стр. 1
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

БАНДУРИН Александр Владимирович
ЧИНЕНОВ Алексей Викторович














ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ КОРПОРАЦИЙ
по материалам
Волгоградской области










Москва
1999

УДК 334.754:658.152.015
ББК 65.290=93

Б23





Б23
Бандурин А. В., Чиненов А. В. Проблемы управления финансами корпораций по материалам Волгоградской области. – М.: "ТДДС Столица-8", 1999. – 176 с.

В настоящей монографии рассмотрены проблемы, связанные с необходимостью реформирования российских предприятий, улучшением форм управления финансами и формированием инвестиционной и кредитной стратегии. Также предложено теоретико-методологическое обоснование категории "финансовая стратегия корпорации", разработаны основы методологии определения инвестиционной привлекательности заемщика, анализа эффективности инвестиций, рассмотрена эмиссионная политика корпорации, стратегия поглощений и приобретения пакетов акций.
Авторами проанализированы современные тенденции развития международных и отечественных корпоративных объединений. Выводы авторов базируются на изучении научных трудов зарубежных и отечественных специалистов в области стратегического менеджмента.
Данная монография имеет большое количество схем, формул для иллюстрации различных экономических явлений, обширную статистическую информацию по крупнейшим мировым корпоративным объединениям, а также справочные данные по Волгоградской области.
Поэтому данная работа, по мнению авторов, будет интересна специалистам финансовых подразделений корпораций различных отраслей экономики страны.





ББК 65.290=93


© Бандурин А. В., Чиненов А. В. 1999 год

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ФИНАНСЫ КОРПОРАЦИИ 7
1.1. Понятие финансовой системы 7
1.2. Информационное обеспечение финансовой системы корпорации 17
1.3. Финансовая система корпорации за рубежом 27
2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ 38
2.1. Основополагающие аспекты деятельности корпорации 38
2.2. Место финансовой стратегии в общей стратегии корпорации 48
2.3. Стратегия управления финансами корпорации 58
3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ 67
3.1. Инвестиционный портфель 67
3.2. Определение экономической эффективности инвестиционного портфеля 81
3.3. Определение стоимости пакета акций 93
4. КРЕДИТНАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ 102
4.1. Разработка плана финансирования инвестиционного портфеля 102
4.2. Инвестиционная привлекательность корпорации 110
4.3. Эмиссионная политика корпорации 122
5. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИГЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 133
5.1. Методика оперативного управления дебиторской задолженностью 133
5.2. Методика оперативного управления краткосрочными финансовыми вложениями 146
5.3. Методика оперативного управления кассовой наличностью 156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 172


ВВЕДЕНИЕ
В начале 90-х годов, осознавая необходимость войти в мировые хозяйственные, финансовые институты, а также в мировую рыночную экономическую систему, предприятия России стали активно развивать международные экономические связи. Этому способствовала и сложившаяся в России экономическая ситуация, ставшая благоприятной основой для зарождения и функционирования новых организационных форм хозяйствования, основой деятельности которых является четкое законодательное и экономическое распределение функций между хозяином и управляющим. В то же время реальная ситуация такова, что без слияния производства и финансовых капиталов предприятиям все труднее выдержать требования постоянно усиливающейся конкурентной борьбы. Поэтому объективно складывается тенденция укрупнения хозяйствующих субъектов и их естественного отбора с целью приспособления к окружающей среде и восстановлению некогда единого экономического пространства [1].
Одним из реальных воплощений данной тенденции являются финансово-промышленные объединения – корпорации. Кроме того, соединение промышленности и финансов, разумеется, не случайно, опирается на реальную базу и огромный международный опыт. Формирование этих сложных по своей структуре новообразований, которые за рубежом давно превратились в становой хребет общехозяйственного устройства, объясняется глубоким взаимопроникновением различных видов хозяйственной деятельности, объединенных воспроизводственными процессами. Таким образом, корпорации являются в нашей экономике адаптационной реакцией горизонтально и вертикально взаимосвязанных подразделений на введение рыночных отношений [28].
Руководящие органы корпорации имеют возможность компетентно и, что самое главное, оперативно осуществлять прямые управляющие воздействия на целые блоки взаимосвязанных производств, адекватно реагируя на изменение потребностей и перемены в окружающей среде, и, таким образом увеличивая гибкость управления народным хозяйством в целом.
Концентрация в корпорациях значительных организационных, технологических и интеллектуальных ресурсов, а также научно-производственного потенциала должна создать предпосылки для наращивания объемов инвестиций в разработку и производство высокоэффективной и конкурентоспособной продукции [30].
Однако, сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация [7] обнаруживает ряд проблем при создании благоприятного финансового, инвестиционного и кредитного климата в рамках корпораций, а именно:
ограниченные бюджетное финансирование государством в стадии формирования новых экономических структур;
отсутствие в России достаточного объема свободных финансовых ресурсов, необходимых для создания насыщенного рынка капиталов;
дороговизна кредитов и нежелание абсолютного большинства кредитных учреждений финансировать долгосрочные проекты.
значительные неплатежи хозяйствующих субъектов друг другу, нарастающие высокими темпами, что увеличивает дефицит денежных средств и создает дополнительные проблемы;
несовершенство налоговой системы;
а так же ряд других негативных моментов.
С другой стороны в настоящее время в России создан и быстро развивается рынок краткосрочных ссудных капиталов. Основными субъектами этого рынка являются банки, которые выполняют исключительно важные функции для экономики страны: аккумулирование временно свободных денежных средств и предоставление их в кредит. В этой обстановке возникает необходимость определения целей и долгосрочного планирования поведения корпораций на финансовом рынке, чему и посвящена настоящая работа.
Финансы корпораций – это достаточно сложная экономическая категория, описывающая не только отношения хозяйствующего субъекта с рынками ссудных капиталов и государственными финансами, но и отношения различных субъектов, являющихся одновременно элементами финансовой системы государства и корпорации. В этой связи возникают специфические проблемы взаимоувязки и упорядочивания многоуровневой системы финансовых отношений.
Такая постановка задачи позволяет применять различные уровни детализации и обобщения, что позволяет соблюдать принцип пропорциональности затрат на изучение явления, кропотливо исследуя сложные проблемы и правильно расставлять акценты на деталях и мелочах.

