стр. 1
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>







Бандурин Владимир Васильевич
Беленький Леонид Петрович
Блинов Вениамин Викторович







КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В УСЛОВИЯХ РЫНКА
(на примере финансово-промышленных групп)














Москва - 1996









Данная монография представляет собой одну из первых попыток обобщения теоретических основ менеджмента корпораций в интересах собственников и акционеров, а также опыта российских и зарубежных управленцев в этой области. Такой опыт получен в процессе организации и функционирования ФПГ “Славянская бумага”, а также в ходе общения с руководителями и менеджерами предприятий и других финансово-промышленных групп.
В работе на основе системного подхода дается понятие эффективности функционирования группы предприятий корпорации, объединенных в единую технологическую цепочку.
С целью осуществления активного надзора совета директоров и эффективного менеджмента в работе показан механизм выявления узких мест в технологическом цикле корпорации, группы и на предприятии.
Достаточно подробно рассмотрен такой раздел менеджмента как формирование управляющего воздействия на основе сформулированных целей совета директоров. Вводятся правила, по которым руководитель группы или ее управляющей компании может принять решение в различныхтой или иной ситуации.








© Издательство Министерства обороны РФ, 1996









СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3
1. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА КАК
ОБЪЕКТ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ..................8
2. ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА...............................................................20
2.1. Основные понятия и определения................................25
2.2. Постановка задачи создания технологической цепочки.....................................................................................34
2.3. Управление по критерию эффективности
функционирования.................................................................35
3. ЦИКЛ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ ФПГ.............................40
3.1. Выбор предприятий — потенциальных участников
технологической цепочки....................................................40
3.2. Предварительный анализ внешней отчетности
предприятия - потенциального участника
технологической цепочки....................................................41
3.3. Проектирование технологической цепочки по
данным конкретных предприятий - участников ..............46
3.4. Организация технологической цепочки и мотивация
ее участников..........................................................................59
3.5. Контроль за деятельностью технологической
цепочки в целом......................................................................66
3.6. Контроль деятельности предприятия - узкого места
технологической цепочки....................................................80
3.7. Факторный анализ состояния предприятия ..............88



3.8. Формирование управляющего воздействия по
данным анализа эффективности функционирования
технологической цепочки....................................................94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............97
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................... 99
Приложение №1.......................................................................99
Приложение №2.....................................................................102
Приложение №3.....................................................................103





ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в российской экономике существует три основных направления менеджмента: менеджмент здравого смысла, уже не справляющийся со своими задачами, западный менеджмент, который передал многое по форме и технологии, но не может быть полностью перенесен по существу и советский менеджмент, охватывающий большую часть объектов управления.
Из этих трех направлений предстоит сделать некий сплав под названием "российский менеджмент образца 1996-1998 годов". Причем этот сплав, очевидно, должен быть деидеологизирован по отношению как к прошлому советскому, так и к западному опыту.
Еще недавно идея сплава могла показаться разумной разве что с общеметодологической точки зрения. Сегодня это - требование экономической реальности.
Дело в том, что до 1995 года можно было без особых натяжек говорить о двух разных секторах экономики переходного периода: коммерческие фирмы и приватизированные (да и неприватизированные) государственные предприятия. В прошлом году произошел качественный скачок: заметные позиции занял смешанный сектор, где представители нового и старого русских капиталов оказались вместе в крупных объединениях, играют по одним и тем же правилам, у них формируется общий менталитет.
Маршруты, по которым шли в смешанную экономику "старые" и "новые" русские, существенно различаются, но в конечном счете и те и другие попали в нее благодаря тяге к корпоративному бизнесу.
Предприятия бывшего государственного сектора смогли оценить прелести совместного ведения дел, пережив, как правило, сильнейшую декомпозицию - следствие эйфории от ослабления государственной вертикали управления, акционирования и приватизации - и реальную угрозу попасть в зону кризисного развития и даже банкротства. Те, кто обошли эти рифы, быстро расстались с романтизмом эпохи хозяйственной самостоятельности и уже на основе трезвого расчета ищут возможности объединиться с технологически близкими предприятиями. В результате появляются промышленные группы и холдинги. Еще один вариант объединения - образование финансово-промышленных групп (ФПГ).
