стр. 1
(всего 82)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации


ОБЩИЙ
и
СПЕЦИАЛЬНЫЙ




УЧЕБНИК
Под общей редакцией
А.Л.Гапоненко,
доктора экономических наук, профессора
А.П.Панкрухина,
доктора экономических наук,
профессора




Москва • Издательство РАГС • 2001
ББК 65/05
O-ll



Одобрено в качестве учебника для слушателей РА ГС
Учебно-методическим советом
Российской академии государственной службы
при Президенте Российской Федерации




Авторский коллектив:
Белоусов Р.А. — д.э.н., проф., Гапоненко А.Л. — д.э.н., проф.,
Дульщиков Ю.С. —д.э.н., проф.. Омаров A.M. —д.э.н., проф., ПанкрухинА.П.
—д.э.н., проф., Мельников СБ. —д.э.н., проф.. Уколов В.Ф. —д.э.н., проф.,
Алексеев Ю.П. — к.э.н., доц., Алисов А.Н. — к.э.н., проф., Барышников Ю.Н.
— к.э.н., доц., Захаров Н.И. — к.э.н., доц., Корниенко В.И. — к.э.н., доц.,
Лазарев В.В. — к.э.н., доц., Николаев В.А. — к.э.н., доц., МацневД.А. — к.э.н.,
доц., Орлова Т.М. — к.э.н., доц., Игнатущенко В.Н. — к.э.н., Коломийцев СП.
— к.э.н., Макарова И.К. — к.э.н., Хурсевич СН. — к.э.н., Еремихин Б.М.



Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. ред.
О - И А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. — М.: Изд-во РАГС, 2001.
— 568 с.
ISBN 5-7729-0057-9
Учебник схх)тает(явует программе учебного курса, разработанного кафедрой
общего и специального менеджмента для слушателей академии.
Впервые курс "Общий и специальный менеджмент" был опубликован в
1997 — 1998 гг. Это и.]дание послужило основой кардинально переработанного
и дополненного новыми темами программы учебного курса по специальности
"Государственное и муниципальное управление", раскрывающими принципы
и технологии управления регионами и муниципальными образованиями в
России.
Для изучающих проблемы управления в системе подготовки и
переподготовки кадров госслужащих.

ISBN 5-7729-0057-9 ББК 65/05

О Издательство РАГС, оригинал-макет, 2001
С Гапоненко А.Л., общ. ред., 2001
О Панкрухин А.П., общ. ред., 2001
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник подготовлен коллективом кафедры общего и специ­
ального менеджмента Российской академии государственной
службы при Президенте РФ и предназначен для слущателей и ас­
пирантов, проходящих подготовку, переподготовку и повышаю­
щих квалификацию по специальности "Государственное и муни­
ципальное управление", для студентов других вузов, изучающих
курс менеджмента, для государственных и муниципальных слу­
жащих Российской Федерации, а также для щирокого круга спе­
циалистов по управлению, менеджеров-практиков.
Первые четыре раздела отражают основную проблематику ме­
неджмента в целом с учетом специфики обучения государствен­
ных служащих. Здесь раскрываются основные понятия и техно­
логии менеджмента, а также специфика менеджмента в условиях
современной России и его особенности в сфере государственной
службы. Содержание этой части учебника структурировано по
четырем основным разделам:
• Современный менеджмент и его особенности в государствен­
ной службе.
• Стратегический менеджмент.
• Управление персоналом.
• Маркетинг.
В последнее время появилось множество отечественных учеб­
ников по менеджменту. Данный учебник отличается от других
изданий тем, что он, во-первых, дает довольно краткое и в то же
время достаточно полное изложение всех базовых идей и техно­
логий современного менеджмента и, во-вторых, раскрывает осо­
бенности менеджмента в государственной службе. Аспекты при­
менения принципов и технологий современного менеджмента в
3
Предисловие