1. ФИНАНСЫ КОРПОРАЦИИ
1.1. Понятие финансовой системы
В связи с переходом экономики нашей страны на рыночные рельсы в практику делового общения постепенно входят многие понятия, связывавшиеся ранее только с капиталистическими странами: рынок, денежные отношения, конкуренция, макроэкономические регуляторы. Большинство из этих терминов неразрывно связаны с понятием финансовой системы.
Ее нормальное функционирование – это основа для формирования рынка капиталов, фондового и ссудного рынка, без которых существование и динамичное развитие экономики практически невозможно. Поэтому представляется целесообразным исследовать текущее состояние и предпосылки развития финансовой системы России на современном этапе.
Понятие "финансы" происходит от французского finance – совокупность всех денежный средств, находящихся в распоряжении предпринимателя, государства, а также система их формирования, распределения и использования. Данное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые в хозяйственной жизни проявляются в разнообразных формах и сопровождаются движением денежных средств.
Во всех финансовых процессах можно выделить то общее, что их объединяет, – лежащие в основе финансовых операций отношения между различными хозяйствующими субъектами. Эти отношения определяются как финансовые отношения.
Финансовые отношения – это денежные отношения хозяйствующего субъекта с:
другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки, при выпуске и распространении ценных бумаг, при взаимном кредитовании и долевом участии в совместной деятельности;
работниками данного хозяйствующего субъекта при выплате заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, выпуске акций, распространяемых между членами трудового коллектива, а также взыскании денег за причиненный ущерб, удержание налогов;
дочерними предприятиями и структурными подразделениями;
банковской системой при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных вкладах, залоге имущества и т.п.;
страховыми компаниями по всем видам страхования;
налоговой службой при уплате налогов и других платежей в бюджет;
финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами при осуществлении трастовых, залоговых операций, лизинга, хеджирования и т.п.
Таким образом, важным свойством финансов является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.
Финансы – это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования и использования фондов денежных средств, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
В этой связи, финансы – неотъемлемый элемент воспроизводства на всех уровнях хозяйствования. Они одинаково необходимы и хозяйствующим субъектам (предприятиям, организациям и т.п.), и разного рода объединениям (ассоциациям, концернам, корпорациям и т.п.), и государственной системе управления народным хозяйством.
Финансы выполняют функции: обеспечивающую, распределительную и контрольную. В этих функциях полностью проявляются две неразрывно связанные стороны финансовых отношений.
Обеспечивающая функция хозяйствующего субъекта включает в себя полное обеспечение в оптимальном размере необходимыми денежными средствами при выполнении важного условия : все расходы должны быть покрыты собственными доходами. Дополнительная потребность в средствах может быть покрыта за счет кредита, либо за счет других заемных источников. Оптимальное использование источников денежных средств является одной из главных задач управления финансами хозяйствующего субъекта. При излишке денежных средств снижается эффективность их использования, а при недостатке средств возникают финансовые трудности, что может привести к негативным последствиям.
Распределительная функция финансов хозяйствующего субъекта непосредственно связана с обеспечивающей. С помощью распределительной функции реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого хозяйствующего субъекта необходимыми ему финансовыми ресурсами. Объектами распределительной функции выступают стоимость валового общественного продукта в денежном выражении, а также часть национального богатства.
Поскольку финансы охватывают все общественное воспроизводство, все его сферы и подразделения, а также все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля.
Контрольная функция финансов хозяйствующего субъекта связана с применением различных стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Благодаря контрольной функции финансов предоставляется возможность отслеживать пропорции в распределении финансовых ресурсов, своевременность поступления их к различным хозяйствующим субъектам, экономичность и эффективность их использования. Формой финансового контроля является использование финансовых показателей. Основным показателем служит стабильное наличие средств у хозяйствующего субъекта. А именно в этом проявляется непосредственная связь контрольной функции с первыми двумя. Другими финансовыми показателями являются: кредиторская задолженность, обеспеченность оборотных средств другими источниками, убытки, ликвидность, платежеспособность и т.д.
Совокупность контролирующих и контролируемых субъектов финансовых отношений составляют систему управления народным хозяйством, которая нуждается в объединении финансовых ресурсов для реализации общественных задач. В этой связи возникает два подхода к определению финансовой системы.
С одной стороны, финансовая система – это совокупность:
финансов предприятий, учреждений и организаций (финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих организаций и т.д.);
страхования (социальное, личное, имущественное и т. п.);
государственных финансов (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит).
А с другой стороны, финансовая система – это совокупность субъектов финансового рынка (рис. 1.).
Основные субъекты финансовой системы. Государство
Базовым элементом любой финансовой системы является государство, представленное системой государственных финансовых органов, посредством которых оно осуществляет функции регулирования и контроля. В этой связи государственные органы можно подразделить на две группы:
1. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. В пределах своей компетенции они распределяют имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых перераспределяется в бюджет.
2. Государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.
Систему финансовых органов государства возглавляет Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области финансов.
В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов Российской Федерации выполняет следующие функции:

рис. 1

1. Разрабатывает и реализует стратегические направления единой государственной финансовой политики.
2. Участвует в работе по анализу и прогнозированию развития экономики, разрабатывает необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию хозяйственной деятельности, способствующие увеличению национального дохода и поступлений в бюджет.
3. Способствует развитию финансового рынка.
4. Разрабатывает предложения по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и по источникам погашения.
5. Организует сбор, подготовку и обработку информации для составления консолидированного бюджета Российской Федерации, а также составляет проект федерального бюджета.
6. Обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.
7. Осуществляет методическое руководство в области финансово-бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования производственной и социально-культурной сфер.
В период перехода к рынку финансовая деятельность государства приобретает все большее значение. Поскольку большинство процессов перераспределения и накопления осуществляется посредством перетока финансовых ресурсов, контроль и наблюдение за деятельностью по аккумулированию, перераспределению и использованию денежных фондов играют все большую роль. В результате появился целый ряд специальных органов, занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства, которые либо являются подразделениями, либо подчиняются Министерству финансов РФ.
Такими специальными органами являются:
счетная палата – является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Основная задача – организация и контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета;
казначейство – следит за исполнением бюджета и осуществлением эффективного управления доходами и расходами, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов.
Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба. Она входит в систему центральных органов государственного управления РФ.
Для усиления роли государства при осуществлении контроля, за соблюдением законности в области финансовой деятельности образована налоговая полиция, одной из основных задач которой является предупреждение коррупции в области финансовой деятельности.
Основные субъекты финансовой системы. Кредитные учреждения
Главным кредитным учреждением страны является Центральный банк Российской Федерации, который осуществляет руководство в области кредитно-денежных отношений и контролирует всю сеть кредитных органов. Кредитная система позволяет сформировать рынок ссудного капитала посредством аккумуляции финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов. Она характеризуется совокупностью банковских и иных финансово-кредитных учреждений. Соответственно образуются два основных звена кредитной системы: банковские и парабанковские учреждения.
Банковская система представлена учреждениями банковского типа. Это ключевое звено кредитной системы, в котором концентрируется основная масса кредитных и финансовых операций.
Банковская система состоит из двух уровней. Первый уровень – Центральный банк, второй уровень – специализированные и коммерческие банки.
Главная задача Центрального банка, торгующего деньгами как товаром только среди банков и не вступающего непосредственно в отношения с отдельными хозяйствующими субъектами, состоит в управлении эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы.
В этой связи к функциям Центрального банка относятся:
разрабатывать и проводить непосредственно с Правительством РФ единую государственную денежно-кредитную политику, основанную на защите и устойчивости национальной валюты;
осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение. Выступать последним кредитором для кредитных учреждений, организовывать систему рефинансирования;
устанавливать правила расчетов, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
проводить государственную регистрацию кредитных учреждений;
выдавать и отзывать лицензии кредитных учреждений, занимающихся их аудитом;
регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитными учреждениями;
осуществлять валютное регулирование и контроль.
Низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных банковский учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие банки.
В функции коммерческих банков входит:
аккумулирование временно свободных денежных средств;
кредитование юридических и физических лиц;
комплексное кредитно-расчетное обслуживание хозяйствующих субъектов;
учет векселей и операций с ними;
хранение финансовых и материальных ценностей;
доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции) и т.д.
Специализированные банки (инновационные, инвестиционные, ипотечные и т.д.) специализируются на отдельных видах банковских услуг.
Парабанковская система представлена специализированными кредитно-финансовыми институтами (СКФИ) и почтово-сберегательными институтами.
Специализированные кредитно-финансовые институты обычно ориентируются либо на обслуживание определенных типов хозяйствующих субъектов, либо на осуществление одного-двух видов услуг.
Инвестиционные и инновационные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки, в том числе посредством выпуска облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд.
Почтово-сберегательные учреждения являются одним из важнейших и старейших элементов кредитной системы. Через почтовые отделения они аккумулируют вклады населения, осуществляют кредитно-расчетное обслуживание населения.
Место корпоративных финансов в финансовой системе страны
В условиях сложившегося кризиса экономики России ни одно предприятие не в состоянии самостоятельно справиться с колоссальным износом собственных производственных фондов, наладить бесперебойную поставку материалов и реализацию продукции, строить жилье и дороги и т.п. Все трудности, возникающие в процессе функционирования предприятий, возможно преодолеть только общими усилиями, объединившись в группу. Одной из форм объединения в соответствии с законодательством РФ является корпорация.
Корпорации времен переходной экономики получили в России название финансово-промышленных групп. И действительно, если обратиться к Федеральному Закону “О финансово-промышленных группах”, то в нем можно найти следующее определение ФПГ: “Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.”
Но на западе финансово-промышленные группы традиционно называются корпорациями (corporation). Управление корпорацией получило название корпоративного управления (corporate management), а финансы финансово-промышленных объединений – корпоративных финансов.
Корпоративные финансы – это денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных ресурсов у предприятий-участников, входящих в корпорацию, и их использованием на выполнение обязательств перед предприятиями-участниками корпорации, финансово-кредитной системой и государством, а также на обеспечение функционирования как отдельных предприятий, так и корпорации в целом.
Структура финансов корпорации, представленная на рис. 2, схожа со структурой финансовой системы России.
Финансовая система корпорации – это обособленная финансовая система, в которой имеется свое "государство" (управляющая компания), "кредитная система" (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и т.п.), и "субъекты финансовой системы" (коммерческие и производственные предприятия), через которые идет формирование и использование финансовых ресурсов корпорации.



