В отличие от представителей бывшего советского капитала руководители успешных коммерческих компаний и банков, образовавшихся уже в новых условиях, начали создавать группы почти одновременно с созданием основного бизнеса.
Таким образом, появились коммерческие и финансовые группы. Затем, когда у представителей тех и других появилось желание увеличить свою прибыль за счет других групп, скажем, коммерческой, еще и финансовую (и наоборот), стали возникать финансово-коммерческие группы.
И эти процессы - с одной стороны, децентрализации государственного сектора, а затем его укрупнения и образования промышленных и финансово-промышленных групп, а с другой стороны, образования и укрупнения коммерческого и финансового капитала - происходили как бы в параллельных плоскостях примерно до 1995 года.
В прошлом году новый русский капитал и трансформированный советский капитал начали объединяться. Коммерческие фирмы и финансово-коммерческие группы начали покупать промышленные предприятия, участвуя в приватизации, залоговых аукционах, конкурсах, и создавать торгово-финансово-промышленные объединения. Названия инициаторов таких объединений всем известны: "Онэксим", "Менатеп", "Альфа", "Микродин", "ЛогоВАЗ" - сейчас их несколько десятков, а в 1997 году их число может измеряться уже сотнями. И именно они будут задавать тон в экономике - и менеджерскому корпусу всех прочих предприятий волей-неволей придется равняться на их стиль работы.
Что будет дальше происходить с этими группами? Видимо, будут срабатывать рыночные критерии эффективности, и центральная задача будет заключаться в том, чтобы из нынешнего состояния, когда удалось объединиться и образовать группу, перейти в состояние устойчивого и эффективного объединения - такого, которое не только имеет свои позиции на рынке, но может сохранить их на стратегическую перспективу. Пропуском, без которого невозможно попасть в зону устойчивого эффективного функционирования, является решение проблемы менеджмента - и группы, которым этой проблемы решить не удастся, заведомо обречены на распад.
Если в плановой экономике основным критерием объединения была народнохозяйственная эффективность и целесообразность, то в рыночной экономике критерий народнохозяйственной эффективности заменяется на критерии локальной коммерческой прибыльности. Это приводит к тому, что разнообразие форм объединений существенно выше, чем в плановой. Если в плановой экономике число типов предприятий исчислялось десятком, то в рыночной экономике, скажем, в США, их, по существующим каталогам, сотня. В российской экономике типов объединений гораздо больше, чем сто. И структура, или фазовые портреты этих организаций, их зоны ответственности гораздо причудливее, чем в Америке.
Сказались результаты приватизации. Если в плановой экономике существовал критерий технологической целесообразности, в рыночной - критерий прибыльности, то критерий, которым руководствуются субъекты, участвующие в приватизации, не является ни тем, ни другим. Они ориентируются на некую стратегическую прибыль - на захват стратегических рынков, либо на приобретение тех или иных стратегически важных активов.
Повлияла и скоротечность приватизации: объединялось то, что удалось взять "не глядя" в изумительно короткие сроки. В результате на выходе из процесса приватизации в одних руках оказались совершенно невероятные сочетания объектов народного хозяйства.
Конечно, такие объединения носят временный характер: они будут существовать в переходный период. Потом, когда критерий стратегического приобретения активов будет исчерпан, под влиянием рыночного критерия экономической целесообразности и прибыльности они, вероятно, будут приходить к западным формам объединений. Но по крайней мере на ближайшие годы именно такие объединения - наша реальность. И нынешнему поколению российских граждан придется жить именно с этой реальностью, а не с той, которая описана в западных учебниках, и не с той, которую мы знали раньше: нам надо управлять объектами, аналогов которым нет в мировой практике.
Управлять крупнейшими из образовавшихся за последние годы групп и корпораций сложно по пяти причинам: во-первых, из-за масштаба; во-вторых, ввиду разнородности объектов управления; в-третьих, в силу несвязанности этих объектов между собой; в-четвертых, отсутствует централизованный механизм финансирования такой группы, а значительная часть входящих объектов сохраняет менталитет получения дешевых государственных денег; наконец, в - пятых, внутри группы не существует единых стандартов управления, которым нужно еще научить управляющих.
