стр. 1
(всего 60)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>

ВЫСШЕЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ

В. И. Титов




ЭКОНОМИКА
предприятия
Учебник
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по экономическим специальностям




Москва
Эксмо
2008
УДК 334
ББК 65.29я73
Т45




Серия «Высшее экономическое образование»




Об а в т о р е :
Титов В.И. — д.э.н., профессор кафедры экономики и управления пред­
приятием Российского университета дружбы народов (РУДН)

Рецензенты:
Абрамов С И . — д.э.н., профессор Государственного университета
управления
Богданов А.Н. — к.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и управ­
ления предприятием Московского государственного открытого
университета




Титов В.И.
Т 45 Экономика предприятия : учебник / В . И . Титов. — М. : Эксмо,
2008. — 416 с. — (Высшее экономическое образование).
ISBN 978-5-699-18439-2
Учебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования по специальности 08.05.02 «Экономика и
управление на предприятии (по отраслям)» и содержит в себе все предусмотренные
им темы.
Для студентов экономических специальностей, практических работников, а также
для широкого круга читателей, интересующихся проблемами экономики современ­
ных предприятий.
УДК 334
ББК 65.29я73


ISBN 978-5-699-18439-2 © ООО «Издательство «Эксмо», 2008
Оглавление
= ^Ф

ВВЕДЕНИЕ .5
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Предпринимательство как экономическая категория 7
1.2. Основные виды предпринимательства 16
1.3. Предпринимательский сектор в экономике 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
ПРЕДПРИЯТИЙ. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕДПРИЯТИЙ 32
ГЛАВА 3. СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ:
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ 46
3.1. Внешняя среда функционирования предприятия 46
3.2. Внутренняя среда функционирования предприятия 62
ГЛАВА 4. ПРОДУКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ,
ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 65
ГЛАВА 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 74
5.1. Основные производственные фонды 74
5.2. Оборотные средства 88
5.3. Материально-технические ресурсы 94
5.4. Трудовые ресурсы 112
ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 144
6.1. Производственный процесс и принципы его организации . . . . 144
6.2. Формы, типы и методы организации производства 151
6.3. Внутрипроизводственные резервы и методы их выявления. . . . 162
ГЛАВА 7. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ,
ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА 175
7.1. Характеристика общей структуры предприятия 175
3
Оглавление

12. Проектирование производственной структуры предприятия. . . 183
7.3. Инфраструктура предприятия 194
ГЛАВА 8. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ 204
8.1. Особенности управления предприятием, цехом и участком . . . 204
8.2. Организационная структура и автоматизация управления . . . . 215
8.3. Управление персоналом 231
ГЛАВА 9. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ:
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ, ТЕКУЩЕЕ, ОПЕРАТИВНОЕ 250
9. J. Стратегическое планирование 250
9.2. Текущее планирование 274
9.3. Оперативное планирование 282
ГЛАВА 10. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ:
ЭКСТЕНСИВНЫЕ И ИНТЕНСИВНЫЕ 300
10.1. Экономическое развитие и экономический рост: понятие
и сущность 300
10.2. Экстенсивные факторы развития 303
10.3. Интенсивные факторы развития 305
ГЛАВА 11. ИННОВАЦИОННАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 318
11.1. Инновационная деятельность предприятия 318
11.2. Инвестиционная деятельность предприятия 337
ГЛАВА 12. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ:
СОБСТВЕННЫЕ И ЗАЕМНЫЕ 355
12.1. Собственные финансовые ресурсы предприятия 355
12.2. Заемные финансовые ресурсы предприятия 361
ГЛАВА 13. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 367
13.1. Доходы предприятия 367
13.2. Расходы предприятия 375
ГЛАВА 14. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ 383
14.1. Значение учета и отчетности для предприятий 383
14.2. Организация учета и отчетности на предприятиях 387
14.3. Состав и содержание учета 389
14.4. Состав, содержание и значение отчетности 394
ГЛАВА 15. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ПРЕДПРИЯТИИ 405
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 410
Введение
lkt