Рис. 2. Структура финансов корпорации
Центральную роль в функционировании объединения (корпорации) играет управляющая компания, которая выполняет следующие функции:
разрабатывает программу развития как всей корпорации, так и ее отдельных предприятий;
определяет инвестиционную политику корпорации, направленную на дальнейшее развитие как отдельных предприятий, так и корпорации в целом;
совместно с банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами разрабатывает кредитную политику корпорации;
осуществляет контроль за выполнением финансовых и инвестиционных планов.
Объединение производственного, банковского, торгового, страхового капиталов структурных подразделений корпорации позволяет аккумулировать временно свободные денежные средства, с помощью которых предприятиям предоставляется возможность финансировать собственные и совместные первоочередные потребности.
При сегодняшней ограниченности бюджетного финансирования важную роль в финансовой стратегии корпорации играет снижение претензий предприятий, в уставном капитале которых имеется государственная доля, на федеральную поддержку. За счет внутрикорпоративного оборота и аккумулирования ресурсов в рамках корпорации, предприятия в состоянии обеспечить переориентацию на самофинансирование и свести до минимума использование государственной инвестиционной помощи.
Финансово-промышленное объединение позволит снизить вероятность разорения отдельных предприятий, а также положительно скажется на ценообразовании. Общий интерес сведет к нулю ценовые надбавки на продукцию, которая проходит по технологической цепочке между предприятиями-участниками корпорации. Рост цен перестанет провоцироваться на внутригрупповом уровне взаимоотношений членов объединения.
В корпорации основной сферой приложения банковского капитала становится производство, развитие которого только и способно в конечном счете оздоровить всю денежно-кредитную систему. В свою очередь и банковский капитал стремится иметь стабильные источники пополнения своих доходов, а следовательно надежные сферы приложения инвестиционных ресурсов с материальным обеспечением.
1.2. Информационное обеспечение финансовой системы корпорации
Как и всякое другое управление, управление финансами предприятия требует огромной подготовительной работы, целью которой является получение и анализ всей существующей информации о предмете, а результатом – достоверное знание о нем. Поэтому бухгалтерская, финансовая информация является отправным пунктом любого управленческого анализа. И от того, как построена система бухгалтерского учета, какова система финансов отчетности предприятия, насколько продуманно составлен набор документов, обязательных для предоставления в налоговые органы, зависит успешное функционирование всей государственной производственной и финансовой системы.
Финансовый и управленческий учет. Правила регулирования
Сегодня уже хорошо известно, что на Западе принято подразделять учет на финансовый и управленческий. Четкой границы между этими частями нет. Однако можно выделить основные критерии деления информации на финансовую и управленческую.
Финансовый учет связан с результатами деятельности предприятия, и основными пользователями финансовой информации в форме финансовой отчетности являются внешние пользователи (акционеры, кредиторы, инвесторы, поставщик и клиенты, работники предприятия, профсоюзы, налоговые и законодательные органы, аудиторские фирмы, биржи, пресса и т.д.). Именно финансовый учет регулируется законодательно в той или иной степени, и для него разработана система требований и принципов.
Управленческий учет является элементом внутрифирменного управления и обобщает всю существующую финансово-хозяйственную информацию о предприятии. Эта информация доступна только внутренним пользователям – менеджерам предприятий. Можно отметить, что ключевым разделом управленческого учета является финансовый учет.
В России традиционно не существовало деления на финансовый и управленческий учет. Бухгалтерский учет понимался как единое целое и являлся информационной базой для анализа хозяйственной деятельности, для составления отчетности и принятия управленческих решений. Если попытаться провести сравнение отечественной системы учета с западным подходом, то учет затрат, внутреннюю отчетность и анализ хозяйственной деятельности можно отнести к управленческому учету, а другую бухгалтерскую информацию – к финансовому.
Постановка и ведение финансового учета на Западе относится к компетенции самого предприятия. Советская же система бухгалтерского учета, служившая средством проверки выполнения государственных планов, традиционно была чересчур регламентирована. В российском новом Плане счетов и в Положении о бухгалтерском учете и отчетности впервые предприятиям была предоставлена возможность использовать различные варианты учета (например, отнесения счета 26 либо на счет 20, либо на счет 46). А первый учетный стандарт в России – Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”, – у вступивший в силу с 1 января 1995 г., уже более четко определяет, что учетная политика как совокупность способов ведения учета является внутренним делом каждого предприятия.
То есть, в настоящее время и на Западе, и в России общепринятые нормы и правила, регулирующие бухгалтерский учет и финансовую отчетность лишь определяют рамки, в пределах которых компании предоставляется определенная свобода выбора.
Необходимость же регулирования обусловлена потребностью в объективной и содержательной информации для принятия обоснованных решений разными группами пользователей. Для этой цели и разрабатываются в различных странах так называемые стандарты учета. Например, в США это Общепринятые принципы учета (Generally Accepted Accounting Principles – GAAP), в Великобритании – Положение о стандартах ведения учета (Statements of Standard Accounting Practice – SSAP). Национальные правила, регулирующие ведение учета, существенно отличаются. Однако можно выделить группы стран, придерживающихся однотипных подходов к построению систем учета. Причем не существует двух стран, где правила учета были бы абсолютно тождественны.
