стр. 1
(всего 33)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОММЕНТАРИЙ К ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 15 ноября 2003 года

Под общей редакцией статс-секретаря -
заместителя председателя ГТК России
Ю.Ф. Азарова
и начальника Правового управления
ГТК России Г.В. Баландиной

Коллектив авторов

Азаров Ю.Ф., статс-секретарь - заместитель председателя ГТК России - вступительная статья;
Антипов М.К., главный таможенный инспектор отдела таможенного законодательства Правового управления ГТК России - гл. 5, ст. 39 - 44, гл. 15, 18, 20, ст. 264 - 269, гл. 34, 35, 37, 40;
Демидова О.С., главный таможенный инспектор отдела правового анализа Правового управления ГТК России - гл. 4, 36, 38;
Колганов Д.В. - гл. 7;
Колядинский М.А., кандидат юридических наук - п. 7 ст. 403;
Комаров М.А., первый заместитель начальника Правового управления ГТК России - гл. 1, 2;
Лазарева Е.С., начальник отдела таможенного законодательства Правового управления ГТК России - гл. 3, 9 - 13, ст. 209 - 233, 252 - 263, гл. 22;
Михайлов В.И., кандидат юридических наук - гл. 42;
Осипова И.В., начальник отдела законопроектной работы Правового управления ГТК России - гл. 39 (кроме п. 7 ст. 403);
Пожидаева Е.А., начальник отдела правового анализа Правового управления ГТК России - разд. III;
Полаэтиди А.Ю., главный таможенный инспектор отдела таможенного законодательства Правового управления ГТК России - гл. 24;
Рязанова Е.А., главный таможенный инспектор отдела таможенного законодательства Правового управления ГТК России - гл. 23, 25;
Селиванова М.А., заместитель начальника отдела таможенного законодательства Правового управления ГТК России - ст. 29 - 38, гл. 8, 14, 16, 17, ст. 173 - 208, гл. 26, 41, разд. VI.






Список сокращений

Нормативные акты

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации
ТК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации
УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
ГАТТ - Генеральное соглашение о тарифах и торговле
Киотская конвенция - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (в редакции Брюссельского протокола 1999 г.)
Конвенция ATA - Таможенная конвенция о карнете ATA для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г.
Конвенция МДП - Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г.

Официальные издания

БНА - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
Ведомости (РСФСР, РФ) - Ведомости Съезда народных депутатов (РСФСР, Российской Федерации) и Верховного Совета (РСФСР, Российской Федерации)
САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

Понятия и термины

ВТО - Всемирная торговая организация
ВЭД - внешнеэкономическая деятельность
ТН ВЭД - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности






Основные положения нового
Таможенного кодекса Российской Федерации

С 1 января 2004 г. вводится в действие новый Таможенный кодекс РФ (ТК).
Принятый Государственной Думой в первом чтении еще в 1999 г., законопроект прошел более чем трехлетнюю, обстоятельную процедуру обсуждения на уровне Правительства РФ и обеих палат Федерального Собрания РФ в обстановке полной открытости и гласности.
В целях всестороннего рассмотрения готовящегося закона в рабочую группу по подготовке ТК помимо депутатов Государственной Думы и представителей Правительства РФ были включены ученые юристы и экономисты, эксперты в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, представители деловых ассоциаций, предприниматели, непосредственно участвующие в таможенной деятельности. Работа над законопроектом находилась под пристальным вниманием экспертов Европейского Союза, Всемирной торговой и Всемирной таможенной организаций.
Показателем повышенного внимания к разрабатываемому закону являлся факт поступления в Государственную Думу около шести тысяч поправок и предложений, в том числе и в виде альтернативных законопроектов, вокруг которых и развернулась основная дискуссия.
Столь активное обсуждение проекта позволило в конечном счете найти компромиссные решения, выйти на комплексные схемы и механизмы, учитывающие и сочетающие интересы государства и бизнеса, обеспечивающие согласование устанавливаемых в России таможенных мер с аналогичными институтами, принятыми в практике международной торговли.
Подготовка и принятие новой редакции ТК вызваны практическими проблемами развития экономики и внешней торговли России, расширяющимися внешнеторговыми связями и отношениями, необходимостью интеграции России в мировое экономическое сообщество с целью максимального использования выгод и преимуществ контактов с зарубежными партнерами для стабильного развития экономики страны.
Предыдущий Таможенный кодекс РФ был принят еще в 1993 г., в период, когда рыночные регулятивные механизмы еще только начинали проникать и утверждаться в нашем хозяйственном механизме. Этот Кодекс во многом отражал переходное состояние таможенного дела, когда требовалось оперативно установить механизмы перемещения товаров через таможенную границу в условиях отказа государства от монополии на внешнюю торговлю. Вместе с тем за прошедший период в правовой системе РФ произошли значительные изменения. Прежде всего речь идет о принятых Конституции РФ, Гражданском, Уголовном, Налоговом кодексах, Федеральных законах "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" и других законодательных актах, принципиально изменивших правовую среду осуществления внешнеэкономической деятельности.
В начальный период формирования рыночной экономики, характеризовавшийся нестабильностью, отсутствием либо несовершенством правовой базы по смежным отраслям законодательства, недостаточностью практики работы таможенных органов в условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности, вполне оправдывался "рамочный" характер многих норм Кодекса и, как следствие, отнесение практических механизмов ведения таможенного дела на подзаконный, преимущественно ведомственный уровень нормативного регулирования. Именно эти нормативные акты регулируют на сегодняшний день основную массу правоотношений, возникающих в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Как итог в сфере таможенного дела сложился перевес прав таможенных органов над правами участников внешнеэкономической деятельности, возобладали методы администрирования в регулировании внешнеторговых процессов.
Практика таможенного оформления, основанная на Кодексе 1993 г., не всегда соответствует международной практике и правилам Всемирной торговой и Всемирной таможенной организаций, принятым в качестве основы таможенного регулирования в большинстве стран мира, что затрудняет привлечение на российский рынок зарубежных инвесторов, не способствует расширению контактов и укреплению хозяйственных связей с зарубежными партнерами.
Новый ТК в концептуальном плане выгодно отличается от своего предшественника. Он формируется на основе Конституции РФ, закрепившей равноправие субъектов хозяйственной деятельности, свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Его положения тесно увязаны с гражданским законодательством, законодательством о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, законодательством, устанавливающим ограничения и запреты на ввоз и вывоз с таможенной территории РФ отдельных видов товаров, валютным и налоговым законодательством. ТК учитывает особенности таможенной политики в условиях расширяющегося процесса экономической интеграции России в мировую экономическую систему. В этой связи ТК опирается на положения новой редакции Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, устанавливающей стандарты и рекомендуемые правила для достижения предсказуемости, последовательности и открытости при применении таможенных процедур.
ТК существенно обновляет правовую основу таможенной деятельности, выражая новую идеологию регулирования таможенного дела. В связи с принятием новых Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса об административных правонарушениях из области правового регулирования ТК исключен блок вопросов, связанных с пресечением правонарушений и уголовных преступлений в области таможенного дела. Наряду с этим получил значительно более подробную регламентацию процесс перемещения товаров через таможенную границу и помещения их под определенный таможенный режим. И это не просто количественные, а качественные изменения. В ТК преобладают нормы прямого действия, содержится детальное описание процедур, механизмов, взаимоотношений таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности - все это направлено на то, чтобы ТК стал законом прямого действия, позволяющим и таможне, и участникам внешнеэкономической деятельности на основании этого законодательного акта четко исполнять свои обязанности и отстаивать свои права. Таким образом, для бизнеса создаются ясные, стабильные правила, и одновременно сужаются возможности для действий субъективного характера со стороны чиновников. Сам закон призван сделать экономически выгодной законопослушную деятельность во внешнеторговой сфере.
ТК состоит из шести разделов: общие положения; таможенные процедуры; таможенные платежи; таможенный контроль; таможенные органы; заключительные положения.
В общих положениях решается широкий круг вопросов, связанных с определением состава таможенного законодательства. Содержится четко сформулированный понятийный аппарат, что позволяет упорядочить и согласовать используемую терминологию, обеспечить единообразное толкование устанавливаемых норм и правил.
Специальное внимание уделяется нормативным правовым актам в области таможенного дела. Закрепляется, что таможенное законодательство РФ состоит из настоящего ТК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения в области таможенного законодательства могут регулироваться также указами Президента РФ. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.
Принципиально важными являются установленные ТК требования к содержанию норм таможенного права. Положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