Но и в группах поменьше, от одной или двух из этих забот избавленных, задача стоит такая же: управляющие должны учиться.
Как правило, классические симптомы заболевания под названием "неуправляемость" выглядят примерно так:
1. В организации возникает ощущение, что проектов слишком много, и теряется контроль над их постановкой, сопровождением и развитием. Времени на постановку и сопровождение не хватает, руководство пребывает в состоянии хронического цейтнота. Вдруг обнаруживается переизбыток информации - она существует в разных измерительных системах и с трудом поддается сопоставлению.
2. Внутри группы или компании осуществляется единое стратегические планирование, но планы не выполняются. Возникает эффект многоуровневого люфта в управлении, словно ты пытаешься управлять велосипедом, у которого от руля до колес несколько нежестких передающих систем: ты повернул руль налево, а колеса продолжают поворачивать направо.
3. Отсутствие развитой технологии счета денег приводит к тому, что отдельные бизнесы в составе коммерческих или финансово-коммерческих групп не оцениваются по их автономной эффективности. При общем благополучии группы в целом неясно, в каком состоянии находится тот или иной конкретный бизнес, который может быть как очень убыточным, так и очень прибыльным. Тем самым постановка и развитие новых бизнесов превращается в рулетку.
4. Группы проявляют значительную рыхлость. Оказывается, что многие субъекты, образовавшие эти группы, имеют несовпадающие интересы, и внутри группы возникают сильные центробежные тенденции, которые приводят либо к уходу из состава группы отдельных субъектов, либо к разрушению самой структуры как основы.
Аналогичные симптомы потери управления проявляются и в секторе преобразованных государственных предприятий. Поэтому в зоне смешанной экономики, где встретились новый и старый русские капиталы, факторы масштаба, неподготовленности менеджеров и даже знаменитого менталитета срабатывают примерно одинаково для всех. Всем приходится решать одни и те же проблемы: разрабатывать структуру своих объединений, выстраивать единую политику учета, учиться считать деньги, считать и экономить затраты, ставить бизнес-планирование и управлять этим комплексом как единым целым в соответствии с принятой стратегией.
Это задача достаточно сложная, но вполне решаемая. Уровень и потенциал персонала, который сейчас работает в России, вполне соответствуют сложности этих проблем. Hi-tech, то есть современная технологическая основа менеджмента в виде персональных компьютеров, телекоммуникационных систем, систем обработки информации и так далее, повсеместно стала применяться в России, никаких принципиальных трудностей с этим российские предприятия не испытывают.
Поэтому трудности в постановке менеджмента носят временный характер, эта проблема, видимо, будет решена в течение ближайших двух-трех лет. Раньше она просто была не осознана и не поставлена, но после осознания ее как пользователями, так и разработчиками подобного рода систем, рынок разработок в области менеджмента и консалтинга будет наполняться. Можно ожидать быстрого роста управленческой культуры предприятий и корпораций, которые за это дело возьмутся серьезно.
Итак, формула эффективного менеджмента в 1996 году: современная программно-техническая платформа плюс апробированные в мировой практике форматы управления, плюс российская адаптация и российские разработки. Первая составляющая этой триады в России уже освоена, вторая часть более или менее известна, третья требует специальной, но посильной работы. И над всем этим - переход от отдельных функциональных решений к реализации комплексных решений управления, с которыми предстоит работать российским менеджерам в ближайшие несколько лет.
Внутри крупных объединений ведутся исследования по созданию и совершенствованию системы корпоративного управления (управления сложными структурами, такими, например, как финансово-промышленные группы) в условиях переходной экономики. Но публикации на эту тему разрозненны и не дают представления о едином законченном цикле управления финансово-промышленной группой или ее технологическими цепочками. Таким образом, возникает необходимость создания такого цикла с учетом российской специфики.
Данная работа представляет собой одну из первых попыток обобщения теоретических основ менеджмента корпораций в интересах собственников и акционеров, а также опыта российских и зарубежных управленцев в этой области. Такой опыт получен в процессе организации и функционирования ФПГ “Славянская бумага”, а также в ходе общения с руководителями и менеджерами как самостоятельных предприятий, так и других финансово-промышленных групп.