Одной из самых распространенных является трехмодельная классификация учетных систем, которая включает:
Британо-американскую модель (Великобритания, США, Нидерланды, Канада, Австралия и др.).
Континентальную модель (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия и др.).
Южноамериканская модель (Бразилия, Аргентина, Боливия и т. д.).
Первую модель характеризуют: ориентация учета на нужды широкого круга инвесторов, обусловленная высокоразвитым рынком ценных бумаг; отсутствие законодательного регулирования учета, который регламентируется стандартами, разрабатываемыми профессиональными организациями бухгалтеров; гибкость учетной системы; высокий образовательный уровень как бухгалтеров, так и пользователей финансовой информации.
Вторая модель отличается наличием законодательного регулирования учета; тесными связями предприятий с банками, являющимися основными поставщиками капитала; ориентацией учета на государственные нужды налогообложения и макроэкономического регулирования; консерватизм учетной политики.
И, наконец, основной особенностью третьей модели считается ориентация методики учета на высокий уровень инфляции.
Наличие столь разных подходов к формированию систем учета затрудняет “общение” национальных предприятий на международном уровне и составление консолидированных балансов для корпораций с зарубежными филиалами. Это был особенно больной вопрос для российских предприятий, впервые получивших возможность выхода на международные рынки капиталов. В настоящее время на него существует несколько ответов.
Не делать ничего, если предприятие функционирует только на внутреннем рынке или если язык и валюта такой компании известны в мировом масштабе (например, компании США).
Подготовка “удобного перевода” (convenience translation) отчетности на язык пользователя без изменения валюты и принципов учета (такие отчеты часто предоставлялись финскими компаниями для ведения переговоров с российскими контрагентами).
Подготовка “удобного отчета” (convenience statement), когда отчетность не только переводится на язык пользователя, но и пересчитывается в валюту пользователя, хотя учетные принципы остаются теми же (этот подход характерен для японских компаний).
Подготовка “частично пересчитанного отчета” (recite on a limited basis) с переводом, пересчетом валюты и частичным пересчетом отдельных элементов финансового отчета в соответствии с принципами учета страны пользователя. Эта информация дается как приложение к различным формам отчета. (Компания “Вольво” пользовалась этим способом).
Подготовка “дублирующего финансового отчета” (secondary financial statement). В этом случае делается перевод, пересчет валюты и перевод всех показателей отчетности в соответствии с учетными принципами пользователя. Это самый дорогой вариант, хотя и самый удобный для пользователя (такой подход характерен почти для всех предприятий с иностранными инвестициями на российском рынке, когда составляют две отчетности: одна – для российской налоговой инспекции в соответствии с действующим российским законодательством, вторая – для западного инвестора в соответствии с его принципами учета).
Подготовка финансового отчета в соответствии с международными стандартами учета. Международные стандарты бухгалтерского учета не являются обязательными, они носят рекомендательный характер, однако это наиболее удобное “средство общения” между предприятиями различных стран.
Международные стандарты разрабатываются Комитетом по международным стандартам учета (International Accounting Standard Committee), который был создан в 1973 г. соглашением между профессиональными организациями бухгалтеров из 9 стран. В настоящее время он включает более 100 членов (организаций). К 1995 г. было разработано более 30 учетных стандартов, касающихся различных аспектов ведения учета. При их разработке делалась попытка обобщения бухгалтерского опыта, накопленного в разных странах. Следует отметить, что в силу различных причин международные стандарты находятся под сильным влиянием практики ведения учета в США. Международные бухгалтерские стандарты отличаются многовариантностью подходов к решению учетных проблем (например, возможность использовать несколько методов амортизации основных средств), они постоянно дорабатываются и изменяются.
Именно поэтому, когда в России началась реформация системы бухгалтерского учета, в качестве основного примера брались международные стандарты.
Таким образом, в каждой стране действует своя национальная система учета. Однако можно выделить общие концептуальные основы или единые принципы, на которых строится финансовый учет и составляется финансовая отчетность и которые признаются на международном уровне.
Анализ соответствия российских принципов учета западным
Принципы учета могут быть разделены на три большие группы:
качественные характеристики учетной информации, обобщаемой в отчетности;
принципы учета этой информации;
элементы финансовой отчетности;
Эти принципы либо прямо, либо косвенно или частично признаются или не признаются в России. Рассмотрим каждую из этих групп.
Требования к качеству информации
Основное требование к учетной информации на Западе – это ее полезность для принятия решений различными группами пользователей. Информация должна обладать следующими характеристиками.
Понятность (understanding). Информация должна быть понятной для пользователей, что не исключает наличия сложной финансовой информации, если она необходима в отчете. В России этот принцип нигде не декларируется, однако подразумевается логикой порядка предоставления отчетности.
