стр. 1
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

Бандурин Владимир Васильевич
Касаткин Виталий Васильевич
Торопов Сергей Владимирович











ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Монография
















Москва
2000

РГ 78.75.45
УДК 338.245:339.9

Б23




Б23 Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. – М.: Полиграфресурсы, 2000. – 336 с., с ил.





В монографии рассмотрены основные положения, принципы и проблемы реформы управления государственной собственностью в современных условиях. Установлено, что одним из основных направлением повышения эффективности использования государственного имущества является совершенствование системы управления им на основе создания специального информационно-аналитического обеспечения.
Особое внимание уделено методическому обеспечению совершенствования системы управления государственной собственностью, включающему экономический анализ, аудит, оценку, кадровое обеспечение и контроль и позволяющему осуществлять подготовку обоснованных управленческих решений по многим аспектам реформы управления государственной собственностью.










© Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Структура и классификация государственной собственности 8
1.2. Состояние государственной собственности 26
1.3. Общеметодологические основы управления государственной собственностью 40
1.4. Система управления государственной собственностью 51
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ 78
2.1. Социально-экономические проблемы управления государственной собственностью 78
2.2. Нормативно-правовая база совершенствования системы управления государственной собственностью 106
2.3. Направления совершенствования управления объектами государственной собственности 117
3. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 144
3.1. Стратегия информатизации управленческих процессов в органах Мингосимущества России 144
3.2. Назначение, задачи и принципы создания информационно-аналитического обеспечения 153
3.3. Основные требования к информационно-аналитическому обеспечению 170
3.4. Основные направления внедрения новых информационных технологий 184
3.5. Нормативно-правовые, экономические и организационные аспекты создания информационно-аналитического обеспечения 195
3.6. Методический подход к оценке затрат на создание информационно-аналитического обеспечения 208
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 223
4.1. Экономический анализ в системе управления государственной собственностью 223
4.2. Аудит: цели, функции и задачи 232
4.3. Оценка финансово-экономического состояния предприятий 236
4.4. Организационно-правовые основы создания единой системы оценки собственности 257
4.5. Кадровое обеспечение в системе управления государственной собственностью 267
4.6. Контроль управления государственной собственностью 276
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 285
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 287
ПРИЛОЖЕНИЯ 292
Приложение 1 292
Приложение 2 306
Приложение 3 312


ВВЕДЕНИЕ
В результате экономических преобразований, проводимых в России в последние годы, произошло разгосударствление собственности. Во многих отраслях промышленности, на транспорте, в банковской и страховой системах, других сферах деятельности государства возникли частные предприятия, фирмы и акционерные общества. К сожалению, разгосударствление определялось зачастую не экономической целесообразностью, а перипетиями политической борьбы и интересами группировок, близких к высшим эшелонам власти, что, в конечном итоге привело к появлению суррогатных продуктов трансформации собственности и криминальных структур, нанесших государству большой экономический ущерб. Об этом достаточно много опубликовано материалов в периодической печати, в исследованиях экономистов и политиков.
Однако, как бы не происходило разгосударствление, в российской экономике к настоящему времени сложилась следующая структура собственности: казенные, государственные унитарные предприятия и учреждения (более 35 тыс.), акционерные общества с участием государства (порядка 4 тыс.), частные предприятия и фирмы (около 130 тыс.). Кроме указанной собственности государству принадлежит большая доля недвижимости в стране (около 400 млн. кв. м.) и около 4,5 тыс. объектов за рубежом.
Таким образом, российское государство остается крупным владельцем и распорядителем собственности, управление которой, как показала действительность, нуждается в совершенствовании. Проведенные Мингосимуществом России за последний год учет и инвентаризация государственной собственности показали, что:
около половины бюджетных учреждений и организаций не имеют документов технического учета на закрепленные за ними здания и сооружения;
в аренду сданы сотни тысяч квадратных метров государственных площадей без согласования с Мингосимуществом России или его территориальных агентств;
большое количество площадей неэффективно используется или не используются вообще;
финансово-хозяйственная деятельность многих государственных предприятий и организаций длительное время не проверялась, в том числе не проводились качественные аудиторские проверки;
имеются существенные недостатки в оценке объектов государственной собственности, выставляемых на продажу или подлежащих приватизации;
низка эффективность функционирования института представителей государства в акционерных обществах, акции которых находятся в государственной собственности;
оперативность управления госсобственностью находится не на требуемом уровне.
Все это, в конечном итоге, сказывается на снижении уровня производства и доходов бюджета, вызывает серьезные социальные конфликты (случаи с Выборгским бумажно-целлюлозным комбинатом, федеральным государственным унитарным предприятием «Мосхимфармпрепараты» и др.). Отсюда следует, что проведение реформы управления государственной собственностью и повышение эффективности функционирования системы управления ею является важной и актуальной народно-хозяйственной задачей.
Как показывает анализ мирового и отечественного опыта управления собственностью, его эффективность определяется не только уровнем проводимых организационно-правовых и экономических мероприятий, но и совершенствованием всей системы управления, включающей управление процессами преобразования госсобственности, управление функционированием объектов госсобственности и обеспечение этих процессов.
В настоящей работе сделана попытка на основе новых, принятых в последнее время нормативных и правовых документов показать, как государство и его уполномоченный орган – Мингосимущество России осуществляет реформу управления государственной собственностью и решает комплексную проблему совершенствования ее системы управления.
В первом разделе рассмотрены структура, классификация и состояние государственной собственности, дано понятие системы управления государственной собственностью.
Во втором разделе дан анализ современных проблем управления государственной собственностью и предложены возможные направления их решения с использованием информационно-аналитического обеспечения.
Третий раздел посвящен обоснованию принципов и анализу организационно-правовых и экономических аспектов создания и развития информационно-аналитического обеспечения системы управления государственной собственностью.
В четвертом разделе рассмотрены методические основы совершенствования системы управления государственной собственностью, включающие экономический анализ, аудит, оценку собственности, кадровое обеспечение и контроль управления.


