стр. 1
(всего 91)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
с е р и я о с н о в а н а в 1 9 9 6 г.




А.К. КАЗАНЦЕВ, В.И. МАЛЮК,
Л.С. СЕРОВА


ОСНОВЫ
МЕНЕДЖМЕНТА
ПРАКТИКУМ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

2-е издание


Рекомендовано
Учебно-методическим объединением вузов России
по образованию в области менеджмента
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений,
обучающихся по специальностям:
«Менеджмент организации»,
«Управление персоналом»




Москва
ИНФРА-М
2002
УДК 338.2(075.8)
ББК 65.290я73
К14
Рецензенты:
Ю.В. Кузнецов, Д.Э.Н., проф., заведующий кафедрой управления и
планирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского
государственного университета;
О. В. Завьялов, Д.Э.Н., проф., заведующий кафедрой экономики и предпри­
нимательства Санкт-Петербургского института машиностроения.

Казанцев А.К., Малюк В.И., Серова Л.С.
К 14 Основы менеджмента. Практикум: Учебное пособие. — 2-е изд. —
М.: ИНФРА-М, 2002. — 544 с. — (Серия «Высшее образование»).
ISBN 5-16-001236-2
В учебном пособии содержится системное изложение основ практического
менеджмента. Материал рассматривается в теоретико-методологическом, мето­
дическом и практическом аспектах в соответствии с обязательным содержанием
курса «Менеджмент», определяемым Государственным образовательным стан­
дартом высшего профессионального образования для ряда направлений.
Раскрывается содержание менеджмента: деловые игры, производственные
и хозяйственные ситуации (кейсы) и задачи, практикум организационного про­
ектирования, тесты для оценки личных качеств и компетенции менеджера.
Для студентов и преподавателей учебных заведений, слушателей школ биз­
неса и менеджмента, руководителей, менеджеров, предпринимателей институ­
тов повышения квалификации и центров переподготовки и профессиональной
ориентации специалистов.

ББК 65.290я73
© Казанцев А.К., Малюк В.И.,
ISBN 5-16-001236-2 Серова Л.С, 1998, 2002

Редактор Т.Г. Бсрзина; корректор Л.Б. Гсрцвольф
Оригинал-макет подготовлен
Издательским Домом «ИНФРА-М»
Сдано в набор 20.05.2002. Подписано в печать 08.08.2002.
Формат 60X90/,6- Гарнитура Times. Бумага газетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 34,0. Уч.-изд. л. 31,29. Тираж 6000 экз.
Цена свободная. Заказ № 0209730.
ЛР№ 070824 от 21.01.93
Издательский Дом «ИНФРА-М».
ISBN S-Lb-0aL23b-E
127214, Москва, Дмитровское ш., 107.
Тел.: (095) 485-71-77. Факс: (095) 485-53-18.
Робофакс: (095) 485-54-44.
E-mail: books@intVa-m.ai; http://www.intra-m.ru