ТК устанавливает, что никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела. Более того, государство обязано возместить убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено ТК.
В целях стабилизации правовой основы таможенного дела предусматривается, что акты таможенного законодательства, а также запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые актами Президента и Правительства РФ, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Существенно ограничена регулирующая роль таможенных органов. Если ранее основная масса отношений в области таможенного дела регулировалась на уровне приказов и инструкций Государственного таможенного комитета, то теперь на таможенные органы возлагается исполнительная функция. Предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, издает правовые акты в области таможенного дела лишь в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства. Эти акты не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ.
Более того, теперь требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства. Это положение будет иметь важное значение для судебной оценки законности действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
Либерализован допуск юридических лиц к осуществлению деятельности в области таможенного дела. Радикальным шагом в этом направлении стал отказ от лицензирования при решении вопроса о допуске хозяйствующих субъектов к деятельности в области таможенного дела, которое теперь заменяется регистрацией. В соответствии с ТК право на осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) юридические лица теперь получают в регистрационном порядке при условии их включения в соответствующие реестры. В свою очередь, для включения юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, требуется соблюдение этими лицами условий, установленных самим ТК. При этом плата за включение в указанные реестры не взимается.
Более подробно урегулированы обязанности таможенных органов по осуществлению информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности. Устанавливается, что лицо может как в устной, так и в письменной форме обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации. При этом устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день получения указанного запроса. При подаче же письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение 10 дней. Кроме того, таможенные органы обеспечивают свободный бесплатный доступ, в том числе с использованием информационных технологий, к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела, а на Государственный таможенный комитет возлагается обязанность обеспечить опубликование правовых актов, принятых этим органом, а также актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ в области таможенного дела в своих официальных изданиях.
Предусматривается обязанность таможенных служб консультировать заинтересованных лиц как в устной, так и в письменной форме по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Информация по запросу заинтересованного лица должна предоставляться в возможно короткие сроки, не позднее месяца. Консультирование таможенными органами осуществляется бесплатно. Однако установлена ответственность государства за убытки, причиненные информацией, предоставленной несвоевременно или в искаженном виде.
Значительно более подробно регламентирован механизм принятия предварительного решения в отношении классификации товара по Товарной номенклатуре. Теперь любое лицо, заинтересованное в перемещении товара через таможенную границу, может обратиться с запросом в таможенные органы о принятии предварительного решения относительно классификации конкретных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, а также о происхождении товара из конкретной страны (страны происхождения товара). Такое решение позволяет участнику внешнеэкономической деятельности еще до начала процесса перемещения через таможенную границу определить основные таможенные характеристики товара в целях его надлежащего декларирования и оформления, что значительно облегчает прохождение таможенных процедур. Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов и действует в течение пяти лет со дня его принятия.
Расширены возможности по обжалованию решений и действий таможенных органов и их должностных лиц. Новеллой в российском законодательстве является установление ТК упрощенного порядка обжалования действий должностных лиц таможенных органов, применение которого позволяет оперативно урегулировать текущую конфликтную ситуацию. Порядок обжалования заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу. Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.
Существенные изменения внесены и в порядок осуществления таможенного оформления. Четко закрепляется, что таможенное оформление производится в порядке, определяемом ТК и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами РФ. Требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с ТК и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.
В частности, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, дано право лишь сокращать необходимый для таможенного оформления перечень документов и сведений, установленный самим ТК, с условием их вступления в силу нормативных актов не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования.
Весьма сокращены сроки, установленные для принятия решения должностными лицами таможенных служб. По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции по таможенному оформлению могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов. Расширяется возможность использования упрощенных и ускоренных процедур таможенного оформления товаров. ТК предусматривается, что, если на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, такое разрешение выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные ТК условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены, но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров.
Значительно упрощается процедура таможенного оформления для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает специальные упрощенные процедуры таможенного оформления в отношении лиц, зарекомендовавших себя в качестве добросовестных, стабильных, устойчивых, открытых для таможенного контроля участников внешнеэкономической деятельности.
Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются по запросу заинтересованного лица, осуществляющего ввоз товаров на таможенную территорию РФ, и могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров до подачи таможенной декларации при представлении документов, содержащих сведения, необходимые для их идентификации, проведение таможенного оформления на объектах такого лица, хранение товаров на своем складе и другие упрощенные процедуры.
Упрощена процедура внутреннего таможенного транзита. Перевозка товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным. Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления, как только этот орган убедится в соблюдении установленных ТК условий, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации. В качестве транзитной декларации таможенному органу могут быть представлены любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие необходимые сведения.