Уместность (relevance). Информация является уместной или относящейся к делу, если она влияет на экономические решения пользователей и помогает оценивать им прошлые, настоящие и будущие события или подтверждать или исправлять прошлые оценки. На уместность информации влияет ее содержание и существенность. Последняя – основное требование. Информация является существенной, если ее отсутствие или неправильная оценка могут повлиять на решение пользователей. Еще одна характеристика уместности – это своевременность информации, которая означает, что вся значимая информация без задержки включена в финансовый отчет и он представлен вовремя. Аналогом принципа уместности в российской практике может служить требование полноты отражения всех хозяйственных операций за учетный период (2-й раздел Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ), хотя требования отражения всей информации не тождественно требованию отражения существенной информации. Требование полноты информации повторяется и в первом российском учетном стандарте – Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия". Но и здесь акцент сделан на полноту отражения всех фактов хозяйственной деятельности, а не отражение существенной информации.
Достоверность, надежность (reliability). Информация достоверна, если не содержит существенных ошибок или пристрастных оценок и правдиво отражает хозяйственную деятельность. При этом она должна удовлетворять следующим характеристикам:
правдивость (rightful representation). Это требование частично покрывается требованием документирования хозяйственных операций, представленных в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ;
преобладание экономического содержания информации над юридической формой (substance over form). В настоящее время это требование сформулировано и в российских учетных стандартах;
нейтральность (neutrality). Информация не должна содержать пристрастных оценок. Это требование отсутствует в российском законодательстве;
осмотрительность (prudence). В соответствии с международными стандартами, правило осмотрительности отнесено к качественным характеристикам информации, хотя очень часто это требование рассматривается как составляющая второй группы принципов – принципов ведения учета. Суть принципа осмотрительности состоит в большей готовности к учету потенциальных убытков, а не потенциальных прибылей, что выражается в создании резервов и в оценке активов по наименьшей из возможных стоимостей, а пассивов – по наибольшей. Отметим, что этот принцип действует только в состоянии неопределенности и не означает создания неопределенных или скрытых резервов или искажения информации. Принцип осмотрительности косвенно или частично признавался российским бухгалтерским законодательством, поскольку, во-первых, разрешено было создавать резерв по безнадежным долгам (другой вопрос – механизм его создания), во-вторых, инвестиции в ценные бумаги могут оцениваться по низшей из двух оценок: рыночной стоимости или цене приобретения. В настоящее время требование осмотрительности прямо записано в Положении по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” (п.2.3, абзац 2);
в международной практике “достоверность” включает и такую характеристику, как требование полноты информации (completeness) как с точки зрения ее существенности, так и затрат на ее подготовку. Как отмечалось выше, требование полноты зафиксировано в Положении по бухгалтерскому учету и отчетности, но только как полноты отражения всех фактов хозяйственной деятельности. Ни о существенности, ни о затратах на получение информации там не говорится.
Следует отметить, что соблюдение всех вышеперечисленных требований к качеству информации должно сочетаться с ограничением “затраты/выгоды”. Суть этого ограничения состоит в том, что выгода от полученной информации должна быть больше затрат на ее получение. В российской практике существует требование рациональности и экономности ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия, декларируемое Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”.
В целом же выполнение всех требований к качеству учетной информации должно дать в результате правдивый, полный и полезный отчет о деятельности компании.
Принципы учета информации
В международных стандартах выделены следующие принципы учета информации.
1. Принцип начислений (accrual basis). В соответствии с этим принципом операции записываются на момент их совершения, а не в момент оплаты денег и относятся к отчетному периоду, когда была совершена операция. Часто этот принцип разбивается на несколько составных частей:
а) собственно принцип начислений;
б) принцип регистрации дохода (realisation concept) – доход отражается в том периоде, когда он был заработан или получен, а не когда получены деньги. Исключением является метод поэтапного выполнения контрактов и метод продажи в рассрочку;
в) принцип соответствия (matching concept) – в отчетном периоде регистрируются только те расходы, которые привели к доходам данного периода.
В Положении по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” принцип начислений представлен как допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 2.2, абзац 5), которые относятся к тому периоду, когда они имели место, вне зависимости от движения денежных средств. Ранее этот принцип был декларирован в Положении о бухгалтерском учете в РФ, но затем исключен из текста, поскольку российские предприятия на практике используют как метод отражения реализации по отгрузке, так и по оплате. Фактическое его признание обеспечивалось Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и Планом счетов, а также правилом отнесения доходов и расходов на отчетный период, зафиксированным в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.