Отпечатано в полном соответствии с
качеством предоставленных диапозитивов
в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат»
150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.
ПРЕДИСЛОВИЕ
КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
В последние годы менеджмент организации претерпевает в
России значительные изменения, превращаясь в реальный фактор
развития бизнеса в различных областях экономики. Динамичные
изменения организационно-правовых условий бизнеса в стране,
усиление конкуренции и повышение требований к качеству про­
дукции и сервиса убедительно свидетельствуют о том, что только
эффективный практический менеджмент способен обеспечить
сохранение и устойчивое развитие организации.
Под практическим менеджментом авторы понимают систему
профессиональных знаний, умений и навыков руководителей раз­
личного уровня, используемых ими в практической деятельности
для решения стратегических, тактических и оперативных задач
управления организацией.
Второе издание книги представляет собой практикум к учебному
пособию «Общий менеджмент» под ред. д.э.н., проф. А.К. Казанцева,
выпущенному издательством «ИНФРА-М» в 1999—2001 гг Прак­
тикум может быть использован самостоятельно или в комплекте
с учебным пособием практическими работниками и специалиста­
ми организаций для тренинга сотрудников, а также преподавате­
лями и студентами вузов при изучении дисциплины «Менедж­
мент».
Основная задача книги — описание основных инструментов и
методов современного менеджмента и иллюстрация их примене­
ния для решения практических задач управления организацией.
Второе издание книги, в отличие от первого, включает расши­
ренный и строго систематизированный комплекс задач управления,
примеры и ситуации из реальной жизни, описания конкретных
организаций и практических решений, обеспечивающих развитие
этих организаций. Второе издание содержит полностью, обновлен­
ный комплекс производственных и хозяйственных ситуаций в ме­
неджменте (гл. 2), значительно переработанные задачи практичес­
кого менеджмента (гл. 3), оригинальные компьютерные деловые
игры по различным аспектам практического менеджмента, позво­
ляющие осуществлять командный тренинг корпоративного управ-
дения организацией (гл. 4). Командный тренинг заключается в
ролевом участии обучающихся в компьютерных деловых играх,
имитирующих деятельность производственной организации в при­
ближенных к реальным условиям конкуренции.
В книгу включен новый раздел, который содержит описание
процессов и методов организационного проектирования производ­
ственных систем (гл. 5) — обязательного и эффективного инстру­
мента менеджмента в развивающихся организациях. Создание
новых производств, реорганизация и реструктуризация действую­
щих организаций требуют от менеджеров наличия специфических
знаний и практических навыков организационного проектирова­
ния. В предлагаемой книге эти вопросы излагаются в форме спе­
циальных проектных разработок. Для практических работников
они являются иллюстрацией процессов и методов проведения ком­
плекса расчетов по организационному проектированию производ­
ственных систем, а преподаватели и студенты вузов могут исполь­
зовать их в качестве курсовых работ и проектов по управленчес­
ким дисциплинам.
Существенно обновлена во втором издании гл. 6 «Профессио­
нальный мониторинг менеджера» — она содержит материал по
индивидуальному тестовому мониторингу, представляющему со­
бой систему тестов и практических заданий, используемых в учеб­
ном процессе для проверки знаний в области практического ме­
неджмента с помощью компьютерных технологий. Мониторинг
может осуществляться как входной контроль знаний обучающих­
ся, текущий учет усвоения учебного материала в процессе обуче­
ния или приобретения практических навыков и как итоговая ква­
лификационная оценка профессиональных знаний менеджера.
Авторы с удовольствием приветствуют включение в авторскую
группу нашего коллеги — к.э.н. доцента В.И. Малюка и выража­
ют научному сотруднику С.А. Белько признательность за помощь
в подготовке и оформлении материала книги.
ГЛАВА 1- ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА

1 .СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ


1.1. Сущность и аспекты менеджмента
Понятие «менеджмент» довольно быстро и прочно вошло в со­
временный отечественный экономический лексикон, став, по сути,
аналогией понятия «управление». Оно широко используется при­
менительно к разнообразным социально-экономическим процес­
сам, осуществляемым в организациях, действующих в рыночных
условиях. Наряду с принципами, процессами и методами общего
менеджмента, характерными для любой организации в целом, ис­
пользуются отдельные разновидности менеджмента, характеризу­
ющиеся применением специфических форм управления различны­
ми функциональными сферами предприятия или видами хозяй­
ственной деятельности, получившие название «функциональный
менеджмент». Так, управление процессами производства продук­
ции составляет содержание производственного менеджмента, уп­
равление финансовыми процессами — финансового, управление
инвестициями — инвестиционного, управление кадрами — пер­
сонального менеджмента и т. д.
Понятие «менеджмент» можно рассматривать по крайней мере
в трех аспектах — как науку и искусство управления организаци­
ями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих
решений в организациях и как аппарат управления организация­
ми (рис. 1.1).
Менеджмент как наука и искусство управления базируется
на теоретических положениях общей науки управления. Лексичес­
кое значение и употребление понятий «менеджмент» и «управле­
ние» в отечественной практике близки по смыслу, но не однознач-
Рис. 1.1. Аспекты менеджмента организации