В работе на основе системного подхода определяется понятие эффективности функционирования группы предприятий как единой технологической цепочки корпорации (ФПГ).
Основное внимание уделяется управлению технологическими процессами с глубокой переработкой сырья и изготовления конечной продукции: планированию деятельности, исходя из максимизации эффективности, организации таких процессов, созданию заинтересованности у участников процесса переработки.
Особое внимание уделено такому разделу менеджмента как формирование управляющего воздействия на основе сформулированных целей совета директоров. Вводятся правила, по которым руководитель группы или управляющей компании может принять решение в той или иной ситуации. Основным критерием при проведении любого из этапов корпоративного управления является его максимальная эффективность.
С целью осуществления активного надзора совета директоров и эффективного менеджмента в работе рассмотрен механизм выявления узких мест в технологическом цикле корпорации, группе и на предприятии.










1. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА КАК ОБЪЕКТ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Финансово-промышленная группа - это одна из эффективных форм самоорганизации и организации крупного капитала. Структура, состав и специализация ФПГ разнообразны, в качестве же общего признака этих объединений является то, что базу для их формирования и развития составляет крупный капитал. Без концентрации финансового и промышленного капиталов в масштабах, достаточных для успешной конкуренции на мировом рынке, подъем российской экономики и достижение целей преобразований государства невозможны.
Крупное финансово-промышленное объединение со значительными ресурсами и связями обладает наибольшей жизнестойкостью, имеет несомненные преимущества в саморазвитии, в том числе при вступлении в любую, даже капиталоемкую отрасль. Среди наиболее важных преимуществ ФПГ следует отметить их восприимчивость к новым технологиям. Практика показывает, что только те из нововведений, которые попадают в сферу интересов крупного капитала, имеют шанс на быстрое развитие.
Для развития предприятиям необходимы инвестиции. Но запас денег в экономике страны сильно ограничен. Что касается источников, то опережающий рост финансового сектора обеспечивался главным образом расцветом торговли. В условиях замедления роста торгового сектора, обострения в нем конкуренции и, как следствие, уменьшение прибыльности снизилась эффективность кредитования и повысились риски. Теперь банки вынуждены обратить внимание на производственный сектор и инфраструктуру. Вместе с тем, чтобы уменьшить риски, необходимо иметь как можно более подробную информацию о финансовом положении предприятий в целом и возможность активного участия в их управлении. Организационная форма ФПГ дает такую возможность. При этом, поскольку для банков важны не только прямые вложения, но и портфельные инвестиции, они заинтересованы в получении больших пакетов акций. Этим, в частности, объясняется их инициатива с кредитом государству под залог акций приватизированных предприятий. Основная борьба за контрольные пакеты акций, скорее всего, развернется в ближайшей перспективе, и дело идет к тому, что контроль захватят крупные национальные финансово-промышленные группы.
Основные мотивы объединения финансовых и промышленных структур, на наш взгляд, и заключаются в получении гарантированной финансовой стабильности. Промышленность ищет систему, которая бы привлекла к ней банки, максимально освободила от общения с безразличными к их проблемам структурами. Этап созревания для образования ФПГ наступает когда у промышленности появляется осознанная потребность в финансах, но не для текущих дел, а для решения стратегических задач.
Что касается инициативы, кому она принадлежит или должна принадлежать, промышленности или банкам, то все зависит от того, кто предлагает более убедительные решения на перспективу, может провести необходимые расчеты, квалифицированно оформить их и получить от государственных органов условия наибольшего благоприятствования.
Процесс акционирования и приватизации в российской экономике в 1991-1995 годах шел по пути максимальной "суверенизации" и организационно-структурного дробления промышленного комплекса. Дробление производственных структур при акционировании предприятий способствовало ломке нежизнеспособных и искусственных организационных структур. Одновременно, получение самостоятельности созданными акционерными обществами (АО) активизировало поиск новых производственных, финансовых и торговых партнеров, то есть обусловило необходимость их реорганизации, под которой понимается либо разделение единой акционерной структуры на несколько самостоятельных организаций, выпускающих свои акции и продолжающих поддерживать финансовые связи друг с другом посредством участия в капитале, либо смешение разных АО с сохранением или без сохранения их правосубъектности, в том числе поглощение (включение) одного общества в состав другого.