Стал более простым и понятным порядок декларирования товаров. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ.
Идя навстречу хозяйствующим субъектам, ТК устанавливает гибкий срок подачи таможенной декларации. Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ. В целях ускорения товарооборота установлена возможность предварительного декларирования товара, когда декларант представляет документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.
Теперь перечень документов, которые представляются при декларировании товаров, определяется непосредственно в ТК. Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. Если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары.
При регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени. При вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
Значительно сокращен срок таможенного оформления товаров и транспортных средств. Таможенные органы теперь обязаны осуществить выпуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам.
Таможенное оформление завершается помещением товара под избранный декларантом таможенный режим. Состав таможенных режимов теперь строго установлен законом. Уточнены их содержание, условия помещения под таможенный режим, режимы гармонизированы по отношению к мировой экономической системе. Таможенные режимы получили в ТК четкую структуризацию. Определены основные таможенные режимы, к которым отнесены выпуск для внутреннего потребления, экспорт и международный таможенный транзит. Установлена группа экономических таможенных режимов, которую составляют переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад). Специально выделяются завершающие таможенные режимы: реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства. Особо оговариваются специальные таможенные режимы: временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, а также иные специальные таможенные режимы. При этом ТК предоставляет возможность участникам внешнеторговой деятельности самостоятельно выбирать наиболее подходящие для них режимы в целях оптимального учета особенностей конкретной хозяйственной деятельности.
Подробно регламентируется перемещение товаров физическими лицами. Расширение экономических и политических контактов, возможностей деловых, частных и туристических поездок за рубеж показало необходимость урегулирования на законодательном уровне и этих проблем. Прежний Кодекс этим вопросам уделял всего лишь одну статью, согласно которой регулирование указанного круга вопросов фактически относилось к ведению Государственного таможенного комитета. В новом ТК эти вопросы урегулированы более подробно с учетом тех проблем, которые обычно возникают при пересечении границы.
Непосредственно в ТК установлен максимальный предел беспошлинного ввоза товаров физическим лицом. Теперь без уплаты таможенных платежей может быть ввезен товар, если его стоимость, за исключением транспортных средств, не превышает 65 тысяч рублей. Правительству РФ дано право устанавливать количественные пределы для полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или единые ставки таможенных пошлин, налогов. В отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами, предоставляется полное освобождение от таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей.
В отношении товаров, временно ввозимых на таможенную территорию РФ иностранными физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, если эти товары ввозятся исключительно для личного пользования этими лицами на период их временного пребывания на таможенной территории РФ. Российские физические лица вправе временно вывозить с таможенной территории РФ товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Расширяются возможности устного декларирования товаров физическими лицами. Такое декларирование производится путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. Тем самым законодательно закреплена система "зеленого" и "красного" каналов для физических лиц. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы обеспечивают доступность информации о правилах перемещения товаров физическими лицами, в том числе путем распространения информационных справок в транспортных и туристических организациях, составленных на русском и на иностранных языках, а также путем оборудования информационных стендов в местах таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами.
Отдельная глава посвящена регулированию особенностей перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Это вызвано, с одной стороны, сугубо индивидуальной, не вписывающейся в общий порядок спецификой перемещения энергетических и топливных ресурсов, а также таможенного контроля за этим перемещением, а с другой - необходимостью упрощения и облегчения процедур таможенного оформления по сравнению с ныне действующим порядком.
При перемещении через таможенную границу товаров трубопроводным транспортом допускается их периодическое временное декларирование. В соответствии с ТК ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей.
Учитывая специфику товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, отсутствие возможности их непосредственной идентификации, таможенные органы устанавливают в таможенных целях количество, качество и другие характеристики товаров, используя сведения из документов, показания счетчиков и других измерительных приборов.
Значительно подробнее в новом ТК урегулированы вопросы, связанные с таможенными платежами. Практика осуществления таможенной деятельности показала, что в этой сфере аккумулируются наиболее болезненные вопросы, возникающие при перемещении товаров через таможенную границу. ТК четко определены моменты возникновения и прекращения обязательств по уплате таможенных пошлин и налогов. Регламентированы вопросы определения и заявления таможенной стоимости товара. Это одна из наиболее острых точек столкновения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, свойственная не только для российской практики. При этом в соответствии с ТК несогласие таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью не может служить основанием для приостановления выпуска товара.
Важной является установленная законом обязанность таможни в письменной форме запрашивать у декларанта дополнительные документы и сведения, уведомлять о принятом решении в части определения таможенной стоимости. Между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости.
