стр. 1
(всего 45)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

ЭКОНОМИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ
(ФИРМЫ)
ПРАКТИКуМ
2-е издание

Под редакцией профессора В.Я. Позднякова,
доцента В.М. Прудникова




Рекомендовано
Учебно-методическим объединением по образованию
в области экономики и экономической теории в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению
521600 «Экономика» и экономическим специальностям




Москва
ИНФРА-М
2008
уДК 658(075.8)
ББК 65.9(2Р)29я73
Э40

Рецензенты: М.В. Конотопов, зав. кафедрой Государственной акаде-
мии специалистов инвестиционной сферы, заслужен-
ный деятель науки РФ
О.В. Забелина, доктор экономических наук, профессор,
ректор НОУ «Тверской институт экономики и менедж-
мента»

Авторский коллектив:
канд. экон. наук, проф. Л.П. Афанасьева; ст. преподаватель
Г.И. Болкина; канд. техн. наук, проф. О.Ф. Быстров; канд. техн. наук,
проф. А.Д. Буриков; канд. экон. наук, проф. Е.С. Васильева; канд.
экон. наук, доц. А.И. Кучеренко; канд. техн. наук, доц. Ю.В. Морозюк;
д-р экон. наук, проф. Л.Г. Паштова; канд. экон. наук, ст. преподаватель
В.Н. Переходов; канд. экон. наук, проф. В.Я. Поздняков; канд. экон.
наук, проф. В.К. Скляренко

Экономика предприятия (фирмы): Практикум/Под ред. проф.
В.Я. Позднякова, доц. В.М. Прудникова. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М,
Э69
2008. — 319 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).

ISBN 978-5-16-003255-9
Работа содержит практические материалы, позволяющие ук-
репить теоретические знания: в ней представлены решения задач и
анализ ситуаций, возникающих в деятельности экономистов и других
специалистов производственного предприятия (фирмы).
Издание предназначено для студентов и преподавателей эконо-
мических вузов, а также работников и специалистов, заинтересован-
ных в углублении практических знаний по экономике предприятия и
предпринимательскому делу.
ББК 65.9(2Р)29я73




ISBN 978-5-16-003255-9 © Авторский коллектив, 2002, 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ

Знания, полученные студентами на лекциях и при чтении лите-
ратуры, закрепляются при решении задач и анализе ситуаций, ко-
торые возникают и повторяются на практике в реальном секторе
экономики. Производя расчеты и оценку представленных вариан-
тов решения хозяйственных задач, с которыми придется иметь дело
на практике, студенты дополняют полученные на лекциях зна-
ния.
Так как главные задачи коммерческого предприятия (фирмы) —
возмещение затрат на производство продукции (услуг) и получение
прибыли путем оборота и возврата капитала, а соотношение при-
были к сумме вложенного капитала определяет рентабельность
(эффективность) деятельности предприятия, основное внимание
материалов практикума концентрируется именно на показателях
затрат и рентабельности.
Магистральным направлением наращивания дохода предпри-
ятия (фирмы) является снижение издержек производства на еди-
ницу выпускаемой продукции при сохранении и повышении ее
качества.
Значительная экономия постоянных расходов на изделие обра-
зуется при увеличении объемов выпуска продукции. При этом уве-
личивается общая сумма доходов предприятия, что создает благо-
приятные условия разработки и реализации инвестиционных про-
ектов. Разумно и эффективно организованное инвестирование в
производство — главное условие наращивания объемов выпуска
продукции, улучшения ее качества и снижения удельных затрат.
На этой основе предприятие повышает свою конкурентоспособ-
ность, расширяет рынки сбыта и обеспечивает свое процветание.
Представленный практикум включает весь спектр задач и ситу-
аций, которые возникают в российской экономике на уровне ее
главного звена — предприятия. Решая конкретные задачи, вклю-
ченные в данное издание, студенты на семинарских и практиче-
ских занятиях включаются в реальный процесс экономической
работы, которая проводится на производственном предприятии.
Таким образом на практике проверяется уровень полученных сту-
дентами теоретических знаний. В результате с помощью препода-
вателей происходит более полное усвоение и закрепление профес-
сиональных знаний, дополняющихся определенными деловыми
навыками.