2. Принцип продолжающейся деятельности (going concern). Этот принцип означает, что предприятие нормально функционирует и будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. То есть не существует ни необходимости (банкротство), ни намерения ликвидировать или существенно сократить деятельность предприятия по каким либо причинам. Такая предпосылка является основанием для включения различных статей в баланс по фактической себестоимости, а не по рыночной цене возможной реализации активов и обязательств в случае ликвидации и отражения в счете о прибылях и убытках результатов текущей деятельности. В России этот принцип впервые отражен в Положении по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” (п. 2.2, абз. 2). Необходимо отметить, однако, что механизм составления отчетности в случае ликвидации предприятия у нас пока не отработан.
3. Принципы двойной записи (double entry). Это требование вполне естественно и очевидно для российского понимания бухгалтерского учета. На Западе оно подчеркивает разницу между финансовым и управленческим учетом.
4. Принцип единицы учета (accounting entity). Предприятие, на котором ведется учет и составляется отчетность, является самостоятельным хозяйствующим субъектом и отделяется от собственника предприятия и от других предприятий. В России этот принцип косвенно признавался: во-первых, существовало понятие “юридического лица”, во-вторых, правилами учета расчетов предприятия с учредителям на счете 75. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” (п. 2.2, абзац. 1) непосредственно формулирует этот принцип как “допущение имущественной обособленности предприятия”.
5. Принцип периодичности (periodicity) – принцип регулярного периодичного составления отчетности. На Западе этот период равен одному году и его началом могут быть любые число и месяц года, если они будут постоянными. В российской практике отчетным годом является период с 1 января по 31 декабря, и наряду с годовой обязательно предоставление квартальной отчетности.
6. Принцип денежного измерителя (monetary measurement), в соответствии с которым вся хозяйственная деятельность оценивается с помощью единого денежного измерителя. Соблюдение данного принципа в отечественной практике очевидно. Однако необходимо подчеркнуть, что на Западе разработан целый ряд вариантов рыночных оценок, которые пока не используются в российском бухгалтерском учете. В дальнейшем они будут нами рассмотрены.
7. Принцип конфиденциальности (confidence), который означает, что информация, отраженная в отчетности предприятия, не должна наносить ущерб его интересам. Этот принцип в России не продекларирован.
Элементы финансовой отчетности
Выделение элементов отчетности в разряд принципов связано с тем, что их понимание влияет на оценку пользователем деятельности компании и соответственно на принятие им определенного решения. Такие элементы финансового отчета, как активы, обязательства и капитал, связаны с финансовым состоянием предприятия, а доходы и расходы – с результатами хозяйственной его деятельности.
1. Активы (assets). В международной практике под активами понимаются ресурсы, контролируемые предприятием, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод предприятия. Такая трактовка отличается от российской, когда активами признаются средства предприятия, проклассифицированные по составу на определенную дату и составляющие левую часть баланса.
2. Обязательства (liabilities). Это существующие в настоящий момент обязательства компании, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих изъятий ресурсов компании и уменьшения экономических выгод. Понимание обязательств также не соответствует принятому в России, где обязательства считаются источниками средств предприятия, сгруппированными в правой стороне баланса.
3. Капитал (capital, equity) – оставшаяся доля собственных активов предприятия после вычета обязательств. Такая трактовка каптала обусловлена тем, что в случае ликвидации предприятия кредиторы имеют приоритет перед собственниками и их требования удовлетворяются в первую очередь. Понятие капитала в отечественной практике бухгалтерского учета появилось лишь в 1994 г. с переименованием счета 85 в “Уставный капитал”.
4. Доходы (income) – это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении обязательств, результатом которых является увеличение капитала (увеличение капитала не за счет вкладов собственников).
5. Расходы (expenses) – уменьшение экономических выгод за отчетный период, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или увеличении обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (уменьшению капитала не за счет изъятий собственников). Убытки считаются по своей сути расходами и не выделяются в отдельный элемент финансовой отчетности.
Таким образом, принципы учета лежат в основе ведения всего процесса учета и составления отчетности. Такая на первый взгляд сугубо теоретическая база имеет решающее значение для практики ведения учета. Понимание этого обстоятельства приводит к тому, что в российских нормативных актах, регламентирующих ведение учета, все чаще используются учетные принципы, сложившиеся в условиях развитой рыночной экономики. Наиболее последовательно это нашло отражение в Положении по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”, на которое мы часто ссылались.
1.3. Финансовая система корпорации за рубежом
Сегодня в западных странах накоплен большой опыт создания и развития финансово-промышленных объединений. В структуре и характере финансовых систем высоко интегрированных структур в отдельных странах обнаруживают как схожие черты (чему в первую очередь способствует деятельность транснациональных корпораций), так и заметные отличия. Эти отличия в значительной степени связаны с конкретными историческими обстоятельствами и определяются индивидуально, в зависимости от состояния производства и финансового рынка каждой страны и прежде всего обусловлены спецификой законодательного регулирования финансовой деятельности организаций, имеющих отношение к корпоративной собственности и управлению.