Специальная глава посвящена установлению порядка и сроков уплаты таможенных пошлин и налогов. Определяются плательщики таможенных пошлин и налогов, устанавливаются сроки, порядок и формы их уплаты. Существенно расширены возможности уплаты таможенных пошлин посредством авансовых платежей. Более подробно урегулированы вопросы, связанные с изменением срока уплаты таможенных пошлин и налогов, конкретизированы основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Особое внимание уделяется вопросам обеспечения уплаты таможенных платежей. Определяются условия обеспечения уплаты, размеры обеспечения, особенности обеспечения уплаты таможенных платежей. В целях защиты добросовестных налогоплательщиков ТК детально прописывает процедуры и порядок возврата излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Новые подходы провозглашены и в наиболее консервативной сфере таможенного регулирования, какой является таможенный контроль, этой важнейшей составляющей таможенного дела. Административный ресурс таможенных органов теперь будет сосредоточен на проведении таможенного контроля исходя из принципа выборочности, ограничиваясь только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. В этих целях при выборе форм таможенного контроля предполагается использовать систему управления рисками, которая основывается на предотвращении наиболее часто повторяющихся нарушений таможенного законодательства, имеющих устойчивый характер и связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
В отличие от ныне действующей фактически тотальной системы таможенного контроля, по новому ТК определение стратегии таможенного контроля осуществляется исходя из системы мер оценки рисков, под которыми понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства. Методы анализа рисков применяются для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степени такой проверки.
В то же время в целях обеспечения соблюдения законодательства ТК предусматривает, что таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств. Такая проверка может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
ТК содержит нормы о защите прав лиц, осуществляющих перемещение товаров и транспортных средств. Так, при проведении таможенного контроля не допускается причинение вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
В соответствии с принципами правовой государственности, согласно которым применение мер государственного принуждения возможно лишь на строго определенной законом основе, ТК закрепляет исчерпывающий перечень форм, в которых может осуществляться таможенный контроль. Это такие мероприятия, как проверка документов и сведений, устный опрос, получение пояснений, таможенное наблюдение, таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка маркировки товаров специальными марками и наличия на них идентификационных знаков, осмотр помещений и территорий в целях таможенного контроля, таможенной ревизии. Таможенная ревизия может быть проведена в двух формах: общая и специальная. При проведении специальной таможенной ревизии на товары может быть наложен арест или осуществлено их изъятие. Детально прописаны права и обязанности как проверяемых, так и проверяющих.
Серьезное внимание уделено закреплению правовых основ проведения экспертизы и исследований при осуществлении таможенного контроля. В отличие от ТК 1993 г., который, по существу, не регулировал этот важный институт таможенного дела, в новом ТК проблемам назначения и проведения экспертизы посвящена самостоятельная глава. Определяются случаи, когда необходимо проведение экспертизы, порядок назначения эксперта, его права и обязанности. Устанавливаются требования к лицу, назначаемому в качестве эксперта. Закрепляется правило, согласно которому экспертиза может быть назначена по инициативе декларанта.
В качестве важного позитивного момента следует отметить, что в ТК решаются вопросы, связанные с защитой обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, обладателя права пользования наименованием места происхождения товара. Отсутствие четкого законодательно установленного механизма деятельности по противостоянию многочисленным нарушениям прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу оставляло российскую границу открытой для контрафактных товаров, что способствовало созданию целой индустрии, построенной на ввозе в страну "левого" товара и позволяющей нарушителям получать колоссальную прибыль от продажи контрафактных изделий.
Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав при перемещении через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров. Предусмотрено, что объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ГТК будет принято решение о применении специальных мер охраны, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается, чтобы дать возможность правообладателю воспользоваться установленными законодательством возможностями для защиты своих прав.
Учитывая общемировые тенденции формирования единого информационного пространства, ТК широко ориентирован на применение современных информационных технологий. В этой связи специальная глава ТК посвящена проблемам информационных систем и информационных технологий в таможенном деле, в которой решаются вопросы их внедрения, использования и защиты. При установлении системы документооборота предусматривается, что документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов. Тем самым заложена правовая основа электронного декларирования и использования электронной цифровой подписи, что значительно упростит и ускорит процедуру таможенного контроля. Улучшится информационный обмен с таможенными службами других государств и участниками внешнеторговой деятельности, декларантами.
Урегулированы правоотношения, которые возникают при решении вопросов, связанных с обращением товаров в федеральную собственность. Теперь уже на законодательной основе будут решаться вопросы распоряжения товарами, срок временного хранения или срок хранения на таможенном складе которых истек. Такое распоряжение осуществляется на основании акта таможенного органа, фиксирующего факт истечения срока временного хранения или срока хранения на таможенном складе. ТК определяются способы распоряжения такими товарами, порядок их реализации, распоряжения суммами, вырученными от реализации товаров и транспортных средств. Установлены особенности распоряжения таможенными органами товарами и транспортными средствами, являющимися вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях.
В завершение следует отметить качественную техническую проработку и правовую сбалансированность документа. Обеспечение полноты и четкости регулирования соответствующих правоотношений осуществляется посредством взаимоувязанных ссылок между статьями и главами ТК, широкого использования общих положений, уточняемых в специальных статьях применительно к конкретному случаю таможенного оформления, ясного языка изложения.
Конечно, насколько эффективными будут устанавливаемые новым ТК механизмы осуществления таможенного дела, каким окажется их воздействие на экономическую активность участников внешнеторговой деятельности, можно сказать только по прошествии определенного времени. Вместе с тем уже сейчас правомерен вывод, что мы получили всесторонне проработанный, сбалансированно учитывающий интересы всех участников внешнеэкономической деятельности законодательный акт, весьма либерализирующий сферу таможенного дела, значительно уменьшающий административные барьеры в сфере таможенных правоотношений. Принятие ТК, закладывающего четкие, ясные, стабильные правила игры в таможенной сфере, способствующее гармонизации таможенных норм и правил, дает несомненные преимущества участникам внешней торговли и является важным шагом на пути интеграции России в мировое экономическое пространство.