В данном практическом пособии представлены материалы, от-
ражающие почти весь спектр экономической работы на производ-
ственном предприятии. Их содержание и методы решения должны
оказать помощь в процессе семинарских занятий как студентам,
так и преподавателям.
В качестве базового рекомендуется учебник под редакцией про-
фессора О.И. Волкова и доцента О.В. Девяткина «Экономика пред-
приятия (фирмы)» (3-е изд., перераб. и доп., М.: ИНФРА-М,
2007).

Авторы-составители по темам:
Введение — д-р экон. наук, проф. О.И. Волков;
— канд. экон. наук, проф. Е.С. Васильева, канд.
тема 1
экон. наук, проф. В.Я. Поздняков;
— канд. экон. наук, проф. В.Я. Поздняков;
тема 2
— д-р экон. наук, доц. Л.Г. Паштова;
тема 3
— канд. экон. наук, проф. В.Я. Поздняков;
тема 4
— ст. преподаватель Г.И. Болкина, канд. экон. наук,
тема 5
проф. В.Я. Поздняков;
— канд. экон. наук, доц. А.И. Кучеренко, д-р экон.
тема 6
наук, проф. Л.Г. Паштова, канд. экон. наук, проф.
В.Я. Поздняков;
— канд. экон. наук, проф. Л.П. Афанасьева, канд.
тема 7
экон. наук, проф. В.Я. Поздняков;
— канд. техн. наук, проф. О.Ф. Быстров, канд. экон.
тема 8
наук, проф. В.Я. Поздняков;
— канд. экон. наук, проф. Е.С. Васильева;
тема 9
тема 10 — канд. экон. наук, ст. преподаватель В.Н. Перехо-
дов, канд. экон. наук, проф. В.Я. Поздняков;
тема 11 — канд. техн. наук, проф. А.Д. Буриков, канд. экон.
наук, проф. В.К. Скляренко.

В подготовке задачника к изданию в разные годы принимали
участие О.В. Девяткин, А.А. Докукина, Ю.Ф. Елизаров, Л.Л. По-
крышкина и другие сотрудники кафедры экономики производ-
ственных предприятий Российской экономической академии
им. Г.В. Плеханова.



К практикуму прилагается CD-ROM «О.А. Елина, А.Л. Бобков.
Рабочая тетрадь “Экономика предприятия (фирмы)”», содержа-
щий рабочую тетрадь «Экономика предприятия (фирмы), включа-
ющую задания, задачи, тесты, целью которых является закрепление
теоретических знаний, формирование и развитие практических
навыков проведения экономических расчетов. В рабочей тетради
предусмотрены задания для самостоятельной работы, перечень
вопросов к зачету и экзамену.
ВСТУПЛЕНИЕ

Кафедрой экономики производственных предприятий РЭА
им. Г.В. Плеханова создан и постоянно совершенствуется учебный
научно-методический комплекс «Экономика организаций (фирм)»,
предназначенный для студентов экономических специальностей,
аспирантов, специалистов и руководителей-практиков экономи-
ческого профиля. Он разработан в соответствии с государствен-
ными образовательными стандартами высшего профессионального
образования и на основе типовых учебных планов подготовки спе-
циалистов в области менеджмента организаций (фирм), а также
программ, представленных в базовых учебниках.
Он включает базовые учебники «Экономика организаций
(фирм)», имеющие единую методолого-содержательную основу,
но различающиеся исходя из конкретных задач в области подго-
товки специалистов разного уровня (бакалавр, специалист и ма-
гистр) и разного профиля (виды специальностей и специализаций).
В учебный научно-методический комплекс (УНМК), кроме ба-
зовых учебников, входят: «Экономический анализ организации
(фирмы)»; учебное пособие «Экономика организации (фирмы)» в
схемах, таблицах, расчетах; учебное пособие «Экономика органи-
зации (фирмы): Практикум»; учебное пособие «Анализ и диагнос-
тика финансово-хозяйственной деятельности организации (фир-
мы)»; учебное пособие «Организация производства фирмы»; учеб-
ное пособие «Планирование деятельности организации (фирмы)»;
учебное пособие «Экономика отрасли» и ряд других специализи-
рованных пособий, в том числе и в электронном виде.
В составе редколлегии УНМК ответственный редактор д.э.н.,
проф. В.И. Видяпин, члены редколлегии — проф. В.А. Колоколов,
проф. О.И. Волков, проф. В.Я. Поздняков, проф. В.К. Скляренко,
проф. Р.П. Казакова, доц. О.В. Девяткин, доц. В.М. Прудников.





