стр. 1
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

Министерство образования и науки Российской Федерации
Тамбовский государственный технический университет




А.Я. Алеева, Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина,
С.П. Спиридонов, О.В. Дьякова



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


Учебное пособие




Тамбов
Издательство ТГТУ
2004
ББК У010я73-2
Э40



Рецензент

Доктор экономических наук, профессор
Т.Н. Толстых,

Кандидат экономических наук, профессор
В.В. Быковский
Э40 Экономическая теория: введение в экономический анализ: Учеб. пособие / А.Я. Алеева, Б.И.
Герасимов, Н.В. Злобина,
С.П. Спиридонов, О.В. Дьякова Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн.
ун-та, 2004. 80 с.

Приведен необходимый объем учебной информации, обеспечивающий овладение основами
курса экономической теории.
Предназначено для иностранных слушателей подготовительного факультета, может быть ис-
пользовано иностранными студентами, обучающимися на 1 курсе вуза по экономическим специ-
альностям.

ББК У010я73-2


ISBN 5-8265-0323-8 © Алеева А.Я., Герасимов Б.И., Злобина Н.В., Спиридонов
С.П., Дьякова О.В., 2004
© Тамбовский государственный
технический университет
(ТГТУ), 2004




А.Я. Алеева, Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина,
С.П. Спиридонов, О.В. Дьякова


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:
ВВЕДЕНИЕ
В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
¦Издательство ТГТУ¦




Учебное издание


Алеева Анна Яковлевна, Герасимов Борис Иванович,
Злобина Наталья Васильевна,
Спиридонов Сергей Павлович, Дьякова Ольга Владимировна

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Учебное пособие


Редактор З.Г. Чернова
Компьютерное макетирование М.А. Филатовой

Подписано в печать 18.10.04
Формат 60 ? 84 / 16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Гарнитура Тimes New Roman. Объем: 4,65 усл. печ. л.; 4,88 уч.-изд. л.
Тираж 100 экз. С. 675

Издательско-полиграфический центр
Тамбовского государственного технического университета,
392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14
ВВЕДЕНИЕ

Экономика – это особая сфера общественной жизни, в которой формируется экономический потен-
циал общества, производятся блага для удовлетворения потребностей людей.
Великий английский экономист конца XIX и первой половины XX вв. А. Маршалл образно сравни-
вал экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от населе-
ния.
Сегодня интерес образованных людей к экономической науке все более возрастает. Объясняется это
теми глобальными переменами, которые происходят в мире. Экономическая наука все чаще объектом
своего исследования выбирает не процессы и явления, а человека, его поведение и потребности. В со-
временном обществе вопросы экономического развития имеют первостепенное значение, так как эко-
номика оказывает непосредственное влияние на все сферы жизнедеятельности человека.
В условиях перехода от планового хозяйства к рыночным отношениям необходимо своевременно и
четко реагировать на возникающие изменения в экономических системах. В этой ситуации становится
важной подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих экономическими знаниями и
умеющих принимать эффективные экономические решения.
Основы экономики являются теоретической базой экономического анализа. Познания сущности
экономической науки позволит специалистам выделять аспекты и проводить грамотный и рациональ-
ный экономический анализ.
В разделе "Основы экономической теории" рассмотрены основные понятия и определения эконо-
мической теории, эволюция экономической мысли, современные проблемы и направления развития
экономической теории.
В разделе "Микроэкономика" представлены сущность и виды фирм, спрос, предложение и равнове-
сие на рынке, анализ издержек производства, виды и характеристики функционирования рынка, типы и
особенности конкуренции.
В разделе "Макроэкономика" изучены основные макроэкономические показатели, государственное
регулирование экономики, денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики, инфляция и безрабо-
тица в условиях макроэкономической нестабильности и их последствия, экономические циклы разви-
тия.
В разделе "Международная экономика" рассмотрены основные категории международной экономи-
ки, формы международных экономических отношений, в частности международная торговля и мировой
рынок, международное движение капитала.
В разделе "Менеджмент качества – стратегия экономического развития" обоснованы многоаспект-
ность категории "качество" и основные направления развития менеджмента качества.
Учебное пособие позволит читателю освоить теоретические основы экономической науки и приме-
нять их в своей практической деятельности, а также предназначается в качестве теоретического и прак-
тического материала при изучении курса "Экономика" для студентов неэкономических специальностей,
преподавателей, аспирантов, слушателей.


