стр. 1
(всего 61)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ




Известия ТРТУ № 4

Тематический выпуск




АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА




Таганрог 2004


1
Известия ТРТУ Тематический выпуск

УДК 65.01:34:007.52:611.181

Известия ТРТУ. Тематический выпуск "Актуальные проблемы экономики,
менеджмента и права". Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. № 4 (39). 308 с.


В настоящее издание вошли труды сотрудников факультета экономики, ме-
неджмента и права Таганрогского государственного радиотехнического универси-
тета.
Обсуждаются актуальные проблемы экономики, менеджмента, информаци-
онных технологий, права.


ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ЖУРНАЛА ''ИЗВЕСТИЯ ТРТУ''

Захаревич В. Г. (главный редактор), Калякин А. И. (зам. главного редакто-
ра), Курейчик В. М. (зам. главного редактора), Моськин В. Н. (отв. секретарь
редколлегии), Василовский В. В., Вишняков Ю. М., Иванов Г. И., Коноплев Б. Г.,
Обуховец В. А., Колесников А. А., Ланкин В. Е., Поликарпов В. С., Румянцев К. Е.,
Сухинов А. И., Тимошенко В. И., Цатурова И. А.


РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ НОМЕРА

Захаревич В. Г. (гл. редактор), Иванов Г. И., Берштейн Л. С., Боровская М. А.,
Ланкин В. Е., Саак А. Э., Клочков В. В., Костенко М. А.


Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Белоусов В.М. (I раздел);
доктор экономических наук, профессор Хубаев Г.Н. (I раздел);
доктор технических наук, профессор Горелова Г.В. (I и II разделы);
доктор технических наук, профессор Карелин В.П. (II раздел);
доктор технических наук, профессор Ромм Я.Е. (II раздел);
доктор юридических наук, профессор Баранов П.П. (III раздел).
доктор юридических наук, профессор Мордачев В.Д. (III раздел).
доктор юридических наук, профессор Дулимов Е.В. (III раздел).




ISBN 5-8327-0177-1 ? Таганрогский государственный
радиотехнический университет,
2004




2
Раздел I. Актуальные проблемы экономики и менеджмента




РАЗДЕЛ I.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
М.А. Боровская
МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Реализация организационных и экономических интересов развития универ-
ситетов должна осуществляться через самостоятельные структурные подразделе-
ния университета, доминирующими признаками которых являются профессиона-
лизм, качество и предпринимательский потенциал. Структурами, обладающими на
данный момент подобными качествами, являются факультеты, хозрасчетные еди-
ницы и центры, консультационные фирмы и малые научные предприятия, входя-
щие в состав университета. При этом важно помнить, что успешное существование
и развитие высших учебных заведений в условиях рыночной экономики предпола-
гает соблюдение ряда социально-экономических условий:
• постоянный мониторинг рынка образовательных услуг и научной продук-
ции с учетом и использованием объективных приоритетов конкурентоспособности;
• обеспечение оптимального соотношения в сочетании долгосрочных и крат-
косрочных интересов во всех сферах деятельности образовательного учреждения,
в том числе и в области финансово-экономического обеспечения;
• создание комплексной университетской системы прогнозирования и пла-
нирования образовательной и научно-исследовательской деятельности на основе
финансово-экономического планирования;
• соотношение и распределение ресурсов учреждения по значимости на ос-
нове бюджетирования в соответствии с приоритетами развития;
• совершенствование организационной структуры управления с целью соз-
дания гибкой, адаптивной, самонастраивающейся и эффективной системы управ-
ления университетом.
Эти условия должны найти свое отражение при формировании концепции
развития, в особенности, крупных технических университетов. Разработка страте-
гии и создание механизма комплексного развития этих университетских комплек-
сов позволит эффективно использовать уникальные возможности этих университе-
тов, учитывать современную тенденцию коммерческой направленности знаний и
результатов НИР. При этом важно отметить, что система организационного управ-
ления университетом, состоящая из сети подразделений, не сможет эффективно
функционировать без построения финансово-экономического механизма.
Организационная структура многих технических университетов направлена
на формирование четких организационно-экономических взаимосвязей между от-
дельными его подразделениями, на распределение между ними внутренних прав и
ответственности. Оценивая образовательно-научную эффективность функциониро-
вания университета необходимо отметить, что таковой будет именно то образова-
тельное учреждение, которое позволяет всем внутриструктурным подразделениям
университета эффективно взаимодействовать с внешней средой, целесообразно
распределять и направлять усилия своих сотрудников на достижение поставленных