Ю.Ф.АЗАРОВ,
статс-секретарь - заместитель председателя
Государственного таможенного комитета
Российской Федерации






28 мая 2003 года N 61-ФЗ




ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

Принят
Государственной Думой
25 апреля 2003 года

Одобрен
Советом Федерации
14 мая 2003 года

--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2066.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница).
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
2. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
3. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.
4. Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

Комментарий к статье 1

Согласно Конституции РФ (п. "ж" ст. 71) таможенное регулирование находится в ведении РФ.
Круг общественных отношений, названный в Конституции РФ "таможенное регулирование", представляет собой совокупность ряда элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.
Законодатель в п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно законодательству государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.
Система мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности регламентируется Федеральным законом от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.

Одним из обеспечивающих механизмов таможенного регулирования, системы мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (запретов и ограничений) является таможенное дело.
Таможенное дело в целом направлено на создание правовых, экономических и организационных основ перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, соблюдение ими обязанностей в области таможенного и иного законодательства.
В Российской Федерации таможенное дело представлено как совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования (запретов и ограничений), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <*> и п. 3 комментируемой статьи общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Таможенное дело относится исключительно к ведению федеральных органов государственной власти и непосредственно осуществляется таможенными органами РФ, являющимися правоохранительными органами и составляющими единую систему, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ и таможенные посты.
Пункт 3 комментируемой статьи содержит важное положение о том, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает не только непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, но и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ.
Принцип унификации и гармонизации таможенного регулирования с общепризнанными международными нормами и принципами корреспондирует со ст. 15 Конституции РФ и отражает современные реалии глобализации экономики, стремления России стать полноправным членом мирового экономического сообщества, создать условия осуществления внешней торговли в этой сфере, соответствующие мировым стандартам.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно подчеркивал, что стремление России не ставить себя в более неблагоприятные условия в области таможенного дела по сравнению с зарубежными странами отвечает интересам государства в области экономической безопасности <*>. В таможенном деле в качестве ориентира для такого стандарта принято считать новую редакцию Киотской конвенции, одобренную Всемирной таможенной организацией в 1999 г.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Сибирское агентство "Экспресс" и гражданина С.И. Тененева, а также жалобой фирмы "Y. & G. Reliable Services, Inc.".