1 ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.1 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономика – 1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для
обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий
и средств существования с применением труда; 2) наука о хозяйстве, способах его ведения, отношениях
между людьми, складывающихся в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протека-
ния хозяйственных процессов.
Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение по-
требностей общества и индивидов, т.е. организация процесса производства, неразрывно связанного с
потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их
производства. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы эко-
номического развития. Решение этих проблем базируется на двух фундаментальных экономических ак-
сиомах:
1) потребности общества безграничны, полностью неудовлетворимы;
2) ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены и редки. Огра-
ниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможно-
сти одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.
Отмеченное противоречие решается путем выбора.
Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития
личности и общества в целом. В процессе экономической эволюции человечества формируются новые в
количественном и качественном отношении потребности и изменяется их структура. Потребности под-
разделяются на первичные (одежда, питание, жилье) и вторичные (потребности досуга: кино, спорт).
Способность удовлетворять человеческие потребности называется полезностью.
Средства, удовлетворяющие потребность, называются благами. Различают блага, имеющиеся в не-
ограниченных масштабах (воздух) и в ограниченном размере – экономические блага (товары и услуги).
Экономические блага делятся на долговременные, неоднократно используемые (автомобиль, быто-
вая техника, книги и т.д.) и недолговременные, используемые однократно (пища, спички и т.д.). Среди
благ выделяют взаимозаменяемые (субституты – чай и кофе) и взаимодополняемые (комплементы – фо-
тоаппарат и фотопленка).
Для получения потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага – ресур-
сы.
Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком
ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг, т.е. благ.
Выделяют две группы факторов производства:
1) материальные ресурсы – земля (пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых,
водные ресурсы) и капитал (средства, используемые в производстве товаров и услуг: здания, оборудо-
вание);
2) людские ресурсы – труд (все физические и умственные способности людей, используемые в
производстве товаров и услуг) и предпринимательская способность (способность человека наиболее
эффективно использовать факторы производства).
Предметом экономической теории является изучение того, как общество использует ограниченные
ресурсы для производства, распределения и потребления материальных благ и услуг.
Поскольку наши потребности безграничны, а ресурсы ограничены, мы не можем удовлетворить все
потребности. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в опреде-
ленных условиях следует отказаться.
Безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов порождает проблему выбора.
Любая экономика решает три вопроса:
1) Что из товаров и услуг должно быть произведено?
2) Как эти товары и услуги надо производить?
3) Кто купит и сможет потребить эти товары и услуги?
Экономическая теория описывает то, что есть, а не то, что должно быть. Существует огромное ко-
личество научных методов, используемых при изучении каких-либо вопросов.
Основные традиционные методы, применительно к экономике (сформулированы в XIX в.):
1) анализ – мысленное разложение исследуемого объекта на части с изучением каждой части;
2) синтез – соединение отдельных частей явления в целое;
3) индукция – перенесение результатов исследования частных объектов на общее, "от частного к
общему";
4) дедукция – распространение общих выводов на частное, "от общего к частному".
Широко используется, начиная с XX в., системный метод исследования. Его распространение со-
провождалось развитием экономико-математического моделирования.
Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления,
структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым ха-
рактером исследования.
Таким образом, экономическая теория изучает человеческое поведение с точки зрения соотношения
между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление.


