стр. 1
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

В.В. Жариков
И.А. Жариков
А.И. Евсейчев



АНТИКРИЗИСНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
ПРЕДПРИЯТИЕМ
¦ ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ ¦




Учебное издание

ЖАРИКОВ Валерий Викторович,
ЖАРИКОВ Игорь Алексеевич,
ЕВСЕЙЧЕВ Анатолий Игоревич

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРЕДПРИЯТИЕМ
Учебное пособие




Редактор Е.С. М о р д а с о в а
Корректор Е.С. К у з н е ц о в а
Инженер по компьютерному макетированию Т . Ю . З о т о в а

Подписано в печать 13.10.2009
Формат 60 ? 84/16. 7,44 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № 410

Издательско-полиграфический центр
Тамбовского государственного технического университета
392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»




В.В. Жариков, И.А. Жариков, А.И. Евсейчев

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Рекомендовано Учёным советом ТГТУ
в качестве учебного пособия
Тамбов
Издательство ТГТУ
2009
УДК 658.15(075)
ББК У291.931я73
Ж-345


Р е це н зе н ты:

Доктор экономических наук, профессор,
Директор института «Экономики и управления производствами» ТГТУ
Б.И. Герасимов
Доктор экономических наук, профессор,
Заведующий кафедрой «Менеджмент организации» ТГТУ
В.В. Быковский



Жариков, В.В.
Ж-345 Антикризисное управление предприятием : учебное посо-
бие / В.В. Жариков, И.А. Жариков, А.И. Евсейчев. – Тамбов :
Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 128 с. – 100 экз. – ISBN 978-
5-8265-0847-3

Содержит основные термины и определения, даёт пояснения и
выводы по наиболее сложным проблемам, возникающим на предпри-
ятиях.
Предназначено студентам экономических специальностей, пре-
подавателям, читающим соответствующие курсы, аспирантам, а так-
же практическим работникам, занимающимся вопросами менеджмен-
та предприятия. Может быть использовано на курсах подготовки и
переподготовки экономистов: менеджеров, финансистов и бухгалте-
ров, а также как учебный материал при дистанционном обучении.
УДК 658.15(075)
ББК У291.931я73


? ГОУ ВПО «Тамбовский государственный
ISBN 978-5-8265-0847-3
технический университет» (ТГТУ), 2009
ВВЕДЕНИЕ


Предприятия, находящиеся в предкризисном и кризисном состоянии, нуждаются в разработке действен-
ных мероприятий по выводу их из кризиса. Они основываются на управленческих решениях, имеющих такти-
ческий характер (наиболее активных) и дающих быструю экономическую отдачу.
Результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий рассматриваются как взаимодей-
ствие внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на существующую и будущую организацию
управления; умение быстро приспосабливаться к изменению политических, экономических, демографических,
технологических и социальных последствий общеэкономического спада производства, как к его результату –
гиперинфляции. Изложены вопросы совершенствования системы управления предприятием в условиях рыноч-
ной нестабильности. Основное внимание уделяется проблемам:
– стабилизации финансирования на микроуровне;
– оптимизации менеджмента;
– использования самых современных методик и накопленного мирового опыта в антикризисном управле-
нии.
Предлагаемые рекомендации основываются на материалах проведённых экономических исследований и
анализе практических результатов, полученных в последнее время отечественной экономической наукой. За-
падный опыт антикризисного управления представлен лишь в части, которая может оказаться полезной в спе-
цифических условиях современной России с учётом её особенностей и менталитета.
Рыночной экономической наукой выработана система разнообразных финансовых методов, позволяющих
своевременно привести в действие специальные финансовые механизмы защиты и необходимости проведения
реорганизационных процедур.
Основным направлением повышения эффективности антикризисного управления является разработка сис-
темы антикризисных процедур, которая позволяет эффективно ликвидировать последствия кризисных явлений
с учётом реальных возможностей предприятия.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Целью изучения курса является овладение знаниями управленческого аспекта финансового оздоровления
предприятий, понятиями реструктуризации и её методологии на основании проведённой аудиторской проверки
и заключения.
Для изучения данного курса необходимо уметь:
? практически пользоваться бухгалтерской, статистической, финансовой и внутренней отчётностью
предприятия как основными источниками управленческого анализа;
? определять показатели, характеризующие состояние, эффективность производства и реализации про-
дукции, а также динамику производственных издержек, влияющих на ценообразование;
? принимать управленческие решения по результатам оценки и анализа показателей производственно-
хозяйственной деятельности предприятия.
Структура курса
Аудиторные занятия