Результатом взаимодействия вышеуказанных факторов явилось многообразие организационно-хозяйственных форм взаимодействия объединений и построенных на их основе корпораций. Среди многообразия форм корпораций есть как традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, так и универсальные многоотраслевые финансово-промышленные объединения, сформировавшиеся вокруг банков.
Финансово-промышленные объединения США
Промышленность США имеет 100 многоотраслевых корпораций, представляющих по своей сути высокоинтегрированные финансово-промышленные группы. Согласно официальным данным, на их долю приходится от 55 до 60% ВНП США, в них занято 45% рабочей силы. Сюда направляется до 60% общего объема инвестиционных ресурсов. Каждая из 100 обследованных американских корпораций насчитывает в своем составе предприятия как минимум 25 отраслей, 35 фирм работают в 32 отраслях промышленного производства, 10 – в 50.
Американская модель корпорации создавалась с учетом рыночно ориентированной финансовой системы, на основе развитого рынка капитала, широкого набора различных финансовых инструментов.
Изначально высокий уровень развития промышленных корпораций, надежность акций которых не вызывала сомнений, во многом облегчил привлечение дополнительного капитала. Промышленные предприятия увеличивали капитал главным образом за счет новых эмиссий акций. Поэтому практически отпадала необходимость в долгосрочном кредитовании как способе увеличения основного капитала. Функции банков сводились лишь к аккумулированию сбережений, предоставлению краткосрочных кредитов, осуществлению на внешнем рынке операций с ценными бумагами без непосредственного участия в управлении предприятиями.
На сегодняшний день в США получили распространение два основных вида финансовых систем корпораций. В первом случае консолидирующим ядром группы выступает банковский холдинг, во втором – производственно-технологический комплекс.
К наиболее известным корпорациям США, основу которых составляют крупнейшие финансовые институты, относятся группы "Чейз", "Морган", "Меллон", "Лимен-Голдмен, Сакс" и др.
В большинстве случаев данные группы имеют сходные истории создания и развития, одинаковое строение. Поэтому более подробно этот тип корпоративной структуры можно рассмотреть на примере группы "Чейз".
Финансовая составляющая группы "Чейз" включает коммерческий банк "Chase Manhattan Corp." (созданный 1 апреля 1996 г. в результате объединения "Chase Manhattan Bank" с "Chemical Bank") и две компании по страхованию жизни ("Metropolitan Life Insurance" и "Akvitable Life").
"Chase Manhattan Corp.", как и его предшественник "Chase Manhattan Bank", связан с семьей Рокфеллеров с 20-х годов. С 1962 г. Д. Рокфеллер занимал в нем посты президента либо председателя совета директоров.
Промышленная составляющая группы – это 21 нефинансовая корпорация, в том числе пять транспортных компаний, включая три авиакомпании и две железные дороги, две авиастроительные компании, две химические компании, две компании розничной торговли. Каждая из них входит в число 100 крупнейших компаний США. Все они контролируются не только группой "Чейз", но и банком "Chase Manhattan Corp." как отдельным финансовым учреждением. На сегодняшний день "Chase Manhattan Corp." является ведущим банком США и располагает активами в 300 млрд. долл.
От группы "Чейз" группа "Морган" отличается бульшей специализацией по отраслям промышленности.
Характерной чертой группы "Мелон" является то, что ее финансовые учреждения редко делят контроль над нефинансовыми корпорациями с другими финансовыми институтами либо индивидуальными владельцами. Основное предпочтение данная группа отдает компаниям тяжелого машиностроения. На этом, без сомнения, отразилось место ее базирования – Питтсбург, где сосредоточены предприятия данной отрасли.
К корпорациям, основу которых составляет крупная промышленная компания, можно отнести группы "Дженерал моторз", "Дюпон", "Дженерал электрик", "Форд моторз", "АТ&Т" и др., которые в свою очередь владеют банками и финансовыми компаниями. Вместе с тем это не "карманные" банки, выполняющие функции внешней бухгалтерии и выступающие в качестве инструмента привлечения дешевых кредитов, а крупные, самостоятельные учреждения с интересами, выходящими далеко за пределы собственной группы. Характерная черта данных групп – преобладание вертикальной составляющей над горизонтальной.
Основой группы "Дженерал моторз", например, является крупнейший в мире автомобилестроительный концерн, численность занятых в котором – сотни тысяч человек. Головная компания концерна выступает в качестве материнской по отношению к тысячам других фирм группы, контролируя их производственную и финансовую деятельность.
Группа владеет собственной финансовой компанией "General motors acceptance corporation", являющейся крупнейшим в США источником коммерческих кредитов. "Дженерал моторз" финансирует процессы слияния и поглощения компаний, занимается коммерческим лизингом промышленного оборудования ("Дженерал моторз лизинг корп."), владеет сберегательными и кредитными компаниями во многих штатах.
Несмотря на многие различия, американские корпорации, вместе с тем, объединяет и много общего.
Во-первых, отношения внутри группы строятся на основе установления гибких связей, при свободном перетоке капитала из одной отрасли в другую. Прежде всего это связано с тем, что стратегия банковского дела определяется лишь общими перспективами рынка, и поэтому в долгосрочной перспективе банк не привязан ни к какой определенной отрасли.

стр. 1
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>