Как показала практика, функционирование хозяйственных структур на базе объединения АО дает следующие преимущества по сравнению с единым предприятием:
возможность построения законченной технологической цепочки (от получения сырья до производства конечной продукции);
экономию на торговых операциях (общеприменимые материалы и оборудование, закупаемые оптовыми партиями);
хорошие перспективы диверсификации производства для снижения риска;
дотирование предприятий акционерного объединения, ведущих разработку и освоение новой продукции, либо выходящих на новый рынок;
консолидация финансовой отчетности для выработки стратегии выплаты наименьших налогов;
укрепление конкурентных позиций, создание олигополии и даже монополии на рынке данного вида продукции и услуг.
В сложившихся экономических условиях государство должно сконцентрировать усилия на поддержке наиболее жизнеспособных и эффективных производственных структур, находящихся в технологическом пространстве конкурентоспособных секторов, либо же способных интегрировать их. Только такие структуры и способны развивать высокотехнологичные производства при относительно умеренных операционных издержках, т.е. издержках, связанных с поддержанием стабильности технологических цепочек.
Как было отмечено ранее, одной из организационных структур, возникающих при объединении предприятий, являются финансово-промышленные группы - вертикально и (или) горизонтально высокоинтегрированные структуры с максимально легким перетоком технологий, квалифицированных кадров и капитала, способные контролировать внутренние цены в целях обеспечения конкурентоспособности конечной продукции. Опыт стран с развитыми рыночными отношениями и небольшой отечественный опыт показывают, что ФПГ, как правило, включают в себя технологически связанные вертикальной кооперацией предприятия, научно-исследовательские организации, торговые фирмы, банки, инвестиционные фонды и обеспечивают концентрацию ресурсов, экономию на масштабах производства, издержках обращения, затратах на научные исследования и обучение персонала.
Актуальность формирования ФПГ в промышленном комплексе России обусловлена следующими предпосылками:
необходимостью соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности;
острой потребностью в создании новой системы инвестирования промышленности;
формированием интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
ростом количества коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами в промышленности, а также увеличением их финансовых активов;
наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;
необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в производстве конкурентоспособной продукции, в том числе в рамках СНГ;
сложностью и недостатком опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешний рынок;
потерей значительной доли внутреннего товарного рынка России из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных компаний.
Одним из основных преимуществ ФПГ является то, что в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивание инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств. Именно поэтому ФПГ могут стать действительным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей производства, реализации достижений научно-технического прогресса и других программ.
Концентрация в ФПГ значительных финансовых ресурсов и научно-производственного потенциала позволит осуществлять инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции, обеспечению ее поставок для важнейших государственных нужд.
Кроме того, формирование ФПГ не потребует форсированной приватизации, распродажи акций физическим лицам. Достаточно акционирования и последующего размещения части акций среди юридических лиц - предприятий.
Можно предположить двухканальную систему размещения акций.
1. Целенаправленный подбор акционеров государственными органами в сотрудничестве с инвестиционными компаниями и ведущими участниками создаваемых групп.
2. Покупка предприятиями акций поставщиков и потребителей по собственной инициативе.
Последний вариант вносит в формирование ФПГ важный элемент децентрализации.
Размещать акции можно как на рынке ценных бумаг, так и с использованием внерыночных процедур. Использование второго способа пока вынуждено, так как:
а) таким образом можно обойти информационные и прочие слабости еще только формирующегося рынка ценных бумаг, предотвратить чрезмерное распыление акций и захват контрольного пакета внешним для ФПГ покупателем, а также противодействовать тенденции к горизонтальной интеграции и созданию организационных монополий;
б) при нынешнем состоянии рынка ценных бумаг трудно избежать высоких издержек времени и финансовых средств на перекупку акций, что уменьшит и без того сократившиеся инвестиции в технологические процессы;
в) необходимость достаточно быстрого перехода к структуре капитала, адекватной рыночной экономике, существует безотносительно к величине свободных средств у населения и предприятий.