Самостоятельная
В том числе




лабораторные

практические


работа
Наименование тем




Всего

лекции
1. Аудит, сущность и основные понятия аудитор-
ской деятельности 6 2 2 2 –
2. Реструктуризация предприятия, её методологи-
ческая основа 12 2 6 2 2
2.1. Реформирование, реорганизация и рест-
руктурирование предприятия 11 4 2 4 1
2.2. Модели дисконтированного денежного
потока и определение стоимости бизнеса 30 12 2 12 4
2.3. Инвестиционные программы предприятий
с признаками несостоятельности (банкротства) ? ? ? ? ?
3. Управленческий аспект финансового
оздоровления 26 10 4 10 2
3.1. Правовые аспекты 4 2 – 2 –
3.2. Анализ неплатёжеспособности предпри- 10 4 2 4 –
ятия
3.3. Модели финансового оздоровления 12 4 2 4 2
предприятия (российский и зарубежный опыт)
Всего 111 40 20 40 11
1. АУДИТ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1. ВИДЫ АУДИТА: ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ,
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ И ИНИЦИАТИВНЫЙ
Аудит – это проверка на основе договора квалифицированным, имеющим соответствующие полномочия
от государственных органов, специалистом баланса и счёта прибылей и убытков предприятия и всей бухгалтер-
ской документации, чтобы установить, дают ли эти финансовые отчёты верное и полное представление о пред-
приятии и отвечают ли они законодательным нормам.
Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по осуществлению независимых
проверок бухгалтерской (финансовой) отчётности, платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и
других финансовых обязательств и требований к обследуемому предприятию, а также оказание аудиторских
услуг:
? восстановление и ведение бухгалтерского учёта;
? анализ финансово-хозяйственной деятельности;
? составление деклараций о доходах, бухгалтерской и финансовой отчётности;
? оценка активов и пассивов;
? консультирование по вопросам финансового, налогового и банковского законодательств.
Аудит подразделяют на два вида: внешний и внутренний.
Внешний аудит проводится независимым аудитором, его независимость определяется как законодатель-
ными, так и этическими нормами. Руководствуясь целями, стоящими перед аудиторами, и решаемыми ими за-
дачами, внешний аудит подразделяют на обязательный и инициативный.
Правила аудиторской деятельности в Российской Федерации и Федеральный закон об аудиторской дея-
тельности определяют, что обязательный аудит проводится в случаях, сроках и объёмах, определённых этими
законодательными актами. Инициативный аудит проводится в любое время и в тех объёмах, которые опреде-
ляются договором с аудируемым предприятием. При проведении инициативного аудита аудитор решает любые
задачи для достижения целей, определённых договором. Такими задачами могут быть консультирование, ана-
лиз, обзорная проверка, проверка экономических расчётов и т.д.; целями – устранение выявленных недостат-
ков, внедрение стратегического планирования или обучение персонала.
При проведении обязательного аудита перед проверяющим стоит единственная цель – формирование и
выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчётности предприятия.
Внутренний аудит является элементом управленческого контроля. Он необходим для предотвращения по-
терь ресурсов в процессе производства и оперативного регулирования структуры управления предприятием.
Функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские комиссии при бухгалтерии предприятия, подчи-
нённые непосредственно финансовому или генеральному директору, и включают в себя:
? контроль за состоянием активов и пассивов, а также недопущение убытков предприятия за отчётный
период;
? подтверждение правильности управленческой информации, используемой руководством предприятия
при принятии решений;
? анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
? оценку качества системы управления предприятием;
? подтверждение (или опровержение) внутрипроизводственных контрольных процедур.
Основными задачами внутреннего аудита являются проверка качественной стороны производственной
деятельности предприятия, оценка экономической эффективности хозяйственной деятельности и финансовых
инвестиций, совершенствование управления, организации производства и труда, рационального использования
всех видов ресурсов и их экономии.
Очень близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности или эффективности работы
предприятия.
Аудит хозяйственной деятельности проводится по инициативе администрации предприятия, но может
быть проведён по требованию третьей стороны, в том числе государственных органов. Аудит на соответствие
требованиям заключается в анализе финансовой или общехозяйственной деятельности предприятия с целью
определения её соответствия предписаниям, условиям, правилам или законам. Например, соответствие положе-
ниям устава предприятия по видам его основной деятельности.
Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами,
работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением актов, или сторонними ау-
диторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государст-
венному органу.
Аудит финансовой отчётности представляет собой проверку отчётности предприятия с целью вынесения
заключения о соответствии её установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учёта. Ре-
зультаты аудита финансовой отчётности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей – вла-
дельцам акций, кредиторам и органам государственного регулирования.
Специальный аудит – это проверка деятельности предприятия по соблюдению норм и узаконенных пра-
вил, добросовестности и эффективности деятельности руководства предприятия, правильности составления
налоговой отчётности и использования социальных фондов.
Первоначальный аудит проводится впервые на данном предприятии. Это увеличивает риск и трудоёмкость
аудита, поскольку аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности предпри-
ятия и действующей системой внутреннего контроля.
Согласованный (или повторяющийся) аудит осуществляется регулярно и основан на знании специфики
деятельности предприятия, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учёта и
внутреннего контроля. Частая смена аудиторов нежелательна, так как вызывает особую настороженность у ра-
ботников налоговой инспекции, кредиторов и акционеров.
В динамике аудит подразделяется на три независимые стадии.
1. Подтверждающий аудит (проверка и подтверждение бухгалтерских документов и отчётности).
2. Системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего
контроля. Практика показала, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незна-
чительна, необходимость в детальной проверке отпадает. При неэффективной системе внутреннего контроля
предприятию выдаются рекомендации по её улучшению).
3. Аудит, базирующийся на риске, т.е. на концентрации работы в области высокого риска, что в значи-
тельной степени упрощает аудит в областях с пониженным риском.