Предмет «Экономика предприятия» не только является веду­
щим при подготовке экономистов-менеджеров по специальности
08.05.02 «Экономика и управление на предприятии», но и представ­
ляет собой одну из основных дисциплин в обучении экономистов
по другим специальностям.
В условиях рыночных отношений центр экономической дея­
тельности перемещается к основному звену всей экономики —
предприятию. Именно здесь производится нужная обществу про­
дукция, оказываются необходимые услуги. Значительная часть госу­
дарственного бюджета формируется за счет финансовых поступле­
ний от предприятий.
Следует помнить, что в рыночной экономике выживает лишь
тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования
рынка, наладит производство продукции, пользующейся спросом,
обеспечит высокий доход для своих работников.
Вероятно, каждый, не задумываясь, способен дать ответ на во­
прос о том, какое предприятие можно назвать хорошо работающим.
Это предприятие, которое своевременно и достойно оплачивает
труд своих работников; выполняет свои обязательства перед партне­
рами и бюджетом; видит перспективы своего развития и с оптимиз­
мом смотрит в будущее.
В условиях рынка предприятие самостоятельно решает, что и
как ему производить, в каких целях и как использовать имеющиеся
в его распоряжении ресурсы: материально-технические, трудовые,
финансовые, информационные и т. д. При этом экономическая от­
ветственность, которую несет предприятие, нацеливает его руково­
дителей на повышение эффективности использования всех видов
ресурсов.
Слагаемые совокупного производственного потенциала пред­
приятия не действуют разрозненно, сами по себе: они тесно взаимо­
связаны, а сущность этой взаимной связи выражают определенные
5
Введение

экономические категории, закономерности и законы, которые и
изучает дисциплина «Экономика предприятия».
Учебник по дисциплине «Экономика предприятия» по специ­
альности 08.05.02 «Экономика и управление на предприятии (по от­
раслям)» подготовлен в соответствии с Государственным образова­
тельным стандартом и срстоит из пятнадцати глав. Это уже второе
издание учебника, переработанное, дополненное и увязанное с дру­
гими дисциплинами стандарта.
Автор приносит благодарность рецензентам: доктору экономи­
ческих наук, профессору Государственного университета управле­
ния С. И. Абрамову и профессору А. Н. Богданову, заведующему ка­
федрой экономики и управления в строительстве Московского го­
сударственного открытого университета за ценные замечания и
предложения, которые способствовали улучшению содержания на­
стоящего учебника.
• * * * * • '




Предприятие как субъект и объект
предпринимательской деятельности



1.1. Предпринимательство как экономическая категория
Первые теоретические попытки осмысления феномена пред­
принимательства относятся к XVII в. Английский экономист
Р. Кантильон считается первым теоретиком, давшим систематиче­
ское описание этого феномена и введшим в научный оборот термин
«предприниматель».
Под предпринимателем Кантильон подразумевал человека, кото­
рый за определенную цену покупает средства производства, чтобы
произвести определенную продукцию и продать ее в целях получе­
ния доходов, и который, принимая на себя обязательство по из­
держкам, не знает, по каким ценам может осуществиться реали­
зация. Таким образом, предпринимательство понималось им как
производственно-хозяйственная деятельность особого рода, вклю­
чающая в себя элементы риска.
Ж.-Б. Сэй сделал следующий шаг в области анализа предприни­
мательства. Обладая личным опытом в сфере бизнеса, он считал,
что предприниматель — центральная фигура в процессе производ­
ства и распределения благ, а предпринимательство — деятельность
по организации людей в рамках производственной единицы.
А. Смит считал предпринимательскую деятельность в рамках
рыночных отношений «естественной», т. е. самоинициирующейся и
самоподдерживающейся: при наличии капитала, труда и сырьевых
ресурсов она возникает спонтанно. Как многие другие теоретики
периода первоначального накопления капитала, он отождествлял
собственников (капиталистов) и предпринимателей, что соответст­
вовало реалиям рассматриваемого временного периода: историче-
7
Экономика предприятия

