стр. 1
(всего 23)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Экономической теории и
мировой экономики




Прогнозирование и планирование
в условиях рынка
учебное пособие
2 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Челябинск
2001
д.э.н., профессор Бархатов Виктор Иванович, Горшков Андрей
Александрович, Капкаев Юнер Шамильевич, Усачев Михаил
Алексеевич. Прогнозирование и планирование в условиях рынка:
учебное пособие. – Челябинск: ЮУрГУ, 2001. – 140 с.




Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................................................................3
ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В
РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ...................................................................................................................................4
ТЕМА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ .....................................................16
ГЛОССАРИЙ К ГЛАВЕ 2 ...............................................................................................................................34
ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
....................................................................................................................................................................................41
ТЕМА 4. ДОЛГОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ........................................................62
ТЕМА 5. КРАТКОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ .......73
ТЕМА 6. ПРОЦЕСС ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ............................95
ТЕМА 7. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОДЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ....108
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 120
ПРАКТИКУМ (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА) ................................................................................135
ЛИТЕРАТУРА .................................................................................................................................................139




© Кафедра ЭТиМЭ ЮУрГУ, 2001. _K_
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра “Экономической теории и мировой экономики”
Формат 60*84 1/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 8,00.




Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 3 K__


Введение




Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
4 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


Тема 1. Методология и организация прогнозирования и
планирования в рыночном хозяйстве
Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях
рыночной экономики обусловлена:
? общественным характером производства;
? усложнением межотраслевых и региональных связей;
? необходимостью поддержания рациональных народнохозяйственных пропорций;
? неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на
кризисных стадиях воспроизводственных циклов;
? деятельностью государства как субъекта рыночных отношений.
В государственном воздействии на экономику опасны крайности:
регулировать те экономические процессы, которые с большей эффективностью
управляются рыночными механизмами; полагаться исключительно на рыночные
механизмы даже в тех случаях, где вмешательство государства необходимо.
Вычленить из целостного экономического организма те области, которые
требуют государственного воздействия, помогает социально-экономическое
прогнозирование.
Прогноз – это комплекс аргументированных предположений (выраженных в
качественной и количественной формах) относительно будущих параметров
экономической системы. Задача прогноза – дать объективное, достоверное
представление о том, что будет при тех или иных условиях. Для решения этой
задачи разрабатывается поисковый прогноз, показывающий, каким может быть
развитие экономики (или какой-то ее сферы) при условии, что характер
государственного воздействия на нее останется неизменным. В результате появится
ответ на вопрос: «что будет», если государство не будет принимать никаких иных
мер по регулированию экономики. Таким образом поисковый прогноз указывает на
сферы экономики, требующие первоочередного вмешательства государства,
направленного на преодоление негативных процессов.
Прогнозирование не сводится только к пассивной роли предвидения того, что
может произойти в будущем. Разрабатываются и целевые прогнозы. Они определяют
цели, поставленные государством перед экономикой, и возможные пути их
достижения. При этом в равной мере опасно как приземлять цели, ссылаясь на
дефицит ресурсов, так и ставить нереальные цели как бы они ни были заманчивы.
Кроме этого, необходимо учитывать существование противоречий между долго- и
краткосрочными целями. Погоня за сиюминутными выгодами, как правило,
осложняет движение в стратегическом направлении. Поэтому необходимо наличие
определенного баланса между ними.
Возможны и необходимы прогнозы любого уровня и по любой совокупности