1.2. ФИНАНСОВАЯ ФУНКЦИЯ АНТИКРИЗИСНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Понятие антикризисного управления относится к управлению предприятиями-банкротами – независимо от
того, объявлены ли они таковыми в судебном порядке или нет.
В современных условиях антикризисное управление может без преувеличения рассматриваться как способ
повышения эффективности экономики, так как оно позволяет:
? вовремя выявить на предприятиях финансовый кризис и предотвратить его последствия;
? при объявлении предприятий банкротами в рамках их финансового оздоровления попытаться сохранить
их как действующие или хотя бы предотвратить распад имущественного комплекса этих предприятий путём его
продажи (или его автономных частей, обеспечивающих выпуск определённой продукции) более эффективным
хозяевам.
По существу антикризисное управление предприятием-банкротом исходит из нескольких важнейших
предпосылок, которые и определяют основные критерии эффективности антикризисного управления с точки
зрения интересов государства и общества. Этими предпосылками являются следующие моменты, объясняемые
соображениями необходимости сохранения рабочих мест и источников налоговых поступлений в бюджеты
всех уровней:
? предприятие-банкрот, подвергаемое процедуре антикризисного управления, предпочтительнее всего
должно оставаться действующим, когда его рассматривают как «on-going-concern»;
? от антикризисного управления предприятием-банкротом следует ожидать не просто финансового оздо-
ровления, а преодоления кризиса как в его текущих операциях, так и в развитии данного предприятия;
? предприятие-банкрот в результате применения к нему антикризисного управления должно опять стать
местом выгодного приложения труда и капитала, должно восстановить свои функции субъекта хозяйствования
и работодателя;
? более предпочтительным результатом эффективного антикризисного управления должно стать возник-
новение на базе и с участием рассматриваемого предприятия сети новых, изначально финансово здоровых
предприятий малого и среднего бизнеса (включая инфраструктурные отрасли), создающих дополнительные
места приложения труда и капитала.
Последние два пункта особенно существенны в отношении так называемых градообразующих предприятий,
выступающих практически монопсонистами (монополистами-покупателями) на рынках труда, локализованных в
пределах небольших (и сравнительно отдалённых от крупных центров) промышленных городов и посёлков город-
ского типа, где такие предприятия не только содержат за свой счёт местную коммунальную инфраструктуру (тепло-
снабжение, социальные активы и т.п.), но и являются единственными крупными работодателями, способными пре-
доставить источники доходов и средства существования населению. Население же не может переселиться в другие
места, так как не имеет денег на приобретение недвижимости в иных регионах (в то время как цены на недвижи-
мость в рассматриваемых городках и посёлках крайне невысокие).
В роли подобных монопсонистов на территориально изолированных рынках труда могут оказаться и сель-
скохозяйственные предприятия индустриального типа, а также рыболовецкие предприятия и предприятия лес-
ного и водного хозяйства.
Подчеркнём, что с учётом отмеченного антикризисное управление предприятиями-банкротами следует
весьма чётко отличать от финансовой санации такого рода предприятий, перед которой не ставятся те напря-
жённые и социально специфичные цели, которые в интересах нормального существования общества присутст-
вуют в случае действительно антикризисного управления.
Именно поэтому антикризисное управление является более сложной деятельностью, чем простое финан-
совое оздоровление предприятия. Такое оздоровление может быть осуществлено путём простого сокращения
невыгодных операций, свёртывания или закрытия нерентабельных продуктовых линий (видов деятельности,
бизнесов), не компенсируемых развитием новых, более выгодных и перспективных производств.

стр. 1
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>