практике государственной службы сегодня особенно актуальны
в России.
Разделы V—VI являются по существу первым отечественным
опытом рассмотрения в учебной литературе современных мето­
дов и технологий управления развитием регионов и муниципаль­
ных образований.
Социально-экономическое состояние российских регионов
определяется как объективными факторами (макроэкономичес­
кими условиями, положением региона в общественном разделе­
нии труда, отраслевой структурой, географическим положением,
природными ресурсами), так и субъективными факторами, в пер­
вую очередь кадрами местных администраций и методами регио­
нального управления. В сложных условиях выхода из кризиса
преимущество имеют прежде всего те регионы, в которых исполь­
зуются адекватные методы и инструменты управления их разви­
тием.
Управление развитием региона может осуществляться с по­
мощью широкого спектра действий, посредством которых мест­
ная администрация стимулирует развитие экономики региона,
создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, рас­
ширяет возможности для тех видов экономической активности, в
которых заинтересовано местное сообщество.
Как управлять развитием региона, района, города? Какова
специфика региона как объекта реформ? Ответы на эти вопросы
содержатся в предлагаемой книге.
Темпы общественно-политических и экономических преобра­
зований в нашей стране опережают темпы изменений в практике
управления регионами, городами и районами. Поэтому качествен­
но новые проблемы развития зачастую решаются устаревшими и
неадекватными методами.
Научные исследования в области управления в последние годы
также отставали от запросов жизни. Практика территориально­
го управления в настоящее время требует соответствующих обоб­
щений. Авторы учебника предприняли попытку ответить на этот
вызов современности.
Региональные и городские администрации стараются шире
использовать новые виды управленческой технологии, среди ко­
торых:
• стратегическое планирование развития региона;
4
Предисловие


• инструменты региональной промышленной политики,
включающие в себя методы привлечения инвестиций в регион;
• методы проведения реформы жилипщо-коммунальной сферы;
• приемы регионального маркетинга;
• формирование новых оргструктур, используемых в регио­
нальном административном управлении;
• новые виды финансовой технологии, позволяющие привле­
кать в регионы относительно дешевые финансовые ресурсы и пе­
рераспределять финансовые потоки.
Коренные изменения в сфере формирования нового региональ­
ного мышления, овладение навыками эффективного управления
развитием областей, краев и республик, городов и районов неиз­
бежны. Сдерживающим фактором в данном случае является не­
достаток профессионально подготовленных работников, облада­
ющих современными знаниями в области государственного и
муниципального управления. Речь идет о сотнях тысяч специа­
листов управления, над которыми до сих пор довлеют стереоти­
пы, доставшиеся в наследство от устаревшей практики работы
администрации городов и районов, усиливающиеся нехваткой
финансовых средств, отсутствием системных основ распростра­
нения передовой практики регионального управления. При фор­
мировании дееспособной администрации целесообразно позабо­
титься о непрерывном повышении ее квалификации, используя
инновационные семинары и стажировки. Повсеместно следует
внедрять приемы так называемого бенчмаркинга, т.е. целенап­
равленного использования передового опыта других регионов и
городов.
Многие региональные проблемы современной России превра­
щаются в тормоз для реформ, становятся угрозой целостности
Российского государства. Критической отметки достигла степень
различия в уровне экономического и социального развития реги­
онов. По прожиточному минимуму дифференциация субъектов
РФ превысила пороговое значение более чем в 3 раза. Среднеду­
шевой доход жителей Москвы превышает аналогичный показа­
тель в Тверской области в 7 раз, в Ивановской области - в 8 раз и
в Дагестане - в 10 раз. В то же время в США максимальный раз­
рыв в среднедушевом доходе жителей столицы и одного из отста­
ющих штатов - Миссисипи - составляет около 2 раз. Рыночные
отношения объективно усиливают дифференциацию регионов.
5
Предисловие


Поэтому требуется механизм, в том числе государственного ре­
гулирования, чтобы не переступить предел, за которым наступа­
ет размывание экономических основ федерализма и распад тер­
риториальной организации обпдества.
В Российской Федерации принята концепция перехода на мо­
дель устойчивого развития, в основу которой положены эколо­
гические ограничения и соответствующие рекомендации ООН.
Но для устойчивого развития России, ее регионов, городов и рай­
онов важны не только экологические факторы. Спад производ­
ства, неплатежи, обострение социальных проблем представляют
угрозу для большинства регионов, их будущего. Участившиеся
технологические и экологические катастрофы настоятельно тре­
буют учета факторов надежности регионов в условиях чрезвы­
чайных ситуаций, т.е. создания необходимого механизма управ­
ления, резервов и других предпосылок для адаптации хозяйства
к быстро изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Поиск путей решения проблем реформирования России и ее
региональной системы разворачивается на фоне масштабных гео­
политических, этносоциальных и административно-территори­
альных изменений в мире. В частности, субъекты Российской
Федерации все более включаются в систему отношений собствен­
ности на природные ресурсы, средства производства, готовую
продукцию, а также в мирохозяйственные связи и др. Это позво­
ляет регионам разрабатывать активную стратегию, укреплять
свою целостность, повышать эффективность экономики и соци­
альной сферы. Позиция ученых кафедры общего и специального
менеджмента РАГС по этим вопросам излагается в данном учеб­
нике.
В последние годы принят ряд законов, регламентирующих
работу местных органов управления и самоуправления. В первую
очередь это Федеральный закон "Об общих принципах органи­
зации местного самоуправления в Российской Федерации", в ос­
нову которого легли принципы Европейской хартии о местном
самоуправлении, а также постановления Государственной Думы
РФ "О ходе исполнения Федерального закона "Об общих прин­
ципах организации местного самоуправления в Российской Фе­
дерации" и об обеспечении конституционных прав населения на
самостоятельное решение вопросов местного значения". Приня-
Предисловие