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 5 K__

территорий, видов производств, отраслей, проблем. Перспективной может быть
следующая система прогнозов:
? прогнозы последствий от вероятного наступления событий в стране и за
рубежом;
? прогнозы развития отдельных сфер, отраслей экономики, конкретных видов
производств, территорий;
? демографические прогнозы;
? политологические прогнозы;
? социальные прогнозы;
? научно-технические прогнозы;
? внешнеэкономические прогнозы;
? экологические прогнозы.
Прогнозы, хотя и разрабатываются отдельно, тесно взаимоувязаны между
собой. На их основе составляется обобщающий прогноз социально-экономического
развития страны.
Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой
предпосылкой плановых расчетов.
Планирование – это целенаправленная деятельность государства, органов
управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально-
экономического развития страны, регионов, отраслей, предприятий всех форм
собственности.
На протяжении более тридцати последних лет многие экономисты ломали
копья в спорах по проблеме сочетания плана и рынка. Когда рыночные отношения
стали реальностью, пришло понимание того, что план и рынок — это отнюдь не
антиподы, а взаимодополняющие элементы экономической системы. Управление
социально-экономическим развитием на основе денежно-кредитной, налоговой,
таможенной политики без сбалансированных общегосударственных планов себя не
оправдывает.
Круг объектов, подлежащих государственному планированию, достаточно
широк. Прежде всего – это структура общественного производства. На пропорции и
структурные сдвиги может влиять функционирование рынка, и государству
небезразлично, как складываются пропорции. Далее – социальная сфера. Главное
здесь – предвидение влияния будущего развития экономики на жизнь разных
социальных групп населения, выявление негативных сторон этого влияния и
определение мер по защите нуждающихся.
Различают директивное и индикативное государственное планирование.
Директивность планирования проявляется в наделении планов силой обязательного
для всех исполнителей документа. Из директивности планирования вытекает
требование строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
6 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

предприятий, хозяйственных органов, должностных лиц за невыполнение заданий.
Директивное планирование обеспечивает контроль за производством и
распределением ресурсов из единого экономического центра. Каждый поставщик
привязывается к своему потребителю, и каждый потребитель знает, кто ему
поставит сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Хозяйствующий субъект
не может самостоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой
цене продавать.
С переходом к рыночной экономике развивается индикативное планирование
как способ сознательного, целенаправленного управления социально-
экономическими процессами в государственном, а также и в негосударственном
секторах.
В качестве индикаторов социально-экономического развития используются
показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики;
состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка
товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни
населения.
Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется
мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные
средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины,
лицензии и квоты, государственные заказы и др.
Индикативное планирование является основным методом воздействия на
функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих
вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только
рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех
звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с
региональными органами.
Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином
документе концепции социально-экономического развития; прогнозы
функционирования экономики; государственные программы; экономические
регуляторы.
В мире интерес и внимание к планированию усилились в 1930-е годы.
Сказалось влияние мирового экономического кризиса и опыта планирования в
СССР. Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и
денежно-кредитную сферы. Они выражались в национальных бюджетах,
разрабатываемых министерствами финансов.

Классификация прогнозов и планов

В соответствии с установленным порядком в Российской Федерации
разрабатываются государственные прогнозы и программы социально-
экономического развития. Прогнозы социально-экономического развития отражают
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 7 K__