Конвенция устанавливает основополагающие принципы и средства с целью создания современной таможенной администрации и приведения национального законодательства в соответствие с требованиями упрощенного, гармонизированного и более гибкого процедурного подхода без ущерба эффективным методам таможенного контроля. Положения Конвенции позволяют участникам ВЭД как можно эффективнее выполнять свои обязательства, установленные таможенным законодательством.
Составляя самостоятельный предмет ведения РФ, таможенное регулирование осуществляется нормами российского законодательства, а также нормами, содержащимися в международных договорах, конвенциях, соглашениях (например, Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г., Конвенция МДП).
Предметом таможенного регулирования являются многочисленные двусторонние соглашения, конвенции между Российской Федерацией, Правительством РФ и зарубежными государствами о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам, в том числе о создании на территориях стран - членов СНГ таможенного союза и единого таможенного пространства.
Российская Федерация также имеет определенные международные обязательства о построении своей таможенной системы на основе общепризнанных международных норм и практики. Так, например, согласно ст. 55 и 78 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией с одной стороны и Европейскими сообществами и их государствами-членами - с другой <*>, Россия должна стремиться к совместимости своего таможенного законодательства с законодательством Сообщества.
--------------------------------
<*> См.: Бюллетень международных договоров. 1998. N 8. С. 3 - 74

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.
2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
4. Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, являются таможенной границей.
5. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Комментарий к статье 2

Установление пределов действия таможенного законодательства в пространстве имеет важное юридическое и практическое значение. Установленные ТК РФ определения, процедуры и правила последовательно корреспондируют с понятиями "таможенная территория" и "таможенная граница".
Комментируемая статья устанавливает пространственные пределы действия норм таможенного законодательства РФ. Также она ограничивает действие таможенного законодательства в пространстве территорией РФ и некоторыми территориями, находящимися в ее исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
Так, согласно настоящей статье, единую таможенную территорию РФ составляет территория РФ.
Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, которые находятся за пределами территории РФ, но над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.
Содержание комментируемой статьи корреспондирует с соответствующими положениями Конституции и положениями Федеральных законов от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" <*> и от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.
<**> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

Так, согласно ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними.
Кроме того, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и ст. 5 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" Российская Федерация в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.
Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.
Пункт 3 комментируемой статьи дополнительно указывает, что на территории РФ могут находиться особые экономические зоны. При этом закон установил, что особые экономические зоны являются частью таможенной территории РФ.
Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ исключительно для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением ряда установленных случаев.
Особые экономические зоны создаются в соответствии с иными федеральными законами <*>.
--------------------------------
<*> См.: Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области"; Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области".

Пределы таможенной территории РФ, территорий особых экономических зон, территорий искусственных островов, установок и сооружений являются таможенной границей РФ.
Таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ, за исключением пределов территорий, указанных в п. 2 и 3 комментируемой статьи.
Понятие Государственной границы, порядок ее установления исчерпывающе раскрываются в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

В соответствии с положениями названного Закона Государственная граница РФ - пространственный предел действия государственного суверенитета РФ, обозначенный как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ.
Пределы территорий особых экономических зон, территорий искусственных островов, установок и сооружений обозначаются в соответствующих актах законодательства.
Например, согласно ст. 1 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" особая экономическая зона в Калининградской области создается в пределах всей территории этой области, за исключением территорий военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - таможенным законодательством Российской Федерации.
При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - акты таможенного законодательства).
3. Отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.