Правовой основой формирования ФПГ являются:
Послание Президента РФ Федеральному собранию "Об укреплении российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)";
Указ Президента РФ от 5.12.93 г. № 2016. "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ от 23.05.94 г. № 508 "О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ, представляемых на рассмотрение Правительству РФ";
Закон РФ от 30.11.95 г. № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах";
Постановление Правительства РФ от 16.01.95 г. № 48 "О программе содействия формированию финансово-промышленных групп";
Постановление Правительства РФ от 19.06.96 г. № 707 "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра ФПГ РФ".
Указ Президента РФ от 1.04.96 г. № 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ".
В соответствии с этими документами под финансово-промышленной группой понимают:
во-первых, как официально зарегистрированную на федеральном уровне группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено в порядке и на условиях, предусмотренных Положением о ФПГ;
во-вторых, как совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, полностью или частично объединившие свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышения эффективности производства, создания новых рабочих мест.
В качестве основных задач ФПГ определены:
концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;
обеспечение финансовыми ресурсами сферы НИОКР, ускорение научно-технического прогресса;
повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности
продукции отечественных предприятий;
содействие демонополизации рынков продукции промышленного комплекса;
осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности, реализации конверсии оборонных предприятий;
формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.
В целях успешного решения перечисленных задач ФПГ должны создаваться прежде всего на базе технологически и кооперационно связанных предприятий, выпускающих продукцию, обеспечиваемую платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем рынке. Речь идет о реализации накопленного научно-технического потенциала высокотехнологичных производств, наращивании производства продукции глубокой переработки топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, увеличении экспортной направленности продукции предприятий ОПК, создании необходимых организационно-экономических предпосылок закрепления на мировом рынке.
В общем случае состав участников и организационно-правовые формы ФПГ могут быть разнообразными, но они должны учитывать этапы полного цикла воспроизводства, финансовый и научно-производственный потенциал предприятий, роль в овладении конкурентоспособными секторами рынка.
Формирование ФПГ может осуществляться вокруг:
промышленного предприятия;
научно-исследовательской или конструкторской организации;
коммерческого банка;
торговой фирмы.
ФПГ могут быть классифицированы:
по форме производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат, т.е. смешанная);
по отраслевой принадлежности (межотраслевые, отраслевые);
по масштабам деятельности (международные, транснациональные, республиканские, региональные);
по степени диверсификации (многопрофильные, монопрофильные).
Нормативно-правовыми актами, в частности, Программой содействия формированию ФПГ, определены основные приоритетные направления формирования ФПГ. К ним относятся.
1. В области структурной политики в промышленности:
новые технологии повышения нефте- и газоотдачи пластов;
конверсия оборонных предприятий с целью производства ресурсосберегающих и импортозамещающих видов продукции машиностроения, внедрение технологий двойного применения;
производство конкурентной аэрокосмической, электронной, электротехнической, судостроительной, автомобильной продукции, продукции тяжелого и транспортного машиностроения;
развитие средств связи, телекоммуникаций и информатики;
совершенствование диагностической техники, создание жизненно важных лекарственных средств и медицинского оборудования;
развитие алюминиевых, титано-магниевого, твердосплавного, углеграфитного, медно-никелевого, сталеплавильного и трубного производств;
обеспечение производства импортозамещающих химических материалов и пестицидов экологически чистого действия;
создание высокоэффективных производств по глубокой переработке древесного сырья;
расширение выпуска продукции нефтепереработки и нефтехимии;
производство технологического оборудования, обеспечивающего наращивание продовольственной продукции и стабилизацию производства;
производство материалов для обеспечения жилищного строительства.
2. В области способов организации, форм и методов функционирования ФПГ:
повышение заинтересованности входящих в ФПГ финансово-коммерческих структур во вложении средств в стабилизацию и подъем производства;
удовлетворение и стимулирование платежеспособного спроса;
нормализация финансово-экономического положения производства и его рентабельная работа в условиях рынка без привлечения централизованных финансовых ресурсов;
эффективная консолидация промышленного и финансового капитала и распределение прибыли;
сочетание интересов крупных и средних производителей при осуществлении совместной деятельности;
создание конкурентной рыночной среды, противодействие формированию монополий.