1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Первые экономические идеи по праву принадлежат древнегреческим мыслителям IV в. до н.э. Ве-
ликий философ античности Аристотель (IV в. до н.э.) называл экономикой рациональное ведение хо-
зяйства, заслуживающее подражания и похвалы. Ксенофонт создал трактат "Экономикос", переведен-
ный на русский язык как "Домострой". Эти термины обозначили появление науки о домашнем хозяйст-
ве.
Большое влияние на развитие экономической мысли оказала религия, которая была первоосновой
всех сфер жизнедеятельности человека.
В дальнейшем экономическая мысль получила свое развитие в трудах западных религиозных деятелей.
Фома Аквинский (1224 – 1265 гг.) определял труд как справедливое и богоугодное дело, обосновывал
частную собственность, которая, по его мнению, являлась естественной и удовлетворяла необходимые
нужды человека. Ф. Аквинский считается создателем теории "справедливой цены", где учтены равные
права и интересы участников обмена товарами.
Основоположником классической экономической теории XVIII –
XIX вв. является Адам Смит (1723 – 1790 гг.), впервые рассмотревший экономику как систему, в кото-
рой действуют стихийные законы, явления, конкуренция и рынок, благодаря чему и достигается естест-
венный порядок. А. Смит ввел в экономику понятие "невидимая рука рынка", которая представляет со-
бой механизм саморегулирования экономики. Согласно утверждению А. Смита в экономике свободного
рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются как бы невиди-
мой рукой рынка и их действия обеспечивают осуществление интересов других людей и общества в це-
лом.
Классическую теорию А. Смита развил Рикардо (1772 – 1823 гг.) и К. Маркс (1818 – 1883 гг.). Ри-
кардо развил вопросы, составляющие элементы классической теории: учения о благе, стоимости, из-
держках производства, ценообразовании, создал теорию затрат и преимуществ международного разде-
ления труда. В отличие от него К. Маркс, изучая противоречия товарно-денежных отношений и капита-
лизма, разработал теорию стоимости, эксплуатации труда капиталом.
В конце XIX – начале XX вв. получило развитие новое классическое направление экономической
теории. Основоположником данного направления является английский экономист А. Маршалл (1842 –
1924 гг.). Труды и учения Маршалла оказали большое влияние на развитие экономической теории XX в.
Маршалл акцентировал внимание на индивиде и свободе выбора хозяйствования. По Маршаллу необ-
ходим синтез теории стоимости, предельной полезности и издержек производства, который позволит
комплексно исследовать экономические процессы и явления.
Математическое направление в экономической теории создал Леон Вальрас и развили его последо-
ватели Я. Тинберген, Дж. Хикс, М. Алле,
К. Эрроу, Ж. Дебре и др. Они превратили математику в способ изложения экономических взаимосвязей.
Вальрас разработал математическую модель общего экономического равновесия, в основе которой ле-
жит анализ спроса и предложения.
В конце XIX – начале XX вв. появилось новое направление – институционализм. Институциона-
лизм – экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в облас-
ти принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельно-
сти в целом. Основоположниками этого учения считаются Т. Веблен, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт. Они
ввели в экономику новое понятие "институция". По их мнению, к институциям относятся государство,
право, организации и семья. Таким образом, институционалисты значительно расширили объекты эко-
номической теории. По их мнению, государство и право играют не меньшую роль в удовлетворении по-
требностей и использовании ресурсов, чем рынок. Государство выступает куратором таких сфер хозяй-
ства как медицина, образование и культура.
Значительная роль в формировании экономической науки начала
XX в. принадлежит исследованию монополии. Монополия – исключительное право на осуществление
какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству.
Одними из первых исследователей развития монополий были Дж. Гобсон, Р. Гильфердинг и В.И. Ле-
нин, который установил связь монополий с финансовым капиталом, концентрацией производства и по-
казал их формы и соответствующее ценообразование.
Позднее, в середине XX в., появились теории монополий Э. Чемберлина (1899 – 1967 гг.) и Дж. Ро-
бинсона (1903 – 1983 гг.), изучавшие поведение различных монополий на рынке и соответствующие
ему формы конкуренции. Данные теории изменили картину мировой экономики: было выявлено, что
экономическое развитие приняло новую форму, названную В.И. Лениным, Э. Чемберлином, Дж. Гобсо-
ном и другими учеными, империализмом.
Экономические проблемы XX в. опровергли классические взгляды на рынок как единственный мо-
гучий регулятор экономики. Новые экономические идеи отразил известный экономист Дж. М. Кейнс в
своей книге "Общая теория занятости, процента и денег" (1936). Дж. М. Кейнс основал новое влиятельное
направление экономической теории – кейнсианство, где главный акцент был направлен на роль госу-
дарства в экономическом развитии и преодолении экономических проблем и кризисов. Реализация тео-
ретических предложений Дж. М. Кейнса позволили США выйти из Великой Депрессии 1923 г. и осуще-
ствить научно-техническую революцию.
Во второй половине XX в. одним из влиятельных направлений экономической теории становится
монетаризм, направленный против планового хозяйства. Монетаризм – это практическая концепция
экономического управления государством, согласно которой определяющую роль в экономических
процессах играет количество денег в обращении и связь между денежной и товарной массами. Лидером
этой концепции является Милтон Фридмен. По мнению последователей монетаризма, главным меха-
низмом функционирования экономики служит рынок и свобода предпринимательства, а государство
призвано создавать условия для эффективного действия этого механизма. Важнейшим средством дос-
тижения цели является кредитно-денежная политика. Последователи монетаризма в России – Е. Гайдар,
А. Чубайс, А. Илларионов и др.
С монетаризмом схожи основные положения экономического либерализма, получившего свое раз-
витие во второй половине XX в. Главные его идеологи – Л. Мизес, Ф. Хайек развили положение о том,
что только предоставление полной свободы производителям является единственно правильной эконо-
мической политикой и соответственно экономический либерализм единственно правильной экономиче-
ской теорией XX в.
Во второй половине XX в. получило развитие новое движение – неоклассический синтез. Его осно-
воположники – П. Самуэльсон, Р. Лукас сконцентрировали главный акцент на соединении государст-
венных и рыночных методов регулирования экономики. Теоретической базой служили математические
модели. С точки зрения практики представители неоклассического синтеза опирались на положения
близкие монетаризму, дополняя их более широким спектром методов государственного регулирования
экономики. П. Самуэльсон, автор первого учебника "Экономикс", как ученый впервые исследовал сис-
тему рыночного хозяйства как двухуровневую. Первый уровень – рынки спроса и предложения, где из-
менения цен решают триаду экономического выбора: что? как? для кого производить? Второй уровень –
макроэкономическая денежно-кредитная и финансовая политика. Для эффективного развития экономи-
ки необходимо равновесие между двумя уровнями. На микроэкономическом уровне (первом) оно дос-
тигается посредством рыночных механизмов, а на макроэкономическом (втором) уровне с помощью
различных методов государственного регулирования экономики. Таким образом, осуществляется не-
оклассический синтез рынка и государства.
К началу XXI в. экономические знания и идеи образовали большую и сложную систему экономиче-
ских наук. В связи с этим определилось новое место и содержание экономической теории. Так, с одной
стороны, ее элементы стали развиваться в функциональных и отраслевых науках; с дру-

стр. 1
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>