Тема 1. ПродукТ Труда и качесТво


Программа
План производства продукции. Количественные показатели
плана, стоимостные и натуральные. Количество продукции,
сущность, показатели. Стандартизация и сертификация
продукции. Управление качеством.



ОСНОВНыЕ ПОНяТИя И ОПРЕДЕЛЕНИя

План производства продуктов труда — это директивный доку-
мент, в котором указаны номенклатура и ее ассортимент, стоимос-
тные и натуральные объемы производства в заданный промежуток
времени и основные параметры качества продукции. Ранее этот
план назывался производственной программой и формулировался
как задание по выпуску продукции заданного ассортимента и ка-
чества в плановый период времени.
Номенклатура продукции — это укрупненный перечень наиме-
нований продукции, выпускаемой предприятием.
Ассортимент — подробный перечень выпускаемой продукции
с указанием характерных отличительных признаков и обобщенных
показателей качества. Например, «мужские костюмы, размер 54,
сорт 1». Для измерения объема производства в основном исполь-
зуют стоимостные показатели валового объема, товарного выпуска,
незавершенного производства, объема реализации, добавленной
стоимости.
Валовой объем включает товарный выпуск и объем незавершен-
ного производства.
Товарный выпуск (готовая продукция) характеризует продукцию,
законченную в изготовлении и предназначенную к реализации.
Объем реализации включает весь объем продаж (когда право соб-
ственности перешло к покупателю) независимо от того, поступи-
ли ли денежные средства за проданную продукцию на предпри-
ятие.


Показатель добавленной стоимости используется (как термин)
в налоговой системе и при исчислении валового внутреннего про-
дукта по регионам, отраслям и в целом по стране.
К натуральным измерителям объема выпуска продукции отно-
сят количество в штуках, килограммах, тоннах, метрах и т.д. Для
планирования численности работающих используются трудовые
измерители объема производства, такие, как нормочасы, челове-
кодни, станкочасы, единицы рыночной стоимости и т.д. Иногда
используют для исчисления объемов производства условно-нату-
ральные измерители: калорийность, тонны условного топлива,
киловатт-часы энергии и др.
Качественные характеристики продуктов труда основаны на
действующих нормативных актах. Так, по ГОСТ 15467-79 качество
продукции характеризуется как совокупность свойств продукции,
обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные
потребности в соответствии с назначением. Аналогична формули-
ровка качества по международному стандарту ISO 8402.1994, где
качество определяется как совокупность характеристик объекта
(деятельности, процесса, продукции, услуги), относящихся к его
способности удовлетворять установленные или предполагаемые
потребности.
Свойство продукции представляет собой объективно существу-
ющую характеристику какой-либо стороны продукции (признак).
Поэтому свойства измеряются единичными (одно свойство) и ком-
плексными (множество свойств) показателями.
К единичным показателям можно отнести характеристику каче-
ства продукции, например, по цвету, весу, длине, высоте, матери-
алоемкости и т.д.
К комплексным показателям относят характеристики качества
продукции по назначению, размерам, долговечности, уровню стан-
дартизации, технической эстетике, эргономичности, экологичнос-
ти и т.д.
Для общей количественной оценки качества используют интег-
ральные показатели: количество баллов, сортность, категории,
соответствие лучшим достижениям, коэффициенты и др.
Управление качеством продукции осуществляется на разных ста-
диях: проектирования продукции, изготовления и эксплуатации.
От качества продукции зависит уровень конкурентоспособности
предприятия, его финансовое положение. Поэтому управлением
качеством занимаются все уровни управления: государство, кор-
порации, предприниматели.


Качество продукции фиксируется в следующих нормативно-
правовых документах: ТУ (технические условия), СП (стандарты
предприятия), ОСТ (отраслевые стандарты), РСТ (региональные
стандарты), ГОСТ (государственные стандарты). Кроме того, су-
ществуют стандарты научно-технических обществ и международ-
ные стандарты и правила.
Конкретная партия продукции, подлежащая продаже, может
быть сертифицирована, т.е. государство подтверждает, что она со-
ответствует тем показателям и документам, по которым она выпу-
щена.
Отношения между покупателем и продавцом продукции стро-
ятся на договорной основе. При нарушении договора между продав-
цом и физическим лицом — покупателем отношения регулируют-
ся законом «О защите прав потребителей». Договорные отношения
между юридическими лицами регулируются Гражданским кодек-
сом РФ и претензиями.


стр. 1
(всего 45)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>