический ”ниверситет

Ќационально-исторические особенности развити€ –оссии предопределили тот факт, что традиционной дл€ нашей страны €вл€етс€ значительна€ роль структур государственной власти в общественном развитии. ¬ современной –оссии происходит процесс усилени€ государственной власти, и этот факт €вл€етс€ излюбленным предметом дискуссий экономического и политического сообщества. ћожно придерживатьс€ различных точек зрени€ на данную тенденцию, но, тем не менее, в определенных сферах государство играет важнейшую роль, преуменьшить которую невозможно. » в первую очередь это относитс€ к осуществлению широкомасштабных и социально значимых проектов. ¬ частности, в насто€щее врем€ это касаетс€ такой актуальной проблемы, как сохранение экологического равновеси€, достижение целей экономического роста с сохранением природы дл€ насто€щего и будущего поколений.
—балансированное развитие экономики в режиме согласи€ с природой €вл€етс€ основным критерием концепции устойчивого развити€. Ёта концепци€ была разработана всемирной комиссией ќќЌ по охране окружающей среды и развитию, а в 1992 году на конференции ќќЌ в –ио-де-∆анейро была прин€та в качестве ѕовестки дн€ на 21 век.   насто€щему времени данна€ концепци€ приобрела статус государственной политики во многих странах мира (Ќидерланды, Ќорвеги€, √ермани€, япони€,  итай и др.). —мысл концепции устойчивого развити€ Ц обеспечить нужды насто€щих поколений без нанесени€ ущерба возможност€м будущих поколений обеспечивать свои потребности, а общество рассматриваетс€ как целостность природы, социума и экономики.
¬ рамках данной концепции предполагаетс€ создание условий дл€ экономического роста любой социо-природной системы любого уровн€ сложности, не наруша€ ее безопасности, биологического баланса и ведущих к повышению качества жизни, как насто€щего, так и будущих поколений. “о есть экономический рост не отвергаетс€, но провозглашаетс€ разумное пользование эколого-ресурсной базой, преодоление существующего потребительского отношени€ к природе и забота о будущих поколени€х. ѕостроение устойчивой экономики €вл€етс€, пожалуй, самой трудной задачей, так как в качестве основного критери€ прин€ти€ решений в области экономики будет не просто прибыль. «десь необходимо принимать во внимание требовани€ и экономической эффективности, и экологической безопасности, и социальных последствий. ¬ качестве эффективного способа решени€ данной задачи на уровне государственной политики можно предложить использование новых разработок в области макроэкономического моделировани€.
ќсновой дл€ прин€ти€ решений в экономической политике всегда €вл€етс€ статистическа€ информаци€. ¬ернее, комплексный набор определенных социо-экономических показателей. ¬ насто€щее врем€ в нашей стране необходимые индикаторы рассчитываютс€ в рамках прин€той в 1993 году системы национальных счетов. ќднако основные счета —Ќ— имеют “-образную форму и св€заны между собой с помощью балансирующих статей. ƒл€ более нагл€дного представлени€ структурных взаимосв€зей в экономике, общественного производства примен€ютс€ матричные формы, то есть различные вариации Ћеонтьевской модели Ђзатраты-выпускї. ” нас в стране √оскомстатом уже традиционно рассчитываетс€ межотраслевой баланс Ц баланс производства и распределени€ продукции в национальном масштабе.
Ќо в 70 гг. прошлого века √рэхэм ѕиатт, Ёрик —орбек, јллан –ой и р€д других ученых развили наработки –ичарда —тоуна в отрасли национального счетоводства и разработали основы методологии построени€ так называемых матриц социальных счетов (SAM Ц social accounting matrix). Ёто квадратна€ матрица, котора€ отражает все сделки в пределах социально-экономической системы за определенный год. ќна позвол€ет провести комплексный анализ экономики страны: объем и распределение потока доходов экономических институтов (в частности, домохоз€йств), в том числе на приобретение товаров и услуг (что позвол€ет оценить уровень жизни); объем трансфертных платежей, сбережений и производство продукции. ѕо сравнению с ћќЅ матрица €вл€етс€ более гибким и нагл€дным комплексным инструментом макроэкономического анализа. ¬ –оссии работа над компил€цией матриц социальных счетов ведетс€, в частности, с 1993 года в ÷ентре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозировани€ »Ќѕ (институт народнохоз€йственного прогнозировани€) –јЌ (Ђинтегрированные матрицы финансовых потоковї).
Ќо данные, получаемые и из этой, уже усовершенствованной системы, еще не отвечают требовани€м устойчивого развити€, то есть генерируемые показатели не отражают экологических последствий экономического роста. ѕоэтому дл€ решени€ задачи объединени€ экономических, экологических и социальных критериев в прин€тии решений в рамках государственной политики можно предложить использование расширенных моделей ћ——. ¬ частности, на данный момент, така€ система разработана в рамках расширенной матрицы социальных и экономических счетов (system of economic and social accounting matrices and extensions -). –асширение заключаетс€ в детализации базовых счетов и их дополнени€ с помощью показателей социальной и экологической статистики путем включени€ в нее данных соответствующих подсистем. “ак как все данные собираютс€ по единой методике —Ќ—, система обеспечивает соответствие между вход€щими в нее подсистемами, а также максимальную гибкость в смысле включени€ различных вариаций подсистем, которые могут касатьс€ социо-демографического развити€, зан€тости, образовани€, экологии и проч. SESAME включает в себ€ несколько блоков:

стр. 1
(всего 4)

—ќƒ≈–∆јЌ»≈

¬перед >>