Комментарий к статье 3

В таможенное регулирование прямо или косвенно включены нормы таможенного, налогового, финансового, гражданского, валютного законодательства, законодательства о защите экономических интересов РФ. В этой комплексной и структурированной системе, включающей в себя многочисленные подзаконные акты, начиная с указов Президента РФ и заканчивая нормативными правовыми актами ГТК России, необходимо четко определять нормы права, которые могут быть применимы к конкретным правоотношениям.
При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности лица сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.
Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется в том числе нормами таможенного законодательства РФ.
В научно-справочной литературе под законодательством понимают совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений (например, гражданское законодательство, уголовное законодательство).
В Российской Федерации понятием "законодательство" обычно охватываются на федеральном уровне: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
В п. 1 комментируемой статьи четко определен круг правоотношений, регулируемых таможенным законодательством.
Таможенное законодательство РФ регулирует отношения: в области таможенного дела; по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; возникающие в процессе таможенного оформления; возникающие в процессе таможенного контроля; возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; по установлению и применению таможенных режимов; по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
В основу определения места таможенного законодательства в системе российского права через определение понятия "таможенное дело", данное в ст. 1 ТК РФ, законодательно заложена служебная роль таможенного законодательства по отношению к законодательству, регулирующему ВЭД.
Таким образом, можно в общем виде представить таможенное законодательство как совокупность правовых норм, регулирующих целый комплекс отношений в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что часть вопросов, относящихся к непосредственному перемещению товаров и транспортных средств через границу РФ, может регулироваться другим законодательством РФ.
В частности, порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей РФ регулируется законодательством РФ о Государственной границе РФ. Если указанный порядок не урегулирован законодательством РФ о Государственной границе РФ, то регулирование осуществляется посредством таможенного законодательства РФ.
Например, ст. 9 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" регламентирует порядок пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами.
Указанное в п. 1 комментируемой статьи соотношение норм таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах корреспондирует со ст. 2 НК РФ.
Пункт 2 комментируемой статьи определяет, что таможенное законодательство РФ состоит из ТК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
ТК РФ и иные федеральные законы далее в тексте ТК РФ обозначаются законодателем как акты таможенного законодательства.
В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", другими федеральными законами, регламентирующими отдельные аспекты ВЭД (например, Федеральные законы от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <*>, от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <**>, от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" <***>), Президент РФ и Правительство РФ наделены достаточно широкими полномочиями по регулированию правоотношений в этой области.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.
<**> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.
<***> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798.

В силу изложенного органы власти, определяющие правила осуществления ВЭД, уполномочены определять механизм их исполнения.
Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что отношения, указанные в п. 1 комментируемой статьи, могут регулироваться также указами Президента РФ. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.
Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в тексте ТК РФ обозначаются законодателем как иные правовые акты РФ.
В связи с изложенным необходимо из всего массива правовых актов выделять источники таможенного права как отрасли российского законодательства <*>. Применительно к рассматриваемому вопросу можно сделать следующий вывод. Источниками таможенного права являются правовые акты, в которых содержатся нормы именно таможенного права.
--------------------------------
<*> В юридической литературе источник права - это формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

К ним относятся Конституция РФ, законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, правовые акты ГТК России (поскольку в соответствии с п. 1 ст. 5 ТК РФ в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела).
Нормы таможенного права содержатся:
1) в Конституции РФ, например: а) нормы, непосредственно относящиеся к таможенному праву, - в п. "ж" ст. 71, определяющем, что таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации; в ч. 1 ст. 74, содержащей положения о том, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; б) нормы общего характера - в ч. 1 ст. 8, гарантирующей в Российской Федерации единство экономического пространства; в ч. 1 ст. 34, содержащей право на свободное использование имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; в ч. 3 ст. 15, содержащей положения о том, что законы в Российской Федерации подлежат официальному опубликованию, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;
2) в законах, например в ТК РФ, Законах РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <*>, от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" <**> (ст. 9 этого Закона определяет культурные ценности, которые не подлежат вывозу из Российской Федерации), Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <***>, ст. 21 которого определяет требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, ввоз которых осуществляется на территорию РФ;
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1993. N 23. Ст. 821.
<**> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
<***> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

3) в указах Президента РФ, например в Указах Президента РФ от 18 июля 1992 г. N 788 "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" <*>, от 7 ноября 2000 г. N 1849 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1306 от 5 июля 2000 года" <**>;
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1992. N 4. Ст. 176.
<**> СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4540.

стр. 1
(всего 33)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>