«Государственная собственность – одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности»
Современный экономический словарь. М., Инфра-М, 1997.

«Государственная казна не в состоянии содержать наши домашние гарнизоны, это ее истощило бы»
Мишель Монтень (1533-1592).Опыты, книга 2, глава XV. М., Наука, 1979.


1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Структура и классификация государственной собственности
Понятие собственности, прежде всего, как экономической категории характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным элементам национального богатства. Другими словами, собственность – это отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую – форму собственности.
Реализация права собственности предполагает выделение объекта и субъекта этого процесса.
Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащий субъекту.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации субъектами права собственности являются: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица, граждане.
Реализация систем интересов субъектов собственности по поводу потребления различных благ осуществляется ими через присвоение этих благ (отношения собственности), которое отражает совокупность общественных условий, необходимых для совершения каких либо действий над ограниченными элементами национального богатства.
Отношения собственности – это имущественные (субъектно-объектные) отношения между субъектом и объектом, которые в свою очередь служат материальной предпосылкой отношений (субъектно-субъектных) между субъектами собственности, отражающих имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.
Основными отношениями собственности, определенными еще римским правом, являются пользование, распоряжение и владение /6,80/.
Реальным проявлением отношений собственности является пользование, означающее применение объекта собственности в соответствии с его назначением с целью извлечения пользы и предполагающее наличие совокупности условий потребления, специфичных для конкретного потребителя.
Не следует отождествлять право пользования и реальное пользование. Это право может быть делегировано собственником другому пользователю на определенных условиях. Например, наемный работник использует средства производства, не являясь их владельцем, а владелец предприятия сам ими обычно не пользуется. С другой стороны, пользование может быть реализовано в отсутствие прав при развитии теневых отношений присвоения или нарушения условий пользования, установленных собственником.
Реальное пользование предполагает его обязательное совмещение с другой формой присвоения – распоряжением, в контексте изменения характера пользования и (или) смены потребителя. Распоряжение представляет собой такую форму присвоения, которая означает возможность иных, помимо потребления, действий над объектами собственности – продажи, безвозмездной или платной передачи в пользование, в том числе, ограниченное. Эту форму присвоения можно определить как право регулирования использования ограниченных благ, из которого формируется функция управления. Управление в этом случае можно определить как комплекс возможных воздействий субъекта собственности на объект.
Распоряжение предполагает возможность распределения различных функций между несколькими субъектами и означает возможность делегирования прав нескольким персонифицированным субъектам, каждый из которых может распоряжаться объектом собственности только в пределах предоставленных ему полномочий, которые определяются доступной ему областью контроля.
Другими словами, распоряжение – наиболее всеобъемлющий, высший способ реализации отношений между субъектом и объектом собственности, дающий субъекту право и возможность поступать по отношению к объекту и использовать его в рамках закона практически любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидации.
Здесь следует выделить формы ограниченного распоряжения собственностью, предусмотренные Гражданским Кодексом Российской Федерации и называемые правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления. Круг собственнических полномочий государственных и муниципальных предприятий, которым предоставлены указанные права, закладывается в уставы этих предприятий, утверждаемые уполномоченными государственными органами.
Право собственности как наиболее полная форма присвоения, соединяющая пользование и распоряжение, означает, что собственник выполняет любые действия над принадлежащими ему благами, целиком присваивает полезный результат и несет всю полноту материальной ответственности за свои действия. Другие формы присвоения ограничивают в той или иной форме свободу действий субъекта пользования и (или) владения на объект собственности, одновременно уменьшая его реальную ответственность, предусматривая гарантии со стороны ограничивающего эту свободу собственника.
Особой формой присвоения является владение – начальная, исходная форма отношений собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности либо факт реального обладания объектом. Оно предполагает реализацию всей полноты прав пользования и лишь часть прав распоряжения, предоставленных владельцу собственником на определенных условиях. Владение – это номинальное право либо практическая возможность использовать объект, но не всегда действительная реализация такой возможности. Оно еще не является в полной мере собственностью в социально-экономическом смысле.
Схематично логика взаимной обусловленности и дифференциации отношений собственности в единстве пользования, распоряжения и владения представлена на рис. 1.1.