3
Известия ТРТУ Тематический выпуск

целей, удовлетворять потребности студентов и в целом способствовать процвета-
нию университета.
В настоящих экономических условиях организационные структуры в уни-
верситетах отличаются большим разнообразием, совершенно по-разному реализу-
ют определенные принципы университетского менеджмента, это зависит от различ-
ных социально-экономических факторов и условий. Следовательно, одним из пер-
вых этапов создания эффективной и способной к самостоятельному развитию сис-
темы, является анализ и оценка управляемости университета. Общий обзор прак-
тики сегодняшнего управления университетами на примере анализа некоторых
технических университетов позволяет выработать некоторые рекомендации:
• выработка четкой, продуманной, с учетом индивидуальных и геоэкономи-
ческих особенностей, концепции и стратегии развития (в некоторых университетах
на сегодняшний день созданы концепции, но они носят формальный идеологиче-
ский характер, а все разделы стандартно копируют теорию менеджмента);
• создание университетского регламента, то есть внутренней системы пра-
вил, принципов и порядка взаимодействия структурных подразделений;




Рис. 1. Система внутриуниверситетского планирования



4
Раздел I. Актуальные проблемы экономики и менеджмента

формирование механизма управления различными ресурсами университета

в виде штатов, контингента, площадей, информации, оборудования, финансов и т.д.;
• разработка системы внутренней оценки экономической деятельности в
плане управления затратами, аналитической деятельности и прогнозирование даль-
нейшего развития университета, при этом важна четкая экономическая обоснован-
ность принимаемых решений и умение контролировать их последствия;
• применение системы бюджетирования в рамках университета и с этой це-
лью создание методологии и методики по разработке, принятию, контролю, испол-
нению и отчету по внутренним бюджетам подразделений университета.
Стратегическая программа университетского развития, включая учебную,
научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, социальную области, об-
ласти международного сотрудничества, региональную политику и политику разви-
тия (рис. 1), позволяет увидеть целесообразность и необходимость финансового
управленческого учета для всех подразделений университета.
Важное внимание в структуре управления университетом отводится плано-
во-финансовому управлению и созданию в условиях децентрализации организаци-
онно-административного управления системы финансового учета, позволяющего
организовать перераспределение финансового потока бюджетных и внебюджетных
средств, с позиций экономической эффективности, управляемости, целостности и
системности.
В целях организации работы в условиях университетского планово-финансо-
вого управления и для формирования полной картины о наличии своих средств
руководители всех подразделений университета, деканы факультетов и руководи-
тели хозрасчетных центров должны быть включены в единую систему финансово-
го учета и управления. При чем создание такой системы должно опираться на тот
факт, что на факультетах, не говоря о кафедрах, и в хозрасчетных центрах отсутст-
вуют планово-учетные подразделения или единицы, способные на постоянно дей-
ствующей основе осуществлять подобный финансовый учет. В связи с этим, важ-
ное значение для университета имеет создание общей планово-финансовой мето-
дологии и выработка общей методики по применению данной системы управлен-
ческого учета для всех структурных подразделений в рамках университета.
Системный подход в создании механизма финансового управленческого
учета изначально формируется на традиционных существующих в настоящий мо-
мент экономических основах, которые заключаются в том, что планово-финансо-
вое управление формирует лицевые счета подразделений, на которые поступают
доходы от всех видов их деятельности в установленном соотношении, и откуда
затем финансируются их расходы. На этом этапе важным моментом является же-
сткое фиксирование функций и задач самого университета и всех его подразделе-
ний, которые являются центрами ответственности. Это позволяет соединить фи-
нансовые и административные полномочия, т.е. при выделении руководителям
конкретных административно-управленческих прав, закрепить за ними финансо-
вую ответственность по управлению доходами и расходами своих подразделений в
зависимости от степени закрепленной за ними ответственности. Условия работы
подразделений регламентируются единым положением о деятельности деканатов,
кафедр, административных служб. Основная задача рекомендуемого способа орга-
низационно-финансового управления заключается в создании системы координа-
ции работы подразделений и контроля над их деятельностью.
Наиболее эффективным экономическим методом в создании системы фи-
нансово-управленческого учета является разработка системы бюджетов, т.е. сис-
темы сбора и обработки информации о доходах и расходах по центрам ответствен-
ности. Применение этого механизма дает возможность планирования и комплекс-