ТЫ федеральные законы "О финансовых основах местного само­
управления в Российской Федерации", "Об обеспечении консти­
туционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления", "Об основах
муниципальной службы в Российской Федерации", "Об основах
статуса выборного лица местного самоуправления в Российской
Федерации". Правительство реализует федеральную Программу
государственной поддержки местного самоуправления.
Созданные правовые гарантии позволили юридически и орга­
низационно оформить более 14 тыс. муниципальных образова­
ний, избрать в представительные органы местного самоуправле­
ния свыше 100 тыс. депутатов, а также должностных лиц местно­
го самоуправления. Интенсивно создается законодательная база
субъектов Российской Федерации в области местного самоуправ­
ления.
По мере становления рынка в регионах и муниципальных об­
разованиях возникает необходимость использования новых ви­
дов управленческой технологии. Отличительной чертой практи­
ки муниципальных преобразований, прежде всего в городах и
районах, становится поиск своей идеи и формулы развития, вы­
явление ресурсов устойчивого обеспечения условий достойной
жизни людей. Более конкретно об этом - в предлагаемом учеб­
нике.
Местная власть начинает рассматриваться как институт со­
циального обслуживания населения. Все более осознается необ­
ходимость смены целей и приоритетов муниципального менедж­
мента. Абсолютизация экономических критериев и показателей
понемногу смягчается и заменяется целями, характеризующими
положительную динамику уровня и качества жизни населения
посредством сбалансированного и устойчивого воспроизводства
экономического, социального, ресурсного и экологического по­
тенциала городов, районов и регионов в целом. Возможно, это
означает начало коренного перелома в отношениях между орга­
нами власти и жителями, усиление реального контроля со сторо­
ны населения, которое все активнее включается в решение задач
городов и районов, сел и поселков.
Отечественной науке и практике еще предстоит последователь­
ное формирование современной парадигмы управления терри-
Предисловие


ториальным развитием - на основе познания новых явлений, обо­
снования соответствующих технологий. На это направлена на­
учная и учебно-методическая работа, проводимая кафедрой об­
щего и специального менеджмента РАГС. Нащ учебник в значи­
тельной мере обобщает исследования последних лет в области
регионального и муниципального менеджмента.
В числе авторов данного учебника - члены коллектива кафед­
ры общего и специального менеджмента Российской академии
государственной службы при Президенте РФ, доктора экономи­
ческих наук, профессора Р.А.Белоусов, А.Л.Гапоненко, Ю.С.
Дульщиков, С.Б.Мельников, A.M.Омаров, А.П.Панкрухин,
В.Ф.Уколов, кандидаты экономических наук, доценты Ю.П.Алек­
сеев, А.Н.Алисов, Ю.Н.Барышников, Н.И.Захаров, В.Н.Игнату-
щенко, В.И.Корниенко, В.В.Лазарев, Д.А.Мацнев, В.А.Никола­
ев, Т.М.Орлова, а также кандидаты экономических наук С.П.Ко-
ломийцев, И.К.Макарова и С.Н.Хурсевич.
Научная редакция учебника осуществлена заведующим кафед­
рой доктором экономических наук, профессором А.Л.Гапоненко
и заместителем заведующего кафедрой доктором экономических
наук, профессором А.П.Панкрухиным при участии кандидата
экономических наук доцента Т.М.Орловой.
Авторский коллектив благодарит сотрудников кафедры А.Р.
Викулову, Т.А.Коровкину, И.В.Тимошенко за техническое содей­
ствие при подготовке издания. Программную и методическую
помощь в подготовке настоящей книги оказал кандидат физико-
математических наук С.М.Коновалов. Особой благодарности
заслуживают слушатели и аспиранты, чьи замечания, рекоменда­
ции и суждения заметно обогатили предлагаемый материал. Ав­
торы благодарят кандидатов экономических наук В.И.Корниен­
ко и Г.Я.Фролова за поддержку в организации работы над учеб­
ником. Многие идеи и темы настоящей книги были апробирова­

стр. 1
(всего 82)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>