ны. Понятие «управление» используется в расширительной трак­
товке и распространяется на все виды систем (технические, био­
логические, социально-экономические и проч.) и все их иерархи­
ческие уровни (макро, микро). Современное понятие «менедж­
мент» часто связывается с концепциями функционирования
организаций в рыночных условиях и распространяется лишь на
социально-экономические системы, т.е. организации, обязатель­
ным элементом которых является человек и его целенаправленная
деятельность.
Менеджмент как вид практической деятельности и процесс
принятия управленческих решений представляет собой сово­
купность процедур, составляющих общую технологическую схе­
му управления организациями. Эта совокупность состоит из от­
дельных направлений управленческой деятельности, часто назы­
ваемых функциями менеджмента, каждое из которых распадается
на отдельные этапы, выполняемые в определенной последователь­
ности. Состав функций и задач управления может быть регламен­
тирован в зависимости от уровня организационной системы (на­
родное хозяйство в целом, отрасль промышленности, предприя­
тие, отдельный проект или частная разработка) и условий ее
функционирования. Выполнение каждой из задач управления или
осуществление отдельной функции менеджмента неизменно свя­
зано с принятием определенных управленческих решений. Этот
наиболее ответственный и часто повторяющейся элемент менедж­
мента составляет основное содержание деятельности менеджера
в организации. Менеджмент предусматривает установление опре­
деленных требований к уровню обоснованности управленческих
решений, методам и процедурам их подготовки, принятия и реа­
лизации. Как вид практической деятельности менеджмент пред­
полагает распределение задач и закрепление процедур за конкрет­
ными их исполнителями — руководителями разного уровня.
Менеджмент как аппарат управления организациями пред­
полагает структурное оформление определенной сферы практичес­
кой деятельности. Любая целенаправленная деятельность возни­
кает и осуществляется определенными сообществами людей, со­
знательно координирующими свою деятельность для достижения
определенных целей. Такое сообщество индивидуумов в менедж­
менте принято называть организацией. Понятие менеджмента как
аппарата управления применительно к организациям имеет инсти­
туциональное значение и включает:
• систему управления, обладающую иерархической структу­
рой и состоящую из специализированных органов управле­
ния;
• институт менеджеров — руководителей различных уровней,
являющихся субъектами управления, наделенных определен­
ными полномочиями в принятии и реализации управленчес­
ких решений и обладающих определенной ответственно­
стью за результаты функционирования организации.
Каждый из рассмотренных аспектов имеет свою область при­
менения, создавая целостную систему менеджмента организации
выбранной стратегии развития, и обеспечивается системами опе­
ративного менеджмента на предприятии.


1.2. Функции и процессы менеджмента
Содержание менеджмента определяется составом функций и
процессов управления, осуществляемых в организации.
Под функциями менеджмента принято понимать состав об­
щих задач управления, решаемых при создании и в процессе функ-
ционирования организации. Речь идет о таких задачах управления,
состав и содержание которых в минимальной степени зависят от
специфики деятельности (масштабов, отраслевой принадлежнос­
ти, назначения и т.п.) и составляют содержание любого процесса
управления. Многообразие организаций, их сложность и разнооб­
разие условий их функционирования чрезвычайно затрудняют
любую попытку типизации процессов управления ими и регламен­
тации состава функций менеджмента.
Однако систематизация функций менеджмента необходима для
каждой организации как средство дифференциации задач управ­
ления, закрепления их за отдельными исполнителями и специали­
зации органов управления на предприятии.
В теоретических работах и практической деятельности исполь­
зуются различные систематизации функций менеджмента. Нам
представляется правильным выделить три группы функций менед­
жмента: предметные (основные), процессуальные и социально-
психологические.
Следует заметить, что предметные, процессуальные и социаль­
но-психологические аспекты управления, взаимно дополняя друг
друга, создают целостную систему функций менеджмента, позво­
ляющую дифференцировать методы и приемы управленческого
воздействия на осуществляемые в организации процессы (рис. 1.2).

Предметные
функции
Органи­
Контроль
зация
Форми­
Планиро­ и регули­
производ­
рование
вание рование
ственных
целей
процессов
4 Т
Процессуальные
функции Решения Коммуникации
J


i" — ••
Социально-
психологические Мотивация
Делегирование
функции



Рис. 1.2. Система функций менеджмента в организации
Предметные (основные) функции менедлсмента являются
наиболее общими для всех видов и любых условий деятельности

стр. 1
(всего 91)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>