Рис. 1.1. Схема взаимной обусловленности и дифференциации
отношения собственности
Таким образом, право собственности означает возможность передачи объекта собственности в пользование, распоряжение или владение другим субъектам без утраты самого права собственности с установлением правил, которые те обязаны соблюдать.
Общественное разделение труда, которое представляет собой внешний фактор формирования и развития отношений собственности, предопределяет объективную необходимость и возможность разделения субъектов собственности, пользования и распоряжения. Материальные предпосылки этого разделения создаются числом и разнообразием объектов собственности. Одновременно с этим углубление разделения труда вызывает необходимость разделения субъекта собственности и субъектов управления, что создает основу делегирования распорядительных функций (вертикальное разделение труда) и дифференциацию функций управления (горизонтальное разделение труда).
Рынок собственности
В качестве основы процесса рыночного обращения собственности, как правило, используется классификация собственности в системе определений Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ): объекты, субъекты, формы и права собственности.
Система определений собственности
Объекты гражданского права, классифицированные в Гражданском Кодексе Российской Федерации, представлены на рис. 1.2.










Рис. 1.2. Объекты гражданского права в Российской Федерации
Структура объектов движимого и недвижимого имущества может в свою очередь классифицироваться на несколько крупных блоков, позволяющих выделить составляющие движимого и недвижимого имущества (рис. 1.3, 1.4).









Рис. 1.3. Виды недвижимого имущества
В свою очередь, из законодательных определений таких объектов, как участки недр и леса, также следует их тесная взаимосвязь с земельными участками и соответственно с регулирующими положениями фактически первенствующего для всех названных типов объектов недвижимости земельного законодательства.







Рис. 1.4. Виды движимого имущества
Движимые вещи Гражданским Кодексом Российской Федерации определены как вещи, не относящиеся к недвижимости.
Предприятие как имущественный комплекс
Важным с точки зрения управления имуществом является определение в Гражданском Кодексе Российской Федерации (ст. 132) предприятия как имущественного комплекса, в состав которого включены все виды движимого и недвижимого имущества, обеспечивающего деятельность данного предприятия (рис. 1.5).










Рис. 1.5. Структура предприятия как имущественного комплекса
Понятие имущественного комплекса как сложной вещи, объединяющей неразрывно связанные недвижимые и движимые компоненты, является очень важным, поскольку к этой схеме можно привести такие сложные объекты недвижимости, как:
памятники истории, культуры, архитектуры;
охранные зоны;
ландшафтные комплексы и т.п.
Общим для приведенного перечня является неразрывная связь составляющих их отдельных объектов недвижимости (земельные участки, здания и сооружения, обособленные водные объекты и многолетние насаждения) и движимых вещей (выдающиеся элементы интерьера, культурные ценности, исторические вещи, уникальные библиотеки и коллекции, именные знаки принадлежности и т.д.).
С точки зрения создания правовых основ управления государственной собственностью, конструктивным является использование данного определения в отношении таких крупномасштабных объектов, как государственное (федеральное и субъектов Федерации) и муниципальное имущество.
В этом случае, например, комплекс городского имущества может быть определен как совокупность:
множества объектов недвижимости – участки недр с подземными инженерными коммуникациями и иными подземными сооружениями (типа метро, переходов, хранилищ), множество зданий и сооружений, городских лесов и многолетних насаждений, обособленных и иных водных объектов, множество сложных имущественных комплексов (различного рода предприятий, учреждений, обществ и организаций, ландшафтных и культурно-исторических охранных зон и памятников) в рамках установленных границ города;
множества движимых вещей, составляющих неотъемлемые части отдельных из перечисленных сложных объектов недвижимости, и уникальных символов обозначения имен городов и местностей, отдельных объектов.










Рис. 1.6. Субъекты собственности
Формы и субъекты собственности
Форма собственности – это ее вид, определенный по субъекту собственности. Другими словами, форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы. В Российской федерации (ст. 212 ГК РФ) в равной степени признаются несколько форм собственности (частная, государственная, муниципальная и иная), в операциях с которыми могут участвовать субъекты собственности, представленные на рис. 1.6.
Классификация одного из наиболее распространенных субъектов собственности – юридических лиц, осуществленная по различным аспектам, представлена на рис. 1.7 и табл. 1.1.

Юридические лица
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде







Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права

Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право

Юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав





1. Хозяйственные товарищества

1. Государственные унитарные предприятия

1. Общественные и религиозные организации (объединения)





2. Хозяйственные общества

2. Муниципальные унитарные предприятия

2. Благотворительные и иные фонды





3. Производственные кооперативы

3. Предприятия, финансируемые собственником учреждения

3. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)





4. Потребительские кооперативы





Рис. 1.7. Классификация юридических лиц по имущественным правам учредителей и участников

Таблица 1.1
Классификация юридических лиц по отношению к прибыли
Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации)
Организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
1. Хозяйственные товарищества – коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).
1. Потребительские кооперативы – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
2. Хозяйственные общества – коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.
2. Общественные и религиозные организации (объединения) – добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
3. Производственные кооперативы – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
3. Финансируемые собственником учреждения – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

стр. 1
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>