3. В области региональных, межрегиональных и межреспубликанских приоритетов:
создание региональных и межрегиональных ФПГ в регионах с диверсифицированной экономической структурой;
восстановление и развитие экономически эффективных кооперационных связей с субъектами хозяйственной деятельности стран - бывших республик СССР на основе формирования транснациональных ФПГ.
Формирование любой ФПГ должно осуществляться на основе следующих общих принципов:
1. Первоочередное создание ФПГ на базе технологически и кооперационно связанных предприятий, выпускающих платежеспособную и конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию.
2. Использование холдинговых или трастовых отношений как основы организационно-экономического взаимодействия участников группы с управляющей компанией.
3. Индивидуальный характер проектов формирования каждой ФПГ на основе единой нормативно-правовой базы.
4. Добровольность вхождения предприятий в состав ФПГ (за исключением случаев формирования ФПГ по решению Правительства), разнообразие форм консолидации пакетов акций, возможность формирования ФПГ из казенных предприятий.
5. Использование разнообразных форм интеграции финансового, промышленного и торгового капитала.
6. Формирование ряда ФПГ, как правило, не менее 3 на одном отраслевом (региональном) товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам продукции (за исключением сферы производства ВВТ, стратегических видов сырья и материалов).
7. Взаимоотношения между ФПГ и государством должны юридически регулироваться различными видами договоров (контрактов).
8. Государственное содействие и поддержка создания и функционирования ФПГ, инвестиционные проекты и программы, которых отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики.
9. Использование как рыночных, так и нерыночных способов консолидации пакетов акций, принадлежащих государству.
10. Создание на основе ФПГ новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства, обеспечивающих самофинансирование.
11. Социально-экономическая обоснованность проектов создания ФПГ, подтверждаемая экспертизой.
12. Включение представителей органов государственного управления в структуру управления ФПГ.
Порядок создания, регистрации, управления, деятельности и ликвидации ФПГ определен Федеральным законом "О финансово-промышленных группах".
Суть этих мероприятий сводится к следующему.
Будущие участники ФПГ (отечественные и зарубежные коммерческие и некоммерческие организации, за исключением общественных и религиозных) подают в полномочный государственный орган документы, необходимые для государственной регистрации:
заявку на создание ФПГ;
договор о создании ФПГ, за исключением ФПГ, образуемых основными и дочерними предприятиями;
нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для АО) каждого из участников;
организационный проект;
нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;
заключение федерального антимонопольного органа (ГКАП).
До подготовки этих документов должна быть проведена работа, включающая следующие этапы.
ФПГ должны отвечать, по крайней мере, двум требованиям:
способствовать повышению эффективности производства;
не допускать снижения уровня конкуренции.
При этом как ФПГ, так и их составляющие предприятия (организации) должны быть свободными товаропроизводителями, действующими в рамках законности. Они должны самостоятельно определять свои инвестиции, объем и номенклатуру производства, устанавливать контрактные связи и т.д. По отношению к ФПГ, в которых участвуют госпредприятия, государство, независимо от размеров участия, должно выполнять обычные функции одного акционера.
Государственное управление финансово-промышленными группами предусматривает:
1. Использование остающихся в распоряжении государства невыкупленных пакетов акций для установления эффективного контроля за критически важными участками технологических цепочек по производству конечной продукции с высокой степенью переработки. Такие пакеты могут передаваться в доверительное управление либо производителям конечной для данной цепочки промышленной продукции, имеющей сбыт на мировом рынке, либо специализированным финансовым и иным структурам, способным обеспечить стабильность воспроизводственных связей, расширение базы накопления и эффективную интеграцию в мировое хозяйство.
2. Реализацию значительных пакетов акций через инвестиционные торги консорциумам финансовых структур и производителей.
3. Передачу акций, остающихся в распоряжении государства, в доверительное управление специально создаваемым отраслевым инвестиционным фондам.
4. Устранение ограничений на приобретение акций производственных предприятий инвестиционными фондами, банками, другими институциональными инвесторами вне зависимости от формы собственности.
5. Законодательное, нормативно-правовое и информационное обеспечение благоприятных условий деятельности участников финансово-промышленных групп.