демографические, научно-технические, экологические, экономические, социальные,
а также отраслевые, региональные и другие параметры общественно значимых сфер
деятельности.
Социально-экономические прогнозы имеют макроэкономический, отраслевой,
ведомственный, территориальный разрезы и разрабатываются в целом по России, по
народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно
выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 января 1999 г. № 1 «О
прогнозе развития государственного сектора экономики» в раздел прогноза
социально-экономического развития России «Проектировки развития
государственного сектора экономики» включаются показатели по:
• государственным унитарным предприятиям;
• государственным учреждениям;
• хозяйственным обществам с долей государственной собственности (федеральной
и субъектов РФ), превышающей 50% уставного капитала.
Госкомстат РФ отражает принадлежность организаций к государственному
сектору экономики в Едином государственном регистре предприятий и организаций
для проведения статистического наблюдения. Минэкономики РФ разрабатывает
систему показателей, характеризующих деятельность госсектора экономики.
Законом «О приватизации...» предусмотрено ежегодно разрабатывать
прогнозы приватизации в соответствующих отраслях экономики с перечнем
государственных предприятий, подлежащих приватизации; внутренних и внешних
инвестиций за счет средств, получаемых от приватизации; изменения платежного
баланса при увеличении выручки от приватизации.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких
вариантах на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу
разрабатывается на 5-10 и более 10 лет. Он необходим в первую очередь при
реализации крупных дорогостоящих проектов, когда ошибки в масштабах
строительства, сроках, окупаемости могут очень дорого обходиться для общества. В
основу долгосрочного прогноза закладываются тенденции развития науки, техники,
ожидаемые прорывы в научно-техническом прогрессе.
Согласно волновой теории общественного развития (Л. Гумилев,
Н. Кондратьев, А. Чижевский) изменения экономического, социального и
политического состояния общества находятся во многом во власти естественного
развития, подчинены естественным ритмам. Но обществу посильна гармонизация
социальных процессов, минимизация материальных и духовных потерь эволюции,
что и предусматривается при долгосрочном планировании.
Данные прогноза социально-экономического развития на долгосрочную

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
8 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

перспективу используются при разработке концепции социально-экономического
развития, прогнозов и программ социально-экономического развития на
среднесрочную перспективу.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу
разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется. Исходной
основой разработки является концепция социально-экономического развития на
среднесрочную перспективу, содержащаяся в первом после вступления в должность
Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В разделе послания,
посвященном концепции, характеризуется состояние экономики, формулируются и
обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической
политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие
задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся целевые
макроэкономические показатели развития России на среднесрочную перспективу.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу
подлежит опубликованию.
Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу
разрабатывается ежегодно. Задачи на предстоящий год определяются в ежегодном
послании Президента РФ Федеральному Собранию. В нем также анализируется
выполнение программы социально-экономического развития на среднесрочную
перспективу. Итоги социально-экономического развития за предшествующий год
представляются Правительством РФ Федеральному Собранию и подлежат
опубликованию.
Краткосрочный прогноз социально-экономического развития включает
разделы:
• Основные показатели социально-экономического развития России и субъектов
РФ;
• Социальное развитие;
• Развитие науки;
• Формирование и расходование средств внебюджетных и целевых бюджетных
фондов;
• Приватизация;
• Платежный баланс;
• Развитие фондового рынка;
• Консолидированный бюджет;
• Динамика производства и потребления.
Разрабатываются также прогнозы социально-экономического развития на
квартал. Для этого Госкомстат РФ представляет в Минэкономики РФ итоги развития
РФ за 2 месяца и оценку развития за предыдущий квартал. Минфин РФ
представляет в Минэкономики РФ прогноз финансовых показателей на
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 9 K__

предстоящий квартал и итоги выполнения бюджета за прошедший квартал.
Минэкономики РФ ожидаемые показатели развития за истекший квартал и варианты
прогноза на будущий квартал представляет на рассмотрение в Правительство РФ.
Государственные прогнозы используются при принятии органами
законодательной и исполнительной власти РФ конкретных мер в области
социально-экономической политики. При наличии прогноза решения принимаются
не только как реакция на текущие события, но и с учетом ясного представления о
его последствиях. Всякое решение принимается в зависимости от его важности и
точности прогнозов. Одно решение можно принять при небольшой вероятности
осуществления прогноза, а другое – наиболее важное – нельзя и при вероятности
90 %.
Выводы прогнозов необходимы и как рекомендации при разработке программ,
концепций, планов в качестве объективно возможных вариантов развития при
заданных социально-экономических целях. Предприятиям прогноз позволяет
заблаговременно принять меры по предотвращению нежелательных результатов,
например банкротства.
Планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорное и
предпринимательское.
Директивное планирование осуществляется посредством установления
адресных заданий и распределения необходимых для их выполнения ресурсов среди
исполнителей плана. В условиях монополии государственной собственности на

стр. 1
(всего 23)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>