5
Известия ТРТУ Тематический выпуск

ного управления финансовым потоком на различных уровнях университетской
структуры, выявление неиспользованных резервов и определение степени ответст-
венности разных подразделений за финансовые результаты.
Сущность этого механизма реализуется при создании в рамках финансового
управленческого учета системы внутренних бюджетов, т.е. бюджетирования. Цель
подобного бюджетирования состоит в создании отдельных центров ответственно-
сти, которые приобретают функции учетно-калькуляционных центров. Каждый из
этих центров находится под контролем ректора в отношении доходов, расходов и
прибыли. Введение данного механизма позволит центрам ответственности осуще-
ствлять планирование, накопление и учет данных о своих расходах и доходах, что
создает прозрачность финансовой деятельности подразделений и фиксирует от-
клонения от запланированных показателей (рис. 2). И главное – эта система фи-
нансового управленческого учета позволяет ректорату университета контролиро-
вать затраты и доходы подразделений и фиксировать результаты их работы с це-
лью эффективного экономического управления.

Бюджетирование


Основное бюджетирование


Операционное бюджетирование


Финансовое бюджетирование

Бюджетирование движения
денежных средств
Бюджетирование доходов
и расходов
Бюджетирование
по балансовому листу

Основное инвестирование

Рис. 2. Функции бюджетирования
Внедрение финансового планирования в университете предусматривает по-
строение системы сводного комплексного бюджетного планирования деятельности
его структурных подразделений. В рамках внедрения механизма финансового уп-
равленческого учета необходимо на начальном этапе определиться с закреплением
функций по структуре бюджетов, отработать процедуру процесса формирования,
согласования, утверждения и исполнения бюджетов, закрепить ответственность
подразделений за формирование и исполнение бюджетов.
Формирование в университете системы финансового управленческого пла-
нирования и учета имеет целый ряд преимуществ, сущность которых заключается
в следующем:
• планирование бюджетов структурных подразделений по семестрам даст
более точные показатели размеров и структуры затрат (действующая система бух-
галтерского учета не может предоставлять эти данные в полном объеме), следова-
тельно, возможно более точное планирование размеров дохода (это важно для на-
логового планирования и для расчета объема платежей во внебюджетные фонды);

6
Раздел I. Актуальные проблемы экономики и менеджмента

структурные подразделения университета в рамках утвержденных бюдже-

тов получают бoльшую самостоятельность в расходовании средств «экономии»
фонда оплаты труда, это оказывает влияние на повышение материальной заинтере-
сованности сотрудников;
• финансовый управленческий учет позволяет максимально минимизиро-
вать количество контрольных параметров для управления бюджетами, следова-
тельно, сократить непроизводительные расходы рабочего времени сотрудников
экономических служб университета;
• внедрение бюджетного планирования позволяет в системе университета в
целом осуществлять режим строгой экономически обоснованной экономии финан-
совых ресурсов.
Внутренняя система бюджетного планирования с позиций финансового уп-
равленческого учета для всех подразделений университета обеспечит эффективное
экономическое развитие университета только в том случае, когда эта система будет
полностью охватывать всю его базу финансово-экономических расходов. Это оз-
начает, что в учете финансово-экономических расходов разных уровней должны
быть представлены функциональные бюджеты в виде бюджета фонда оплаты тру-
да, бюджета материальных и приравненных к ним затрат, бюджета учебно-мето-
дического обеспечения, бюджета накладных расходов и услуг университета, бюд-
жета прочих расходов (табл. 1).
Таблица 1
Примерная система бюджетов университета

Размер бюджетов структурных подразделений
Свод-

стр. 1
(всего 61)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>