6. Первоочередное предоставление государственных гарантий ФПГ в целях привлечения кредитов, способствующих эффективной структурной перестройке и развитию потенциала отечественной промышленности.
7. Проведение структурной политики государства по стимулированию прогрессивных технологических сдвигов и инвестиционной активности через финансово-промышленные группы.
8. Оказание соответствующим органам государственного управления помощи финансово-промышленным группам по организации новых кооперационных связей за пределами России.
9. Преимущественное право на получение государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов в приоритетных направлениях структурной политики.
10. Зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем инвестиций, предусмотренных условиями инвестиционного конкурса (торга), для финансово-промышленной компании - покупателя.
Для стимулирования ФПГ государство может использовать такие мероприятия, как:
смягчение ограничений на структуру капитала и приобретение собственности финансовыми и иными организациями;
предоставление прав по ведению консолидированной бухгалтерской отчетности участников финансово-промышленных групп;
снижение налога на добавленную стоимость по внутренним поставкам продукции между предприятиями-участниками группы;
снижение таможенных пошлин на поставки между предприятиями финансово-промышленных групп, созданных на основе межправительственных соглашений в рамках СНГ;
предоставление возможности самостоятельно проводить амортизационную и консервационную политику;
предоставление государственных гарантий по ценным бумагам, эмитируемым группой.
Государственное управление финансово-промышленными группами в обязательном порядке должно быть дополнено системой мер по ограничению монополистической конкуренции, важнейшими из которых являются:
1. Максимальная поддержка экспортной экспансии финансово-промышленных групп и их интеграция в мирохозяйственные связи. Особое внимание должно быть уделено реализации их конкурентных преимуществ, воплощенных в имеющихся высоких технологиях, доводке этих технологий до требований мирового рынка к экономической эффективности, а также подключению российских групп к глобальным сетям транснациональных компаний (ТНК), открывающему для них экспортные ниши на рынках, огороженных протекционистскими барьерами. Продажа значительной части конечной продукции на мировом рынке значительно ослабляет эффект монополистического доминирования на рынке внутреннем, расширяя возможности для роста эффективности производства.
2. Стимулирование внутриотраслевой конкуренции через расщепление монополистических структур в олигополистические, ядрами которых могли бы стать головные предприятия соответствующих отраслей. На практике это означает формирование нескольких финансово-промышленных групп, производящих однотипную продукцию и замкнутых на собственных поставщиков, при жестком контроле за ценовыми соглашениями картельного характера между ними. В условиях российской сверхконцентрации производства только такая реформа промышленной организации и в состоянии ввести в действие конкурентные ограничители ценового диктата на внутреннем рынке.
3. Установление действенных барьеров на пути превращения финансово-промышленных групп из вертикально интегрированных структур в конгломераты, диверсифицирующие свою деятельность по горизонтали - по широкому комплексу производств и секторов, слабо связанных между собой. Как показывает мировой опыт, распыление ресурсов по широкой гамме отраслей, хотя и обеспечивает определенное страхование рисков, в том числе инфляционных, может оказаться серьезным фактором, сдерживающим рост эффективности производства в секторах, обладающих реальными конкурентными преимуществами.
4. Активная поддержка мелкого и среднего бизнеса через его подключение на началах субподряда к обслуживанию технологических цепочек финансово-промышленных групп. Такой вариант промышленной организации только и в состоянии в российских условиях создать многоуровневую эшелонированную структуру отрасли с большим элементом конкуренции, и, кроме того, подстегнуть перелив людских и материальных ресурсов из сферы спекулятивных операций в реальное производство.
Высшим органом управления ФПГ является совет управляющих, состоящий из представителей всех участников, компетенция которого устанавливается договором о ее создании. Участники ФПГ учреждают управляющую (центральную) компанию - юридическое лицо, являющееся, как правило, инвестиционным институтом и которое:
выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с ее созданием и деятельностью;
ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс;
готовит ежегодный отчет о деятельности ФПГ;
выполняет в интересах участников отдельные банковские операции.
В деятельности ФПГ может наступить момент, когда дальнейшее ее существование становится нецелесообразным. Решение о ликвидации групп принимается в случае:
принятия всеми участниками решения о прекращении ее деятельности;

стр. 1
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>