ски собственник-менеджер был преобладающим типом предприни­
мателя.
В отечественной литературе встречаются различные определе­
ния предпринимательства.
В соответствии с толковым словарем В. Даля предприниматель­
ство есть исполнение какого-либо нового дела, совершение че­
го-либо значительного (Даль, 1955). В специальных (в частности, в
экономических) исследованиях применяется другое определение:
предпринимательство — это деятельность, тем или иным путем свя­
занная с получением прибыли, дохода. И в этом плане понятие
предпринимательства смыкается с понятием бизнеса — ведения ка­
кого-либо дела, приносящего доход (Стратегии.., 1998). Однако со­
временные интерпретации обсуждаемого термина допускают также
и более широкую его трактовку, объединяющую оба приведенных
определения.
Следует уточнить, что понятие предпринимательства несет не­
сколько иную смысловую нагрузку, нежели часто употребляемое
понятие бизнеса. В общественном сознании понятие предпринима­
тельства часто связывается с реализацией некоторой масштабной и
новой идеи, которая может принести доход как в краткосрочной,
так и в отдаленной перспективе, однако с определенной вероятно­
стью может и не оправдать возлагаемых ожиданий.
При этом особый слой предприимчивых людей берет на себя
риски, связанные с принимаемыми нестандартными решениями.
Если бизнес в целом допускает значительную долю рутинной дея­
тельности, осуществляемой по некоторым заданным правилам, то
экономические новации и пионерские стратегические решения яв­
ляются необходимыми условиями предпринимательства, выраже­
нием его «духа». Так как и размер вознаграждения за предпринима­
тельскую деятельность, и время его получения существенно зависят
от фактора неопределенности, в общественном мнении предприни­
матели часто отождествляются с «подвижниками» и «первопроход­
цами».
Типичными примерами предпринимательства являются освое­
ние западных территорий американскими колонистами, «золотая
лихорадка», вызванная открытием новых месторождений золота,
и т. д. Однако подлинных предпринимателей от авантюристов все­
гда отличал большой прагматизм и точный расчет возможных соб­
ственных выгод и затрат.
Тем не менее следует признать, что границы между понятиями
бизнеса и предпринимательства достаточно условны, размыты, осо­
бенно в том случае, если речь идет о высокорисковых видах бизнеса.
8
Глава 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательства

Резюмируя вышеизложенное, можно считать, что предпринима­
тельство в широком смысле отождествляется с любым бизнесом, в
узком смысле — с высокорисковыми видами бизнеса, связанными с
реализацией значимой и, как правило, новой идеи.
Классическая модель предпринимательства имеет две модифика­
ции в зависимости от способов достижения поставленных целей:
рутинно-прагматическую — на основе использования трудноосваи-
ваемых производственных ресурсов и потребительскую — на основе
более полного, точного и адресного удовлетворения спроса потре­
бителя.
Отличительная особенность этой модели состоит в максимиза­
ции прибыли и получении наибольшей отдачи от имеющихся в рас­
поряжении ресурсов на базе уже сложившихся технологий.
Вторая модель предпринимательства ориентируется на поиск
более эффективных технологий переработки ресурсов и экономиче­
ских методов ведения хозяйства и приводит к максимизации при­
были, как правило, лишь в некотором отдаленном будущем. Ис­
пользуя как собственные, так и внешние ресурсы и формируя новые
стратегии экономического развития, предприниматель берет на се­
бя инновационные риски, связанные с новаторской деятельностью.
В соответствии с этими моделями различают и типы предприни­
мательских решений.
Инновационная модель предпринимательского поведения наибо­
лее актуальна для большинства стран развитой экономики. Однако
реализация ее требует, как правило, участия государства. Науч­
но-технический прогресс, повышение требований к надежности,
качеству и другим параметрам продукции заставляют многие пред­
приятия осуществлять «мозговые атаки» для поиска принципиально
новых технико-экономических решений. Особенно велика роль ин­

стр. 1
(всего 60)

СОДЕРЖАНИЕ

Вперед >>